Час общения «Ценности нашей жизни»

Час общения «Ценности нашей жизни».
Цели: 1. Прививать учащимся нравственные ценности.
2. Выявить структуру личностных ценностей, определяющих главную
линию поведения, деятельности и общения с людьми.
3. Использовать данные исследований для целенаправленного
воспитания и формирования нравственных ценностей,
способствующих духовному развитию личности.
Быть человеком – это чувствовать свою
ответственность
Сент-Экзюпери.
Что такое человек? Можно ли его считать уникальным созданием на
Земле? Какова природа человека? Каков его внутренний мир? От чего
зависит смысл и ценность человеческой жизни? Что приносит человек в этот
мир?
Эти и другие вопросы интересовали наших далёких предков, они
интересуют и нас. Философы разных эпох размышляли на вечные темы.
поэтому осталось так много выражений о смысле жизни, о её ценности.
Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред.
Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого
знания людей.
Всякая пошлость и глупость одного из нас отзывается страданиями на
другом.
А вот вам высказывание Эразма Роттердамского: «Нам следует только
опасаться, как бы не скрыть пороки под именем добродетели; не называть
уныние - серьёзностью, жестокость строгостью, зависть ревностью,
корыстолюбие – хозяйственностью, угодливость вежливостью, шутовство –
остроумием».
Это ответ на один из вопросов. Человек может состоять и из
добродетелей, и из пороков. Чем «наполнен» человек, во многом зависит от
него самого.
Зачем любить и ненавидеть?
Растить цветы и звёзды видеть?
Зачем терять, зачем искать,
Зачем былое вспоминать?
Зачем живые все живут?
В чём смысл жизни заключён?
В чём заключён её закон?
И не даёт покоя мне,
Моей недетской голове
Один-единственный вопрос:
Зачем родился я и рос?
Очень хорошо, если вы задаёте себе такой вопрос. Ведь в жизни должен
быть смысл. Хотите попробовать его определить? Попробуйте.
Сейчас мы попытаемся определить те ценности-цели, к которым стремится
человек в своей деятельности, жизни.
Вам предлагается, внимательно прочитав весь список:
1) выбрать 3 ценности-цели, наиболее важные в вашей жизни (1 самое
главное в моей жизни, 2 – чуть менее чем1,3 – чуть менее чем 2).
2) Выбрать 2 ценности, наименее важные для вас (нет смысла жить ради
них) и напротив них поставить цифры 18 (самая ненужная) и 17.
3) Расставить оставшиеся номера (от 4 до 16) в порядке убывания этих
ценностей в вашей жизни.
Место
Список ценностей (ценности-цели):
-Активная, деятельная жизнь.
-Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл,
достигаемый жизненным опытом).
-Здоровье (физическое и психическое).
-Интересная работа.
-Красота природы и искусства (переживание прекрасного в
природе и искусстве).
-Любовь.
-Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных
затруднений).
-Хорошие, верные друзья.
-Спокойная, благоприятная обстановка в стране, в нашем обществе.
-Общественное признание важение окружающих,
одноклассников).
-Познание (возможность расширения своего образования,
кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие).
-Равенство (братство, равные возможности для всех).
-Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках.
-Свобода как независимость в поступках и действиях.
-Счастливая семейная жизнь.
-Творчество (возможность творческой деятельности).
-Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий,
сомнений).
-Удовольствие (жизнь, полная удовольствий, развлечений,
приятного проведения времени).
В завершение – обработка полученных данных в % соотношении, а также
суммарного соотношения в % 1,2,3-го мест, и 17-18 места.
Мы подведём итоги чуть позже и выясним, что же в нашем классе более
другого ценится.
Надо сказать, что ценностные отношения начинают проявляться уже в
раннем возрасте. В конце второй недели жизни, как только слух и зрение
приобретут свои функции, ребёнок услышит ласковый голос и увидит доброе
лицо матери. Это будет первой оценкой в адрес его существа и действий: «Ты
моё солнышко… Не надо плакать… Сейчас мы поменяем пелёнки… Кушай,
лапушка. Вот молодец – расти большой-большой!…». В этой бесконечной
ленте бормотаний прячется не только биологическая привязанность матери к
своему детёнышу в них социальный смысл появившейся на свет
формирующейся личности. Он воспринимает этот посыл: сначала через
интонации, мимику, пластику, прикосновения, потом через слово, действия. И
достаточно скоро он способен будет соотносить оценочные реакции родителей
со своими действиями. «Я больше не буду…» - говорит ребёнок, когда
получает отрицательную оценку. Он её не выносит, он плохо себя чувствует в
отторжении. Его ценностные суждения складываются в результате
положительных или отрицательных реакций на его поведение тех людей,
которые играют первостепенную роль в детской жизни.
Ценность незаменима. Тютчевское «Нам не дано предугадать, как наше
слово отзовётся» - это как раз об уникальности и незаменимости мига
ценностного проявления.
Поиграем в игру-тест.
Щедрый волшебник готов преобразовать квартиру, полностью заменив в
ней все предметы и вещи новыми, модными, дорогими. Оставить разрешается
из прежнего лишь что-то одно – что именно просит играющий сохранить ему?
Почему?
А сейчас игра «Нашёл на дороге…».
Человек идёт по дороге и видит что-то на ней – «…шёл по безлюдной
дороге и нашёл… кошелёк, в котором лежали деньги». Разыгрывается
ситуация: обозначается дорога, по которой идёт человек, на дороге лежит
кошелёк, в него вложена карточка с надписью «Деньги».
Избирается статист, выполняющий роль удачливого пешехода. Все
остальные участники игры наблюдатели. После того как пешеход предложит
свой вариант действия в этой ситуации, ведущий обращается к наблюдателям:
- Как вы себя чувствовали в связи с происшедшим?
- Как вы себя чувствуете, если считать, что этот кошелёк ваш? И.т.д.
Следующий этап: теперь в кошельке находятся не только деньги, но ещё и
ключи от квартиры. Снова проводится рефлексия.
Каждый раз содержимое кошелька изменяется:
- деньги, ключи, валидол;
- деньги, ключи, валидол, фотография любимого кота;
- деньги, ключи, валидол, фотография человека;
- деньги, ключи, визитка и т.п.
При этом делаются акценты:
- на дороге никого нет…
- ключи от квартиры, в которую человек не может теперь попасть…
- молодые люди редко носят с собой валидол, скорее всего, владелец
кошелька далеко не молод…
( следует спрашивать не о поведении конкретного ученика в представленной
ситуации, а о действиях субъекта, роль которого принял на себя ребёнок).
Пример проживания ценностных отношений - произведение «Вино из
одуванчиков» Р.Бредбери. Оно содержит множество ярких иллюстраций
проникновения в личностный мир человека. (Зачитывается отрывок).
« Однажды Дуглас, заметил в витрине магазина теннисные туфли, которые
были для него важны не сами по себе, а как символ прощания с зимой и
встречи с летом.
- Пап, - выпалил он. - Вон там, в окне, теннисные туфли…
Отец даже не обернулся:
- А зачем тебе новые туфли, скажи, пожалуйста? Можешь ли мне
объяснить?
- Ну-у…
Да затем, что в них чувствуешь себя так, будто впервые в это лето скинул
башмаки и побежал босиком по траве. Точно в зимнюю ночь высунул ноги из-
под одеяла и подставил ветру, что дышит холодом в открытое окно, и они
стынут, а потом втягиваешь их обратно под одеяло, и они совсем как
сосульки… В теннисных туфлях чувствуешь себя так, будто впервые в это
лето бредёшь босиком по ленивому ручью и в прозрачной воде видишь, как
твои ноги ступают по дну будто они переломились и движутся чуть впереди
тебя, потому что ведь в воде всё видится не так
- Пап, - сказал Дуглас, - это очень трудно объяснить.
Люди, которые мастерят теннисные туфли, откуда-то знают, чего хотят
мальчишки и что им нужно. Они кладут в подмётки чудо-траву, что делает
дыхание лёгким, а под пятку – тугие пружины, а верх ткут из трав, отбеленных
и обожжённых солнцем в просторах степей. А где-то далеко в мягком чреве
туфель запрятаны тонкие, твёрдые мышцы оленя. Люди, которые мастерят эти
туфли, верно, видели множество ветров, проносящихся в листве деревьев, и
сотни рек, что устремляются в озёра. И всё это было в туфлях, и всё это было –
лето. Дуглас попытался объяснить всё отцу.
- Допустим, - сказал отец. Но чем плохи твои прошлогодние туфли?
Поройся в чулане, ты, конечно, найдёшь их там…
- Как же ты не понимаешь? - сказал Дуглас отцу. Прошлогодние никак не
годятся…
- Копи деньги, - посоветовал отец. – Месяца через полтора…
- Да ведь тогда лето кончится!»
Отец слушает сына и отвечает ему, но отец не слышит того, о чём
сообщает ему сын, не видит отношения к лету, свободе, полёту души, не
обернулся на витрину, куда как заворожённый смотрел сын, не услышал
подтекста, не понял интонаций. Другой взрослый прочитал ценностное
отношение мальчика.
«Мучительно медленно, держа на ладони все свои сбережения и не решаясь
поднять глаза, Дуглас шагнул из яркого полуденного света в лавку. Он
осторожно разложил столбиками на прилавке медяки, монетки по десять и
двадцать пять центов, словно шахматист, что ждёт с тревогой вознесёт ли
его следующий ход к вершинам торжества или погрузит в бездну отчаяния.
- Всё ясно без слов, - сказал мистер Сендерсон.
Дуглас опешил.
- Во-первых, я знаю, что ты хочешь купить, - продолжал мистер Сендерсон.
Во-вторых, я каждый день вижу тебя у моей витрины. Ты думаешь, я
ничего не замечаю? Ошибаешься. В-третьих, тебе нужны, называя их
полным именем, «лёгкие как пух, мягкие, как масло, прохладные, как
мята» теннисные туфли. В-четвёртых, у тебя не хватает денег и тебе нужен
кредит.
- Нет! - крикнул Дуглас, тяжело дыша, точно он бежал во сне всю ночь без
отдыха. – Не надо мне кредита, я придумал кое-что получше…».
Диалог Дугласа с владельцем обувной фабрики строится иначе, чем
диалог с отцом: здесь собеседники понимают и принимают друг друга
разговор равных субъектов, отношение одного значимо для другого.
Вот как важно оказаться понятым.
А сейчас продолжим разговор. Каким вы представляете себе человека
высоконравственного? Какими он должен обладать качествами? Что должен
уметь?
(человек благородный, честный и добрый, никогда не предающий и умеющий
жертвовать собой ради других, тактичный и культурный, мужественный,
верный и преданный).
Можно ещё много перечислить качеств, которые присущи нравственному
человеку. Но вот как стать таким? Это уже сложнее. Тем более в наше
непростое время.
В нашей стране очень печальна статистика, свидетельствующая о росте
преступлений, о переполненных тюрьмах, массовых насилиях, заказных
убийствах и террористических актах.
Невероятной жестокостью пронизаны многие фильмы. Почему из-за
рубежа мы берём не положительное, а отрицательное? Один американский
политолог сказал: «Вы хотите подражать нам, но, вместо того, чтобы перенять
лучшее, вы, перепутав краны, включили вместо водопровода канализацию…».
В самом деле, мы не стараемся перенять усердную учёбу, добросовестный
труд, умение держать слово, любовь к чистоте своего тела, жилища, улицы,
города; гордость за свою страну, уважение к государственным символам,
доброе и заботливое отношение к старикам и инвалидам. Мы не думаем о том,
что у них там ограничено время показа эротики, в отличие от нас. И глядя в
телевизор, я всё чаще ловлю себя на мысли, что наши дети хотят получить как
можно больше удовольствия при минимальном труде и ответственности, а
лучше и вообще без них.
А как же доброта и сочувствие, любовь к справедливости, участие и забота
о других? Неужели они умерли?
Мне хочется рассказать вам об одной болезни. Она называется
«госпитализм».
В больнице умерла девочка, умница и любимица всего персонала.
Несчастное «отказное» дитя, которому было три года, скончалась от этой
болезни. И она не первая и, наверное, не последняя. Эта болезнь развивается
от того, что ребёнка просто некому приласкать, спеть песенку, поцеловать
на ночь. При всей любви к ней санитарок, им было не до ребёнка, когда
столько забот; главное, чтобы он был накормленный и сухой. Но весь
персонал был в шоке. Умереть от невнимания. Разве это не страшно? Вот
от чего могут гибнуть дети.
А вот ещё один случай.
К девушке на улице пристали хулиганы. Было ещё светло, вокруг много
людей. Все проходили и делали вид, что ничего не замечают. Только один
юноша подошёл и попытался угомонить хулиганов. Завязалась драка. На
помощь так никто и не пришёл. Когда один из хулиганов вынул нож, девушка
закричала. В ответ на крик никто не подошёл. Юношу хулиганы ранили
ножом и убежали. Скорая приехать не успела. Это равнодушие и страх
окружающих убили молодого человека.
И таких историй очень много.
Но неужели всё так плохо? Вы мне можете возразить и привести свои
примеры. Вам слово.
( Высказывания учащихся).
У человека всегда есть выбор, но основное назначение человека - творить
добро, а для этого требуются усилия.
Всё высокое и доброе имеет корни в наших поступках. Подумайте,
способны ли вы:
- простить обиду;
- поделиться последним с другом;
- уступить слабому;
- пожертвовать незнакомому человеку;
- заботиться о стариках;
- помочь;
- утешить.
Это высокие качества, и им нужно учиться, думаю, каждый приложит
усилия, чтобы быть достойным человеком.
Монтень сказал: «Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука
приносит лишь вред». Как вы это понимаете, ребята?
Сильный характер радуется трудностям и улыбается неприятностям.
Поэтому пусть трудно быть человеком с большой буквы, но в этом и есть
смысл жизни.
Мне остаётся только пожелать, чтобы вы стали настоящими,
высоконравственными людьми, и чтобы на вашем пути встречались
достойные люди.
Результаты анкетирования «Ценности нашей жизни».
Общий результат:
1 место – здоровье (7 чел.) – 58%
жизненная мудрость (7) – 58%
2 место – обеспеченная жизнь (4) – 33%
3 место – активная, деятельная жизнь (3) – 25%
интересная работа (3) – 25%
хорошие друзья (3) – 25%
общественное признание (3) – 25%
4 место – удовольствия (2) – 16,6%
счастливая семейная жизнь (2) – 16,6%
Отвергаемые ценности:
17 место – творчество (3) – 25%
18 место – красота природы и искусства (7) – 58%.