Методическая разработка "Технологии экспериментирования по восприятию цвета детьми старшего дошкольного возраста"

МБДОУ «ЦРР – детский сад № 57 «Ладушка» г. Димитровграда Ульяновской обл.»
Методическая разработка
«Технологии экспериментирования по
восприятию цвета детьми старшего дошкольного
возраста»
Подготовила ПДО по изодеятельности
Брильц Светлана Евгеньевна
2018 год
Занятия по ознакомлению детей с живописью помогают развитию чувства цвета.
Живопись такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль.
Живопись способна запечатлеть сложный мир человеческих характеров, передать
тончайшие изменения в природе. Именно от выбора цвета зависит настроение картины, её
эмоциональное воздействие. Колорит полотна может быть радостным и печальным,
спокойным и тревожным, загадочным и ясным. Художник создает живописными
средствами неповторимый мир, который нас удивляет и радует, заставляет переживать и
дает пищу уму. Слово «цвет» одно, а определяет многие качества процесса живописи,
поэтому цвет правомерно является основой этого вида искусства.
Приобщая детей к постижению законов цветовой гармонии, художник не только
развивает их эстетические чувства, но и готовит своих зрителей к полноценному
восприятию множества других явлений действительности.
Полученные знания дети с удовольствием применяют в собственной творческой
деятельности. Непосредственное соприкосновение с краской, сравнение цвета краски с
окружающими предметами и природой, получение оттенков при помощи белил и воды,
смешение красок для получения нового цвета все это процессы, в которых много
приятных ощущений. Стихия цвета и красок приходит вместе с ощущениями прозрачности
потоков акварели, свободно стекающих по листу, вязкости и густоты гуаши, бархатистости
и хрупкости пастели, дающей множество нежных оттенков.
Очень нравятся детям сюрпризные моменты, используемые на занятиях: приход в
гости сказочного героя (Радужки, Пачкули…); фокусы «Превращения веревочки»,
«Волчки», и другие. Например:
Фокус, в исполнении детей «Волшебная водичка». В основе фокуса берется
баночки с прозрачной водой и закрываются. На крышку банки надо намазать краску синего,
красного или зеленого цвета. Краски должна быть под крышкой. В банку налейте воду.
Закрываем баночку взбалтываем. Краску наносить так , чтобы никто не видел.
Вот волшебные слова:
Ты, вода-водица,
Друг ты мой студеный,
Стань, вода-водица,
Не светлой, а зеленой.
Ты, вода-водица,
Друг ты мой прекрасный,
Стань, вода-водица,
Не простой, а красной.
Ты, вода-водица,
Светлая, как иней,
Стань, вода-водица,
Не простой, а синей!
Фокусник встряхивает воду в банке, вода окрашивается в нужный цвет.
С детьми могут проводиться следующие занятия в игровой форме. Задача -
изобразить цветом доброго и злого героя.
«Метод синестезии» выявление ассоциативной способности восприятия и
мышления у ребенка (чтение письма от Нептуна).
В морском царстве, в подводном государстве жили-были счастливые жители.
Ласковое солнышко, белые, пушистые облака над волнами, все радовало их, а по морской
глади мирно плавали яркие, красивые кораблики, на которых отдыхали добрые сказочные
герои. А командует флотом Фея цветов.
Но пришла беда, появился другой флот, которым командует злой пират Пачкуля.
Собрал он на своих кораблях злых сказочных героев. И устраивают они по ночам разбои.
Топят и грабят корабли Феи цветов…
Для того, чтобы понять, где чьи корабли, мы должны разобраться, какие же
характеры у героев, которые находятся на этих кораблях. Знаете ли вы, что музыка нам
может рассказать о характере человека. Давайте послушаем музыку и постараемся
представить себе какого – либо сказочного героя.
Какой характеру этой музыки? Какого сказочного героя вы представили?.. (добро и
зло). Ребята! А ведь краски тоже могут рассказать нам о характере человека. Какого цвета
добро? (добро розового, голубого, желтого цвета или добро бывает любого цвета, если в
него добавить побольше белого).
Какого цвета зло? ( черного, серого, темно коричневого цвета, зло можно
нарисовать любым цветом, если в него добавить черный. Он получится грязный и хмурый)
.
Каким способом мы можем осветлить краски? (добавить белый)
А как затенить их? (добавить черный)
Мы предлагали детям самостоятельно выбрать листок бумаги с изображением Феи
цветов или пирата Пачкули, на этом листочке нарисовать корабль, которым командуют эти
герои.
«Зимние мелодии» - Рисование красящей бумагой - волшебным сюрпризом для
наших детей оказалось рисование без красок. Нам понадобились обрезки креповой
бумаги. Малыши мочили бумагу в воде и оставляли на ватмане следы разного цвета.
После высыхания, эти следы превращались в разные предметы с помощью фломастеров.
Так же с детьми можно провести следующие занятия:
«Угадай настроение» (диатипия).
«Раскрась мечту в розовый цвет» (по мокрому).
«Радужный цветок» (художественный мусор).
«Путешествие в страну красок» ( рисунок ветра).
«Краски радуги» (витражи).
«Осенняя пылающая листва на фоне голубого неба» (рисование на воздушных шариках).
«Серые котята» (акватушь).
«Витражи для замка волшебницы – Осени» (витраж)
«Каким бывает небо в природе» (по мокрому).
«Дворец Зимы» (растягивание краски картоном).
Через эксперименты с цветом к пониманию окружающего мира
(рис.1)
Вообразите, что все цвета исчезли из окружающего мира, и мы видим его только
серо-белым. Какая унылая, однообразная и непривычная картина получится. Оказывается,
как много в нашей жизни значит цвет. Некоторые предметы мы узнаем только благодаря
цвету. Представьте три круглых по форме и одинаковых по величине объекта.
Мы можем превратить их в разные предметы с помощью цвета. (рис. 1)
Цвет помогает узнать, поспели ли ягоды, наступила ли осень, потому что зеленые
листья пожелтели или покраснели, какое состояние человека - от того румян он или бледен.
Значит, цвета и их оттенки надо знать хотя бы для того, чтобы лучше понимать друг друга.
Цвет – один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение. И,
следовательно, цвет помогает детям понимать окружающее.
Порой бывает очень трудно научить ребенка различать и правильно называть тот
или иной цвет. Этот процесс бывает довольно длительным и строится на обобщении или
сравнении, аналогии и запоминании (синяя чашка, синее платье, синее море,..., кузнечик
зеленый как огуречик). Есть красочные настольные игры, которые помогают заучиванию
цвета. И на первое место в них выдвигается формирование представлений о
спектральных цветах: основных и составных.
А что, если изучать цвета через экспериментирование? При этом целенаправленное
экспериментирование с цветом лучше начинать с 4 лет, когда ребенок выходит из
доизобразительной деятельности и переходит от спонтанного манипулирования с цветом к
его осознанному использованию на основе ассоциаций. Например, во что можно
«превратить» красный кружочек?. Суть экспериментов будет заключаться в том,
какой элемент и какого цвета можно или нужно дорисовать (зеленый листочек, желтый
бочок, синюю полоску), чтобы получился художественно-выразительный образ (помидор,
спелое яблоко, ягодкой, солнышко, мячик, ...) (рис. 2)
(рис.2)
При знакомстве дошкольников с составными цветами, можно использовать показ
смешивания красок, используя такой прием, как технологическая сказка (например, «Как
дружба помогла краскам найти апельсин») с последующей апробацией этих действий.
Побуждать к экспериментированию и получению новых цветов, можно создавая
проблемные ситуации, используя, например дидактическую игру «Волшебные капельки»
(рис. 3) или предлагать детям технологические карты (рис. 4).
(рис.3)
Необходимо знакомить и с тоновыми особенностями цвета. Мы же употребляем в
речи такие слова, как светло-зеленый и темно-зеленый, синий и голубой, розовый и др. В
некоторых случаях дети могут догадаться, о каком цвете идет речь, когда услышат о
малиновом, вишневом, брусничном, кирпичном цвете и соотнести его со спектральным
красным, а песочный, шоколадный с коричневым, так как их сходство обуславливается
сходством по цветовому тону. В данном случае также можно предложить детям в качестве
эксперимента смешать краски, чтобы получить цвета изображаемых объектов (песка, неба,
ягод, травы).
В старших группах можно использовать при обучении детей смешиванию красок
для получения полутонов технологические карты и схемы. Ребята быстро усваивают, что,
добавляя, например, белую краску в исходный цвет, можно получить серый, голубой,
розовый, лимонный, а желтую – салатовый, песочный.
Но как научить определять цвет, который предлагают авторы стихов И. А. Бунин:
«Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…» или Э. Федоровская: «Осень
на опушке краски разводила, по листве тихонько кистью проводила, пожелтел орешник, и
зарделись клены, в пурпуре осины, только дуб зеленый...», И. Грабарь в названии картины
«Февральская лазурь»? В данном случае можно предлагать выполнение работ в технике
монотипии. При использовании этой техники для детей всегда открытием будет получение
каких-либо новых цветов и оттенков. Предложите детям рассмотреть картинку и
послушать высказывания о тех цветах, которые они видят. Затем сообщите им свой вариант
названия цвета. Попросите ребят сравнить новые полученные оттенки со знакомыми им
цветами. Здесь можно использовать метод «открытого вопроса» (например, красно-
коричневый цвет больше похож на красный или коричневый?). Ответы будут зависеть от
индивидуального восприятия цвета.