Сценарий внеклассного мероприятия "Жертвам Холокоста посвящается..." 8 класс

Сценарий внеклассного мероприятия
«Жертвам Холокоста посвящается…»
Разработала Нуварьева О.К., учитель русского языка и литературы
Цели мероприятия:
•Образовательная:
1) ознакомить учащихся с историческим фактом трагедии Холокоста;
2) повысить информационную грамотность учащихся;
3) продолжить формирование аналитических умений учащихся при работе с
историческими источниками;
Развивающая:
1) развить навыки социальной восприимчивости и доверия;
2) развить навыки монологической речи, творческих навыков;
3) развить умение выслушивать другого человека, способности к сочувствию,
сопереживанию;
4) развить коммуникативные навыки, укрепляющие социальные связи;
Воспитательная:
1) воспитать у школьников стремление противостоять насилию и жестокости
в современном мире;
2) научить защищать идеи гуманизма;
3) обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению.
Задачи мероприятия:
Способствовать пониманию учащимися проблем, связанных с
провозглашением превосходства одной нации над другой, проблемами
геноцида.
Вспомнить совместно с учащимися события Великой Отечественной
войны и геноцида, провозглашённые фашистской Германией.
Воспитывать уважительное отношение к людям – гражданам России и
представителям других народов, ответственность за свои дела и
поступки.
Формировать патриотизм, гражданственность.
Материалы и оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, экран;
презентация, запись аудиоматериалов.
Методы: наглядные, словесные.
Ход мероприятия
Чтец 1: Засыпал снег сегодня Бабий Яр.
Прикрыл собою братскую могилу.
Сто тысяч в ней взывают молча к миру,
Чтоб в нём не вспыхнул вновь войны пожар!
Там, где фашисты сваливали в ад
Убитых и живых, растут берёзы.
Смотрю на них и плачу… Эти слёзы
Погибших не вернут уже назад.
Но слёзы скорби нашей не напрасны.
Они, как мудрость, над душою властны:
Они её печальный, вечный плод.
Они напоминают тем, кто молод,
Как будет страшен войн грядущих Молох,
Что в гневе уничтожит людской род.
Ведущий 1: Здравствуйте, уважаемые гости, педагоги, ребята! Сегодняшняя
наша встреча неслучайно началась со стихотворения Фридриха
Золотковского «Бабий Яр. Память», которое очень точно раскрывает
страшные события Холокоста, одной из самых известных трагедий XX века -
преднамеренной попытке полного истребления целых наций, включая
мужчин, женщин и детей, приведшей к уничтожению более 11 миллионов
человек, среди которых 6 миллионов были евреями.
Ведущий 2: А вы знаете, что обозначает слово Холокост? Что относится к
событиям Холокоста? На эти вопросы мы постараемся ответить на нашем
сегодняшнем мероприятии «Жертвам Холокоста посвящается…»
Чтец 2: Бродят тучи над планетой,
Словно пленники в неволе.
В душном воздухе, прогретом,
Слышатся мне звуки боли.
Это души Холокоста,
Чьи разбросанные кости,
Что остались без погоста,
Стонут, просятся к нам в гости.
Чтец 3: Просят, чтобы их согрели,
И обмыли, и одели,
И земле родной предали,
И молитву прошептали.
А в просторах неба где-то
Тихо бродят тени гетто,
Словно звездочки на небе,
Только нету с ними ребе.
Тихо, буднично и просто
Бродят души Холокоста...
Ведущий 1: 27 января ежегодно отмечается Международный день памяти
жертв Холокоста.
Ведущий 2: Так что же такое Холокост? Для определения данного понятия
обратимся за помощью к большому энциклопедическому словарю.
Словарь: Слово «холокост» произошло от греческого holocaustos, т.е.
сожженный целиком; это гибель значительной части населения Европы в
ходе систематических преследований и уничтожения его нацистами в
Германии и на захваченных ею территориях в 1933-1945 годах.
Выступление историков.
Историк 1: Основанием для массового уничтожения людей стали расовые
теории нацистов, которые привели к уничтожению еврейского, цыганского,
белорусского населения, поляков, чернокожих и людей других
национальностей.
Историк 2: В 1933 году к власти Германии пришел Адольф Гитлер, который
утверждал, что немецкая нация имеет превосходство над остальными
народами.
Историк 1: А в 1935 году были приняты Нюрнбергские законы, которые
разделили население Германии на две части: немцев и не немцев. Последние
были лишены права голоса, политических и иных прав. Даже в школах уроки
расизма были не редкостью.
Выходят две девочки (в школьной форме):
1 ученица: «От дружелюбной атмосферы не осталось и следа… Никто
больше не хотел со мной дружить. А некоторые соседи даже боялись
разговаривать. Некоторые, когда мы сами к ним заходили, говорили
напрямик: «Больше к нам не ходите, мы боимся. Нам нельзя больше
общаться с евреями». (Хильма Геффен- Людомер)
2 ученица: «С каждым новым днем нацистского правления пропасть между
нами и нашими соседями становилась все шире. Мальчики и девочки, с
которыми мы много лет были в самых теплых отношениях, отвернулись от
нас. Вдруг выяснилось, что мы другие». (Марта Аппель)
Выступление историков.
Историк 3: Чтобы вызвать в людях негативные чувства, использовались все
источники: религиозные, политические, экономические, культурные. Охота
на евреев становилась легальной. Против них разрешалось применять любые
действия, даже те, которые в нормальном обществе считаются преступными.
Историк 4: 9 ноября 1938 года по всей Германии прокатилась война
насилия: сотни евреев погибли, были разграблены тысячи магазинов,
хозяевами которых были евреи, десятки представителей данной расы были
брошены в лагеря. Организованный Гитлером погром печально знаменуется
«Хрустальная ночь». События этой ужасной ночи описал в своем
стихотворении «Хрустальная ночь» Валерий Агаронов.
Чтец 4 Дождик льет, протяжно плачет,
Блюз играет патефон.
Память никуда не спрячет
Ночи той хрустальный звон,
Где разбитые витрины,
Груда трупов, детский плач,
Вой толпы...Оскал звериный
Демонстрирует палач!
Этот грех впечатан в Лету!
Звон разбитого стекла
Нам напомнит, век за веком,
Ночь в осколках хрусталя!
Ведущий 1: Это была первая массовая акция прямого физического насилия
по отношению к евреям на территории Германии. Так начался геноцид,
который стал одной из главных целей гитлеровской агрессии в других
странах.
Ведущий 2: На территории СССР создавались гетто и концлагеря. Их
насчитывалось около 400 на территории Украины, 200 в Белоруссии, десятки
в Прибалтике, Молдове, России. Жизнь простых людей превращалась в ад…
Выход ребят со свечками
Чтец 5: До сих пор судьбу очень многих людей невозможно проследить,
несмотря на то, что предпринимаются попытки собрать сведения обо всех
погибших во время Катастрофы. Трудно будет довести это до конца,
поскольку есть места, где погибли все, и не осталось свидетелей.
Задувается первая свеча.
Чтец 6: Народ мой пролил море слёз,
Где б ни был он рассеян…
Война всегда есть Холокост –
Не только для евреев…
В полях, и в ямах, и в лесах,
И в лагерях, и в гетто,
В нацистских газовых печах
Терзали нас… Не спета
Была ни песнь из древних книг,
Ни слово сказано, ни стих…
Но в шуме ветра и знамён,
Где путь прошел армейский,
В могилах братских погребён
И мой народ еврейский…
И я мечтаю об одном:
Чтоб люди веры разной
Покончили с войны проказой.
Земля у всех – наш общий дом!
Века об этом говорим,
А всюду кровь, и смерть, и дым...
Задувается вторая свеча.
Ведущий 1: Юная жизнерадостная голландская 14-летняя девочка Анна
Франк вела дневник с 12 июня 1942 года по 1 августа 1944 года, в котором
описывала все события, происходившие в ее жизни.
Этот дневник - один из наиболее известных и впечатляющих
документов о зверствах фашизма - сделал ее имя знаменитым на весь мир.
Девушка вместе с родителями и их товарищами скрывалась в доме, каждый
день боялась быть обнаруженной и расстрелянной фашистами.
Видеоролик «Дневник Анны Франк» (ученица за столом на фоне
горящей свечи пишет в дневнике): «В мае 1940 года начались трудные
времена: нападение Германии, капитуляция, оккупация и все больше бед и
унижений для евреев. Законы, ограничивающие наши права, принимались
один за другим. Евреи были обязаны носить желтую звезду, сдать свои
велосипеды, не имели права ездить на трамваях и в автомобилях, даже
собственных. Евреи могли посещать магазины только с трех до пяти и
пользоваться услугами исключительно еврейских парикмахеров. Евреи не
имели права появляться на улице с восьми вечера до шести утра. Им
запрещалось ходить в театры, кино и другие подобные учреждения, а также в
бассейн, теннисный корт, на греблю, и вообще заниматься любым видом
спорта в общественных местах. С восьми вечера евреи не могли сидеть в
собственном саду или в саду у знакомых. Нельзя было ходить в гости к
христианам. Учиться позволялось только в еврейских школах. Так мы и жили
в ожидании новых запретов. Сестра Джекки говорила: «Боюсь браться за что
бы то ни было, а вдруг и это нельзя?»
Ведущий 1: Утром 4 августа 1944 года перед домом на Принсенграхт 263
остановился автомобиль. Оттуда вышел немецкий офицер Карл Йозеф
Зилбербауер, одетый в военную форму, и трое вооруженных голландских
сотрудников Зеленой полиции в штатском. Без сомнения, кто-то выдал
укрывавшихся в доме людей. Все они были арестованы. Полицейские
захватили также все найденные ими деньги и ценности.
Ведущий 2: Всех людей 11 сентября 1944 года без суда доставили в лагерь
для заключенных. Обитателей Убежища поместили после ареста в
амстердамскую тюрьму, а четыре дня спустя доставили в пересадочный
лагерь для евреев. 13 сентября 1944 года последним транспортом на восток
их депортировали в польский концлагерь Освенцим.
Ведущий 1: Сестры Марго и Анна Франк были депортированы в конце
октября 1944 года в концлагерь. Страшные антисанитарные условия лагеря
привели к эпидемии тифа, от которого погибли тысячи заключенных, в том
числе и сестры Франк. Первой умерла Марго, а спустя несколько дней Анна.
Дата их смерти приходится на конец февраля - начало марта 1945 года. Тела
обеих девочек, вероятно, захоронены в общей могиле.
Девочка задувает свечу.
Танец под оркестр «Танец огня»
Ведущий 1: Самое массовое убийство при Холокосте произошло в сентябре
1941 года в урочище Бабий Яр, недалеко от Киева, где было убито более 33
тысяч евреев всего за два дня. Людей заставили раздеться и подойти к краю
оврага. Когда немецкие отряды стреляли в них, они падали вниз. Затем
нацисты заваливали стены оврага, погребая и мертвых, и живых. Полицаи
хватали детей и также сбрасывали их в овраг.
Чтец 7: А люди подходят и падают в яму, на камни.
Дети – на женщин, а старики – на ребят.
И, как пламя, рвущимися к нему руками,
За воздух хватаются и, обессилев, проклятья хрипят.
Девочка снизу:
Не сыпьте землю в глаза мне!
Мальчик:
Чулочки тоже снимать?
И замер, в последний раз обнимая мать.
И тут же рядом – девочка или мальчик?
Дядя, не трогай, я песенки петь тебе буду!..
И вдруг, подпрыгнув, как мячик,
Упал туда – в ещё беспокойную груду.
Задувается свеча
Чтец 8: Над Бабьим Яром шелест диких трав.
Деревья смотрят грозно, по-судейски.
Все молча здесь кричит, и, шапку сняв,
Я чувствую, как медленно седею.
И сам я, как сплошной беззвучный крик,
Над тысячами тысяч погребенных.
Я - каждый здесь расстрелянный старик.
Я - каждый здесь расстрелянный ребенок.
Ничто во мне про это не забудет!
«Интернационал» пусть прогремит,
Когда навеки похоронен будет
Последний на земле антисемит.
Задувается свеча.
Ведущий 2: В своих мемуарах Рудольф Гесс описывал, как детей евреев
обманом заманивали в газовые камеры. Чтобы избежать паники, им
говорили, что нужно раздеться для душа и дезинфекции. Нацисты
использовали «Особые отряды» (других еврейских заключенных), которые
поддерживали спокойную обстановку и помогали тем, кто отказывался
раздеваться. Дети часто плакали, но после того как члены Особого отряда
утешали их, они входили в газовые камеры, смеясь, играя или болтая друг с
другом, часто все еще с игрушками в руках.
Чтец 9: «Мама, мне страшно!»
«Не бойся, малыш.
Это не долго –
Представь, что ты спишь.
Закрой свои глазки
И вспомни меня
Потом все, как в сказке.
Вся вместе семья».
«Мама, мне больно!
Зачем?! Почему?!»
«Хватит! Довольно!
Скажите ему
«Мама, спаси!
Не хочу умирать!»
«Спрячь! Унеси!
Мы устали страдать.
Вот уже смерть
Повернулась лицом…»
«Мама, не плачь!
Я умру храбрецом!»
Задувает свечку
Чтец 10: Мужчины мучили детей.
Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело,
Трудились - мучили детей.
И это каждый день опять:
Кляня, ругаясь без причины...
А детям было не понять,
Чего хотят от них мужчины.
За что - обидные слова,
Побои, голод, псов рычанье?
И дети думали сперва,
Что это за непослушанье.
Они представить не могли
Того, что было всем открыто:
По древней логике земли
От взрослых дети ждут защиты.
А дни всё шли, как смерть страшны,
И дети стали образцовы.
Но их всё били.
Так же. Снова.
И не снимали с них вины.
Они хватались за людей.
Они молили. И любили.
Но у мужчин «идеи» были,
Мужчины мучили детей.
Я жив. Дышу. Люблю людей.
Но жизнь, бывает, мне постыла,
Как только вспомню: это - было!
Мужчины мучили детей!
Задувается свеча.
Танец «Дети войны»
Ведущий 1: Сколько детей прошло через ужасы, ад и пекло фашистских
лагерей смерти.
Ведущий 2: Этот ужас пережили не только дети Варшавы. Бухенвальд,
Треблинка, Освенцим, Саласпилс. В трубах этих лагерей стоял дым от
сожжённых детских тел и душ. Этого нельзя забыть!
Звучит музыка к спектаклю «Поминальная молитва»
Чтец 11: Эта рыжая пыль под ногами, щебёнка
Из костей – не осколки ль, покрытые ржой?
Это, может быть, резвые ноги ребёнка,
Что за белою бабочкой гнался межой.
Или ручки, – дитя ими тянется к маме,
Обнимая за шею, ласкается к ней…
Или был этот щебень большими руками,
Что с любовью к груди прижимали детей.
Чтец 12: Этот пепел, который разносится с ветром,
Был глазами, смеялся и плакал порой,
Был губами, улыбкою, музыкой, светом,
Поцелуями был этот пепел седой.
Был сердцами, тревогою, радостью, мукой,
Был мозгами, сплетеньем извилин живых.
Слово «Жить» до конца, словно буква за буквой,
Точно белым по чёрному вписано в них.
Чтец 13: Эти волосы: локоны, косы и пряди,
Что навалены мёртвой, косматой горой.
Кто-нибудь расплетал и взволнованно гладил,
И сухими губами касался порой.
Чистый трепет сердец, вдохновенные речи,
Золотые надежды, сияние глаз…
Крематориев страшных горящие печи.
Пепел… пепел… Лишь пепел остался от вас.
Ведущий 1: Нет ничего дороже на Земле, чем улыбка ребёнка. Ребёнок
улыбается, значит, светит солнце, мирно колосится поле, не звучат взрывы,
не горят деревни и города.
Ведущий 2: Что может быть страшнее смерти ребёнка? Смерти
бессмысленной и жестокой, смерти от руки взрослого, призванного самой
природой защищать и растить дитя.
Звучит «Реквием» Моцарта.
Чтец 14 читает «Равенсбрюкскую молитву».
«Да воцарится мир в душах людей злой воли,
И да положит это конец мщению
И разговорам о казнях и насилии.
Жестокость несовместима ни с какими нормами и принципами,
Она вне пределов человеческого понимания,
Из-за неё так много мучеников в этом мире»
Ведущий 1: В память обо всех погибших во время Холокоста, обо всех
погибших в период Второй мировой войны, прошу встать и почтить
минутой молчания.
Звучит метроном.
Выходят учащиеся, произносят по одной строчке:
1) Каждый из нас должен помнить:
2) многое начинается с меня,
3)моих мыслей,
4)поступков,
5) моих действий.
6) Совершая действия, помни, что ты – Человек!
7) Прислушайся к своему сердцу,
8) загляни себе в душу,
9) посмотри на мир справедливыми глазами
10) и помни, что ты – Человек!
11) Протяни руку не для удара, а для помощи.
12) Радуйся тому, что кто-то может быть тебе за это благодарен.
Учитель:
Для того, чтобы ясному солнцу над детством сиять,
Постарайтесь, друзья, добрым делом свой день начинать.
Чтоб на деле детей от беды защитить,
Раньше, чем позовут, надо детству на помощь спешить.
Дети ищут тепло и любовь на далёком пути.
Их сегодня спасай – можешь завтра уже не спасти.
Чтоб на деле детей от беды защитить,
Раньше, чем позовут, надо детству на помощь спешить!
Финальная песня «Солнечный круг»