Урок-беседа "Художники - о войне"

Урок-беседа "Художники – о войне"
Цели: Ознакомление с картинами художников о ВОВ. Воспитание патриотических
искусств.
Методы: Беседа, просмотр репродукций, выступление учащихся.
Зрительный ряд: Выставка детских работ посвященных Великой Отечественной войне.
Музыкальный ряд: Песня «Вставай страна огромная» (стихи В.И. Лебедева-Кумача.
Композитор А.В. Александров). Песня «День победы» (стихи Владимира Харитонова,
музыка Давида Тухманова).
Литературный ряд: Стих «Кровавая история» А.И. Болутенко.
Оборудование:
Для учителя: Диск с песнями, репродукции с картин: Пабло Пикассо «Герника», А.А.
Дейнека «Оборона «Севастополя», Борис Иогансон «Праздник Победы». Плакат «Воин
Красной армии, спаси!» В.Б. Корецкий, «Родина-мать зовет!» И.М. Тоидзе, «Ожидание»
А.Ф. Лутфуллин, «Генерал Тагир Кусимов» P.M. Нурмухаметов, «Письмо»
В.И. Суздальцев, «Военные годы» Р.Ю. Халитов.
Для учащихся: Рабочая тетрадь, ручка. План урока.
1. Организационная часть.
2. Подведение к теме: чтение стихотворения о Великой Отечественной войне, звучит музыка.
3. Галерея юного художника. Выставка детских работ «Война глазами детей».
4. Сообщение нового материала и цели урока.
5. Обсуждение работ художников учащимися.
6. Батальный жанр в произведениях художников XX века.
7. Дети войны. Пионеры-герои.
8. Башкирские художники о Великой Отечественной войне.
9. Борис Иогансон «Праздник Победы» (1947). Звучит песня «День Победы».
10. Закрепление темы.
11. Конец урока. Спасибо за работу.
Ход урока
Организационная часть. Готовность. Приветствие.
Подведение к теме. Звучит музыка. Чтение стихотворения о Войне. «Кровавая история»
А.И. Болутенко.
Врагами могут стать родные братья,
История народов вся в крови,
Зло, ненависть и горькие проклятья,
В душе людей нет места для любви.
Ведь каждый жить на свете страстно хочет,
Паши землю и сей в родном краю,
Не хочется, работать трудно очень,
Желают быть за счет других в раю.
Что было
то прошло, но злые люди,
Хотя в их душах долго дремлет зверь.
Двадцатый век. Казалось, войн не будет,
Но льется кровь, как раньше, и теперь.
Хоть мирные и речи, и одежды,
Сочувствия в душе не обрели,
Что станет лучше, слабой нет надежды,
И новая история в крови.
31.10.1997
«Вставай страна огромная». История песни (уч-ся).
История песни:
«Священная война» – патриотическая песня периода Великой Отечественной войны,
ставшая своеобразным гимном защиты Отечества. Известна так же по первой строчке:
«Вставай, страна огромная!». 24 июня 1941 года одновременно в газетах «Известия» и
«Красная звезда» были опубликованы стихи поэта В.И. Лебедева-Кумача «Священная
война». Сразу же после публикации композитор А.В. Александров написал к ним музыку.
Песня приобрела массовую популярность на фронтах Великой Отечественной войны и
поддерживала высокий боевой дух в войсках, особенно в тяжелых оборонительных боях.
Дети что вы знаете о Великой Отечественной войне?
Что ни будь из истории своей семьи, если не воевал, трудился ради Победы. Так или иначе,
война коснулась каждой семьи нашей страны. Таким образом, тема Великой
Отечественной войны является чрезвычайно для нашего народа одной из великих тем его
жизни.
Почему так часто художники нашей страны обращались к этой теме?
Ни одну семью, ни один дом не обошла война. Многие и ушедших на фронт не вернулись
назад. Все народы и национальности СССР пострадали от гитлеровского нашествия. Для
каждого конец войны был радостью безмерной, но и в то же время «со слезами на глазах».
До сегодняшнего дня идет переживание произошедшего, в том числе и языком
изобразительного искусства.
Почему так часто художники напоминают нам о войне, почему не могут и не дают нам
забыть ней, какой сокровенный смысл вкладывают в свои работы-раздумья?
(Отвечая на все эти вопросы, дети могут обсуждать работы художников.)
«Вставай страна огромная, вставай на смертный бой...» эти слова прозвучали, как набат: с
первых дней Великой Отечественной войны деятели культуры встали рядом с бойцами
фронта и тыла.
Пожалуй, самым активным жанром, обозначившим себя в качестве оружия искусства, стал
плакат «Родина-мать зовет!». Автор Тоидзе Ираклий Моисеевич, закончил Тбилисскую
Академию художеств. Работал в «Окнах сатиры», делая плакаты. Особенную известность
получил плакат «Родина – мать зовет!» (1941).
Тема Родины, представленной, в виде женщины, призывающей к героической борьбе.
Художник сумел дать в нем аллегорию, в основу которой положил конкретный образ
портретного характера. Он создал убедительный образ женщины, сделав ее призывающий
жест простым и патетическим. Лаконичная раскраска плаката составлена из двух цветов –
черного и красного. Лист Тоидзе разошелся по все стране с текстом, напечатанным на
многих языках народов СССР.
«Воин Красной армии, спаси!». Плакат. 1942 год. Корецкий Виктор Борисович.
Заслуженный художник РСФСР, дважды лауреат Государственных премий СССР. Работал
над рекламными плакатами, затем перешел к политическому плакату. В годы Великой
Отечественной войны создал около пятидесяти плакатов. Плакат «Воин Красной армии,
спаси!» получил поистине всенародное признание и любовь. Вид женщин с ребенком на
руках, на которую направлен окровавленный штык со свастикой, вызывал непреодолимое
желание ее спасти, разгромить врага. На лице женщины гнева больше, чем страха и она
готова на все. Этот плакат – едва ли не лучшее и сильнейшее произведение Корецкого.
Но каким суровым становится этот мир на полотнах, созданных в дни Великой
Отечественной войны 1941–1945 годов. Героические защитники Севастополя в картине
А.А. Дейнека «Оборона Севастополя». Несгибаемое мужество защитников Севастополя, их
твердую решимость сражаться до последнего вздоха показал Дейнека (1942).
В искусстве ХХ века были такие мастера как, например, Пабло Пикассо (испанец)
представитель западноевропейского и американского искусства. Одно из важнейших
произведений Пабло – панно «Герника» (1937), в котором художник в сложной форме
изобразил результат варварской бомбардировки фашисткой авиации маленького города
басков – Горники. Произведение как протест против фашизма. Оно состоит из фрагментов
человеческой фигуры, домов, которые будто разрушаются на глазах. С полотна словно
несется крик ужаса и боли. Пикассо будто предвидел вторую мировую войну, и его картина
стала символом предостережения войны, которая не раз вторгалось в мирную жизнь ХХ
века.
Ребята, а вы знаете, что на защиту своей родины вставали даже дети. Среди них пионеры-
герои. Назовите их.
Александр Матросов, наш земляк.
Зоя Космодемьянская (партизанка).
Демонстрация репродукции. Марат Казей Леня Голиков, Валя Котик, Зина Портнова, Вася
Коробко (были заживо похоронены). Будем достойны их памяти.
Башкирские художники не остались в стороне. Их картины о войне, предостережение
новым поколениям о том, чего не должно быть. Репродукции картин: Ахмат Фаткулович
Лутфуллин «Ожидание» (1969–1970. Холст. Масло).
Лутфуллин родился 1928 году. Закончил факультет живописи в г. Вильнюсе. Основные
герои картин художника – его земляки, люди из села. Автор любит сочетание коричневых,
охр, красных тонов. Лица на портретах всегда выразительны, они передают многие оттенки
психологического состояния образов. Таковым является картина «Ожидание». Вечер,
дорога, стоящие женские фигуры, за из спинами угадываются горы. Суровые лица, строгий
рисунок всех деталей, простые выразительные формы. Создается образ затаенной
сдержанной боли от разлуки с близкими.
Рашид Мухаметбареевич Нурмухаметов.(1925–1985). «Генерал Тагир Кусимов». (1973.
Холст. Масло). Нурмухаметов окончил факультет живописи Государственного института
им. И.Е. Репина в Москве. Последователь русской реалистической школы. Оставил
большое наследие во всех жанрах живописи.
Портрет генерала представлен как бы в походной, боевой обстановке. В накинутой на
плечи черной бурки, делающей фигуру монументальной. История, рассказывающая об
одном из выдающихся сынов башкирского народа. Красивые тона черных, зеленых, светло-
красных цветов предают образу торжественность.
Халитов Раис Юнусович. 1934 год. «Военные годы». Акварель. 1985 год. Закончил
художественное училище им. П.Бенькова в г. Ташкенте. Работает в технике акварель. Член
СХРФ с 1968 года. В его работах соцреализм 6070-х годов: реалистическая трактовка,
идеологическая направленность. Работа посвящена 40-летию Победы над фашизмом. Здесь
нет сцен сражений, но горечь военных лет убедительна, раскрывается в печально
застывших фигурах женщин. В напряженности их ожидания, в обеспокоенности жестов:
они обнимают детей, как бы ограждая их от боли и беды.
Суздальцев Виктор Иванович (1940 г.р.). «Письмо» (акварель).1983 г. Образование получил
в художественном училище им. К.Савицкого, г. Пенза. Член СХРФ с 1989 года. В технике
акварели работает с 1964 года. Сюжет написан под впечатлениями детства. Художник
вспоминает как тетка Настя, не дождавшаяся брата, после войны получила из военного
архива письмо с сообщением о его смерти. Память возвращает художника в старый
родительский дом, к пережитым горестям.
(Сообщения о художниках ведут уч-ся, которые сами подготовили.)
Звучит музыка песни «День Победы».
Историю песни рассказывает ученик.
История песни:
В марте 1975 года поэт Владимир Харитонов обратился к Давиду Тухманову с
предложением о создании песни, посвященной Великой Отечественной войне. Страна
готовилась к 30-летию Победы, и в Союзе композиторов был объявлен конкурс на лучшую
песню о войне.
Буквально за несколько дней до окончания конкурса В.Г. Харитонов передал свои стихи
соавтору. Давид Тухманов очень быстро написал музыку, и песню успели передать на
последнее прослушивание конкурса.
Но никакого места песня «День Победы» не заняла. Мало того, прослушивание песни
вызывало болезненную, острую реакцию старших коллег Д. Тухманова, против песни
прозвучали очень резкие высказывания, о чем немедленно стало известно на Гостелерадио.
Причина была в музыке и в ее авторе. Поэт В.Г. Харитонов был ветераном войны, песни на
его стихи еще в 1950-е годы писали увенчанные лаврами композиторы (Анатолий Новиков,
Вано Мурадели и другие). А Давид Тухманов был молодым автором, известным лишь по
эстрадным шлягерам. Лишь в ноябре 1975 года на концерте, посвященном Дню милиции,
Лев Лещенко (фактически обманув телевизионное руководство) исполнил «День Победы»
в прямом телевизионном эфире. Публика сразу приняла песню, и «День Победы» был
исполнен еще раз на бис. После чего эту песню стала петь вся страна.
«День Победы» давно существует и в виде марша, который исполняют оркестры многих
стран мира.
Картину «Праздник Победы 9 Мая» 1945 (1947 г.) написал Борис Иогансон. Анализ
произведения дает учитель.
Как называется тема нашего урока?
С творчеством каких художников мы познакомились?
Какие репродукции картин вам понравились? Назовите их.
Спасибо за работу на уроке. Урок окончен. До свидания.