Конспект открытого урока "Происхождение философии"

Конспект открытого урока
Учебная дисциплина: ОГСЭ. 0.1. Основы философии
Учебная группа 3д специальность 44.02.01 Дошкольное образование
Программа: Рабочая программа «Основы философии» по специальности 44.02.01
Дошкольное образование
Тема урока: Происхождение философии
Тип урока: урок – обобщение
Цель: углубить и обобщить представление студентов о зарождении философии в Индии,
Китае и Греции
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор
Методы и приёмы работы: презентации, групповая работа, беседа
Домашнее задание к уроку: подготовить доклады с презентациями по особенностям
происхождения философии в Индии, Китае, Греции. Подготовить вопросы для
обобщающей беседы.
Прогнозируемые результаты:
1.Формирование компетенций ОК6 – Работать в коллективе и команде; ПК2.7 –
Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности; ПК5.5
Участвовать в исследовательской деятельности.
2.Обучающиеся знают причины особенностей философии, зародившейся в Индии, Китае,
Греции.
3.Обучающиеся понимают единство ценностей, выраженных в философии Индии, Китая и
Греции 5 -6 веках до нашей эры.
Урок проходит в рамках академической пары – два академических часа. По изученному
ранее материалу студенты готовят презентации и сообщения, а так - же задают вопросы
слушателям. В целях наиболее эффективной подготовки к уроку, студенты работают в
группах.
Содержание урока:
1.Организационный момент
2.Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока.
Слово преподавателя:
Существует много теорий, объясняющих происхождение философии. По мнению
Л.Н.Гумилёва, мы с вами (люди), как представители биосферы, для поддержания
жизненной активности нуждаемся в постоянной энергетической подпитке. Эту энергию
мы получаем от Солнца, ядра Земли (путём распада его радиоактивных элементов) и
пучками из космоса. Такую энергию Гумилёв назвал пассионарной. Жители Земли
получают её неравномерно, а в виде мощных выбросов (пассионарных толчков) на
определённых территориях. Где-то на рубеже 9-8 веков до нашей эры на территории от
Греции до Северной Персии, Бенгалии и до Среднего Китая произошёл пассионарный
толчок, который привёл к огромному всплеску человеческой активности, в том числе и
интеллектуальной зародилась философия. В результате этой активности сложились
разные этносы, разные культуры, поскольку на их формирование оказали влияние разные
пространство и время (ландшафтное окружение, этническое окружение и генетическая,
традиционная и культурная память). В силу различных условий осмысление жизни или
философия то же получились разными.
3.Работа над темой урока:
Мы изучили особенности зарождения философии в Индии, Китае и Греции. Сегодня мы
попытаемся обобщить полученные знания подвести итоги. У нас были созданы рабочие
группы. Каждая группа получила своё задание. Результатом работы стали доклады,
презентации, которые предстоит нам сегодня услышать, посмотреть и обсудить. На столах
каждая группа имеет алгоритм «Как оценить ответ» и номер группы, которую необходимо
особенно внимательно прослушать и оценить.
Алгоритм «Как оценить ответ»:
№ к/о
критерии
+ или -
примечания
1.
Богатство фактического материала
2.
Последовательность изложения
3.
Культура речевого оформления
4.
Доступность, эмоциональность
5.
Умение владеть аудиторией
Выступления студентов:
Индия
Традиции и история этой страны и её народа интересуют очень многих. Индия существует
более пяти тысяч лет. На протяжении всего этого времени культурные традиции Индии
претерпевали различные изменения, но самобытность всегда сохранялась. Мало, какой
этнос может похвастаться столь крепкой связью с древними корнями. Многие старинные
традиции Индии существуют и действуют в настоящее время, так же, как и много веков
назад.
Индийская философия зародилась в обществе, проживавшем в очень сложных природных
условиях и в постоянной борьбе за пригодные для проживания места. Если ты не
погибнешь от засухи, тебя не смоют потоки реки в сезон ливней и не искалечит дикий
зверь, то тебя вполне может убить претендент на твою территорию. Поэтому самое ценное
у тебя – твоя душа – часть мировой души (единого).
В природных условиях Индостана, где люди могли выжить только сообща, сложилась
большая империя, всё население которой, в зависимости от происхождения делилось на
касты.
1.Касты и варны
Говоря об Индии, нельзя обойти стороной эту необычную систему общественного строя.
Большая часть населения страны, хотя и не 100%, делится на варны и касты. Каждый
индус знает о том, к какому сословию он принадлежит, но спрашивать про это считается
дурным тоном. Махатма Ганди, самый уважаемый политик, которого почитала вся Индия,
традиции кастовых отношений, порицал и боролся против данного пережитка прошлого.
Что касается варн, то их в Индии четыре, и они более древние, чем касты. Каждая варна
имеет свой символический цвет.
Брамины – самое высокое сословие. Их цвет белый. Иконно брамины были
священнослужителями, врачами и учёными.
На следующей, более низкой ступени, стоят кшатрии. Это преимущественно
представители органов власти, а также воины. Их символ – красный цвет.
За кшатриями следуют вайшьи - купцы и земледельцы. Цвет этой варны жёлтый.
Остальные, те, кто работает по найму и не имеет собственного земельного надела, -
шудры. Их цвет чёрный.
В прежние времена каждому человеку традиции и обычаи Индии предписывали всегда
носить пояс цвета своей варны. Сейчас для того, чтобы сделать карьеру и разбогатеть, не
обязательно быть высокого сословия, нередки случаи, когда водитель такси или официант
в ресторане оказывается брамином.
Кроме того, в Индии велик процент населения, не имеющего крепких родовых корней.
Это неприкасаемые. Тоже своего рода каста. В неё входят переселенцы из других стран, а
также местные жители, изгнанные из своих каст за совершённые проступки. К
неприкасаемым относятся и люди, занимающиеся грязной работой. Под грязной
подразумевается убийство живых существ (охота и рыболовство), кожевенное дело, а
также всё, что связано с похоронами.
2. Колесо Сансары
Что значит «колесо сансары»? Понятие сансары как таковой существовало в древней
Индии в среде брахманов ещё до учения Будды Шакьямуни. Самое первое упоминание
найдено в Упанишадах, где раскрываются законы и природа всего сущего. В текстах
говорится, что высшие существа пребывают в блаженной нирване, а все остальные,
омрачённые тремя умственными ядами, вынуждены вращаться в колесе перерождений,
затянутые туда законами кармы.
Сансара полна страданий, поэтому главная цель всех существ — найти выход и вернуться
в состояние совершённого блаженства. Многие поколения мудрецов искали ответ на
вопрос «Как разорвать колесо сансары?», но толкового способа не было, пока Гаутама
Будда не достиг Просветления. Именно буддизм разработал чёткую концепцию сансары
(Пратитья самутпада) и представил её как отлаженный механизм причинно-следственных
связей, основанных на принципах кармы и реинкарнации. Понятие сансары можно
озвучить как непрекращающийся круговорот рождений и смертей живых существ во всех
проявленных мирах Вселенной.
3. Буддизм
Буддизм — древнейшая из мировых религий, признанная многочисленными народами с
разными традициями. По замечанию Е. А. Торчинова, «Без понимания буддизма
невозможно понять и великие культуры Востока индийскую, китайскую, не говоря уж
о культурах Тибета и Монголии, пронизанных духом буддизма до их последних
оснований»
Религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее в
середине 1-го тысячелетия до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается
Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.
Будда утверждал, что его учение не является божественным откровением, а получено им
через медитативное созерцание собственного духа и всех вещей. Учение не является
догматом, и результаты зависят от самого человека. Будда указывал, что принимать его
учение необходимо только посредством проверки через собственный опыт (5 слайд).
Жизнь есть страдание, страдание имеет причины и существует путь к избавлению от
страданий. (нирвана). «Пересекая поток существования, откажись от прошлого, откажись
от будущего, откажись от того, что между ними. Если ум свободен, то, что бы ни
случилось, ты не придёшь снова к рождению и старости…». Совершенство определялось
не сравнением с достоинствами других людей, а соотнесённостью с Абсолютом, степенью
близости к нему, «Тяжёлая работа» по совершенствованию многоступенчатый путь. Он
начинается с соблюдения общечеловеческих норм морали (недопустимы даже дурные
помыслы). Далее следуют отречения от земных страстей, искушений, аскетический образ
жизни. Отвлечённость от мирских дел позволяет сосредоточить все физические и
психические силы на созерцании, на углублённом как бы вглядывании в себя,
позволяющем в конечном счёте ощутить своё «единение» с истиной. Восхождение по
пути совершенствования в буддизме завершается состоянием нирваны.
Учение о Чакрах и практика йоги призваны помогать человеку на сложном пути к
совершенству.
4. Учения о Чакрах
В буддийской йоге и тантре обычно рассматриваются три (реже четыре) чакры
сердечная, горловая и теменная, — которые соотносятся соответственно с Дхармакаей,
Самбхогакаей и Нирманакаей, а также с тремя телами Будды. В отличие от индуистских
традиций, высшее состояние сознания связывается не с теменным, а с сердечным центром.
«Дополнительная» четвёртая чакра именуется тайной. Местом её расположения
предположительно является область у основания позвоночника.
В буддийской йоге считается, что активизация чакр может привести к получению
последователем таких сверхспособностей (сиддхи), как левитация, невидимость и другие
Чакры (1-7)
1-я
2-я
4-я
5-я
6-я
7-я
Название
основная,
корневая
сакрал
ьная,
крест
цовая
сердеч
ная
гортанн
ая
лобная
коронная,
теменная
Санскритско
еназвание
муладхара
свадх
истха
на
анахат
а
вишудд
ха
аджна
(третий
глаз)
сахасрара
Число лепест
ков
4
6
12
16
2
больших
по 48
(всего
96)
960
и венчик
из 12
Понятие в
санкрите
«корень»,
«основа»
«обит
ель»,
«жиль
ё»
«неуда
ренны
й
звук»
«очище
нный»
«властн
ый
приказ»
«неприко
сновенное
убежище»
Местонахож
дение в теле
промежность
(между анусом
и гениталиями)
;
три самых
нижних позвон
ка
впере
ди:
два
пальц
а
ниже
пупка;
сзади:
на кре
стце
сердеч
ное
сплете
ние
горло, к
аротид
ы
меж
бровей и
основани
е затылк
а
верх
черепа
(родничок
; макушка
)
Соответству
ющий элеме
нт
земля
вода
воздух
эфир и
акаша
свет
мысль
5. Практика Йоги
Йога как философское учение берет свои истоки еще со времен существования
цивилизации ариев. Она вмещает в себя основы трактовки происхождения мира и
понимания человеческой природы, методы духовного самосовершенствования.
Концепция этого учения имеет огромное количество почитателей. Как особая система
древней индийской мудрости, йога состоит из теоретической и практической основ,
некоторых разделов, методов и направлений. Она является одной из шести известных
ортодоксальных философских школ Индии и одной из даршан.
Итак, все бытие в себя включают две субстанции Пракрити и Пуруша. Пракрити
представляет собой все материальное в существующем мире. Это то, что можно увидеть,
услышать или почувствовать каким-либо другим способом, зарегистрировать
высокоточными приборами.
Под понятием «Пуруша» заключено духовное начало, так называемый вечный Дух.
Ишвара – Бог среди всех духовных существ – и есть проявлением Пуруши. Он не создал
мир и не управляет им, но ему под силу объединять и разъединять духовное с
материальным. Если Пракрити невозможно осознать, то Пуруша обладает сознанием.
Если Пракрити постоянно меняется, то Пуруша не подвержен переменам, поэтому он
находится вне времени и пространства. Он является словно наблюдателем за
изменяющейся картиной мира.
6.Священные животные
В Индии корова – священное животное. Вопросы комфортного существования коров
решаются в правительстве на самом высоком уровне. Защита коров – дело
государственной важности.
Начало культа коров относят ко второму столетию нашей эры.
В храмы не разрешается заходить в кожаной обуви и иметь на себе украшения из кожи. В
честь священных животных устраиваются специальные торжества и широкие празднества
Тайпусам, в которых принимает участие все население, независимо от каст и сословий.
Главная цель таких действ – показать победу добра над злом, когда доведенные до экстаза
индийцы даже прокалывают себе руку или ногу в знак готовности принести себя в жертву
тотемному божеству.
7.Ритуальные обряды и праздники
До сих пор основным способом погребения считается сжигание тела умершего с
последующим развеиванием праха над Гангом, а в дальних селениях по-прежнему
остается в силе требование самосожжения вдовы на погребальном костре мужа. По
мнению индусов, это помогает супругам духовно возвыситься и попасть в рай.
Индуисты имеют давнюю традицию празднования фестивалей на протяжении всего года.
Так, празднуются наступление весны, торжество добра над злом, и многие другие события
8.Традиционная еда
Помимо молочных продуктов индийцы в большом количестве используют в пищу белый
рис. Индийцы никогда не пробуют блюдо на стадии приготовления. Они считают, что
первым еду должно отведать божество, и только после него позволительно приступать к
трапезе всем остальным.
Индийцы очень любят бобовые. Их в этой стране выращивают несколько десятков видов
это и маш, и нут, и всевозможные виды фасоли, чечевицы, гороха и сои. Самое
популярное блюдо из бобовых – дал. Это своего рода суп или густая похлёбка. К далу
полагается лепёшка. Вариантов лепёшек также множество, в зависимости от состава теста
и способа приготовления.
Индийцы, живущие вблизи водоёмов, включают в свой рацион и рыбу. Однако они не
делают различия между видами. Рыба делится на большую и маленькую. Когда вы
придёте в ресторан и попросите рыбное блюдо, то официант спросит лишь про размер.
Различать по среде обитания (морская или речная), по жирности или костистости в этой
стране не принято. В этом также проявляется культура и традиции Индии, связанные с
вегетарианством.
Правило правой руки
Индийцы едят руками, точнее, правой рукой. В связи с этим сложились некоторые
оригинальные и трудно воспринимаемые европейцами традиции Индии. Поскольку
правая рука считается чистой, а левая, соответственно, нечистой, то левой рукой они
делают так называемую, грязную работу, а правой едят. Правило правой руки индийцы
неукоснительно соблюдают и в настоящее время.
Вопросы к аудитории:
1. Почему нельзя заключать брак с представителями разных каст?
2. Когда Индия стала английской колонией, Бомбей стал самым грязным городом Индии.
Почему?
3. Почему в Индии похоронные одежды белые – праздничные, зачем тело умершего
нужно сжечь и развеять прах над Индом?
4. Почему в Индии так трепетно относятся ко всему живому?
5. Что такое нирвана?
КИТАЙ
На территории Китая, как и на территории Индии в 6 веке до нашей эры сложилась
огромная империя, это так же обусловлено природными условиями (постоянный урожай
риса можно было получать только в долинах рек Янцзы и Хуанхэ). До объединения
китайские племена прошли длительный период взаимного истребления. Чтобы
восполнять население, китайские женщины рожали в год по 15 – 20 детей. Взаимные
войны привели к тому, что небольшие китайские государства, воевавшие между собой,
стали брать на службу наёмников. Наёмники стали претендовать на высшие должности.
Тогда мудрые китайцы ввели экзамены для претендентов, которым необходимо было
знать и в совершенстве владеть китайским языком и знать огромное количество ритуалов,
обычаев и традиций Китая.
С тех пор образование в Китае считается самым ценным из того, что родители могут дать
ребёнку. И сейчас в Китае претенденты на государственные должности сдают экзамен.
Каждый китаец, написав заявление, ежегодно может претендовать на определённую
должность.
От внутренних распрей и войн Китайскую империю спас Конфуций, возведя
внутрисемейные, внутри-клановые отношения в ранг государственных. В 6 веке до нашей
эры конфуцианство было признано государственной идеологией. Китайский император,
сын Неба стал родным отцом всех китайцев, а Китай стали называть «поднебесной». За
нарушение ритуальных субординационных отношений в Китае следовали жесточайшие
наказания, вплоть до смертной казни. Сложившиеся традиции в Китае оставались
неизменными до середины 20 века.
1.Природа
Китайцы считали, что мир родился в результате брака Неба и Земли. Поэтому Китай
называют Поднебесной, а китайского императора называли сыном неба. В Китае
получило широкое распространение учение о пяти элементах, которые лежат в основе
мира (дерево, вода, огонь, металл и земля). С этими элементами китайцы связывали
вкусовые качества и качества человеческие. Огромное влияние на понимание мира
китайцами оказало учение о двух противоположных началах - Ян и Инь, содержащееся в
«Книге перемен» (древнейших текстах).
2.Даосизм
Отношение китайцев к природе отражается в Даосизме – учении Лао – цзы. Философия
Лао – цзы принимает как достоверные идеи Дао, Инь и Ян и, исходя из них, строит
философию жизни человека. Дао являет собой непостижимую, всеобъемлющую и
непобедимую силу, на основе которой существует и движется всё в мире, и человек
должен согласовать с ней свою жизнь. Если всякая тварь, включая птиц, рыб и животных,
живёт согласно Дао, то и для человека не существует причины не жить в гармонии с этим
«путём всех вещей» и позволить естественным принципам -Инь и Ян свободно
оперировать его жизнью. Каждый человек, чтобы стать счастливым, должен встать на этот
путь, попытаться познать Дао и слиться с ним. Согласно учению даосизма, человек
микрокосм вечен так же, как и универсум – макрокосм. Физическая смерть означает
только то, что дух отделяется от человека и растворяется в макрокосме. Эта философия
призывает отказаться от активной деятельности, от своих желаний и слиться с природой.
3.Конфуцианство
Огромное влияние на формирование китайской культуры оказало учение древнего
китайского философа – Конфуция. Он прославлял культ уважения к старшим. Конфуций
учил человека быть добрым, искренним, скромным, сдержанным, честным, справедливым
и щедрым. Его считаю автором золотого правила нравственности: «Поступай по
отношению к другим так, как как ты бы хотел, чтобы поступали по отношению к тебе».
По учению мудреца, перед каждым человеком стоит ряд требований и обязанностей,
которые он должен выполнять. В мире всё построено гармонично, человек должен найти
своё идеальное место и соблюдать определённые нормы и правила в обществе – «Ли».
Главным требованием является уважение к родителям и старшим. Конфуций считал, что
отношения в государстве должны быть построены так же, как и отношения в семье. К
императору нужно относиться как к отцу, а он должен относиться к своим подданным как
к детям. Отношения между старшими и младшими по должности должны быть построены
как отношения между старшими и младшими братьями. Главное, чем должен человек
руководствоваться в жизни, это чувство долга. Если человек выполняет все требования
долга перед родственниками и государством, он достигает высшей добродетели – качества
«Жень» - становится благородным мужем.
4.Ритуал в Китае
Конфуций призывал свято чтить и уважать обычаи предков. Огромную роль в жизни
китайцев играет ритуал. Даже обыкновенный поход в гости требует соблюдения ритуала.
Выполняя требования ритуала, китаец демонстрирует своё уважение к окружающим.
Чтобы в чём-то отказать просителю, необходимо сделать это так, чтобы ни в коем случае
его не обидеть. Китаец никогда не будет упрекать кого-либо в неблаговидном поведении и
не будет демонстрировать свою осведомлённость о чьих-либо неприятностях. Он всегда
предоставит возможность ближнему «сохранить лицо». Для того, чтобы соблюдать все
ритуалы и иметь возможность стать «благородным мужем», а значит занять наиболее
высокую позицию в обществе, необходимо получить достойное образование.
Вопросы к аудитории:
1. Что самое ценное из того, что могут дать родители своим детям?
2. Что вы знаете об этом знаке? (демонстрация на слайде знака Ян – Инь)
3. Почему Китай называют Поднебесной?
4. Как звучит золотое правило нравственности?
5. Какое качество с точки зрения Конфуция обретает благородный муж?
Греция
В Греции, в гармоничных природных условиях сложилось отличное от Индии и Китая
осмысление жизни. Природные условия позволяли выживать небольшими группами – так
появлялись греческие города – государства. В каждом городе были свои законы и свой
божественный покровитель. Города объединялись в целях противостояния общему врагу
(Греко - персидские войны). В основе греческой философии лежала особая мифология.
Греческие боги, живущие на Олимпе имели человеческий облик. Их отношения были
очень похожи на отношения людей. Боги часто вступали в отношения с людьми (даже
интимные, в результате которых рождались герои со сложной судьбой). Греческая
культура была состязательной. Греция родина олимпийских игр. Каждый человек должен
заявить о себе своими талантами. Каждому греку открыт путь на Олимп. У греков были
свои представления о потустороннем мире, но они туда не стремились. Их взор был
устремлён на Олимп. Стать равным богу – вот достойное устремление. Только в
состязательной культуре могла появиться состязательная философия. Десятки греческих
философов спорили друг с другом, иногда занимая противоположные позиции.
1.Природа
Греки, занимаясь торговлей, много путешествовали. Первый вопрос, который их
интересовал прежде всего – как устроен мир. Всё из воды – говорит Фалес. Всё из огня –
считает Гераклит. В основе всего число – заявляет Пифагор. В основе многообразия
вещей лежит многообразие атомов, из которых они состоят – учит Демокрит. В одну и ту
же реку нельзя войти дважды, потому, что мир постоянно движется и меняется – делает
вывод Гераклит. Нет, мир неподвижен и неизменен, и быстроногий Ахиллес никогда не
догонит черепаху потому, что движение нельзя помыслить и значит оно невозможно
опровергает выводы Гераклита Зенон.
2.Равенство перед законом
Первыми провозвестниками идеи прав человека, как вообще прав, так и в зародыше, в
контексте их соответствия божественной справедливости и основанных на ней полисным
(государственным) законам, стала религиозная и этическая (моральная) мысль, которая
впервые была озвучена представителями литературы того времени. С писаными
памятниками политико-правовой научной мысли мы встречаемся позже, когда идея
справедливости, эмоционально-чувственная суть, аморфность и расплывчатость границ
содержания которой очевидны, начинает сопровождаться идеей равенства. Именно
равенство начинает все более отчетливо характеризовать сущностную черту права,
поскольку равенство имеет в сравнении со справедливостью более выраженные контуры.
Равенство более подвержено конкретному количественному и качественному
оцениванию, нежели справедливость. Именно с понятием равенства связаны понятия
меры, середины, которые начинают появляться в политико-правовом языке эллинов VII-
VI вв. до н.э., самыми яркими представителями которых были знаменитые «семь
мудрецов» Древней Греции, среди которых особое место занимает Солон (ок. 638 - 559 гг.
до н.э.).
3.Рок судьбы
Древние греки полагали, что жизненной силой наделен не только органический мир
животных и растений, но и горы, минералы, реки, и т. д.; считали божественным и
одухотворенным весь окружающий мир, который, по их мнению, был населен
различными потусторонними силами, воплощенными в священных предметах, существах
и явлениях. Эти силы обитали в пещерах, деревьях, источниках и т. д. Духи могли быть
как антропоморфного, так и звероподобного вида. В честь различных божеств
проводились религиозные обряды с целью умилостивить их и отвести от себя гнев
природы. Например, греки не решались переправляться через реку, если при проведении
жертвоприношений духи каким-либо тайным знаком не показывали своего согласия.
Эллины считали, что в лесах жили многочисленные нимфы — дриады, которые в лунные
ночи покидали свои деревья и водили хороводы под предводительством богини
Артемиды.
Религия древних греков в до гомеровский период основывалась на культе земли, из
которой все появляется и куда все возвращается. В то время эллины считали, что небо
также является порождением земли.
Согласно греческими мифам, древние боги — это антропоморфные существа, обитавшие
на вершине горы Олимп.
По представлениям древних греков, для того чтобы уберечь себя от гнева богов,
последних необходимо было всячески одаривать. Именно поэтому в древнегреческих
культах был широко распространен обряд жертвоприношения. В городах строились
специальные храмы и алтари, которые посвящались различным богам.
Большой популярностью пользовались предсказания. Одна из основных причин
проведения этих обрядов состояла в том, что в мировоззрении древних греков сильна
была вера во всесилие рока. Все существа мира — люди и боги — находились во власти
рока. Даже громовержец Зевс, несмотря на свое могущество, зависел от его воли.
Древнегреческие жрецы говорили: «Нет такой силы, такой власти, которая могла
изменить хоть что-нибудь в том, что предначертано богам и людям. Одни мойры знают
веления рока»
4.Мифы о героях
Древняя Греция - это один из богатейших источников мифов о богах, простых людях и
смертных героях, которые защищали их.
Особым почетом среди героев славился Геракл, сын Зевса и смертной женщины Алкмены.
Самым известным мифом из всех можно считать цикл о 12 подвигах, которых в одиночку
соверших сын Зевса, будучи на службе у царя Еврисфея.
Ахилл - это один из самых храбрых греческих героев, предпринявших поход против Трои
под предводительством Агамемнона. Истории о нем всегда полны смелости и отваги.
Одиссей. Его описыввали не только как умного и храброго царя, но еще и как
великолепного оратора. Он был главной ключевой фигурой в рассказе "Одиссея".
5.Культ тела
В Древней Греции существовал культ здорового, крепкого тела. Древние греки не
стыдились обнажаться до определенных пределов. Им было что показать. Античный
гуманизм прославляет лишь культ тела - физическое совершенство человека, но
субъективность личности, ее духовные возможности еще не раскрыты. Эталоном
гармонии была телесная развитость человека. Даже греческие боги прежде всего
вечные совершенные тела. Отсюда вытекает соразмерность пропорций греческой
архитектуры, расцвет скульптуры. Показательным выражением телесности античного
гуманизма было исключительное положение физической культуры в системе
общественного воспитания. Тело осмысливалось как эстетический символ греческого
города-государства, «полиса». Древние греки пытались через тело и благодаря ему
воспитывать в себе соответственно гармонические духовные качества, усматривая в нем
наличие чувства и ума в их взаимном единстве и противоречии, но слабое развитие
индивидуальности личности не позволило греческой культуре отразить высоты
проявления человеческой эмоциональности и духа. Оратор Евфий (Евтиас), отвергнутый
поклонник Фрины, обвинил гетеру в безбожии. Защитником гетеры был знаменитый
оратор Гиперид. Увидев, что его речь не производит на суд особого впечатления, он
сдёрнул с Фрины её одежды. Красота произвела такое впечатление на судей, что её
оправдали — ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь совершенное
тело не могло скрывать несовершенную душу. Красота, прекрасное, согласно чтимому
греками Арестотелю, объективно существует в настоящем мире, в его основе лежат
характеристики антологического порядка: соразмерность, определенность,
ограниченность и единство в многообразии.
6.Мера и гармония
Мера понимается как исходный принцип существования чего-то определенного. Она
едина и неделима, она - характеристика совершенства. Сократ: «Человек познай самого
себя», чтобы соизмерять свои поступки со своими возможностями. Икар хотел стать
подобным богу, сделал крылья из воска и долетел до солнца. Но воск расплавился, и Икар
погиб. Миф об Икаре говорит о том, что если человек не соизмеряет свои желания со
своими возможностями, он гибнет. Гармония - единство многообразия, "внутренняя
природа вещей». Гармоничный космос может познать только гармоничный человек.
Только гармоничный человек может подняться на Олимп и противостоять року. Одно из
требований к гармоничному человеку – единство слова и дела. Знаменитый киник Диоген
учил аскетизму и жил в амфоре (бочке). «Всё, что человек говорит не из собственного
опыта, то недостойно доверия. Даже если он цитирует меня» – говорит Сократ.
7.Подвиг Сократа
Афинский суд приговорил Сократа к смерти за неуважение к богам. Сократ мог уйти из
города и жить в другом месте, выразив своё несогласие с приговором. Однако Сократ
предпочёл смерть. Прежде, чем выпить кубок с ядом, он сказал, прощаясь со своими
учениками «Наконец то я узнаю, что там после смерти. Он на практике доказал, что
знание для него превыше всего.
8.Гармоничное государство
Учение о гармоничном государстве создал Платон, ученик Сократа. Государством, по
мнению Платона должны управлять философы, у которых преобладает разумная часть
души. Те, у кого преобладает волевая часть души должны быть воинами. Те, у кого
преобладает вожделенная часть души должны просто трудиться на благо государства.
Платон едва не погиб от рук тирана Дионисия, пытаясь в его стране на Сицилии
построить идеальное общество.
Вопросы к аудитории:
1.Почему Ахиллес никогда не догонит черепаху?
2.Почему Диоген жил в бочке?
3.Какие требования предъявлял к человеку Сократ?
4.Почему Фрина неподсудна?
5.Почему Сократ выпил яд, а не ушёл из Афин?
4.Обобщающая беседа по вопросам, сформулированным студентами
1. Почему нельзя заключать брак с представителями разных каст?
2. Когда Индия стала английской колонией, Бомбей стал самым грязным городом Индии.
Почему?
3. Почему в Индии похоронные одежды белые – праздничные, зачем тело умершего
нужно сжечь и развеять прах над Индом?
4. Почему в Индии так трепетно относятся ко всему живому?
5. Что такое нирвана?
6. Что самое ценное, по мнению китайцев, из того, что могут дать родители своим детям?
7. Что вы знаете об этом знаке? (демонстрация на слайде знака Ян – Инь)
8. Почему Китай называют Поднебесной?
9. Как звучит золотое правило нравственности?
10. Какое качество с точки зрения Конфуция обретает благородный муж?
11.Почему Ахиллес никогда не догонит черепаху?
12.Почему Диоген жил в бочке?
13.Какие требования предъявлял к человеку Сократ?
14.Почему Фрина неподсудна?
15.Почему Сократ выпил яд, а не ушёл из Афин?
5.Рефлексия. Подведение итогов.
Составить синквейны по Индии, Китаю и Греции (например – существительное: Индия; 2
прилагательных: мистическая, эгоистическая; 3 глагола: почитает, страдает, утверждает;
фраза, несущая определённый смысл: традиции и история Индии интересуют очень
многих; заключение: большая империя).
Выступления обучающихся по подведению итогов по алгоритму «Как оценить ответ».
6.Заключительное слово преподавателя:
Мы ещё раз убедились:
Первое: В уникальности осмысления мира и человеческой жизни в Древней Греции, Китае
и в Индии; в зависимости философии и культуры от сложившихся природных и
исторических условий.
Второе: При всех огромных различиях эти культуры объединяет нечто общее –
абсолютный приоритет духовных ценностей. За посягательство на эти общечеловеческие
ценности, на Абсолют предполагались жесточайшие наказания: изгнание в Индии,
смертная казнь в Китае. Суд Афин приговорил Сократа к смерти за неуважение к Богам.
Такой тип культуры Питирим Сорокин назвал идеационным. Кроме мировоззрения,
права, социальных отношений и системы ценностей, эти культуры объединяет решение
проблемы человеческой свободы. Сорокин вывел формулу свободы – это отношение
суммы желаний к сумме средств.
В Индийской и Китайской философии и культуре, чтобы обрести свободу, нужно
отказаться от желаний – уйти в Нирвану, слиться с Дао. Эти типы культур сохранились
неизменными до середины 20 века. Несколько иначе решалась проблема свободы в
Греции – мера, соизмеряй свои возможности со своими желаниями.
По мнению Сорокина каждая культура проходит в своём развитии через три этапа:
идеационный, идеалистический и сенсативный, сменяющих друг друга (происходит
переоценка ценностей). По мере роста человеческих возможностей греческая культура в
период классики становится идеалистической (равнозначность духовных и материальных
ценностей). Первыми кто взял под сомнение общие ценности и знания были софисты
(Протагор: человек есть мера всех вещей; Горгий: существующих, что они существуют, не
существующих, что они не существуют) а в период Римской империи становится
сенсативной (материальные ценности). Римляне не были философами и художниками.
Они были политиками, воинами и прекрасными строителями. Перевороты, обманы,
заговоры, зверства Нерона… В Риме проживало огромное количество иждивенцев,
которое постоянно пополнялось бывшими легионерами.
От чего рухнула мощная Римская империя? От натиска варваров? А может от утраты
незыблемых духовных ценностей, которую Л.Н. Гумилёв связывает с растратой
пассионарной энергии. Как жить в мире, где нельзя никому доверять, где всё продаётся и
покупается? Кто встанет на защиту такого мира? Предвидя эту ужасную ситуацию,
Римский император Домициан, младший из династии Флавиев, даже пошёл на
чудовищную провокацию против весталки. Веста – покровительница домашнего очага
была одной из самых любимых богинь у римлян. В храме Весты служили весталки -
девственницы из уважаемых в Риме семей. Они должны были быть непорочны, пока
служили в храме и готовили себе замену. В праздничный день, посвящённый богине
Весте Домициан приказал одному из своих слуг переодеться в женское платье и
проникнуть в покои к одной из весталок. Весталка была скомпрометирована, её застали
наедине с мужчиной. Для того, чтобы умилостивить богиню, устроили публичную казнь
весталки. Вырыли глубокую яму, в ней вырыли нишу, чтобы мог поместиться сидящий
человек. Весталку заживо похоронили в этой нише, оставив ей кувшин воды и лепёшку,
чтобы было время для раскаяния. Таким образом Домициан хотел вернуть Рим к
моральным ценностям. Но Римляне не были готовы к такому возвращению.
Возвращение к моральным, духовным ценностям произошло в средневековой Европе,
философию которой нам предстоит изучить на ближайшем занятии.