Открытое занятие "Сценическое действие. Понятие, основные признаки и принципы сценического действия"

Драматический театр «Премьера»
Руководитель Белякова Анна Сергеевна
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
ТЕМА: «Сценическое действие. Понятие, основные признаки и
принципы сценического действия».
Цель: Повысить уровень актерского мастерства учащихся.
Задачи занятия:
Образовательные:
1. Познакомить учащихся с понятием сценическое действие, с его
признаками, отличительными особенностями и принципами.
2. Закрепить полученные знания в практической деятельности.
Развивающая:
1.Развивать внимание, воображение и творческий потенциал
учащихся.
2. Расширение кругозора.
Воспитательная:
1. Воспитывать у учащихся навыки творческого сотрудничества.
2. Воспитывать у учащихся умений и навыков работы в коллективе
(малых и больших группах) и самостоятельно.
3. Прививать интерес к театральной деятельности и к театру как виду
искусства.
Ход занятия:
1. Организационный момент. (5 мин)
Игра – упражнение «Всем привет!»
Цель: проверка готовности учащихся к занятию
Упражнение «Хлопки»
Цель: концентрация внимания учащихся.
2. Объяснение нового материала. (10 мин.)
Основой актерского творчества является «действие». На сцене нужно
действовать.
Вопрос: Что такое сценическое действие, по - вашему?
Ответы учащихся
Сценическое действие это волевое стремление артиста роли в
достижении цели, согласно содержанию пьесы. Оно может быть направлено
на партнера, с целью повлиять на его поведение.
Из определения учащиеся сами выводят два основных признака
сценического действия.
1. Наличие цели;
2. Волевое стремление.
Часто сценическое действие путают с чувствами.
Н-р. нервничаю, мучаюсь, радуюсь, злюсь и т.п. это чувства, а вот
прошу, упрекаю, утешаю, прогоняю, приглашаю, отказываюсь,
объясняю и т.п это действие, т.к. присутсвует цель и волевое
стремление повлиять на поведение другого человека.
На сцене надо действовать, а не пытаться думать о
чувствах, иначе актер начнет играть чувства, а это
делает игру фальшивой.
Выделяют физическое действие, психическое и словесное.
Н-р. Герой пьесы рвет письмо, чтобы оно не дошло до адресата.
Назовите его психическое действие (желание убрать соперника или
жажда мести), назовите его физическое действие (рвет письмо)
словесное – отсутствует. Но если он придет и скажет, что письмо не
приходило, то это уже будет словесное действие. Назовите его
(лжет).
Физическое и словесное зависит от психического. Т.е. первоначально
психическое действие. Оно побуждает к физическому или словесному
действию.
Поэтому так важно понимать своего героя, для органичного (живого,
жизненного) воплощения роли на сцене.
Если сценические действия органичны, то мы забываем, что перед нами
актер, мы сопереживаем, сочувствуем герою пьесы. Между зрителем и
актером, в таком случае появляется невидимая нить, зритель становится
соучастником всего происходящего на сцене.
Если же сценическое действие неорганично, такая игра актера не вызывает
сопереживания у зрителя. Такое случается, если актер выходит на сцену
бесцельно или путая чувства и действия.
Вывод: Не имеет смысла выходить на сцену без цели.
Вопрос: Как вы думаете, а чем сценическое действие отличается от
жизненного?
Ответы учащихся
Жизненное действие возникает непроизвольно, как ответ на внешние и
внутренние раздражители, а сценическое произвольно, заранее известно
актеру, момент неожиданности отсутствует.
Вопрос: Как же сделать так, чтобы действие было органичным,
несмотря на многократное его повторение во время репетиций?
Ответы учащихся.
Для органичного воплощения роли актер должен соблюдать основные
принципы сценического действия:
1. Смотреть и видеть
2. Слушать и слышать
3. Понимать и чувствовать
1. Смотреть и видеть
Смотреть – пассивный процесс, видеть – активный процесс.
Пример: пьеса «Аленький цветочек».
Говорить – значит рисовать зрительные образы партнеру.
Слушать – значит видеть то, о чем говорит партнер.
2. Слушать и слышать
Слушать – пассивный процесс, слышать – активный.
Один актер говорит: Я принес то, что вы просили!
Другой отвечает словами из другой сцены: Почему вы не принесли
мне то, что я просил принести.
3. Понимать и чувствовать.
Основан на принципах системы Станиславского (принцип
жизненной правды, принцип перевоплощения и органичности
творчества актера).
3.Закрепление полученных знаний в практической деятельности. (25 мин.)
1. Упражнения на закрепление принципа сценического действия «Смотреть и
видеть»
а). Один ученик отворачивается, педагог задает вопросы группе, связанные с
внешним видом ученика, его одеждой и т.д.
Учащиеся должны ответить.
Цель: развитие наблюдательности, как активного процесса, основанного
на пассивном процессе смотреть.
б). «Фотограф»
Цель: развитие наблюдательности и зрительной памяти учащихся.
2.Упражнения на закрепление принципа сценического действия «Слушать и
слышать»
а). «Шумовой квадрат»
Цель: развитие способности не просто слушать, но и слышать.
б). «Угадай по звукам»
Цель: активизация слуха, развитие фантазии учащихся.
в). «Слушай одного»
Цель: развитие умения концентрировать слуховое внимание на одном
объекте.
3. .Упражнения на закрепление принципа сценического действия «Понимать
и чувствовать»
а). Этюдная работа «Отношение к предмету»
Взять книгу, ручку или другой предмет, если это
- предмет любимого человека;- врага;- старинный и очень дорогой;-
принадлежит неряшливому человеку;- вы его давно искали; - это ненужный
предмет; - с ним связаны приятные воспоминания, - он вам не интересен.
Условие: не наигрывать, а постараться прочувствовать заданные
эмоциональные состояния, не изображать, а прожить их.
б). Этюдная работа «Войти в комнату»
- это старинный замок с приведениями
- это класс и вы опоздали на урок
- вы хотите подслушать разговор
- чтобы не разбудить спящего
- это ваша комната, ночь и вдруг выключили свет
- это картинная галерея.
- чтобы спрятаться
- чтобы найти что - то.
4. Рефлексия (5 мин).
Вопросы к учащимся.
1). Что такое сценическое действие?
2). Признаки сценического действия.
3). Принципы сценического действия.
4). Для чего нужно соблюдать принципы сценического действия?
Игра «разделись на группы по хлопку»
- по количеству братьев и сестер в семье.
- по цвету волос.
- по цвету глаз.
- по предпочтениям музыка – спорт ; – по настроению
Сценическое действие это волевое стремление артиста роли в
достижении цели, согласно содержанию пьесы. Оно может быть
направлено на партнера, с целью повлиять на его поведение.
Признаки
1. Наличие цели.
2. Волевое стремление.
Чувства и действие
Плачу, сержусь, грущу, скучаю, радуюсь – это чувства, но не действия.
Утешаю, прошу, убеждаю, прогоняю, приглашаю – это действия.
Виды сценического действия:
- физическое действие
- психическое
- словесное
Принципы сценического действия:
1. Смотреть и видеть
2. Слушать и слышать
3. Понимать и чувствовать
ПРИМЕЧАНИЕ: Во время объяснения очень хорошо использовать
презентацию на тему «Сценическое действие». Она послужит средством
наглядности и поможет учащимся быстрее и эффективнее усвоить материал.