Коррекционная работа при нарушении сенсорной интеграции в отделении «Милосердие» (из опыта работы)


Государственное казённое учреждение
Детский дом – интернат «Южное Бутово»
Департамента социальной защиты населения
города Москвы
Статья
Коррекционная работа при нарушении
сенсорной интеграции в отделении
« Милосердие»
(из опыта работы)
Подготовили:
воспитатель
Анохина Марина Николаевна,
учитель-дефектолог Иванова Ирина
Владимировна
Москва 2015
Формирование представлений о себе.
1 этап
Привлечение внимания к своему телу
Задача тонизации через получение приятных ощущений.
Пассивно получает вестибулярные ощущения под ритмические потешки и
песни в одном темпе: гамак , мяч, качели , качание на руках, одеяло–качаем
влево-вправо, вперед-назад, вверх-вниз. Стихи: «баю-бай», «ветер- ветер, ты
могуч», «мой веселый звонкий мяч», «самолет построим сами…», «тили-бом,
тили-бом», «скок-поскок, молодой дроздок»
Сенсорная стимуляция – сенсорные игры:
- зрительная – свечи, фонари, яркие игрушки, пузыри, мишура –
прослеживание в горизонтальной и вертикальной плоскости, в ближнем и
дальнем поле, парашют
- слуховая – слуховое сосредоточение, ориентация на звук и локализация
звука - колокольчики, музыкальные инструменты ,лучше - струнные,
шуршалки , звенелки, погремушки
- тактильная – разные поверхности, крупы, вода, песок, ткани, поглаживания
медленными движениями по всему телу
- запахи– пищевые, эфирные масла, парфюмерные
- вкусы- кислый, сладкий, соленый
- вибрационная – игрушки вибрационные
- мышечно-суставная – потягивания, надавливания, сдавливание,
растягивание
- двигательные игры, подвижные игры, которые инициирует сам ребенок-
прыжки на батуте,. на диване
Все эти сенсорные игры должны приводить к эмоциональному
взаимодействию между ребенком и педагогом, играем вместе, педагог
подключается к аутостимуляциям ребенка, и если это возможно, вносит в
них эмоциональный смысл
В результате работы на первом этапе ребенок начинает подстраиваться под
ритм, реагировать адекватно на сенсорные стимулы ( лучше искать те,
которые приносят удовольствие),.
Ограничения : при гиперчувствительности вестибулярной и тактильной
сильно дозируем стимуляцию, начинаем работать не с телом, а через
предметы, или через дистантные ощущения: заходим из менее
чувствительных зон в более чувствительные.
При повышенной вестибулярной чувствительности избегаем резких
изменений положения тела, кружения, верчения
При эпислепсии с продолжающимися приступами необходим контроль
врача-невролога.
2 этап
Развитие способности удерживать баланс , равновесие, выстраивание
моторных программ.
Ребенок уже сам начинает удерживать баланс в играх на мяче, луне, валике,
доске с колесиками, катаясь в коробке, в одеяле по полу, в бочке,
раскачиваться и падать на мат – сначала помогаем ребенку, удерживая его за
корпус, постепенно смещая руки к ногам.
Игры на руках у взрослого со сменой ритма, а потом под потешки и стишки с
кульминацией ( пауза, заполненная активным ожиданием).
Со сменой ритма – «из-за леса, из-за гор» «я люблю свою лошадку», «вышли
мыши как-то раз», «медведь идет , лисичка бежит, зайка прыгает, мышка
побежала»
С кульминацией: «мама, папа, жаба, цап»; «по кочкам, по кочкам», «шалтай-
болтай», «Федя-бредя».
Раскачивание на качелях, внезапно удерживаем качели ( «поймаю, поймаю,
поймаю»
На этом этапе ребенок уже активно использует руки в сенсорных играх:
рука-рот, рука- глаз, рука-рука ( соединение рук по центральной линии) –
удержание предметов двумя руками.
Манипуляция с предметами ( активное извлечение сенсорных ощущений)
появляется в результате возможности удерживать предмет, интеграции
вестибулярных, двигательных и зрительных сигналов.
Игры с платочком, стягивает платок с лица, игры в «Ку-ку»
Поиск отсутствующих в поле зрения предметов.( прячем под платочек
значимый предмет)
В результате работы появляется двигательное планирование – совершение
серии движений в определенном порядке
Появляется предвосхищение событий ( активное ожидание и подстройка или
адаптация к нему первые произвольные действия), репрезентация объекта.
Очень много двигаемся и с удовольствием.
3 этап
Дифференциация представлений о собственном теле, локализация
сенсорных ощущений.
Малоподвижный, моторнообедненный ребенок обычно манипулирует
предметами, но тело, в целом, оказывается неосвоенным
гиперчувствительность в руках и пониженная чувствительность в теле)., так
же , если ребенок быстро двигается , непоседлив , но репертуар движений
очень беден( просто бегает по кругу) – это тоже говорит нам о неосвоенности
собственного тела.
Идем от глобального двигательного ответа к дифференцированным, от
дистальных отделов к проксимальным ( локализация).
Локализация ощущений на теле ( формируется схема тела)
Начинаем работать с локализацией с опорой на зрение. И если не удается
развить балансные реакции , все равно начинаем работать с локализацией, но
активно привлекаем зрение ( зеркало)
Опираемся на сохранные сенсорные ощущения
Мажем красками разные части тела, оставляем следы ладошками,
обмазываемся глиной, утяжелители. Перед зеркалом надеваем шляпу,
звенящие браслеты на руки, раскрашиваем части лица
Игры с прищепками, клейкой лентой.
Утяжелители.
Суставные ощущения.
Ходим по сенсорным дорожкам.
Игры : «Муха летит, комар летит и кусает, жук жужжит и садится на тело в
разные места». Ребенок прослеживает глазами «полет» и по возможности
убирает руку педагога.
«Шла большая черепаха…».
«Я не лебедь, я не гусь, я щекотки не боюсь».
«Шла коза рогатая..».
«Сорока-ворона».
«Где наши ручки?».
Раскачиваем на качелях и ловим за различные части тела
Появляются первые игры на подражание : ладушки, сказка «Курочка Ряба»
Освоение предметных действий , предметная функциональная игра,
исследует функции предметов
Связь слова и действия, прогнозирование событий опирается на слово
Скоординированность рук между собой, а так же ног.
4 этап
Переход от точечной локализации к построению целостного образа
своего тела.
Формирование представления о непрерывности собственного тела.
Рассказывание сказок- историй на теле: «Репка», «Теремок», «Рельсы-
рельсы» и т.п.
Уменьшается зрительный контроль ( «звери» бегают по шейке, спинке, по
головке, т.е. по тем местам, которые ребенок не видит)
Осваивается процедура одевания: начинаем с тапочек ( т.е. с того, что
поддается зрительному контролю), носков, штанов, и только потом
предлагаем, футболки, кофты .
Лурия : «апраксия одевания – это пространственная апраксия»
Выведение движения на максимально произвольный уровень : преграды,
препятствия, ребенок выбирается из неудобных поз, можно, играя, зажимать
ребенка между ногами, проползаем под столом, в трубу, переступаем через
палочки, игра в путаницу, в паутинку ( в комнате в разных направлениях
натянуты веревки, надо пролезть под ними и не задеть их ) - т.е. различные
игры с пространством.
Освоение физического пространства : качели ( учимся раскачиваться), горки,
лестницы, спортивный комплекс
Самостоятельное освоение велосипеда, ролики, лыжи, коньки, самокат и т.п.
Игра – предметная.
5 этап
Осознание представлений о собственном теле – символическое
представление о себе.
Рисование своего портрета, проговаривание. Сочинение историй про
ребенка, прорисовывание их – введение образа себя в смысловой контекст.
Рисование перед зеркалом ( «во что сегодня одет?»)
Закрашивание готового контура человечка – проговаривание какого цвета
глаза, волосы, что надето на ногах, голове, во что одет?
Сочинять истории и сказки про ребенка, разыгрывать их с куклами.
На этом этапе появляются элементы сюжетной игры, собственный рисунок.
Дети с сенсорной защитой
Обязательна игротерапия : взятие ситуации под контроль . Играем с
пылесосом, трактором , миксером. ( ребенок сам контролирует ситуацию –
нажимает на кнопочки, заводит мотор). Тоже самое и при вестибулярных
(пространственных) страхах ребенок сам решает на какую высоту
подняться, или на каких качелях кататься и сколько времени.
Успехов в работе!