Беседа "Воспитание навыков и привычек культурного поведения у детей в семье и в школе"

1
Окулова Светлана Васильевна
МБОУ «СОШ с УИОП №66» города Кирова
Учитель немецкого языка
Воспитание навыков и привычек культурного поведения
у детей в семье и в школе.
Беседа для родителей
1. Анализ анкетирования учащихся.
Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о воспитании навыков и
привычек культурного поведения у детей в семье и в школе. В начале нашей
беседы познакомимся с мнением учеников по этому поводу. Как отмечают
наши дети в своих анкетах, культурный человек это хороший, добрый,
честный и отзывчивый человек, который ведёт себя прилично и никого не
обижает, не грубит и не спорит; человек, который не имеет вредных привычек,
т. е., по словам детей, не пьёт и не курит, не сквернословит; человек
аккуратный, следящий за собой. По данным анкетирования, большинство детей
считают себя культурными, хотя и не совсем или не всегда, так как «бывает
и такое, что ведут себя не очень хорошо», и, «если злятся, то могут нагрубить
или накричать». Но, напротив, своих сверстников большинство признаёт
некультурными, так как они нецензурно выражаются, не умеют сдерживать
свои эмоции и мусорят в школе. Лучше отзываются ученики о своих
родителях, считая их в основной массе культурными людьми. Ученики
отводят родителям важную роль приучать детей к хорошим манерам
поведения, а именно к чистоте и порядку, к вежливости и вниманию к
окружающим людям.
2. «Чтобы все остальные были счастливы…»
Ещё несколько столетий назад английский философ Локк заметил, что у
человека некультурного отвага становится грубостью, остроумие – шутовством,
простота неотёсанностью, добродушие лестью, а самостоятельность
непослушанием. Это меткое и правильное замечание. Мало обладать
достоинствами – нужно ещё уметь их проявлять. Иначе достоинства могут
превратиться в недостатки.
Культура поведения это составная часть общей культуры, выработанной
человечеством. Это общепринятые проверенные веками способы выражения
отношения к людям. Культурное поведение предполагает соблюдение
основных требований и правил человеческого общежития, умение находить
правильный тон в общении с людьми, быть предупредительным и
внимательным к ним, вежливым и тактичным, корректным и деликатным.
Знание правил культурного поведения помогает человеку решить, как
поступить в том или ином случае, чтобы избежать конфликта с другими
людьми, как создать гармоничные отношения с окружающими и добиться с
ними взаимопонимания. И от того, насколько прочно воспитаны у человека в
детские годы навыки культурного поведения, насколько сформирована
2
потребность соблюдать основные правила общежития, строить гуманные
отношения с членами семьи, товарищами, близкими, чувствовать радость
общения с ними, во многом зависит счастье и благополучие и его самого, и
окружающих его людей.
На чём же строится культура поведения? По словам Д. С. Лихачёва, «в
основе всех хороших манер лежит забота забота о том, чтобы человек не
мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо». Гуманизм
нашего повседневного общения с людьми преломляется в достаточно простом
требовании: «Думай о других. Поступай так, чтобы все остальные были
счастливы и никогда не поступай с людьми так, как бы ты не хотел, чтобы
поступали с тобой».
Культура поведения включает в себя
культуру чувств,
культуру одежды,
культуру речи,
культуру общения и
культуру внешних манер.
Она вытекает из внутренней культуры человека.
Воспитанный человек во всех отношениях не ведёт себя «громко», он
одинаково внимателен и предупредителен не только к близким ему людям, но
и ко всем окружающим. Он « не важничает, не задирает нос», он всегда один и
тот же – дома, в школе, на работе, в магазине и в автобусе».
3. Откуда грубость?
Навыки культурного поведения человека начинают складываться в раннем
детстве. Почему же в подростковом возрасте вопрос о них стоит особенно
остро?
Многие родители жалуются на то, что недавно послушный, добрый и ласковый
ребёнок становится грубым и дерзким. Мальчики порой начинают
сквернословить, курить, грубить; девочки проявляют дурной вкус в одежде, в
причёсках. Как правило, это случается тогда, когда к подростку продолжают
относиться, как к ребёнку, и не учитывают перемены, происходящие в нём.
Грубость подростка может быть вызвана непродуманными родительскими
требованиями, которые могут унизить его в глазах сверстников. «Боря,
повяжи шарфик, а то простудишь горлышко!» - кричит мама вслед убегающему
играть в футбол мальчику, которого ждут друзья. В ответ она рискует
услышать невежливое бурчание.
Безапелляционная требовательность, а то и грубость родителей, вызывают у
подростка ответную грубость. И даже справедливая по существу оценка
взрослого, но сделанная бестактно, в резкой форме, воспринимается ребёнком
как несправедливая и вызывает обиду, ответную резкость.
Иногда родители, не научив ребёнка следить за своим внешним видом, при
случае называют его неряхой, грязнулей. Разве могут такие упрёки заставить
ребёнка стать лучше?
А как часто нас раздражает то, чего мы не замечаем в себе, - манера говорить
слишком громко, неуважительно, перебивая собеседника…
3
Ни в коем случае нельзя сравнивать недостатки одного человека с
достоинствами другого. Выражение «Будь таким, как хороший Ваня, и не будь
таким, как плохой Петька!» является для ребёнка духовным ядом. В таком
случае ребёнок подстраивается под наши требования и становится двуличным:
в присутствии взрослых держится из последних сил, соблюдая правила
поведения, а лишь оставшись наедине с самим собой, выплёскивает наружу
всю свою внутреннюю несносность. Какая уж тут речь о внутренней культуре?
Если ребёнок не выполняет требований взрослых, не следует на него кричать
и тем более оскорблять прозвищами, т.е. по сути подавать дурной пример.
Недопустима насмешка над ребёнком. Ни в коем случае нельзя смеяться над
его неуклюжестью, подчёркивать его неумение красиво есть и т.д. Лучше
задуматься, почему у него нет хороших манер? Сами по себе они не появятся, а
кто научит им подростка?
4. Личный пример, манеры и стиль жизни.
Порой родители действуют наспех, не желая отдать себе отчёт в том, что
навыки и привычки культурного поведения складываются не вдруг. И вот из
ребёнка вытягивают обещание «вести себя хорошо» в школе, на улице, в
театре, заставляют дать слово «исправиться». И при этом мало задумываются
над тем, что сначала надо бы создать условия для того, чтобы обещания эти
были выполнены, что подростку надо помочь исправиться, подсказать, как это
сделать, создать такую обстановку в семье, которая бы побуждала развитие
положительных привычек и препятствовала утверждению дурных манер.
Нужно, как сталь, закалить культуру подрастающего человека так, чтобы при
малейшем отклонении в сторону срабатывал иммунитет против всего плохого,
с чем ребёнок может столкнуться во внешней среде.
Многие привычки культурного поведения складываются именно в семье: здесь
есть возможность изо дня в день упражняться в правильном поведении.
Нам не стоит забывать педагогическую мудрость: посеешь поступок пожнёшь
привычку, посеешь привычку пожнёшь характер. Из безобидных на первый
взгляд недостатков ( например, из привычки долго спать) могут вырасти
отрицательные черты личности ( в данном случае неорганизованность,
неточность, которые справедливо могут быть расценены окружающими как
неуважение к людям).
Одна из причин неорганизованности, неряшливости ребёнка кроется в
отсутствии строго режима в семье. Засидевшись допоздна у телевизора,
подросток утром встаёт с трудом. Хочется поспать ещё пять минуточек и вот
уже нет времени привести себя в порядок. Не выспался, всё делает медленно,
получает замечания от отца или матери. У всех испорчено настроение. А в
школе грубит, раздражается…
Немалая роль принадлежит самому стилю отношений в семье. Можно ли
говорить о культуре поведения, если на улице мужчина пропускает вперёд себя
незнакомую женщину, а дома не поможет жене вымыть посуду? Сын такого
отца скорее всего тоже вырастет невнимательным к матери или к любой
другой женщине.
4
Подростки усваивают тон и манеру разговора взрослых: крикливую или
спокойную, вежливую или пересыпанную оскорбительными выражениями.
Если отец громко включает телевизор, когда кто-то дома готовит уроки или
читает, он никогда не сможет научить своего ребёнка хорошим манерам
поведения.
Мы часто делаем замечания подросткам, когда те вмешиваются в разговор
старших, не признаваясь себе в том, что пример-то подаём мы сами, когда
бесцеремонно прерываем детей. Испытывая такое отношение к себе, подростки
мало-помалу начинают считать такое поведение естественным и в
подобных ситуациях ведут себя таким же образом. Поэтому в семейном
общении должно царить уважение всех и каждого - ко всем. Если отец считает
необходимым поблагодарить сына за то, что тот по его просьбе принёс ему
карандаш, то и сын совершенно естественно начнёт себя вести так же. Если
мать разговаривает с дочерью всегда спокойно, сдержанно, не повышая голоса,
откуда у той взяться привычке беседовать на повышенных тонах? Если
родители, проводив за порог гостей, будут тот час же лицемерить «Эти
Петровы так надоели!», то ребёнок может вырасти льстецом и в нём возрастёт
скверное чувство – презрение к человеку.
Трудно требовать от детей опрятности, организованности и пунктуальности,
если в доме царит беспорядок, родители одеты во что попало и не следят за
своим внешним видом. Подобный «отдых родителей от культуры, когда
никто не видит» не может не сказаться на детях.
5. Метод беседы.
Сказанное выше не перечёркивает необходимости того, чтобы родители
беседовали с подростками о правилах культурного поведения, разъясняли им,
что принято, а что не принято. Если подросток видит, что в семье дело не
расходится со словом, то слова старших падут на благодатную почву. Надо
лишь постараться избежать голого назидания и морализирования. Помните, что
нужно воспитывать не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, а
именно: «бережное отношение к миру: к обществу, к природе, к животным
и птицам, к местности, где живёшь и т.д.» (Д. С. Лихачёв) Сейчас
существует множество литературы по правилам этикета, в школах преподаются
элективные курсы по правилам поведения в различных общественных местах.
Классные руководители проводят целые циклы бесед и тренингов по поводу
того, как нужно себя вести в гостях, за столом, в общественном транспорте, в
театре и т.д. В этом смысле необходимо соблюдать единство требований
семьи и школы. Только тогда ребёнок сможет осмыслить правила культурного
поведения как необходимые! При всём огромном потоке информации совсем не
нужно запоминать сотни правил. Достаточно твёрдо усвоить только одно
«необходимость уважительного отношения к другим». А если у ребёнка будет
это стремление и ещё немного находчивости, «то манеры сами придут к нему,
или, лучше сказать, придёт память на правила хорошего поведения, желание и
умение их применить».
Воспитание культуры поведения дело сложное и кропотливое. Оно требует от
родителей и учителей терпения, выдержки, такта. Предъявляя свои требования
5
к ребёнку, взрослым самим нужно быть чуткими, доброжелательными и
отзывчивыми. Нужно держаться достойно и уважать достоинства детей.
Библиография.
1. Д. С. Лихачёв «О воспитанности»
2. Б. З. Вульфов, И.В. Гребенников «Мир детства. Подросток» Москва,
«Педагогика» 1998
3. А. В. Ефимова «Родительские собрания. 5 класс» Волгоград, «Учитель
АСТ» 2005
4. А. И. Шемшурина «Этические диалоги с учениками 7-х классов» Москва,
«Школа-ПРЕСС» 1999
5. Цикл бесед о воспитании школьников профессора Н. И. Осипова