Развитие творческих и исследовательских способностей учащихся

Развитие творческих и исследовательских способностей учащихся
Быть всегда творческим - значит быть всесильным.
Нет надежнее гарантии на лучшее будущее, чем
умение быть творческим всякий раз,
когда это необходимо, в любой момент быть
готовым решать проблемные вопросы
и разрабатывать новые концепции.
Марк Фишер
Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со
способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво
рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на
самом деле?
Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием
«творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем
такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это
предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире,
или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
Творческие способности это индивидуальные особенности качества человека, которые
определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой
деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих
способностях, но и о естественнонаучных творческих способностях, о технических
творческих способностях, и т.д.
Компоненты творческих способностей
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о
компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в
настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие
психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с
особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд,
занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим
личностям свойственно так называемое дивергентное мышление
1
.Диверге
́
нтное
мышление (от лат. divergere расходиться) метод творческого мышления, применяемый
обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же
проблемы. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо
проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного
решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы
рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые
комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только
определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими
на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе
творческого мышления, которое характеризуется следующими основными осо-
бенностями:
1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей данном
случае важно не их качество, а их количество).
2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.
3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это
может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).
4. Законченность - способность совершенствовать свой «продукт» или придавать
ему законченный вид.
Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь
на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет
следующие творческие способности
2
.
1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий
одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.
3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к
решению другой.
4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.
5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.
6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
1
Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. - М.Мир, 1992. стр. 436
2
Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978.с.6-36.
7. Гибкость мышления.
8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.
9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы
знаний.
10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из
того, что привносится интерпретацией.
11. Лёгкость генерирования идей.
12. Творческое воображение.
13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального
замысла.
Условия успешного развития творческих способностей.
Одним из важнейших факторов творческого развития школьников является соз-
дание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе
анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита
3
, Б.Н. Никитина и Л.Кэррола
4
,
можно выделить шесть основных условий успешного развития творческих способностей
детей.
Первым важным условием развития творческих способностей ребенка является
создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо окружить ребенка такой
средой и такой системой отношений учитель - ученик, которые стимулировали бы его
самую разнообразную творческую деятельность.
Второе, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих
способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует
максимального напряжения сил. Дело в том, что способности будут развиваться тем
успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих
возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше (например:
решение задач разноуровневых).
Третье условие успешного развития творческих способностей заключается в
предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в
продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда
желание, интерес ученика, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того,
что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет
на пользу.
3
Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994, с.123.
4
Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-
ТРИЗ, 2001. с.38-39.
Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает
ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых это и есть четвертое
условие успешного развития творческих способностей.
Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая
обстановка и наличие свободного времени, поэтому пятое условие успешного развития
творческих способностей тёплая дружелюбная атмосфера в коллективе. Взрослые
должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из
творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ученика к
творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к
странным идеям несвойственным в реальной жизни.
Но создание благоприятных условий недостаточно для ребенка с высоким
творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что
творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно
самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети
могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность.
Оказывается педагогическая практика доказывает это), если подобрать
соответствующие методы обучения, то это будет способствовать более высокому уровню
развития творческих способностей школьников это шестое условие развития творческих
способностей.
Развитие творческих способностей школьников будет эффективным лишь в том
случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого
решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Исследовательское поведение это возрастная потребность ребёнка. Склонность к
исследованиям свойственна всем детям без исключения. Умения и навыки исследования,
полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Как
известно возраст 6-12 лет - очень важный период развития ребёнка. Именно в этот период
закладывается основа для подготовки детей к творческому труду. Вот почему важно
именно в начальной школе создать психолого-педагогические условия для реализации
возрастной потребности в поисковой активности, которая реализуется в организации и
проведении проектно-исследовательской деятельности. Работа над проектами позволяет
выработать и развить специфические умения и навыки проектирования, а именно:
освоение навыков целеполагания, формулирования проблемы, планирования работы,
умение ориентироваться в информационном пространстве, умение самостоятельно
конструировать свои наработки, творчески оформить свою работу, презентовать ее.
Возможность максимальной реализации способностей детей заложена в самой концепции
метода проектно-исследовательской деятельности. Её решение связано с развитием как
интеллектуального, так и творческого потенциала учащихся.
Я начала работать с пятиклассниками. Их легко можно увлечь математикой, если
суметь представить мир чисел как нечто сказочное, загадочное, манящее. Предлагаю
ученикам самим находить интересные задачи или сочинить их. Например, вот несколько
интересных задач, которые ребята сами нашли и сочинили:
Несомненно, что творчество невозможно без умения наблюдать, примечать особенности
явлений, чисел, понятий. Из учебника математики для 5-го класса можно применять
материалы, где имеются различные рассказы о математике и математиках. Например, как
маленький Гаусс сосчитал в уме сумму чисел 1 + 2 + 3 +….+ 99+100=5050.
Проблемное обучение предполагает создание под руководством учителя
проблемной ситуации и активной самостоятельной деятельности учащихся по их
разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными
знаниями, умениями и навыками, развитие мыслительных способностей.
Так как же создавать эти проблемные ситуации, какие существуют варианты их
постановки?
В понимании детей, учитель - это компьютер, который не может ошибиться
никогда, и они, слепо копируют его решение. Например, я решаю сама на доске, и
ученики прилежно списывают:
Пример 1
(3х+ 7)·2- 3 = 17
(3х+7) ·2 = 17-3 (умышленная ошибка)
(3х+7) ·2 =14
3х+7=14:2
3х= 7-7
х=0
Они решили проблему, решили увлеченно и самостоятельно. Более того, многократные
тренировки такого рода заставляют учеников очень внимательно следить за мыслью и
решением учителя и, естественно, за своими записями. Результат внимательность и
заинтересованность на уроках.
Как сказал Лев Николаевич Толстой: «Если ученик в школе не научился сам
ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так
как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать
самостоятельное приложение этих сведений».[6] Следовательно, задачи педагога
использовать разнообразные методы обучения, систематически, целенаправленно
развивать у школьников подвижность и гибкость мышления, настойчиво
стимулировать процессы перестройки, переключения, поисковой активности.
Учитель должен учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, не зубрить,
а мыслить, самим делать выводы, находить новые, оригинальные подходы,
получать изящные результаты, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от
обучения [5].
Ученые отмечают, что развить сразу весь комплекс свойств, входящих в
понятие «творческие способности», невозможно. Это длительная,
целенаправленная работа, поэтому эпизодическое использование творческих задач
не принесет желаемого результата. Познавательные задания должны составлять
систему, позволяющую формировать и развивать все многообразие
интеллектуальной и творческой деятельности учащихся и обеспечивать переход от
репродуктивных формально-логических, действий к творческим.