Презентация "Петр Ильич Чайковский «Детский альбом»" скачать


Презентация "Петр Ильич Чайковский «Детский альбом»"

Подписи к слайдам:
Классный час:
  • Петр Ильич Чайковский
  • «Детский альбом»
  • Управление образования Добрянского муниципального района Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
  • «ДОБРЯНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
  • Преподаватель 1 квалификационной категории
  • Рапецкая Лариса Викторовна.
  • 2010г
Аннотация
  • П.И. Чайковский был первым русским композитором, создавшим для детей альбом фортепианных пьес.
  • Сочинение "Детского альбома" - первое обращение композитора к детской теме.
Детский альбом
  • Цель классного часа:
  • Познакомить с фортепианным циклом П.И.Чайковского "Детский альбом"
  • Задачи:
  • Познакомить с историей создания "Детского альбома";
  • прослушать ряд пьес из "Детского альбома";
  • учиться анализировать услышанную музыку: уметь определять характер произведения, размышлять, что может выражать музыка;
  • развивать образное мышление, представлять, что может изображать музыка, (что бы я нарисовал, если бы был художником, слушая музыку);
История создания «Детского альбома»
  • "Детский альбом" - это 24 лёгкие пьесы для фортепиано. На титульном листе первого издания: "Посвящается Володе Давыдову. Детский альбом. Сборник лёгких пьес для детей".
Ведущая:
  • Ведущая:
  • Чайковский был доволен первым изданием "Детского альбома", отсутствием, как он считал, в нем опечаток. Правда, некоторое огорчение он высказал издателю по поводу внешнего вида издания: "Я сожалею, что мне не пришло в голову просить тебя детский альбом напечатать другим форматом. Ведь Володя Давыдов должен будет играть стоя, чтоб смотреть на ноты! Картиночки значительно уступают по художественному достоинству Сикстинской мадонне Рафаэля, - но ничего, сойдет, - детям будет занятно".
Утренняя молитва
  • Молитвой начинался день ребенка. Молясь он настраивался на добрые мысли и поступки.
  • Светлая тональность соль мажора, равномерное ритмическое движение и строгая 4-голосная фактура(словно поет хор) передает настроение сосредоточенности и покоя.
Зимнее утро
  • "Зимнее утро" - вторая пьеса из фортепианного цикла П. Чайковского "Детский альбом". Особыми композиторскими приемами П. Чайковский фортепианным звучанием передал тонкую поэтическую атмосферу зимнего утра. Течение мелодии очень естественное и потому легко запоминающееся.
Марш деревянных солдатиков
  • Пьеса является элементом мини-цикла внутри всего "Детского альбома" и объединяется с близкой с ней по содержанию "Игрой в лошадки". Она демонстрирует ювелирную отделку всех элементов фортепианной фактуры. В творчестве П. Чайковского пьеса имеет своеобразную параллель - марш солдатиков (уже не деревянных, а настоящих мальчиков) в I картине Содержанию и "действиям" солдатиков соответствует трехчастность музыкальной формы пьесы.
Болезнь куклы
  • П. И. Чайковский очень тепло относился к детям. Им адресован целый ряд произведений композитора. "Болезнь куклы" - первая по-настоящему печальная пьеса в цикле. Исполнение должно быть эмоциональным и в то же время строгим и сдержанным в проявлении чувства. В трогательной мелодии слышатся как бы стоны, мольба. Сложную проблему для исполнителя представляет собой правильное соотношение мелодии и аккомпанемента.
Итальянская песенка
  • Эта пьеса открывает собой мини-цикл внутри "Детского альбома", который можно условно назвать "Музыкальный дневник путешествий", поскольку это пьесы ("Итальянская песенка", "Старинная французская песенка", "Немецкая песенка", "Неаполитанская песенка") с явным национальным колоритом. Это ясно не только из их названий, но и из самой музыки.
Неаполитанская песенка
  • Живя в Италии, П. Чайковский имел удовольствие слышать много итальянской - как профессиональной, так и народной музыки. Кое-что из особенно полюбившихся ему мелодий он позже использовал в своем творчестве. Мелодия, использованная в этой пьесе, как раз и является такой подлинной итальянской песенкой.
Мазурка
  • Мазурка по происхождению польский танец. В этом своем качестве она имеет характерные особенности польского танца. У П. Чайковского было много предшественников, писавших мазурки. Встречаются мазурки разного характера. Мазурка из "Детского альбома" - интимного камерного характера. Данная мазурка написана в традиционной для этого танца трехчастной форме.
Русская песня
  • Внутри "Детского альбома" можно выявить несколько мини-циклов - рядом стоящие пьесы, объединенные общностью содержания. В творчестве П. Чайковского без труда можно назвать образцы, очень близкие к подлинной русской народной музыке. Данная пьеса - яркий пример типично русских образов, свидетельствующий о необычайной любви композитора к России и всему русскому.
Мужик на гармонике играет
  • Эта пьеса - вторая (после предыдущей) в мини-цикле из трех пьес с русскими образами внутри "Детского альбома". В ней талантливо имитируется звучание гармоники (это дает повод кратко рассказать об истории появления и усовершенствования этого инструмента). В пьесе уникальная гармоническая структура, своеобразное использование определенных аккордов.
Баба-Яга
  • Гармонический язык в этой пьесе более острый, чем в других пьесах цикла. Резкие аккорды вместе с многочисленными акцентами и выдержанным от начала до конца отрывистым штрихом (staccato) придают музыке зловещую причудливость.
  • Угловатое, как бы нарочито утрированное звучание начала пьесы напоминает прихрамывающую походку сказочного персонажа. Пьеса исполняется очень скоро: в нотах авторское указание Presto (итал. – очень быстро).
В церкви.
  • Завершается сборник пьесой "В церкви". Тем самым, первый и последний номера соединяются своего рода аркой; общим в обоих случаях является торжественное просветленное религиозное начало.
Литература
  • Картинки с интернета: Пётр Ильич Чайковский www.tchaikov.ru
  • Произведения » Фортепианная музыка » Детский альбом www.tchaikov.ru
  • http://school-collection.edu.ru/Детский альбом
  • Музыкальная энциклопедия Издптельство «Советская энциклопедия» Москва1981 Главный редактор Ю.В.Келдыш
  • Ю.Булычевский. В.Фомин. Краткий музыкальный словарь для учащихся. Издательство «Музыка» Ленинград 1968
  • Музыкальное исполнение Михаила Плетнева