Виды танцевального искусства, их характеристика и специфика

ГБУ ДО Дом детского творчества «Преображенский»
Центрального района Санкт-Петербурга
Виды танцевального искусства, их
характеристика и специфика
подготовила:
Татьяна Сергеевна Феденёва – педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2018
2
Содержание:
Введение
1. Основные виды хореографического искусства
1.1 Формирование, характеристика и специфика классического
танца
1.2 Народно-сценический танец, его особенности и качественные
характеристики
1.3 Характерно-академический танец - одно из выразительных
средств балетного театра.
1.4 Историко-бытовой танец его истоки и специфические
особенности
1.5 Бальный танец: история возникновения и характеристика.
1.6 Модерн и его основные принципы
1.7 Джазовый танец и его характерные черты
1.8 Современный танец и его многообразие
1.8.1 Танец Контемп (Контемпорари, Contemporary dance)
1.8.2 Несценические виды танца
1.9 Специфические особенности эстрадного танца
2. Формы и жанры танцевального искусства.
Заключение
Список литературы
3
Введение
Вид искусства, в котором средством создания художественного образа являются
движения, жесты танцовщика и положения его тела, называется танец (польский taniec,
от нем. Tanz). Танец возник с появлением первых людей. И его значение в их судьбе трудно
было бы переоценить. Жизнь первобытного человека, тесно переплетённая с природой,
зависящая от ее благосклонности и даров, создала искусство танца неоднозначным.
С одной стороны, в нём присутствовала данная богом человеку способность через
пляску выражать свои чувства. С другой танец служил средством общения людей с
окружающим миром. Миром огромным и непостижимым, где правил ритм символ
вечности! Именно ему подчинены рождение и смерть, природа и человек, простейший шаг
и самые витиеватые и виртуозные па. Через танец наши далёкие предки общались со своими
суровыми и грозными богами, веря, что пляска и жертвенный огонь умилостивят
бессмертных, помогут в охоте, пошлют победу в битвах, спасут от болезни.
Стремительно летело время. Мир преображался, и вместе с ним люди менялись.
Таким образом танец как форма выражения и часть искусства стал приобретать свои виды.
Постепенно определились его основные виды: народный танец, затем бальный танец,
выделившийся в самостоятельную группу, наконец с развитием профессионального
сценического искусства, - классический танец, характерный танец, танец модерн.
Ещё в не далёком прошлом, в конце ХХ века, было принято выделять четыре
основных вида хореографического искусства:
· народный танец,
· бальный танец,
· классический танец,
· современный танец.
Но сегодня, время движется вперёд, меняется наша жизнь, возникают новые
технологии, танец продолжает плодотворно развиваться, и границы хореографического
искусства стремительно расширяются. Существует огромное множество направлений,
школ, и стилей танца: классический и народно-сценический, историко-бытовой и
спортивный танец, танец живота, джаз и модерн, характерно-академический и
фольклорный танец, эстрадный танец, «хип – хоп», «стрит», «брейк – данс», «контемпери»
и другие.
Целью данной работы является рассмотрение всех сформировавшихся видов
танцевального искусства в современном мире, выявление их характеристик и особенностей.
Предмет исследования: танцевальное искусство в современном мире.
Объект исследования: характеристика основных видов хореографического искусства
и выявление их специфических особенностей.
1. Основные виды хореографического искусства.
1.1 Формирование, характеристика и специфика классического танца
Классический танец это четко выраженная система движений, в которой нет ничего
случайного, ничего лишнего; это хореографическая система, которая формируется в ходе
развития искусства и общества, является определённым видом хореографической
пластики. В переводе с латыни «классика» значит «первоклассный», «образцовый».
4
Классический танец формировался путём долгого и тщательного отбора, отшлифовки
многообразных выразительных движений и положений человеческого тела. Он вбирал в
себя достижения различных танцевальных культур, перерабатывал движения
разнообразных, начиная с глубокой древности, народных плясок, пантомимных действий
искусства жонглёров и мимов, движения трудовых и бытовых танцев.
На формирование системы классического танца огромное влияние оказало античное
искусство, красота и пластическая гармония образов античной хореографии,
запечатлённых в скульптуре и древней живописи Греции и Рима. Название «классический»
и показывает, что эта система восходит к танцу античному, а также что она обладает
классическим совершенством. Этот термин возник в России в конце ХIХ в., в результате
обособления отдельных видов танца, разделения танцовщиков на «классических» и
«характерных». Постепенно термин вошёл в обиход, вытеснив существующие ранее
термины «академический», «серьёзный», «благородный» и другие. К образованию
системы классического танца привело установление стройности, единства и одновременно
строгой классификации в многообразии отобранных человеческих движений. Определился
важный и обязательный принцип классического танца выворотность. Это не красивое
слово очень точно обозначает большое понятие на «балетном языке» - это развёрнутость
ног и бёдер, особенность структуры человеческого тела, присущая не каждому человеку.
Выворотность - это прежде всего основа исходных положений и поз в классическом танце.
Система классического танца разработала чётко ограниченное число групп движений,
включающих в себя понятие о сгибаниях, приседаниях (plier сгибать); о подъёмах (relever
–поднимать); о вытягиваниях (tender вытягивать); о скольжениях (glisser скользить); о
вращениях (tourner поворачивать, вертеть); о прыжках (sauter прыгать); о бросках,
устремлённых вперёд (elancer бросать) и др. Также в системе классического танца
разработаны позиции ног, их пять, и утвердились три позиции рук, строго разработаны
положения корпуса и головы. Необходимо отметить, что классический танец, как система
оформилась в XVI веке в Италии, дальнейшее развитие получила во Франции в XVII веке,
здесь и появилась терминология на французском языке. Повсеместно он признан одним из
главных выразительных средств танца. Это - вершина хореографического искусства.
Классический танец непрерывно обогащается, черпая новые пластические формы из
народного танца, других танцевальных систем.
Как учебная дисциплина он представляет собой систему танцевальных упражнений
(exercice), необходимую для развития выразительных средств исполнителя. В России
преобладает школа профессора А. Я. Вагановой. Об Агриппине Яковлевне Вагановой очень
ёмко сказала великая Майя Плисецкая: «Ваганова царица балетной педагогики. Я редко
жалею о чём-нибудь, но всю жизнь буду жалеть, что училась у Вагановой так мало – всего
три месяца. Её уроки давали удивительное сочетание академической, идеальной
«грамотности» и в то же время полной раскрепощённости, сознание своей власти над
собственным телом. Не случайно все ученицы Вагановой так владеют классикой».
1.2 Народно-сценический танец, его особенности и качественные
характеристики
Народно-сценический одна из основ любой хореографии. К основным его
компонентам относятся музыкально-ритмическая основа, лексика танца (движения, жесты
и позы, их пластическое соединение, рисунки танца), костюмы. Находясь в теснейшем
единстве, они являются выразительными средствами танца, раскрывающими своеобразие
содержания, передающими особенности стиля и манеры, создавая неповторимость
5
колорита народной хореографии. Это один из наиболее распространённых видов
танцевального искусства.
Народный танец тесно связан с музыкой, песней, особенностями национального
костюма. Эти факторы в совокупности с историко-географическими и социально-
бытовыми признаками создают характерные черты хореографии разных народов.
У каждого народа сложились свои танцевальные традиции, свой пластический язык,
особая координация движений, приемы соотношения движения и музыки. Например, у
народов Азии основными выразительными средствами становятся движения рук, головы и
корпуса. Если переместиться в Европу, то здесь мы увидим, что корпус и руки в основном
звучат как аккомпанемент, а главным в танце являются ноги. Некоторые танцы
исполняются с бытовыми предметами, как-то: шляпа, шаль, пиала, поднос, серп и т. д.
Народный танец призван научить человека познавать единство ценностей и понимать, что
форма их выражения может различаться в зависимости от менталитета того или иного
народа.
Народный танец характеризуется такими качествами, как:
- традиционность (народные представления о природе, человеке, социуме);
- синкретичность \от греч. synkretismos соединение\ (единство, сплоченность,
спаянность, неразрывность, целостность танцевального, инструментального и театрально-
игрового начал);
- вариативность (личностный исполнительский поиск, ориентированный на заданный
традицией образец);
- коллективность (ансамблевый характер народных танцев, коллективное начало);
- функциональность (связь с жизнью, ситуацией исполнения).
Наиболее характерными элементами народной хореографии являются проходки, позы
и характерные положения, элементы своеобразной национальной виртуозности (присядки,
хлопушки, вращения, прыжки и др.), танцевальные шаги. Например, в русском танце
существует большое разнообразие шагов шаг с переступанием, простой шаг за ребро
каблука, переменный шаг и переменный шаг с подбивкой, шаг с притопом и так далее.
Народный танец, интегрированный с занятиями физкультурой, предоставляет
возможности для физического образования как комплекса актуализированных ценностей
физической культуры, адекватных интересам, склонностям, потребностям, потенциальным
возможностям человека. В процессе занятий народными танцами дети, подростки и
взрослые приобретают необходимые навыки владения своим телом, что способствует
развитию культуры физических движений. Он столь же разнообразен, как разнообразна
жизнь и культура разных народов.
1.3 Характерно-академический танец - одно из выразительных средств
балетного театра.
Характерно-академический танец вид сценического танца, в основе которого
система академического танца с привлечением элементов народно-сценического танца,
одно из выразительных средств балетного театра.
В первоначальном значении, относящемся к XVII XVIII векам, характерным
назывался танец, обладающий характеристическими чертами, элементами жанрового,
бытового образа. Использовался преимущественно в интермедиях, в которых
действующими лицами были крестьяне и ремесленники, разбойники и матросы. Танцы
6
были построены на движениях, характеризующих данный персонаж. Позднее, в XIX веке,
характерным стали называть сценические обработки народных танцев, вводившиеся в
балетный спектакль. Этот процесс достиг расцвета в пору романтического балета, в 30-50-
х годах XIX века, когда большое внимание уделялось национальному колориту.
Постепенно вырабатывалась академическая форма отдельных национальных танцев.
В отличие от народного танца, в его основе лежат приёмы профессиональной классической
танцевальной системы. К началу ХХ века понимание этого термина сложилось
окончательно и определилось, как национальный танец, подвергшийся обработке согласно
требованиям сцены или танец, несущий в себе «характеристическое начало». Это русский
академический танец, русский танец Чайковского, венгерский академический, испанский,
вставные номера балета и др.
1.4 Историко-бытовой танец его истоки и специфические особенности
Историко-бытовой это особый вид хореографического искусства. Отражая
танцевальные стили различных исторических эпох, он сохраняет в современном искусстве
картины и образцы танцевальной культуры прошлого. Первые бальные или светские танцы
возникают в ХII веке, в эпоху средневекового Ренессанса расцвета рыцарской культуры.
До наших дней сохранились лишь названия этих танцев.
Большую роль в развитии бальной хореографии сыграл танец бранль. Это танец
хороводного типа. Возник он во Франции, и каждая провинция исполняла его по-разному.
Танцы с притопами и покачиваниями назывались простыми бранлями, танцы,
изображающие трудовые процессы (бранль конюхов, бочаров, башмачников и др.)
подражательными, бранли с прыжками и подскоками весёлыми. В противоположность
ему в ХV веке возникает стиль танцев шествий. Это бассдансы, так называемые «низкие
танцы», которые, в отличие от крестьянских танцев, не содержали резких движений. Их
основа - скольжение. Эпоха Возрождения стала начальным этапом формирования школы
бытового танца. В этот период происходит разделение в развитии народного
(крестьянского) и придворного (дворянско-феодального) танцев. Усиливается значение
танца как важнейшего выразителя торжественного придворного этикета.
В XVII XVIII cтолетиях, при усилении политической и экономической роли
Франции, происходят перемены и в бальной хореографии. Кругом пышность и
помпезность, симметрия и строгость! В Париже открывается Академия танца. Появляется
гавот, «танец королей» - менуэт, - образец и основа бального танцевания того времени.
В середине XVIII века парные танцы уступают место массовым. Большой
популярностью пользуются контрданс и фарандола. Определяется один из важнейших
принципов дальнейшего развития бытового танца создание танцев для совместного
весёлого развлечения и времяпровождения, простота и несложность, быстрая
осваиваемость движений и построений.
XIX век связывают с массовыми бальными танцами, входят в моду балы и маскарады.
Типичные танцы того времени – экосез, котильон, мазурка, появляются вальс и полька.
Необходимо отметить славянские истоки наиболее популярных бытовых танцев, и
выделить роль России в создании новых и переработанных старых образцов бытовой
хореографии. Это цикл бальных танцев, созданных на народной основе: венгерка,
«коханочка», казачок, лезгинка и другие; а также русские танцы, созданные на основе
известных ранее бальных танцев: полонеза, вальса, мазурки, и их элементов: падеграс
(автор Е. И. Иванов), миньон и падекатр (автор Н.А. Гавликовский), па-де-труа (автор А. П.
Бычков).
7
Таким образом, история происхождения и развития историко бытового танца,
позволяет отметить, что в танцевальной культуре бытовой хореографии одновременно
господствовали два направления. Это танцы аристократического, в дальнейшем
буржуазного общества и бытовые танцы простого трудового народа.
Историко-бытовой танец включил в себя наиболее характерные художественные
образцы бытовой хореографии, исполнявшиеся в различных слоях общества. Имея в
первооснове народную (крестьянскую) хореографию, историко-бытовой танец оказал
значительное влияние на развитие профессионального балетного искусства. Технология
историко-бытового танца способствовала канонизации многих элементов хореографии,
ныне составляющих «лексику» классического танца. Этот танец видоизменялся под
влиянием придворных вкусов, моды и придворного этикета.
Историко бытовой танец – это категория, объединяющая танцы, популярные в
сельском, городском, придворном быту, начиная с эпохи Средневековья до начала XX века,
то есть от времени возникновения описания танцев до времени появления кинохроники.
1.5 Бальный танец: история возникновения и характеристика
Бальный танец является преемником историко-бытового. Искусство бальной
хореографии занимает значительное место в эстетическом воспитании населения и
организации его содержательного досуга. Слово «бал» пришло в русский язык из
французского и происходит от латинского глагола ballare, который означает «танцевать».
Бальные танцы XX века сложились на основе европейского танца, в который на
рубеже XIX—XX веков вдохнула новую жизнь африканская и латиноамериканская
музыкальная и танцевальная культура. Подавляющее большинство современных бальных
танцев имеют африканские «корни», уже хорошо замаскированные технической
обработкой европейской танцевальной школы.
В1920-е годы в Англии при Императорском обществе учителей танцев возник
специальный Совет по бальным танцам. Английские специалисты стандартизировали все
известные к тому времени танцы вальс, быстрый и медленный фокстроты, танго. Так
возникли конкурсные танцы, и с тех пор бальный танец подразделился на два
направления спортивный (International Ballroom (or Standard) and International Latin) и
социальный (social dance). Спортивно-бальный танец невероятно красивое искусство,
которое пользуется огромной популярностью в современном мире. Сегодняшний бальный
танец отражает особенности танцевальной культуры, быта и этикета прошлого и
нынешнего века.
Появление конкурсов на исполнение бальных танцев внесло свои стилистические
коррективы. Лидирует здесь английская школа. Существуют два направления, как-то:
европейская(стандарт) и латиноамериканская программы. В каждой группе есть по 5
танцев.
Европейская программа это медленный вальс, медленный фокстрот, танго, венский
вальс и квикстеп (быстрый фокстрот). В свое время именно эти танцы служили способом
массового развлечения, но с появлением более быстрых, энергичных видов популярность
классических разновидностей начала резко падать.
Но сегодня европейские бальные танцы получили второе дыхание. Занятия ими
помогут улучшить осанку и сделать движения более грациозными. Кроме того, за
последние несколько лет классические разновидности танцев были несколько
модернизированы.
8
Ни для кого не секрет, что латиноамериканские танцы чрезвычайно эмоциональные,
страстные и, по сравнению с европейскими, намного более вольные и энергичные. В эту
программу входят такие танцы, как ча-ча-ча, джайв, самба, пасодобль и румба. Кстати, в
этом танце двигается практически все тело, да и ритм музыки очень быстрый. Такие занятия
помогут привести тело в тонус, укрепить мышцы и увеличить гибкость.
Как я говорила выше, в XX веке талантливые русские педагоги, сохраняя верность
стилистике салонных танцев, создают на их базе множество новейших танцевальных об-
разцов, в которых причудливо сочетаются различные фигуры танцев прошлого на разные
музыкальные ритмы («Вару- Вару», «Риллио», «Лебёдушка», «Рада»). Из этих танцев
складывается у нас ещё одно направление «Отечественная программа», и по ней также
проходили конкурсы.
Бальный танец - привлекает своей яркостью исполнения, быстротой движений,
эмоциональностью. Человек, занимаясь бальным танцем, воплощает свои мечты о красоте.
Красоте тела, одежды, мыслей и поступков, в том числе в аспекте принадлежности по
половому признаку. Сегодня и спортивно-бальный, и социальный бальный танец
пользуется огромным спросом.
Все спортивно-бальные танцы являются парными. Пару составляют кавалер и дама,
танцующие с соблюдением точек контакта. В Европейской программе этот контакт более
плотный. Он сохраняется в течение всего танца. В Латиноамериканской программе контакт
более свободный, чаще всего осуществляется за счет соединенных рук и иногда может как
вообще теряться, так и усиливаться за счет натяжения при исполнении фигур.
Социальные бальные танцы могут быть и парными, и массовыми. В массовых танцах
каждый исполнитель не имеет определённого партнёра по танцу, например, в таких, как
сиртаки, летка-енька и других; исполнение танцев происходит на расстоянии, танец
исполняется группой танцующих, которые могут стоять по кругу или в линию.
Для современных бальных танцев характерно импровизационное исполнение, когда
танцующие, зная основные элементы танца, свободно варьируют их.
Сегодня спортивный бальный танец одни считают одним из направлений
современного танца, другие приравнивают его к танцевальному спорту. Справочно отмечу,
что спортивный танец - это новый вид сценического танца, его нельзя отнести к числу
наиболее развитых, полностью сформировавшихся. В Европе (Германия, Англия, Испания,
Италия, Финляндия, Венгрия и др.) история развития спортивного танца насчитывает лишь
несколько десятилетий. В России и того меньше. Федерация танцевального спорта РФ
официально была создана в 1970 году, а с 2012 года переименована в Союз танцевального
спорта России. Спортивные танцы направление, подразумевающее
использование движений и элементов в соответствующем ритме, и последовательности под
заранее заданную музыку. Виды спортивных танцев постоянно изменяются и
преображаются в соответствии с зарождением новых музыкальных направлений, ритмов и
движений. Спортивный танец приобретает черты массового спортивного движения и
становится одним из любимых видов досуга подростков и молодежи. Реализация этой
потребности осуществляется, в основном, в учреждениях дополнительного образования и
культуры.
1.6 Модерн и его основные принципы
Особенностью этого вида современного танца является философский подход к
движению и отказ от канонов классического танца. Данному виду танца свойственно
взаимоотношения движений танцовщика и ритмообразующие основы, а также поиск
второго, третьего плана музыкального сопровождения.
9
Это танцевальное направление зародилось в конце XIX XX в. в США и Германии.
Модерн (от нем. и англ. modern - современный) создавался в противовес
классическому танцу. Появление танца модерн – это попытка создать новую хореографию,
которая отвечала бы духовным потребностям человека XX века. Предшественником танца
модерн в танцевальном искусстве стало исполнительское творчество Айседоры Дункан.
Средствами свободных, не подчинённых правилам движений босоногая танцовщица в
лёгкой, прозрачной, развевающейся тунике стремилась выразить на сцене свои настроения
и чувства, подсказанные музыкой композиторов классиков. Реформатор русского балета
Михаил Фокин писал: «Танцы Дункан привели меня в восторг, так как я нашёл в них
элементы того, что сам проповедовал…выразительность, простоту, естественность». Вслед
за неистовой Айседорой появились и другие поборники «свободного танца». В 20-е годы
ХХ века и в Европе, и в Америке это направление развивалось под разными названиями:
«новый художественный танец», «экспрессионистский танец», «современный
выразительный танец», «ритмопластический танец».
Основные принципы танца модерн:
- отказ от канонов;
- оригинальность танцевально-пластических средств, как, то: гимнастические
упражнения, игры, небалетная пантомима;
- особые движения корпуса: пульсирующий торс, выталкивающие движения бёдер и
др.;
- изломанность линий и криволинейность рисунка.
- воплощение новых тем и сюжетов, как, то: отчаяние, страх, страдание и т. д.
В модерне предпочитается спираль классике —жесткая вертикаль) спины. Для
классики характерны выворотность, устойчивость, а для модерна как свободные, так и
выворотные позиции. Модерн это свобода в поиске новых движений. Это танец,
заключающий в себе большое количество стилей, он экспериментирует, ищет
всевозможные способы выражения.
1.7 Джазовый танец и его характерные черты
Джазовый танец— направление танца, зародившееся в США в конце XIX века в
результате слияния европейской и африканской танцевальных культур. Слово «джаз» в
переводе на русский язык имеет несколько значений. «Гнаться», «преследовать»,
«соблазнять», «имитировать ритм ударных» - все эти значения полностью присутствуют в
джаз-танце. Основные черты джазового танца это основополагающая роль ритма,
импровизация, сочетание экспрессии, силы и выразительности, высокое техническое
мастерство исполнителя. Основными техническими принципами джазового танца является
полиритмия, синкопирование, свинг. Сценическим искусством джазовый танец стал только
в начале ХХ века. Впервые слово «джаз-танец» появилось в 1917 году, два года спустя
после возникновения термина джаз-музыка. Выделяют следующие разновидности:
классический джаз;
афроджаз;
модерн-джаз.
10
Джаз-танцу чужды психологические идеи и глубинная философия, например, танца
модерн, или романтичная возвышенность классического танца. Джазовый танец, прежде
всего, олицетворяет эмоции, силу и энергию, что так не похоже на другие стили.
Характерные черты джаз-танца следующие:
эмоциональный характер исполнения движений;
импровизационный характер движений;
мелкие, вибрирующие движения различных частей тела;
приёмы «напряжения» и «расслабления», изоляционные приёмы,
полиритмические эффекты;
характерные отбивания ритма, производимые с помощью хлопков, щелчков,
притопов, ударов по бёдрам, ящикам;
большая значимость области таза, которая придаёт движениям чувственность
и страстность;
доминирующий социальный характер танцев.
На современном этапе развития исполнительской техники джазовый танец
объединяет в себе многочисленные стили, соответствующие направлениям современной
музыки. Из фольклорных традиций исполнители и постановщики берут чаще всего
восточные темы, афро-кубинские, испанские национальные музыкальные темы. Из
классического танца джаз перенял французскую терминологию, некоторые базовые
движения, позиции рук и ног. Из модерна взял огромную свободу раскрепощения,
расслабления торса и включения его в очень активную работу. У степа была заимствована
подчёркнутая ритмизация движений. Также джаз включает в себя социальные уличные
направления: «хип-хоп», «брейк-данс», «хаус», «диско», «электрик-буги», «стрит» и
другие.
1.8 Современный танец и его многообразие
Современный танец это все направления танцевального искусства, появившиеся
после классического балета. Говоря о современных танцах, мы говорим обо всем
культурном пласте конца 20 начала 21 веков имеющем отношение к движению.
Современные танцы это очень широкое понятие, объединяющее в себе буквально все
модные танцевальные течения.
Общим для всех направлений современного танца является то, что танец
рассматривается как инструмент для развития тела танцовщика и формирования его
индивидуального хореографического языка через синтез, актуализацию и развитие
различных техник и танцевальных стилей. Для современного танца характерна
направленность, обусловленная взаимодействием танца с постоянно развивающейся
философией жизни, движения и комплекса знаний о возможностях человеческого тела и
взаимодействия тела-разума, тела-пространства, тела-тела.
Для современного танца характерна многосторонность, универсальность и гибкость.
Его можно танцевать в любой акустической среде (различные направления музыки,
тишина, естественные звуки), комбинировать и объединять танцевальные техники,
создавая новые стили и движения. Современный танец работает с природной структурой
тела, и, поэтому доступен начинающим. В то же время легкость и естественность движения,
которую дает это направление танца, позволяет профессиональным танцорам открывать
для себя новые грани. Современный танец лишен единства стиля и эстетики. Он похож на
запутанное здание со множеством по- разному обставленных комнат. В последнее время
современный танец пользуется все большей популярностью. Хотя еще совсем недавно мы
11
даже не подозревали, что существует такое разнообразие современных стилей и
направлений. А всего несколько лет назад все танцы в современных ритмах назывались
эстрадными.
Современный танец состоит из огромного количества видов и подвидов танцевальных
течений, поэтому считается самым обширным разделом в хореографическом искусстве. На
протяжении последних 10 лет такие направления как джаз и модерн выделились в
самостоятельные виды, на всех конкурсах и фестивалях они представляются
в отдельных номинациях.
Каждое направление имеет свои особенности, что делает современный танец богатым
и ярким направлением в хореографии.
1.8.1 Танец Контемп (Контемпорари, Contemporary dance)
Контемпорари - это современный, постоянно формирующейся стиль танца, в котором
продолжаются поиски выразительных форм. Контемп – это не единый однозначный стиль,
а объединение танцевальных методик из западного (классический танец, джазовый танец и
модерн) и восточного (цигун, тай цзи цюань, йога) искусства движения.
Контемп идеальный инструмент для развития совершенства тела и формирования
хореографической индивидуальности.
Для контемпорари характерна исследовательская направленность через
взаимодействие танца с развивающейся философией движения и возможностями
человеческого тела. Важным моментом в данном современном направлении
хореографического искусства является связь внутреннего эмоционального состояния
танцора c самой формой танца. Контемпорари предполагает собой
максимальное использование внутренних ресурсов с помощью различных техник, таких
как танцевальная и контактная импровизация, релиз (техника расслабления).
Контемпорари обычно танцуется босиком. Главное в контемпорари - это
удовольствие от танца, движения, импровизации, это синтез различных техник
современного танца.
Особенности танца контемпорари:
работа с пространством;
основное движение это чередование напряжённых натянутых мышц и
резкого сброса, расслабления;
балансирование; резкие остановки (часто на прямых ногах);
работа с дыханием;
использование техники работы в партере, стоя и с партнером;
работа с весом тела (использование естественной инерции веса), осознание
себя в движении, иначе - body-awаreness («телесное осознавание») и т. д.
В отличие от классического танца, где основная идея - невесомость, в контемпорари
исполнитель знает о том, сколько весит его тело или рука, и использует это для построения
свободного, легкого, красивого движения и танца. Основные упражнения класса построены
по аналогии с классическими и модерновыми - от простых к более сложным. В занятие
включены упражнения в партере (работа на полу), release - техника расслабления, а также
стретчинг (растяжка).
1.8.2 Несценические виды танца
Формирование разнообразных стилей продолжается постоянно. В конце двадцатого
века появились клубные стили современных танцев, список которых пополняется и до сих
12
пор. В основном они относятся к несценическим видам танцевального искусства,
например,:
- Тектоник, Tecktonik (c искаженного английского tectonic означает тектонический);
новое танцевальное движение XXI века, которое содержит в себе элементы электро, хип-
хопа, локинга, поппинга, техно и т.п.; необычайно динамичен. Захватывают его энергетика,
четкий ритм. Для тектоника характерны вращательные движения кистями рук, предплечий,
различные варианты покачиваний на полусогнутых ногах. Танец требует от исполнителя
хорошего чувства ритма, координации и согласованности движений.
- Electro dance модное современное молодёжное танцевальное направление.
Отличительной чертой электро денса всегда являлась клубная музыка, под которую его
танцуют и характерные для электро, движения по большей части руками (что принято
называть базовыми элементами этого танца). Родился он в 50-х годах ХХ века. Отмечу, что
в стиле электро хорош тот исполнитель, который отлично слышит музыку и может показать
ее через свое тело.
Одним из популярных направлений является уличный танец. Ему даже больше, чем
всем остальным, присуща импровизация и свобода. Дело в том, что подобные танцы
исполняли совсем не профессионалы. Они по-своему интерпретировали практически
каждое движение для выражения личной индивидуальности. Так появились многие
уличные стили современных танцев, список которых довольно обширен. Это хип-хоп,
брейк-данс, поппинг и многие другие.
- Хип–хоп (англ. hip hop) танцевальный стиль, соответствующий одноименному
стилю афроамериканской музыки. Для хип-хопа характерны простые шаги, рессорные шаги
и движения, подскоки, активная практически жестикулирующая работа рук.
- Брейк данс (от англ. breakdance ломаный танец) стиль уличного танца, возникший
в США и популярный в 1980-х гг. Отличительная особенность брейк данса это
принадлежность подростково-молодёжной субкультуре, резкие «ломаные» движения,
обилие акробатических трюков (стой и вращения на голове и спине), бывает верхний и
нижний.
Некоторые из направлений исполняются танцорами обоих полов (тектоник или
электро, к примеру). Другие же танцуют только девушки. Вот некоторые из них:
Беллидэнс. Это направление пришло с Востока. В принципе, это обычный танец
живота, который теперь имеет своих поклонников по всему миру. На сегодняшний день
существует большое количество его стилей. Он также популярен среди звезд, к примеру,
певица Шакира очень часто его исполняет в своих клипах и на сцене.
Стрип-пластика. Это довольно откровенное направление позволяет снять
скованность и сделать свое тело более пластичным. Однако не стоит думать, что стрип-
пластика подразумевает под собой стриптиз. Да, нечто общее в движениях есть, однако в
танце отсутствуют элементы раздевания.
Гоу-гоу. В этом стиле также танцуют девушки, в переводе с французского «а gogo»
означает «в изобилии», (то есть - избыток движений и комбинируемых направлений,
используемых исполнителями). Главной целью танца является разжигание желания в
публике потанцевать, веселиться и двигаться в ритме.
1.9 Специфические особенности эстрадного танца
Эстрадный танец вид сценического танца, чаще развлекательного характера,
построенный на лаконичных средствах хореографической выразительности. Это
музыкально-хореографическая миниатюра, идея которой выражена в четком
13
драматургическом построении: со своей экспозицией, завязкой, кульминацией и финалом.
Под драматургией эстрадного танца подразумевается не только развитие сюжета, но и то,
что каждый эпизод танцевального номера воплощен предельно выразительным приемом
танцевально-игровым или просто танцевальным. Также желательно, чтобы эстрадный
танец содержал элемент неожиданности либо в постановочном решении, либо в самом
характере исполнения. В отличие от других видов хореографического искусства, эстрадный
танец не может считаться системой. Он отличается многожанровостью и
разностильностью. Эстрадный танец жанровая разновидность пластического искусства.
Это танцевальное направление, синтезировавшее в себе самые различные стили. В нем
могут присутствовать элементы классического танца, модерна, джаз-танца, хип-хопа,
фанка и др.
Истоки эстрадного танца лежат в народном творчестве, ранние его формы бытовали в
России в выступлениях плясунов в русских и цыганских xopax, на народных гуляньях ещё
с середины XIX века. В начале ХХ в. на эстраде появился сценический жанр танцевального
лубка в выступлениях сатириков-куплетистов и танцовщиков, от которого началась
традиция комедийного номера на фольклорной основе. Перед Первой мировой войной
(19141918гг.) на эстраде были популярны «салонные» и «декадентские» танцы,
основанные на модных в то время бальных танцах (танго, кэк-уок и др.), усложнённые
элементами акробатических поддержек.
Советская танцевальная эстрада унаследовала опыт дореволюционного искусства, но
репертуар требовал обновления. С начала 20-х гг. появились новые разновидности
эстрадного танца, в том числе сюжетная танцевальная миниатюра. Эти танцы отличались
энергичными ритмами и такой же пластикой. Лучшие номера характеризовались
драматургической завершённостью, идейностью, доходчивостью выразительных средств.
Ставились спектакли-обозрения с танцевальными сценками, построенными на основе
бытовой пластики, решенной эксцентрично. Интересна работа прославленного Касьяна
Ярославовича Голейзовского в области развития эстрадного танца. В 1928 году он создал
танцы герлс. Принято считать, что жанр «гёрлс» заимствован у западного мюзик-холла. На
самом деле заимствовано было лишь слово «герлс» (от англ. girls девушки). Основной же
танцевальный приём этого жанра синхронное повторение одних и тех же движений всеми
участницами – всегда был присущ хореографии. В номере Голейзовского девушки, одетые
в стилизованные купальники, построенные по росту, лесенкой, выходили друг за другом
цепочкой. Движения их были очень простыми, но чёткими по ритму, и благодаря
синхронности исполнения приобретали выразительность, сливались в пластический
орнамент. Но орнамент этот постоянно менялся (поворот или наклон головы, раскрытие
руки или только ладони и др.), цепочка то растягивалась, то сжималась. Движения танца
имели в основном канканирующий характер. В финале номера исполнялась фигура,
создающая иллюзию ползущей змеи. Отличие танца К. Я. Голейзовского заключалось в
том, что он применил сложный ритмический рисунок танца, который требовал высокого
профессионализма исполнительниц – музыкальности, идеального чувства ансамбля.
Одним из принципов, свойственных современному эстрадному танцу, является
импровизация. Так же, как и в джазовом танце, исполнитель должен творчески подходить
к танцу, просто механическое повторение определенных движений, в данном случае
неуместно. Исполнитель должен суметь выразить себя, свое состояние путем танца.
В современном эстрадном танце большую роль играет индивидуальность
исполнителя. Это неудивительно, ведь эстрадный танец - это не просто последовательность
заученных движений, это небольшая танцевальная постановка. И исполнитель должен
обладать не только танцевальным, но и актерским талантом.
14
К основным характеристикам эстрадных номеров относят легкую приспособляемость
к разнообразным условиям, сосредоточенность и концентрированность художественно-
выразительных средств и кратковременность. Иными словами, выделим принципиальные
признаки в области выразительных средств, технологии и эстетике эстрадного танца:
- композиция эстрадного танца должна быть рассчитана на изменение сценических
площадок, должна быть яркой, четкой на любой сцене, рисунок также должен быть
лаконичен;
- предельная концентрация выразительных средств, позволяющая как можно ярче
выразить индивидуальность исполнителю;
- ограниченность во времени, так как танец является элементом большой концертной
программы.
В зависимости от применяемой техники жанра в эстрадном танце его
классифицируют как бытовой, классический, ритмический (степ, чечетка), пластический,
акробатический. Эстрадному танцу свойственна синтетичность выразительных средств
хореографии, режиссуры, света, вокала, музыки, сценографии, костюмов и декораций,
различных технических эффектов. Именно эта его особенность стала основой для
возникновения нового направления в эстраде — шоу.
2. Формы и жанры танцевального искусства
Характеризуя виды танцевального искусства нельзя не сказать о формах и жанрах.
Форма это способ раскрытия содержания. Содержание и форма взаимосвязаны
друг с другом, одно без другого не существует. О содержании можно узнать только через
форму. Хореографическая форма складывается из танцевально-пластического языка,
танцевальных и пантомимных эпизодов и сцен, организующихся в цельную композицию.
Только совершенство и красота формы, отточенность и меткость выразительных средств
делают содержание не благим намерением, а действительной духовной силой искусства.
Форма зависит от содержания, но она активна и сама влияет на него. Слабая, не
соответствующая содержанию форма может испортить самое хорошее содержание. Форма
это метод изложения хореографического материала, и как он будет изложен такую
форму этот материал, как хореографическое произведение и приобретет. Следует всегда
помнить, что все виды танцевального искусства имеют свои формы, свои особенности
построения композиции танца. Есть формы специфические для каждого отдельного вида,
есть общие для всех видов хореографического искусства.
К общим формам относятся сольные, массовые, ансамблевые танцы.
Специфических намного больше, поместим некоторые из них в небольшую таблицу:
Формы классического танца: па-де-де, па-де-труа, адажио, вариация и другие
Формы народно-сценического танца: хоровод, пляска, кадриль.
Формы историко-бытового танца: гавот, менуэт и другие
Формы спортивно-бального танца стандарт (венский вальс, танго, медленный
фокстрот и др.) и латина (румба, самба, джайв и другие).
Модерн представлен в классическом танце как балет и хореографическая
миниатюра.
Формы джазового танца это в основном бессюжетный дивертисмент,
хореографическая миниатюра.
Эстрадный танец сюжетно-танцевальная миниатюра, пластический этюд,
композиция с использованием сложного реквизита и спецэффектов, шоу.
15
Жанры в хореографии. Жанр это внутренняя разновидность вида. Жанры
способствуют более глубокому отражению действительности в искусстве. Деление на
жанры существует во всех видах искусства. Содержание и форма определяют жанры
хореографии. Специфика разновидностей жанров танцевального искусства заключена
также в предмете изображения, в отношении к нему исполнителей и балетмейстера, в
методе развития конфликта и музыкально – пластического воплощения образов:
Название жанра
Характеристика
Лирический
Раскрывает чувства, внутреннее
состояние, их оттенки.
Драматический
Сюжет, но не острый — действие
протекает спокойно
Трагический
Сюжет, где в конце произведения
происходит несчастье, страдают герои
Комический
Шуточный
Героический, исторический
Сюжет чаще здесь патриотический
Сатирический
Гротеск, преувеличение
Мифический
На сцене мифические герои; часто
философская обобщённость
Сказочный
Изысканная красота; волшебный,
сказочный сюжет, чаще всего адресованный
детям
Патетический
Возвышенный, эмоционально
насыщенный, романтический
Жанры бывают простые и сложные. Сложные это объединение простых вместе:
лирика — драматические, трагикомические и т. д.
Заключение
Хореография нужна людям как вид искусства, создающий красоту очень
своеобразными выразительными средствами: пластическими и музыкальными,
динамическими и ритмичными, зримыми и слышимыми. Этими средствами она служит
человеку в жизни, помогая в труде и праздниках, в горе и радости.
Музыкально-пластические образы танца всегда эмоциональны, заразительны,
увлекательны. Это все вместе определяет особую поэтику танца, его связь с природой и
народным музыкально-поэтическим складом любого национального искусства.
На протяжении многих веков, в соответствии с развитием культуры и общества в
целом, развивалось и хореографическое искусство, танец, на многовековом пути своего
развития подвергался различным изменениям. Происходила эволюция танцевальных форм,
16
отмирали старые и зарождались новые виды танца, обогащалась и видоизменялась его
лексика. Каждая новая эпоха в культуре сопровождалась появлением новых танцев.
Вытесняя жанры, популярные прежде, они концентрировали в себе особенности быта
людей, характерные черты того или иного художественного стиля и зачастую становились
символом своей эпохи.
В заключении своей работы, хочется привести слова талантливейшего современного
хореографа, балетмейстера ХХI века, моего соотечественника Бориса Эйфмана, уже давно
соединяющего в своих спектаклях разные виды танца (классический, эстрадный, модерн,
современный): «Танец ХХ века стремится к выражению внутреннего состояния человека,
надломленного, сомневающегося, поэтому современный балет приобретает рваность
формы. Отсюда его стремление взорвать гармонию классического балета, отсюда
асимметрия и нечётность во всём». Это же происходит и с другими видами хореографии в
настоящее время.
Какой бы вид танцевального искусства мы не взяли, чему бы мы не отдавали
предпочтение, необходимо помнить слова великой балерины Майи Плисецкой: «…я и по
сей день убеждена, что одной техникой мир не покорить. И сегодня, и лет через сто
пятьдесят двести танцем надо будет, как и прежде, в первую очередь растронуть душу,
заставить сопереживать, вызвать слёзы, мороз гусиной кожи…».
Список литературы
1. Ванслов В.В. Статьи о балете / В.В. Ванслов. – Л.: Музыка, 1980
2. Энциклопедия «Балет». – М.: Сов. Энциклопедия, 1981
3. Искусство балетмейстера. Композиция и постановка танца: учеб. по-
4. собие / А. В. Мелехов; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2015.
5. Кузнецов Е. Из прошлого русской эстрады, М., 1958
6. Юрченко А. Е., Таран А. О. Танец без границ – Минс, «Медисонт», 2015
7. Дубкова С. И. Жар – Птица – М., «Белый город», 2013
8. Морина, Л. П. Танец и бытие человека [Электронный ресурс] / Л. П. Морина //
Санкт-Петербургский университет. — 2013. http://journal.spbu.ru/?p = 10944
9. Ваганова А.Я.: Основы классического танца. - СПб.: Лань: Планета музыки, 2012
10. Захаров, Р. Записки балетмейстера / Р. Захаров. - М.: Искусство, 2015. –
11. Красовская, В. История русского балета / В. Красовская. - Москва: ИЛ, 2014.
12. Бекина С.И., Ломова Т.П. Музыка и движение. - М.: Просвещение, 1983.
13. Громов Ю.И. Танец и его роль в воспитании пластической культуры актера. - СПб.:
Лань, 2011.
14. Громова Е.Н. Детские танцы из классических балетов, хореографическая
педагогика. - СПб.: СПбГУП, 2000.
15. Добровольская Г.Н. Танец. Пантомима. Балет. - Л., 1975.