Конспект урока "Образы русской народной и духовной музыки" 6 класс 2 четверть

Урок музыки в 6 классе.
2 четверть Урок №2. Тема «Образы русской народной и духовной музыки»
Цель урока:
Задачи:
Планируемые
результаты для
ученика:
Показ и выявление глубоких связей с русским народным музыкальным
творчеством и осмысление информационно-жанрового богатства народной
музыки, молитвы в музыке отечественных композиторов.
Образовательная: закрепить в понимании учащихся знаний о духовной
православной музыке как о неотъемлемой части русской духовной культуры,
музыкальном образе, средствах музыкальной выразительности; познакомить
детей с творчеством композитора В.А.Гаврилина на примере духовных
образов, запечатлённых в его симфонии-действе «Перезвоны» («Молитва»);
дать учащимся представление о роли молитвы в христианстве, раскрыть
понятия: «симфония-действо» как жанровую разновидность музыки,
«духовный стих»- как разновидность духовной (чаще всего анонимной)
православной песни; закрепить у учащихся знание имён русских композиторов,
являющихся создателями духовных музыкальных произведений
(Д.C.Бортнянский, М.C.Березовский, П.И.Чайковский, др.), познакомить с
духовными образами, показать межпредметную связь истории, литературы,
изобразительного искусства, духовно нравственной культуры России и
музыки; помочь учащимся осознать мысль о том, что музыка оказывает на
человека большое эмоциональное воздействие, она созвучна его чувствам и
мыслям, делает более глубоким восприятие любых жизненных ситуаций.
Развивающая: способствовать развитию эмоций посредством создания
на уроке ситуаций эмоционального переживания в процессе музыкального
восприятия; развивать интерес к духовной музыке, элементарные певческие
навыки, навыки культуры слушания и анализа музыкальных произведений.
Развитие вокально-хоровых навыков, выразительное исполнение при работе с
песней «Мама» муз.В.А Гаврилина, сл. А Шульгиной
Воспитательная: воспитывать интерес и любовь к музыкальному
искусству; воспитывать чувство уважения к православной культуре, к музыке
русских композиторов, к высоким образцам русского певческого хорового
искусства, к духовной музыке, к православным традициям, способствовать
воспитанию высокохудожественного вкуса, нравственных качеств личности,
культуры исполнения, слушания музыки; воспитывать чувство патриотизма,
любви к Родине. Обогащение духовного мира детей, воспитание их
музыкального, художественного и эстетического вкуса.
Личностные: у обучающегося будет сформирована мотивация к изучению
музыки, умение в процессе рефлексии проводить самооценку;Ученик получит
возможность для формирования устойчивого следования в поведении
моральным нормам и этическим требованиям;
Предметные: ученик научится осознанно воспринимать и исполнять
музыкальные произведения; обращаться к литературным первоисточникам,
выделять нравственную проблематику литературных текстов как основу для
развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов;
разбираться в музыкальных жанрах и видов искусства, определять на слух
жанры музыки, осмыслять специфику музыки.
Ученик получит возможность научиться устанавливать связи между
музыкальными и художественными произведениями различных жанров и
видов искусства.
Метапредметные.
Личностные: ученик научится проявлять эмоциональную отзывчивость,
личностное отношение при восприятии музыки;
ученик получить возможность научиться объяснять смысл своих оценок,
Понятийный
аппарат:
Оборудование:
Музыкальный
материал:
Виды
деятельности на
уроке:
Формы
деятельности:
Тип урока:
Организационный
момент.
(Экспозиция).
Мотивирование
учебной
деятельности.
(Завязка).
Проверка
усвоения
пройденного
материала.
мотивов, целей.
Познавательные: научится анализировать, сравнивать музыкальные
произведения и находить общее и различное;
Получит возможность научиться владеть отдельными специальными
терминами в пределах изучаемого курса.
Регулятивные: научится исполнять музыку, передавая художественный
смысл; получит возможность научиться определять и формулировать тему
и проблему урока;
Коммуникативные: научится организовывать работу в паре, группе;
Получит возможность научиться сотрудничать со сверстниками в процессе
исполнения песни и работы в группе.
Жанр, инструментарий, вид искусства, язык искусства, образ, интонация,
художественные и музыкальные средства.
компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал,
компьютерная презентация Power Point, фортепиано.
В.Гаврилин «Перезвоны», «Молитва», песня «Мама» на слова А.Шульгиной
Б.Окуджава «Молитва», Иеромонах Роман «В минута скорбную сию…»
Хоровое пение, пластическое дирижирование, слушание музыки, анализ
музыкального произведения.
Индивидуальная, фронтальная, групповая.
Урок расширение и углубление знаний.
Ход урока:
Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности
включения в учебный процесс.
Распевание.
Вход в класс учащихся
Учитель: - Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Учитель: И так откроем тетради и вспомним тему прошлого урока
«Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство
Древней Руси».
-Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с образами русской народной
и духовной музыки. На примере ярких музыкальных произведений углубим
свои знания об особенностях и разновидностях этих жанров.
-На предыдущих уроках мы с вами рассуждали о народной культуре Древней
Руси и о том, как духовные православные традиции воплотились в музыке
русских композиторов.
-Имена каких композиторов вы запомнили? Назовём их.
Ученики: Д.C.Бортнянский, М.C.Березовский, П.И.Чайковский,
С.В.Рахманинов, А.Т.Гречанинов, П.Г.Чесноков и др.),
Учитель: -Перед тем, как мы познакомимся ещё с одним ярким музыкальным
примером, озвучим: что означает понятие «Духовная музыка»?
Ученики: - Духовная или церковная музыка музыка религиозного
характера, предназначенная для исполнения во время молитв, богослужений и
в быту. Духовная (церковная) музыка, как правило, пишется на основе или под
влиянием текстов религиозного содержания (напр.: Библии).
Учитель:- Духовная музыка имеет свои разновидности и жанры. Если
Связка- переход к
слушанию и
восприятию
предложенного
музыкального
материала урока.
Основной этап
урока.
Создание
проблемной
ситуации.
говорить о православной музыке, следует уточнить, что: православная
музыка просторечное словосочетание, обычно обозначающее музыку,
связанную в первую очередь с богослужением византийского обряда в
Православной Церкви. Как правило, речь идет о православном пении или
певческом искусстве.
-Какой вид духовной (церковной) музыки был распространён в Древней Руси?
-Каковы его особенности?
Ученики: -Знаменный распев.
-Термин «Знаменный распев» происходит от слова «знамя» знаки особой
древнерусской безлинейной нотации крюки (певческие знамена, похожие на
крючки);
-исполнялся в церквях мужским хором без сопровождения (a capella).
Учитель: Затем, позднее, в хvш веке, в России было распространено партесное
пение.
–Вспомним, что это означает?
-Каковы его особенности?
Ученики: Партесное- многоголосное пение, исполнялось также при
богослужении в церкви.-Сегодня на уроке мы послушаем фрагмент из
произведения композитора
Валерия Александровича Гаврилина симфония-действо «Перезвоны».
ГАВРИЛИН Валерий Александрович (17 августа 1939—28 января 1999)-
русский советский композитор, окончил Ленинградскую консерваторию.
Детские его годы прошли в деревне Перхурьево (Вологодской области).
Мальчик с рождения впитывал красоты северорусской земли и музыкально-
поэтического творчества народа, проникался любовью к незамысловатому и
нелегкому быту крестьян. Эти впечатления детства имели для будущего автора
«Перезвоны» огромное значение - нравственное и художественное. Он
навсегда сохранил любовь к простому человеку, к его жизни и через родство с
ним сроднился с русской песней. Песня пленила его красотой выраженной в
ней души и лишь потом уже - красотою звуков. Поэтому так органично и
сильно развилось в нем острое чувство русской речевой и песенной интонации
первоосновы национального стиля. Гаврилин- автор балетов («Анюта»,
«Женитьба Бальзаминова» и др.), симфонических, вокально- симфонических и
хоровых произведений, песен, камерной музыки, музыки, музыки к
кинофильмам. Лауреат Государственной премии СССР (1985). Народный
артист РСФСР (1985).
Хоровая симфония действо «Перезвоны» написана для солистов,
смешанного хора, гобоя, ударных и чтеца на стихи В.А.Гаврилина и
А.А.Шульгиной в 1982 году. В.Гаврилин сопроводил свои «Перезвоны»
подзаголовком: «по прочтении Шукшина». То, над чем думал В.М.Шукшин,
было близко композитору. Корни искусства В.М.Шукшина также как и
В.А.Гаврилина глубоко уходят в родную землю. Зрелого Шукшина, волнуют
история, судьба России. Сочинение обозначено автором как хоровая симфония-
действо. Назвав «Перезвоны» симфонией-действом он «хотел подчеркнуть
высоту хорового сочинения». В «Перезвонах» - и это подчеркнуто словом
«симфония» - представлены бытовые жанры, сюита картин народной жизни,
бытовые жанры, они не просто переносятся в симфонию, а изображаются в
Учащиеся
формулируют
главный вопрос
урока (проблему).
ней. Эпиграфом к этому замечательному сочинению Валерия Александровича
Гаврилина могли бы стать его собственные поэтические строки:
«На свете нет печальней повести, чем жить по совести...»
«По моему замыслу, говорил композитор, сочинение должно передать
душевную жизнь народа через судьбу одного человека от рождения, через
детство и юность, зрелость. К концу бесконечная дорога, по которой идут
люди, поколение за поколением, образы дороги, пути, реки жизни...»
В центре «Перезвонов» история человеческой души, духовное возрастание
человека. От коллективного языческого ритуала к молитвенному
преображению личности. От веселого буйства языческих по природе игрищ к
христианскому покаянию. Хоровая симфония-действо Гаврилина предполагает
элементы театрализации при исполнении. Это монументальное сочинение, в
котором поразительным образом слились в неразделимое целое музыка
поющаяся и музыка играемая. Изумляет своей подлинной симфоничностью
хоровая «оркестровка» Гаврилина, полная ярких красок и остроумных деталей.
Не случайно главному делу своей жизни Валерий Гаврилин дал имя
«Перезвоны».
И все эти перезвоны знаки Событий, Дома, Дороги то сливаются в один
грандиозный символический звон несущейся вдаль. Академик Д.С. Лихачев на
склоне лет вспоминал об одном старинном русском обычае: «Вызвонить грех»
отлить колокол, чтобы он своим звоном вымолил у Бога прощение. Или
отлить колокол в чью-либо память». Тогда «по прочтении» и «перезвоны»
синонимы памяти, традиции и преемственности, синонимы нескончаемого
пути жизни.
- Музыка В.А. Гаврилина современна. В концертном зале Мариинского театра
не редко звучит это замечательное произведение выдающегося композитора
ХХ века.
Учитель: -А сейчас мы послушаем одну из частей и ответим на вопросы:
В.А.Гаврилин «Симфония- действо «Перезвоны» «Молитва».Слушание
Анализ слушания музыки.
- Какой образ запечатлён в музыке?- Почему вы так решили?;
Учитель:- Как называется эта часть? (воспользуйтесь программкой и выберете
из перечисленных в ней частей одну, название которой подходит по
запечатлённому в музыкальном фрагменте образу;
Ученики: -Это была «Молитва»;
Учитель: -Что такое молитва?
Ученики: Молитва обращение верующего к Богу, богам, другим
сверхъестественным или ассоциированным с Богом существам.
Учитель: -Какими средствами музыкальной выразительности воплощён
образ?;
Учитель: -Кто является исполнителем?
Ученики: Исполнял хор (a capella), ударные инструменты (оркестровые
колокола), чтец, солист
Учитель: -Какая была молитва? (о чём?)
Ученики: -Здесь царство отрешенной от бренного мира возвышенной
Способ
достижения
намеченной цели.
Разработка 1
Работа по
проблеме урока.
Разработка 2.
Разработка 3.
Работа по
проблеме урока.
духовности.
-Характер музыки напряжённый и т.д.
Учащиеся формулируют главный вопрос урока
«Молитва».
Вокально – хоровая работа:
песня «Мама» на слова А.Шульгиной
Учитель: -А какую песню вы знаете о любви, искренности к родному человеку
Ученики: «Мама»
Учитель: - Давайте исполним её. Сначала распоёмся. Встаньте, пожалуйста.
Распевание учащихся:
1.«Соль. До, Ля, Фа» (Staccato, Legato)
Исполнение песни «Мама» Гаврилина.
Учитель: - А как ещё можно исполнить песню?
Ученики: С солистами
Учитель: Кто хочет попробовать себя в качестве солиста? Давайте попробуем
спеть с квартетом солистов (пригласить учащихся) Исполнение с солистами,
пение песни с пластическим дирижированием.
Работа по группам и индивидуально
Учитель: А теперь вернемся к нашей теме и я предлагаю прослушать
произведения
Б.Окуджава «Молитва», Иеромонах Роман «В минута скорбную сию…»
К жанру молитвы в своем творчестве обращаются также Иеромонах Роман и
знаменитый поэт и композитор, известный бард Б. Окуджава.
Иеромонах Роман (Александр Матюшин) – поэт, песнопевец (слайд 12). Имя
иеромонаха Романа хорошо известно миллионам русских людей. Автор
духовных стихов и песен, член союза писателей России. Кассеты с записями
его песен продаются в церквях по всей России. Их поют профессиональные
певцы, хорошо известны они и за рубежом. Давайте послушаем песню в
исполнении самого автора
Анализ.
Вот как сказал современный русский писатель Валентин Распутин о
творчестве иеромонаха Романа: «У иеромонаха Романа, собственно, не песни, а
песнопения особого голоса. Сказать, что это молитвенный и аскетический
голос, - значит указать только одну и, пожалуй, не главную краску израненного
сердца и мятущейся души человека, продирающегося к свету. В них есть и
скорбь, и боль, и безжалостное к себе покаяние. И первые движения
пробуждающейся души. И счастливые слезы ее обретения. Иеромонах Роман –
«человек не случайного дара, избирающий самую трудную дорогу».
А сейчас прослушаем песню известного поэта и композитора Б. Окуджавы.
Послушайте и скажите, о чем эта песня. Сравните с песней иеромонаха Романа.
Какую из этих молитв можно назвать «просительная», а какую «покаянная»?
Учитель: задания каждой группе
1. Выберите из предложенных литературных примеров наиболее созвучные
трем номерам «Перезвонов»:
«Два письма» – В.Шукшин
«Тальянка» –
С.Есенин
«Усталость» –
В.Кюхельбеккер
Деревня…Серые избы, пыльные
улицы,
крапива у плетней, куры на
Лейся, песня,
пуще,
лейся, песня,
Мне нужно забвенье,
нужна тишина:
Я в волны нырну
Общее
обсуждение
полученных
решений:
Итог урока.
Рефлексия.
завалинке, покосившиеся
прясла…
А за деревней – степь да колки.
Да полыхает заря в полнеба.
Попадаются еще небольшие
озерки;
вечерами вода в них гладкая-
гладкая, и вся заря, как в
зеркале.
Хорошо сидеть на берегу этих
маленьких озер, думать…
В душу с тишиной вместе
вкрадывается
беспокойно-нежное чувство ко
всему на свете.
Грустно немного, но кто-то
будто шепчет на ухо:
подожди, подожди, дружок.
звонче,
Все равно не
будет то,
что было
раньше.
За былую силу,
гордость и
осанку
Только и
осталась
песня под
тальянку.
непробудного сна;
Вы, порванной арфы
мятежные звуки,
Умолкните, думы, и
чувства, и муки.
Да! Чаша житейская
желчи полна,
Но выпил же я эту чашу
до дна, –
И вот опьянелой, больной
головою
Клонюсь и клонюсь к
гробовому покою.
Узнал я изгнанье, узнал я
тюрьму,
Узнал слепоты
нерассветную тьму
И совести грозной узнал
укоризны,
И жаль мне невольницы –
милой Отчизны.
2.Вопросы: (каждой группе свой вопрос)
1. Каковы истоки творчества В.Гаврилина?
2. Повлияли ли события личной жизни на творчество или жизненную
позицию В.Гаврилина?
3. Какой жанр оказался наиболее любимым в творчестве композитора и
почему?
4. Согласен ли ты с тем, что В.Гаврилина называют «русским Шубертом»?
Аргументируй.
5. Почему композитор назвал свое произведение «Перезвоны»?
Современен ли В. Гаврилин?
6. Что ближе композитору: фольклор или классика?
3. Выберите наиболее созвучную музыкальным примерам репродуцию
Сегодня на уроке мы познакомились с творчеством композитора Валерия
Гаврилина, с хоровой симфонией «Перезвоны», с песнями Иеромонаха Романа
иБ.Окуджавы.
В наше тревожное, неутешительное время произведения духовной музыки
отечественных композиторов, сочинения, написанные в жанре молитвы,
напоминают о вечности, помогают человеку обрести в себе утерянный образ
Божий. Слушая духовную музыку, ощущаешь ее глубокие связи с жизнью
человека, его раздумьями о смысле жизни, о любви к Отчизне, матери, о душе
и совести человека, грехе и раскаянии.
Самоконтроль учащихся во время работы в
группах. Коррекция.
После работы каждая группа оглашает ответ по своему заданию.
1. «Два письма» В.Шукшин
Оценивание занятия и своего личного участия.
2. 1. Важно понять истоки и глубинную сущность его музыки. Гаврилин
уроженец Вологодчины, воплотивший в своем творчестве духовную красоту
художественных традиций старинного северного русского города Вологды и
окружающих его сёл. Отсюда тонкость, трепетность и ранимость его души,
отсюда щемящая красота и нежность его музыки.
2. Да, повлияли.
3. Любимым его жанром становится песня. «Судьба песни наиболее схожа с
жизнью, судьбой человеческой, более других жанров подчиняется правилам
человеческого существования
4. Шуберт как олицетворение душевной чистоты и красоты, с его тяготением к
песенному мелодизму, с его «почерком»,ясным, почти детским, и русская
песня - вот два важнейших истока музыкального мышления и языка
вокальных циклов Гаврилина.
5. «Перезвоны» (по прочтении В. Шукшина) большая музыкальная фреска
народной жизни – как символ колокольного звона, откликающегося на самые
важные события.
Валерий Гаврилин, несмотря на обращение к деревне, очень современен, хотя
поднимает вопросы, казалось бы, далекие от наших дней – сейчас редко кто
заботится о сохранении души своей в православной чистоте.
6 фольклор.
3. 2, 3,4.
Вариант 1:
С какими произведениями музыки сегодня мы с вами познакомились на уроке?
Что можете сказать о выполнении задания?
Какой у нас был главный вопрос урока?
В чем вы испытывали затруднения ?
Используемые материалы:
Учебник Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская – Музыка 6 класс
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/4/79/332/79332215_73299.jpg -
колокола
http://www.youtube.com/watch?v=o_23woQGE3c&noredirect=1- песня «Мама»
на слова А.Шульгиной
http://poiskm.com/song/933779-Valeriy-Gavrilin-Perezvoni-В.Гаврилин
урок музыки "Фрески Софии Киевской.
6-й класс
ЦЕЛЬ – углубить представления учащихся о том, какими средствами в современной музыке раскрываются религиозные сюжеты и образы.
ЗАДАЧИ:
познакомить с терминами “арпеджио”, “музыкальный орнамент”;
развивать творческое мышление;
приобщать к духовной национальной культуре.
ТЕХНОЛОГИИ: проблемное обучение (эвристическое погружение, мозговой штурм);
проектно- исследовательская (методы проектов, защиты презентации, “сочинение сочинённого”);
личностно-ориентированное обучение (индивидуальные задания);
здоровьесберегающая (метод пластического движения, вокальные упражнения) .
ФОРМЫ РАБОТЫ: фронтальная, индивидуальная, коллективная (в группах)
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер с мультимедийной установкой, DVD–плеер, читающий CD –диск, фортепиано, магнитная доска, бубен, треугольник, два
колокольчика (большой, маленький)
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: презентация к уроку, учебник, творческая тетрадь, картонные геометрические фигуры и магниты
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: тестовые справочные материалы, нотный текст песни Е.Крылатова “Молитва”.
ХОД УРОКА
Музыканты – извечные маги
Вызывают виденья веков…
Б.Дубровин
I. Орг. момент. Вход в класс под “Прогулку” Мусоргского. (1мин)
(дети рассаживаются по трём группам вокруг столов)
II. Формирование компетенций по содержанию материала. (9мин)
1. Подготовка к новому материалу на основе ранее изученного. Эвристическое погружение.
-Здравствуйте! Ребята, под какую музыку вы вошли сегодня в класс?
(Это пьеса “Прогулка” из сюиты Мусоргского “Картинки с выставки”.)
Вспомните, какую роль выполняет “Прогулка” в сюите?
(Прогулка является связующим звеном между другими контрастными музыкальными картинками - иными словами, служит путеводителем по выставке).
На экране схема:
Посмотрите, на какую музыкальную форму похоже такое построение музыкальных пьес?
(форму рондо, где Прогулка – рефрен, Балет невылупившихся птенцов и Богатырские ворота- эпизоды)
На экране появляется формула А + В + А + С + А,
где А – рефрен, ВС – эпизоды
- Замените буквенное выражение геометрическими фигурами.
(ученик выкладывает на магнитной доске )
Что получилось? (узор).
Какие особенности имеет этот узор? (Повтор). Как такой узор называется в декоративно-прикладном искусстве? (орнамент)
- Ребята, я не случайно дала вам это задание, потому что на протяжении урока мы будем копить знания, умения и в конце урока на основе
накопленного материала создадим музыкальный проект. Какой – это пока секрет.
Итак….
2. Проблемное поле. Мини-проект.
На экране фрагмент из рабочей тетради стр. 22
Работаем в рабочей тетради. На стр.22 есть два фрагмента – изобразительный и музыкальный. Как узнать, являются ли они орнаментами? Проведём
маленькое исследование.
а) Найдите повторы в рисунке и нотах. Кто уже нашёл? (Имя), объясни ход своих мыслей.
Один ученик показывает на экране с объяснением (Сначала находим повторение узора в изобразительном орнаменте. Это начальный и
последний узоры. Такие же повторы мы наблюдаем и в нотном фрагменте в виде коротких длительностей на нижней строчке. Значит оба этих
фрагмента являются орнаментом)
- Сколько голосов в музыкальном орнаменте? (Два: первый и второй голос)
- Давай посмотрим, может быть, изобразительный орнамент тоже двухголосный? (Второй голос усилен множеством мелких нот. И нижняя часть
рисунка тоже насыщена мелкими узорами.
Первый голос состоит из долгих длительностей. Поэтому они редко расположены. И в верхней части изобразительного орнамента тоже меньше
узоров.)
- Какой из этого исследования следует вывод? ( Данный изобразительный орнамент – музыкальный.)
б) Давайте его озвучим. (Выходят три ученика. Один играет первый голос на треугольнике. Два других ученика играют второй голос на колокольчиках
(рефрен-эпизод-рефрен). Затем играют втроём)
Итак, мы создали музыкальный орнамент. На что похоже его звучание? (на колокольный звон). Где можно использовать такой орнамент? (озвучить
росписи храмов древней Руси, наложить музыку на демонстрацию слайдов об архитектуре древней Руси)
III. Проверка Д/З. Защита презентации.(5мин)
На прошлом уроке мы уже знакомились с музыкальным искусством Древней Руси.
Дома вы готовили материал из учебника по данной теме, а также я давала индивидуальное задание (Имя): провести исследовательскую работу,
собрать информацию о развитии церковной музыки XI – XIXвв. и оформить в виде презентации.
- (Имя) готов? Пожалуйста.
Защита презентации “Развитие церковной музыки XI – XIXвв.” с муз. сопровождением: Знаменный распев, “Да исправится молитва моя” П.Чеснокова.
Вопросы к классу.
- Спасибо, (Имя). Садись.
VI. Исполнение “Молитвы” Е.Крылатова (5 мин.)
- А у меня есть свой дополнительный вопрос к классу:
- Как вы считаете, а в наши дни современные композиторы сочиняют духовную музыку?
(Да)
- Какую современную молитву вы знаете? (“Детская молитва” Е.Крылатова)
а) ВОКАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:
Прежде, чем исполнить песню, давайте настроимся.
- Встали.
1. Упражнение на умение экономить дыхание (“Надувная игрушка”)
- Надуваем игрушку в среднем темпе, сдуваем медленно, струйно.( 2раза)
2. “Греем руки на морозе” (дышат 8раз)
3. Упражнение на отработку кантиленного пения (показать)
“Ми-и-и-и-я-я-я-я, ми-и-и-и-я-я-я-я-ми” (1раз –легато, 2 раз – стаккато)
на экране слайды 4-15 сопровождают песню
б) ИСПОЛНЕНИЕ “МОЛИТВЫ" Е.КРЫЛАТОВА:
- Первые 4 строчки поют солисты. Вторые 4 строчки – весь класс.
в) ВЫВОД:
- Чем отличается молитва XX века от партесной молитвы XVIIвека?
там многоголосье - партесное пение
исполнительский приём “а капелла”)
- А что их объединяет? (название, интонации мольбы, просьбы, минор, медленный темп, строгость) т.е. смысл остаётся прежним – обращение к
Святыни.
IV. Новая тема. “Фрески Софии Киевской” В.Кикты.(8мин)
Сегодня мы вновь обратимся к духовной музыке XX века и попытаемся узнать, какие средства использовал украинский композитор Валерий
Григорьевич Кикта в своей концертной симфонии для арфы с оркестром “Фрески Софии Киевской”, чтобы передать для нас, потомков, образы древней
Руси.
на экране фото композитора и собора св.Софии с учебника стр.58
Написал он её в честь 1000-летия крещения Руси.
Потому что как раз 10 веков назад по велению князя Ярослава Мудрого в 50-ую годовщину христианства на Руси в Киеве возводится величественный
собор Святой Софии, украшенный мозаикой, фресками, орнаментом.Считалось, что святая София – символ премудрости Божией. А её дочери -
Вера, Надежда, Любовь, к которым вы обращались в “Молитве” Е.Крылатова.
И сейчас мы так же, как когда-то побывали на выставке “картинок” Мусоргского, совершим музыкальную экскурсию по фрескам собора.
А путеводителем в симфонии служит музыка, которая как рефрен повторяется в них несколько раз. Попробуйте дать ей название. (“Орнамент”)
Верно. Послушайте его музыкальный узор.
Звучит “Орнамент”
на экране фото-слайды 17-21 экскурсия по собору Святой Софии.
- Какие ощущения вас охватили, когда вы слушали орнамент? ( Как будто певцы-баяны на гуслях рассказывают былины о событиях, связанных с
историей Киевской Руси, ощущения, что мы побывали в этом соборе и стали очевидцами его истории).
Обратите внимание на нотный пример Орнамента в учебнике стр.59
на экране нотный фрагмент Орнамента с учебника стр.59
- Какую особенность вы наблюдаете в партитуре арфы? (волнистую линию) Такой приём в музыке называется арпеджио, где звуки воспроизводятся
последовательно.
учитель показывает разложенные аккорды на фортепиано
ФИЗМИНУТКА. ПЛАСТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
- На звучание какого инструмента похоже арпеджио? (на гусли)
Теперь представьте, что каждый из вас это струна гуслей. А что происходит со струной, если её дёрнуть? (Она деформируется). Выполняем
поочерёдные наклоны друг за другом по порядку со счётом (123456 – 1группа, 2 группа, 3группа, 4группа). Каждая из ваших групп – это разложенный
аккорд по типу арпеджио.
дети выполняют наклоны в ансамбле с учителем под фортепиано.
Какой же исполнительский приём помог вам изобразить перебор струн? (арпеджио)
V. Проектная деятельность в творческих группах (10 мин)
на экране три фрески: “Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого”
Итак, перед нами живописная фреска “Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого”
- Ребята, а кто знает, что такое фреска? (роспись на сырой штукатурке). Значит и музыка здесь должна звучать непростая, а живописная. Как же нам её
услышать?
Чтобы её услышать, мы сами должны научиться создавать музыку. Для этого мы должны быть не только музыкантами, но ещё и
художниками.
Сейчас вам предоставляется возможность спроектировать музыку к фрескам. У вас на столах имеются парные элементы музыкальной и живописной
выразительности. Но у каждой творческой группы они разные.
Чтобы работа получилась быстрой и качественной, распределите обязанности поиска каждого элемента пополам.
Например, вы трое – художники, определяете, глядя на фреску, элемент живописи и подчёркивает его, а вы трое музыканты, находите в соответствии
элемент музыкальной речи и также фломастером выделяете его.
Выберете капитана команды, который сможет объяснить результаты вашей деятельности.
ТЕСТОВЫЕ СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Элементы музыкальной речи и художественной выразительности:
МУЗЫКА
ЖИВОПИСЬ
Мелодия – поступенная, скачкообразная
Линия – прямая, ломаная
Тембр инструментов –
ударные: ксилофон, барабан;
струнные: арфа, скрипка-тремоло;
деревянные духовые: дудки, гудки.
Колорит – ясный,
мерцающий,
яркий.
Форма – рондо, вариация, двухчастная
Композиция – расположение частей
равномерное, повторное, хаотичное
Развитие музыки – инструментальное,
динамическое, темповое, контраст
Развитие художественной идеи –
приближение, дополнение, борьба
на экране “Портрет дочерей Ярослава Мудрого” (дети работают, определяют элементы музыкальной речи )
- А теперь послушаем, насколько ваши мысли были близки к идее композитора
Слушание “фрески” “Портрет дочерей Ярослава Мудрого”
- Какие впечатления вы получили, когда фреска зазвучала? (будто княгини сначала ожили и сошли с фрески, приближаясь всё ближе и ближе. Они
водят хоровод вокруг нас, перебирая мелкими шажками. И в конце музыки княгини возвращаются на своё место и вновь превращаются в фреску).
Правильный вариант ответов
Мелодия – поступенная
Линия – прямая
Тембр – арфа, скрипка-тремоло
Колорит – мерцающий
Форма – вариация
Композиция – располож. частей повторное
Развитие музыки – динамическое, темповое
Развитие худ. идеи – приближение
- Посмотрите, всё ли верно вы предположили? Какой имеется недочёт? (темповое развитие тоже необходимо было определить) Сравнение.
Оппоненты - 2,3 группы.
РЕЗУЛЬТАТ: - Что же вы сегодня создали? (спроектировали музыку к фреске)
РЕФЛЕКСИЯ: - Ребята, трудно вам было быть художниками? А музыкантами?
- Какие знания вам понадобились, чтобы создать муз. проект? (умение
определять живописные и музыкальные средства выразительности)
ВЫВОД: - Когда композитор сочинял симфонию, его задачей было сохранить для нас,
потомков, события древности. – Как вы считаете, у него это получилось?
- Какими средствами он этого добился? (инструментовкой, музыкальной
формой, приёмами развития и исполнения: орнамент, арпеджио)
VII. ВЫВОД УРОКА (2 мин.):
- Почему, спустя X веков, к теме духовности обращаются современные композиторы?
- Насколько сейчас актуальна тема духовности в наши дни? ( Во все времена человеку необходимо, чтобы о нём проявляли заботу, любовь, доброту,
терпение, порядок во всём. В этом заключается внутренняя красота людей, т.е. духовность. В наше время таких людей становится всё меньше
и меньше. Мы теряем духовность. А это чревато войнами и разрушениями)
- А наш сегодняшний урок вас чему-то научил?
- Какими надо быть людьми? (добрыми, уважительными)
Оценки за урок.
- Сегодня вы все справедливо заслужили пятёрки. Особенно хочу отметить ребят, которые работали у доски: (Имена).
Домашнее задание:
- В чём же современность музыкальных образов Валерия Кикты? Запишите в творческой тетради стр.25 свои размышления.
Урок окончен.