Научные представления о творчестве и креативности


Мишина Елена Вячеславовна
ГБОУ СОШ №1108 г.Москвы
Учитель начальных классов
Научные представления о творчестве и креативности
Изучение креативности и механизмов ее развития является актуальной
проблемой теоретической и прикладной психологии. Рассматриваются
различные стороны творческой одаренности, творческого мышления как
характеристики личности.
Современное общество с его тенденцией к инновационным и
творческим решениям предъявляет особые требования к профессиональным
и личностным качествам специалиста в различных сферах деятельности.
Креативность «способность порождать множество разнообразных
оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности» [10].
Креативность познания на сознательном и бессознательном уровнях
основана на процессе восприятия и переработки информации. При этом
процесс познания рассматривается творчески, практико-ориентированно как
генерирование новых идей, принятие инновационных решений в
повседневной деятельности. Креативность находит свое выражение в
реализации инновационной когнитивной идеи.
Креативность рассматривается в качестве индикатора
профессионального роста, становления и благополучия специалиста в
современном обществе. Проблема когнитивных способностей, являющихся
детерминирующим фактором различий людей в их креативности, имеет
определяющее решающее значение в профессиональной успешности
специалиста.
Основным вопросом является определение путей повышения
2
творческого потенциала, изменения образовательной среды способствующей
развитию креативных способностей.
Креативность представляет собой многокомпонентное психическое
образование, составляющие которого объединяются в группы когнитивных
(вербальных, образных и ассоциативных) и мотивационно-личностных
(любознательность, сложность, склонность к риску, воображение, стремление
к творчеству) показателей. Когнитивные показатели отражают
продуктивность и работоспособность на когнитивном уровне, в данной
группе показателей преобладает вербальный компонент. Вторая группа
показателей описывает особенности мотивационно-личностной сферы,
связанные с проявлением креативного потенциала личности.
В группах лиц, различающихся по общей выраженности креативности,
когнитивные и мотивационно-личностные параметры креативности связаны с
различными показателями выбора стратегии самореализации.
Традиционные показатели креативности слабо предсказывают
совершаемые на их основе реальные творческие достижения человека в его
обыденной и профессиональной деятельности. Проблема же состоит именно
в определении возможностей формирования креативности как личностного
качества, обеспечивающего высокий уровень личностных и
профессиональных достижении. В этой связи в объем понятия «креативность
как свойство личности» должны быть включены вместе с собственно
креативностью мотивация творческой деятельности и креативные
личностные качества, обеспечивающие ее высокую эффективность.
«Высокие показатели креативности у детей и взрослых увеличивают
вероятность творческих достижений при высокой мотивации и овладении
необходимыми знаниями, умениями и навыками в соответствующих видах
деятельности». [6]
Среди креативных личностных качеств, касающихся различных сторон
психики выделяют:
3
1. «Энергичность потребность в отдыхе, игривость дисциплина,
экстраверсия – интроверсия и другие особенности (М. Чикжентмихалий);
2. Самодисциплина, независимость суждений, терпимость к
неопределенности, автономность, способность к риску и т. д. . Амабайл, М.
Коллинз);
3. Радикализм, интроверсия, доминирование (Р. Кеттелл);
4. Низкая социализированность и высокий нейротизм (Д.
МакКиннон, Ж. Желад) и т. д».[6]
Анализируя понятие креативности как свойства личности, необходимо
систематизировать подходы к определению понятия «свойство личности»
Свойство личности «устойчивая и определенная психическая
характеристика личности, которая выражает проявления ее черт и свойств в
деятельности, поведении, общении и самосозидании. Качество – основная
элементарная частица подструктуры личности, отличающаяся от других по
своему внешнему выражению, сущности и ведущей функции».[5]
К элементам содержания данного понятия относятся:
1. Принадлежность к какой-либо подструктуре личности;
2. Устойчивость, которая обеспечивает выделение наиболее
типичных черт поведения;
3. Завершенность конкретных характеристик и четко выраженной
функциональности;
4. Отражение устойчивых элементов «Я» личности;
5. Двойственность природы (зависимость от внешних влияний
способность к саморазвитию);
6. Способность реагировать на внешние воздействия.
Для описания креативности как свойства личности требуется:
1. Соотнесение с определенными подструктурами личности;
2. Определение ведущего отношения личности к окружающему
миру и к самому себе, реализуемого на основе данного качества;
3. Выделение показателей и критериев сформированности данного
4
качества.
Дж. Гилфорд выделяет 16 гипотетических интеллектуальных
способностей, характеризующих креативность, объединяя их в общее
понятие «дивергентное мышление».
Способности дивергентного мышления, позволяющие выявить креативность:
1. «Беглость оличество идей, возникающих за некоторую единицу
времени);
2. Гибкость (способность переключаться с одной идеи на другую);
3. Оригинальность мышления (способность продуцировать идеи,
отличающиеся от общепринятых);
4. Любознательность (повышенная чувствительность к проблемам,
не вызывающим интереса у других);
5. Иррелевантность (логическая независимость реакций от внешних
стимулов)». [8]
Креативность, являясь универсальной способностью к творчеству,
выступает в качестве базового элемента целого спектра креативных качеств
личности, которые относятся к подструктурам сознания и поведения. В
подструктуре сознания выделяются такие свойства креативной личности, как
активное восприятие, продуктивное воображение, фантазия, символизация,
интуиция, неосознаваемые компоненты умственной активности, а также
общая способность личности к самоопределению.
С креативностью сопряжены два личностных свойства, а именно:
интенсивность поисковой мотивации и чувствительность к побочным
образованиям, которые возникают при мыслительном процессе.
На саморегуляцию как организующее свойство стратегии
самореализации личности влияют когнитивные и мотивационно-личностные
параметры креативности, а также интегральное самоотношение в структуре
психологического выбора.
Для формирования условий развития креативности в образовательной
деятельности используются различные педагогические системы,
5
направленные, прежде всего, на улучшение индивидуальных показателей
когнитивных функций. Разрабатываются методы трансформации ряда
известных приемов активизации творческого мышления.
С целью психологической активизации способности к творчеству
интерес может представить рассмотрение т.н. познавательных установок.
Познавательные установки, названные эвристиками, построены по
принципу противоположности и могут служить рекомендациями при
решении творческих проблем:
1. «Найти сходство в разнородных на первый взгляд предметах;
2. Описать взаимодействие различных систем, познать познаваемое
и т.д.». [1]
Использование эвристик при решении креативных проблем позволяет
более целенаправленно, с разных сторон рассматривать имеющуюся
информацию о предмете исследования на основе широкого круга социальной
информации и индивидуальных возможностей исследователя.
Становление личности, способной к творческой самореализации,
основывается на наличии сопутствующей среды, включающей систему
эмоциональных взаимоотношений, создающих детерминирующий климат
психосоциального развития.
Близость понятий «креативность» и «творчество» послужила
синонимичности их толкования, что порой приводит к взаимной подмене
терминов.
В научных исследованиях креативность обычно трактуется как:
1. «Способность творить, способность к творческим актам,
которые ведут к новому необыкновенному видению проблемы или ситуации»
[4];
2. «Способность к творчеству, к преобразованию информации при
отказе от стереотипных способов мышления» [3];
3. Умение находить решение в нестандартных ситуациях,
нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию
6
своего опыта»;
4. Определенный уровень развития творческих способностей
индивида, который характеризуется готовностью к продуцированию
принципиально новых идей;
5. Общая способность к творчеству, которая характеризует личность
в целом, проявляется в различных сферах ее активности и рассматривается
как относительно независимый фактор одаренности.
Таким образом, в трактовках креативности ученые подчеркивают два
аспекта: новое нестандартное видение проблемы, связанное с рождением
новых идей, и способность к творчеству, предполагающая определенный
уровень развития творческих способностей.
Творчество ученые трактуют как:
1. Создание новых по замыслу культурных, материальных
ценностей»;
2. «Универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам
самовыражения»[7];
3. «Духовная деятельность, результатом которой является создание
оригинальных ценностей, установление новых, ранее неизвестных фактов,
свойств и закономерностей материального мира и духовной культуры» [9];
4. Деятельность, порождающая нечто качественно новое и
отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-
исторической уникальностью.
Таким образом, творчество рассматривается как некий деятельностный
процесс, приводящий к качественно новому результату, в то время как
креативность трактуется как особое свойство личности, в рамках которого
возможно проявление данной творческой активности. «Творчество
выступает как процесс и результат, а креативность как субъективная
детерминанта творчества, т.е. как мотивационно-потребностная основа
творчества». [2]
В отличие от креативности, творческие способности в психологии
7
рассматриваются как процесс и как автоматизированный навык, способный
либо включаться в любой вид деятельности и поведения либо нет, в то время
как креативность, понимаемая как личностное качество, характеризуется
постоянством и способностью проявиться в любой момент в различных
ситуациях.
Так, одним из факторов актуализации креативности может послужить
помещение человека в неблагоприятные для него условия, когда человек
должен отказаться от привычных способов мышления и действий и начать
действовать оригинально и нестандартно.
Следующим отличием является то, что в основе творческих
способностей лежат природные задатки, проявляющиеся, как правило, при
благоприятных условиях.
Креативность же качество, формируемое за счет социальной среды,
ее ценностных ориентаций и требований, предъявляемых человеку. Для
формирования креативности важен мотивационный компонент.
Творческий процесс базируется на работе бессознательного и
подсознания, и решение проблемы происходит на подсознательном уровне, в
результате чего продукт творчества, как правило, возникает внезапно в виде
готового решения или озарения. При формировании же креативности
происходит слияние сознания и подсознания в некую новую форму
сверхсознания. Сверхсознание сочетает в себе механизмы, характерные для
творческого процесса, но в более ускоренном, свернутом виде, когда уже в
восприятии происходит перевод воспринимаемого объекта в художественный
образ и в дальнейшем в готовый художественный продукт.
Для творческого процесса характерна стадиальность в воплощении и
решении замысла. По мнению большинства ученых, процесс творчества
протекает в трех основных стадиях подготовительной, поисковой и
исполнительной. На каждом этапе ставятся и решаются определенные задачи.
Так, первая фаза непосредственно связана с контактом со средой,
умением видеть проблемную ситуацию, ставить эту проблему и выдвигать
8
пути ее решения. Вторая фаза связана с разработкой поиска решения
поставленной проблемы, с переводом нехудожественного объекта в
художественный образ. Третья фаза с материальным воплощением
готового продукта уже найденными конкретными средствами.
Творческий процесс, как правило, осуществляется в одном виде
деятельности, наиболее часто встречаемом и связанным с профессией, в то
время как креативный человек творческий подход привносит во все сферы
деятельности, не только присущие его специальности. Это выделяет его и
делает индивидуальным, нестандартным, отличающимся от других людей.
Исследование креативности в образовательном процессе позволит
расширить представление о генезисе творческого самовыражения, развития
личности, способной к творческой самореализации, выявить особенности
пространства обучения и развития, раскрыть возможности формирования
компетентности будущих профессиональных кадров, целенаправленно
выявлять и готовить творческих специалистов, способных к внедрению
инновационных разработок во все сферы жизнедеятельности.
Креативность нормативный процесс, однако уровни его проявления
зависят от личностных качеств и средовых характеристик.
Креативность как свойство личности проявляет себя в способности
субъекта ставить и удерживать в поле своего зрения разноплановые задачи
управления собственной деятельностью, используя при их решении
механизмы конвергентного и дивергентного мышления. Креативность
является личностным качеством, которое может быть сформировано на
основе способов умственной деятельности субъекта. В его основе лежит
объективное противоречие между продуктивным, преобразующим
характером деятельности и ее нормативностью, предполагающей
использование (репродукцию) готовых алгоритмов.
Креативность как личностное качество предполагает
сформированность обоих видов мышления субъекта творчества, а также его
способность применять конвергентные и дивергентные мыслительные
9
способности в ходе постановки и решения специфических задач управления
развитием собственной деятельности.
Список литературы
1. Багдасарян В.Э., Сигида Е.А. Научно-практическая конференция
«Психология креативности: психолого-социальный дискурс» // Вестник
ассоциации вузов туризма и сервиса. 2008. №3. С. 94— 96.
2. Барышева Т., Жигалов Ю.А. Психолого-педагогические основы
развития креативности. – СПб., 2006.
3. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности.
СПб., 2011.
4. Ильичев Л.Ф., Федосеев П.Н. Философский энциклопедический
словарь. – М., 1983.
5. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. –
М., 2004.
6. Кузьмин С.Ю. Креативность качество личности, направленное
на управление развитием мыслительной деятельности// Известия
Волгоградского государственного технического университета. 2009. №6.
– С.77-80.
7. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб., 2003.
8. Сигида Е.А. Психология и педагогика высшего
профессионального образования. – М., 2005.
9. Спиркин. Г.А. Сознание и самосознание. – М., 1972.
10. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования.
– СПб., 2002.