Родительское собрание "Культурные ценности семьи и их значение для ребенка"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЕГОРЛЫКСКИЙ ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Родительское собрание по теме:
Культурные ценности семьи и их значение для ребенка
Разработчик:
Педагог дополнительного образования –
Гречишкина Евгения Александровна
Станица Егорлыкская, 2014 год
Цель: привлечь внимание родителей к важным основам формирования
культурных семейных ценностей своим детям.
Повестка дня:
1. Выступление педагога по теме: «Культурные ценности семьи и их
значение для ребенка»
2. Круглый стол по теме.
3. Подведение итогов.
Ход заседания:
1. Выступление педагога.
- Воспитание ребенка начинается с семьи! Культурные ценности,
нравственные основы как фундамент подрастающей личности, начинают
строиться в семье! Сегодня мы с вами будем обсуждать важную тему
«Культурные ценности семьи и их значение для ребенка»
Эпиграф
Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться
творить добро.
(В.А.Сухомлинский)
Воспитание человека начинается в семье. Семья для ребенка - это место его
рождения и становления. Именно в семье ребенок получает азы знаний об
окружающем мире. В семье у ребенка формируется умение ценить и уважать
труд взрослых. В семейной атмосфере складываются представления ребенка
о добре и зле, то есть закладываются основы нравственности личности. В
семье закладываются основы духовной культуры человека. В семье ребенок
с раннего детства, еще до того, когда он начинает ясно осознавать свои
поступки и четко контролировать свое поведение, усваивает язык и веру,
образ мышления, картину мира, мнения по поводу кардинальных проблем
бытия. Семья и семейные ценности представляют собой важные элементы
культуры, являются необходимыми и значимыми для человека на
протяжении веков.
Культура семьи, которая накладывает свой отпечаток на все сферы ее
деятельности (быт, взаимоотношения, характер и содержание досуга) - одна
из важнейших предпосылок полноценного воспитания детей, а также других
ее членов. Учитывая широкий диапазон понятия «культура», можно
предположить, что качество семейного воспитания будет во многом
обусловлено культурными ценностями, которых придерживаются члены
семьи, и умениями использовать различные виды, жанры искусства во благо
развития ребенка, вот, например, музыка: нет другого искусства, которое бы
так властно вторгалось в эмоциональный мир человека, подчиняло его себе.
Но воспитательное воздействие музыка оказывает лишь в том случае, если
она воспринимается как искусство. В одной семье ребенок с пеленок
привыкает к музыке как к бытовому шуму, который с утра до вечера звучит
из магнитофона, радио, телевизора. Воспринимая музыку «вполслуха»,
ребенок вряд ли научится слушать ее всерьез. А в другой семье сохранились
давние традиции интеллигентной семьи: посещение концертов, оперных
спектаклей, хоровое пение в часы досуга… Семьи исповедуют разные
культурные ценности и соответственно получают различные результаты
воспитания. Несомненно, что дети в тех семьях значительно «выиграют» в
развитии. Особенно в нравственном и художественном. В которых близкие
им люди не только «потребляют» культуру, но сами творят, вовлекая в этот
процесс всю семью: рисуют, лепят, поют хором, устраивают концерты,
разыгрывают домашние спектакли, ведут летопись семьи, сочиняют сказки.
Родители, озабоченные судьбой ребенка, серьезнее подходят к выбору для
него детского сада, школы, учреждений дополнительного образования
(спортивная секция, кружок, музыкальная школа и др.).
Тип поведения ребенка формируется на основе ценностных представлений
семьи о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ценностные
ориентации в разных семьях существенно отличаются. Один папа считает,
что сын должен быть добрым уступчивым, другой, наоборот, идеал
мужчины видит в физической силе, в умении постоять за себя. Словом и
делом родители одобряют, поощряют, стимулируют то поведение ребенка,
которое соответствует их представлению о «хорошем» человеке. А если
ребенок поступает вразрез с этими представлениями, то его наказывают,
стыдят, порицают. Так изо дня в день в сознание ребенка внедряют систему
норм, правил, формируют представление, какие из них допустимы, а какие
следует избегать. Ребенок «зеркало семьи», так говорится в народе, но он не
всегда усваивает «моральный кодекс» своей семьи от «А» до «Я». Пропуская
его через призму личного опыта, ребенок «создает» свой свод правил
поведения, взаимоотношений, деятельности и следует ему в силу привычки,
а потом внутренней потребности.
Ценности семьи, которые определяют смысл традиционного поведения,
лежат в основе традиций семейного воспитания. Современные ученые
(И.В.Бестужев–Лада, Д.С.Лихачев, А.В.Мудрик) к числу важных условий,
оказывающих заметное влияние на особенности воспитания, относят
семейные традиции и обычаи.
Семья, как и другие социальные институты, существует, воспроизводя
традиции, исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в
поколение обычаи, порядки, правила поведения. Так, например, во многих
семьях сложилась традиция посадки дерева в честь новорожденного малыша
или новобрачных; празднования дня поступления ребенка в школу; передачи
от отца к сыну первой самостоятельно прочитанной книги; ведение семейной
фото-летописи (а сегодня – видео-летописи) и т.д.
В одной семье, например, традиция празднования дня рождения ребенка
реализуется в детском празднике с поздравлениями, пожеланиями,
подарками, веселыми играми, пением, танцами, радостное воспоминание о
котором сохранится на долгие годы не только для виновника торжества, но и
для всех присутствующих. А в другой семье день рождения ребенка – повод
для очередного взрослого застолья, пьяными выяснениями отношений, за
которыми полностью забыт ребенок, его праздник, его потребность в
радости. От такого «празднования» у ребенка надолго сохранится горечь и
обида на самых близких людей. В первом примере традиция - основа
настоящих и будущих радостей, она побуждает к добру, стимулирует
элементы творчества, во втором – причина многих сегодняшних и
завтрашних бед и потрясений ребенка, наглядное свидетельство пропасти
между ними и родителями, через призму которой весь окружающий мир
кажется враждебным и жестоким.
Несмотря на суету и спешку современной жизни, во многих семьях
сохранилась традиция общесемейных трапез, которые восполняют
недостаточность постоянных живых контактов между членами семьи,
подтверждают ее цельность и заинтересованность в ней всех домашних. Идет
обмен текущими новостями, обсуждаются семейные дела, волнующие всех
или кого-либо из членов семьи. Традиция общесемейных трапез, сохраняя
свою ценность, является своего рода символом семейственности.
- Предлагаю выделить в качестве главных признаков, характеризующих
семью, следующие:
-гармоничность отношений в семье;
-особенности воспитательных усилий родителей.
Проведенные исследования позволили выделить несколько групп семей.
В семьях первой группы взаимоотношения между родителями и детьми
строятся на взаимном уважении, заботе друг о друге, доброжелательности.
Возникающие противоречия не носят затяжного характера и решаются без
конфликтов. У детей, воспитывающихся в таких семьях, можно выделить
некоторые общие черты: общительность, коллективизм, доброжелательное
отношение к окружающим их людям, уважение к старшим.
Вторая группа семей. Здесь также присутствует согласованность
семейных отношений, но, в отличие от первой группы, отношение к
воспитанию подростков более пассивное. Взаимоотношения между
родителями и детьми скорее можно назвать сосуществованием. В таких
семьях авторитет родителей невысок. У детей, из этих семей наряду с
определенными положительными качествами, можно отметить и
отрицательные: лень, упрямство, лицемерие.
Третья группа семей. Наиболее характерная их черта — конфликты. В
педагогическом плане такие родители несостоятельны, а дети,
воспитывающиеся в таких семьях, часто относятся к категории «трудных».
Четвертая группа семей. Это семьи, в которых никого не интересует
внутренний мир ребенка. Их главное правило: «чтоб учился отлично и вел
себя прилично». Отношения между родителями и детьми лишены близости,
взаимопонимания. И результат такого воспитания — полное неприятие
ребенком моральных норм своей семьи.
Таким образом, родители должны всегда помнить, что моральный облик
ребенка — его взгляды, его отношение к людям — в огромной степени
зависят от того, какими видит он своих родителей дома, в семье.
Эпиграф
Ребенок — зеркало, в котором его родители могут
увидеть себя.
2. Предлагаю вам принять активное участие в форме «круглого стола» по
теме.
- Поделитесь своим опытом с другими. Расскажите о своих семейных
традициях, праздниках.
3. Подведение итогов по теме.
- Предлагаю вам сделать основные выводы, обобщить материал.
- Таким образом, мы пришли к общему выводу:
- Вера, духовное единство, забота о ближнем, нерасторжимость
супружеского союза. Материнство, отцовство. Терпение, послушание,
взаимное доверие, взаимное уважение, трудолюбие. Почитание родителей,
память предков, преданность, верность. Целомудрие, взаимное прощение,
неиссякаемая любовь. Все эти ценности семьи созидает отечественная
культура. Образ матери, колыбельные песни, спетые ею; рассказанные
сказки, потешки и пословицы; выпеченный ее руками хлеб или вышитая
скатерть. Ее поведение по отношению к мужу, родителям и другим детям
несли и с первых дней жизни несут ребенку огромную социально-
культурную информацию о нравственных ценностях семьи и семейной
жизни, формируя обобщенный образ-идеал жены, хозяйки, матери.
Эпиграф
«Что делает отец, то старается делать и
сын»
«Один добрый пример лучше ста слов»
«Пороки ребенка не рождаются, а
воспитываются»
Ребенок учится тому, что видит у себя в
дому:
Родители пример тому. С. Брандт
Итог заседания:
Родители познакомились с важной информацией по теме:
«Культурные ценности семьи и их значение для ребенка»
В форме «круглого стола» поделились своими идеями, опытом,
проблемами и наметили пути их решения.
Подвели итоги общения и сделали совместные выводы по теме.
Список использованной литературы:
1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и
ответах.- М.:ТЦ Сфера, 2002.- 256 с.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как?- Издание 4-е,
стереотипное.-М.:ЧеРо, Сфера, 2005.-240 с.