Сценарий "Осенние посиделки" 4-7 класс

1
Сценарий разработан учителем
Гуляевой Екатериной Витальевной
НОМИНАЦИЯ «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»
ОСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ
Цель: обеспечение исторической преемственности поколений, воспитание
нравственно здоровой личности, наследника традиций.
Задачи:
Способствовать формированию представлений о содержании, структуре
русского народного обряда, воспитывать интерес и уважение к нему, как части
музыкального фольклорного наследия.
Стимулировать положительную мотивацию к изучению произведений
русского фольклора, развивать творческое мышление.
Способствовать созданию благоприятной среды общения взрослых и
детей разного школьного возраста.
Оборудование: русские народные песни, рушники вышитые, самовар,
чугунок, костюмы, выпечка
ОБЯЗАТЕЛЬНО сделать красивые пригласительные в русских народных
традициях для родителей, гостей; принести домашнюю выпечку
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята, родители и гости! Весна и лето у
русского народа были горячей порой – нужно было вырастить урожай. Осенью же
тяжелая работа сменялась отдыхом. Поэтому с начала октября и до Масленицы,
молодежь собиралась на посиделки, беседы, вечёрки. В них принимали участие
девушки в возрасте от 10 – 15 лет и до замужества.
1 ученик:
В. Даль писал о посиделках: «сбор крестьянской молодёжи по осенним и
зимним ночам, под видом рукоделья, пряжи, а более для россказней, забав и
песен». Тем не менее, на обычных посиделках, которые устраивались в будний
день, в основном только работали, а вот по праздникам устраивались игры и танцы.
К посиделкам готовились заблаговременно: договаривались с хозяйкой дома о
том, чтобы снять дом на всю зиму, об условиях оплаты.
Приходили на посиделки только незамужние девушки и холостые парни.
Женатому человеку появляться на посиделках было уже неприлично. Есть русская
пословица: «Женатого с посиделок веретеном гонят».
Участниками посиделок были только парни и девушки одной деревни или
группы рядом расположенных маленьких деревень. Появление парней из других
деревень воспринималось местными парнями недоброжелательно. В лучшем
случае их старались мирно выпроводить домой, взять с них деньги в пользу
посиделки, в худшем случае посиделка заканчивалась дракой между чужаками и
местными парнями, недовольными их приходом.
Посиделочное время обычно делилось на две части: рабочее и праздное.
Рабочее время проходило в девичьем составе. Девушки пряли, вязали, шили, тихо
разговаривая друг с другом, пели протяжные песни.
2 ученик Одним из важных дел на посиделках был сбор приданого. По
существу мама начинала копить приданое с рождения дочери, потихоньку
2
откладывая отрезы ткани на сарафаны, платки, полотенца. Называлось это
«нагнетать сундук». А с 10-15 лет девочки сами начинали шить себе одежду и
готовить приданое. И этой работой занимались постоянно, в том числе и на
посиделках.
Для приданого готовилась праздничная и повседневная одежда, причём в
нескольких комплектах: для ношения в молодом, среднем и пожилом возрасте, то
есть на всю жизнь. Считалось, что платье, сшитое в то время, когда человек
приближался к периоду максимальной жизненной силы, сохраняло эту магическую
силу в себе, и чем на больший период жизни заготавливался комплект одежды, тем
дольше её владельцу было суждено прожить.
Также требовалось заготовить множество полотенец даров жениху,
свадебным дружкам, дяде, деверю и даже всем мужчинам, присутствующим на
свадьбе. Полотенце выполняло роль оберега, осуществляло связь между людьми и
иным миром. В русских народных сказках отражено это волшебное свойство:
махнул полотенцем сделался мост, появился сад, огненная река. В наши дни на
свадьбах тоже используют полотенца: на нем подаётся хлеб-соль гостям.
3 ученик Праздная часть посиделок начиналась с появления парней.
На посиделках молодежь водила хороводы, занималась различными
спокойными играми, заканчивавшимися поцелуями. Содержание хороводов
отражало, как правило, тему семьи, семейной жизни, взаимоотношений между
мужем и женой. В них с помощью пантомимы, хореографических движений, песен
разыгрывались любовные отношения между мужем и женой, сцены семейных ссор,
наказание неверной или строптивой жены.
Любили на посиделках и делиться секретами, рассказывать сказки, страшные
истории про нечистую силу, чудеса. Когда кто-нибудь из парней неожиданно
задувал лучину или свечу на самом захватывающем месте, девушки поднимали
визг.
Посиделки без работы, чисто развлекательные приурочивались обычно к
праздникам. В некоторых местах они имели особое название вечеринки,
вечереньки, пирища, сходбища. Устраивали их в просторной избе, нередко нанятой
в складчину или за средства, заработанные коллективной жатвой молодежи на
полосах хозяина избы либо богатого односельчанина. На таких беседах ходили под
песни парами, играли в жмурки, прятки, кошки-мышки, отгадышки и др.
Учитель Осень богата приметами и праздниками. С давних-давних пор 14
октября на Руси празднуют Покров-день. А какие вы знаете осенние приметы?
Сцена представлена празднично украшенной русской избой. На лавках
сидят хозяин и хозяйка в русских народных костюмах. (Звучит песня «Девка по
саду ходила»)
(Две сестры сидят на лавке и разговаривают друг с другом)
Хозяйка: Алёнка, Машка, хватит языком чесать, быстро беритесь за работу.
Не ровен час, гости придут, а у вас рушник ещё не готов.
(Девочки садятся вышивать. Зазвенел колокольчик, заплакал младенец в
люльке. Детский плач)
Хозяйка: Ванюшу разбудили. КОЛЫБЕЛЬНАЯ «Ветер, солнце и орел»
(Хозяйка подходит к люльке, берёт ребёнка на руки, поёт колыбельную.)
3
(Хозяйка положила младенца в люльку)
Хозяин: Мать, пора тесто ставить и хлебушек печь.
Ржаной хлебушко –
Калачам дедушка.
Хозяйка: Что, хозяин, приуныл, голову повесил?
Хозяин: Вот уж месяц над трубою, а гостей все нет. Кузьма –Демьян
обидится, что мы его встречаем не по-людски, накажет нас.
Хозяйка: 14 ноября издавна на Руси считался праздничным днем. Его
именовали Кузьма-Демьян.
Хозяин: А еще в народе этот день называли Кузьминки. Кузьминки мол, об
осени поминки, Кузьминки — встреча зимы...
Хозяйка: В этот день и молодежь, и дети все примечали, какой будет
погода. Немало народных примет было связано с этим днем.
Хозяин: Снег на Кузьминки обещает будущей весной большой разлив.
Хозяйка: Если на Кузьму-Демьяна лист остается на дереве, то другой год
будет морозным.
Хозяин: Кузьма и Демьян большие искусники, они покровители всех
ремесел: кузнечного дела и женского рукоделия. С Кузьмы-Демьяна женщины
принимались за зимнюю пряжу и при этом обращались к святым, прося помочь им
не отстать от подруг, от тех, кто начал работу раньше. Вот так: «Батюшка Кузьма-
Демьян, помоги, сравняй меня позднюю с ранними»...
Хозяйка: Молодежь в эти дни не ограничивалась чаем и рукоделием. Все
пели, плясали.
Хозяин: Вот как бы наш дом не обошли гости дорогие?
Хозяйка: А ты выгляни в окошко, да и покличь гостей дорогих.
Хозяин: Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть?
Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться?
Хозяйка: Рады будем видеть вас у себя в гостях, ждет вас праздник большой,
праздник радостный.
Хозяин: Ото всех дверей, Ото всех ворот Приходи скорей, Торопись, народ!
Под русскую народную музыку входят нарядные девушки Ах, вы сени,
мои сени»)
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!
Проходите, будьте, как дома!
1 девушка: Не беспокойся, Хозяюшка.
Мы и дома не лежим,
И в гостях не стоим.
Хозяйка усаживает гостей на лавку.
Хозяин: У нас для каждого найдется и словечко и местечко.
2 девушка: Гости люди подневольные,
Где посадят – там сидят.
Хозяин: Эй, девчонки-хохотушки, запевайте-ка частушки!
Девочки исполняют частушки:
1. Разрешите в этом доме, разрешите поплясать,
Я не буду сильно топать, только буду припевать.