Статья: «Значение изобразительного искусства в развитии личности»


Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №42 г. Читы
Статья: «Значение изобразительного
искусства в развитии личности».
Подготовила учитель
начальных классов
Викс Татьяна Юрьевна.
г.Чита
2014г.
Значение изобразительного искусства в развитии личности.
Искусство - не дело узкого круга художников и знатоков, а общее духовное
состояние. Конечно каждый растущий человек, независимо от будущей
специальности, должен его «унаследовать», воспринять, сделать своим. А
помогать в этом должны детям родители, воспитатели, школа, телевидение,
учреждения культуры.
Но действительно ли искусство принадлежит всем или пока только может,
должно принадлежать? Если даже человек рассматривает картину, читает
стихотворение, сидит в зрительном зале театра – значит ли это, что
действительно идёт процесс художественного восприятия? Ведь
воспринимать искусство - не значит просто смотреть и слушать, не значит
даже воспринимать произведение так же, как мы воспринимаем и
оцениваем всё окружающее нас. Восприятие искусства-особый труд души,
напряжённая работа чувства и мысли. По словам, звукам, линиям, цветовым
пятнам предстоит создать художественную картину мира, как бы проделать
встречный путь к авторскому замыслу.
Пожилая, интеллигентного вида женщина отстояла только что бесконечную
очередь «на Джоконду» и делится своими впечатлениями в троллейбусе
своим разочарованием: «Значит.…Не такая уж она и красавица…»
Очевидно, ожидала от Леонардо да Винчи не того, что могла получить, и
ушла с пустыми руками, даже не подозревая об этом. « И всё так близко и
далеко, что стоя рядом, достать нельзя».
Ведь восприятие истинного искусства в отличие от потребления его
суррогатов – напряжённый душевный труд, который бывает желанным лишь
для того, кто к нему подготовлен, а такую подготовку в детстве и юности
получают далеко не все. В этом случае, хотя человек смотрит, восприятие
искусства на самом деле не происходит. Строго говоря, произведение
искусства как таковое, он « и не видит», потому что безразличен, слеп к
художественной форме.
В педагогической науке для этого найден удачный термин – «наивный
реализм». Ущербность такого подхода к искусству очевидна, и всё же он
имеет не одни только минусы. В нём проявляется – пусть в искажённой
форме – неистребимое желание людей, чтобы искусство было правдой,
помогало бы жить и понимать жизнь, пробуждало сочувствие.
Искусство воспитывает нас особым образом: силой того отношения к миру,
которым обладает автор и которое он запечатлел в произведении в целом.
В нашей стране изобразительное творчество детей вызывает живой интерес
у людей самых разных профессий и возрастов. Много внимания детскому
изобразительному творчеству уделял А.А. Бакушинский. Он не только
вводит в обиход понятие «искусство детей», но и наделяет это «искусство»
свойствами, о которых могут мечтать многие представители «взрослого
искусства».
Бытует такая точка зрения, что многие мастера кисти учатся у детей, что,
например Матисс почти обязан всеми своими достижениями «детскому
творчеству». Но разве не Матисс утверждал: К состоянию вдохновенного
творчества мы приходим только через сознательную работу…» В своих
статьях, выступлениях, письмах Матисс подчёркивал: художник обязан в
совершенстве овладеть изобразительной грамотой, его постоянно должна
одолевать «жажда знаний» и отличать «рвение к тяжкому труду». И если он
говорил: «Нужно смотреть на мир глазами ребёнка, то подразумевал под
этим то, что художник должен обладать свежестью восприятия, уметь
удивляться тому, что для многих стало обыденным, привычным.
Почему же такое положение сложилось именно в изобразительном
искусстве? Да потому, что многим принято считать его доступным с первого
взгляда каждому: посмотрел на картину или скульптуру – и всё сразу понял!
Изобразительное искусство - один из самых сложных для полноценного
восприятия видов творчества с огромным арсеналом изобразительно-
выразительных средств.
16 октября 1918 года Государственная комиссия по просвещению,
учреждённая 9 ноября 1917 года декретом ВЦИК и СНК, опубликовала
«Основные требования единой трудовой школы». В этом документе, в
частности говорится: «Предметы эстетические: лепка, рисование, пение и
музыка – отнюдь не являются чем-то второстепенным, какой-то роскошью
жизни. Особенно рисование и лепка, как его вспомогательный предмет,
должны занять выдающееся место. Ученик постепенно должен приобрести
в своём карандаше новый орган особо точной образной речи… Рисование
должно служить вместе с тем основой преподавания всех предметов, как в
руках учителя, так и в руках ученика. Эскиз, проект, иллюстрация должны
сопровождать каждый урок. Рисование и лепка, особенно на первых стадиях
обучения, должны быть одновременно, так сказать, гимнастикой для глаз и
осязания, устанавливать координацию зрительных впечатлений и
двигательных реакций, давать конкретное знакомство с мерой вещей,
начиная с геометрически правильных тел. Изучение красочного спектра во
всех его любопытных соотношениях, развитие способности разбираться в
нюансах и комбинациях и, наконец, работы акварелью так же обязательны,
как чистое рисование, и ведутся параллельно ему…»
Вообще под эстетическим образованием надо разуметь не преподавание
какого-то упрощённого детского искусства, а систематическое развитие
органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможность
наслаждаться красотой и создавать её. Трудовое и научное образование,
лишённое этого элемента было бы обездушенным, ибо радость жизни в
любовании и творчестве есть конечная цель труда и науки. (Народное
образование в СССР. Сб. документов.1917-1973г.г.М.,1974.с 140-141).
Значительные изменения происходят в развитии познавательных процессов
младших школьников. Каждый день пребывания в школе ребят приносит им
новые знания, обогащает их опыт, развивает их чувства, формирует
способность к активной самостоятельности. Большие изменения происходят
в развитии ощущения и восприятия цвета учащихся.
В связи с тем, что у детей этого возраста наблюдается относительное
преобладание первой сигнальной системы, их восприятие отличается
остротой и свежестью, связаны с большой эмоциональностью. Из-за этого,
особенно в 1-х классах, большую роль играет наглядность, опора на
чувственное восприятие учащихся. В процессе обучения перед школьниками
постоянно возникают всё новые и новые задачи, решение которых связано с
необходимостью организованного и планомерного восприятия. «Посмотрите
внимательно, что нарисовано на картине», спрашивает учитель. Но,
несмотря на большую восприимчивость, живое любопытство к
окружающему миру, которое по - новому открываются для младших
школьников, они ещё многого не замечают из того, что видят и слышат. Их
восприятие страдает отдельными недостатками. Некоторые из них-
недостаточная дифференцированность, некоторая поверхность, неполная
целенаправленность восприятия. (Обухова Л.Ф).
Многие дети не обладают тонкой чувствительностью к оттенкам и
сочетаниям цветов. Примером этого может служить то, что многие из них
путают оттенки цвета. Например, красный, малиновый, оранжевый цвета
многим из них кажутся красным.
Младший школьник в предметах и явлениях, во-первых, воспринимает то,
что для него имеет значение, что соответствует его возрасту и интересам.
Чаще его привлекают в предметах их внешние признаки, всё яркое,
красочное, крупное, подвижное и то, что понятно ему и доступно. Как
правило, процесс восприятия ограничивается только узнаванием и
последующим за ним называнием воспринимаемого объекта, - пишет
психолог П.Ф.Добрынин - «Процесс углубленного анализа и познания вещей
для ребёнка ещё труден».
Детям этого возраста свойственно стремление всё конкретизировать, всему
искать наглядно-чувственную опору. Поэтому нужно организовать работу
так, чтобы дети могли наблюдать, но при этом уметь выделять главное и
рассматривать объекты.
Нередко высказывается мнение, что младший школьник – хороший
наблюдатель. Оно возникло по той причине, что иногда дети могут
воспринимать много таких частностей, которых взрослый не воспринимает.
Для взрослого эти частности не имеют значения, а для детей представляют
главный интерес. Постепенно, под влиянием учителя, родителей, дети учатся
рассматривать, видеть существенное.
Восприятие становится более целенаправленным. Этому способсствуют
специальные приёмы. Например, сравнение изучаемого объекта с уже
знакомым учащимся. Пользуясь сравнением, учащийся учится воспринимать
наблюдаемые предметы и явления более глубоко, число ошибок
сокращается.
Постепенно процесс восприятия претерпевает существенные изменения.
Дети овладевают «техникой» восприятия, научаются смотреть, слушать,
выделять главное.
Развивается произвольное восприятие. В его развитии огромную роль
играет слово. Оно направляет его, действует и руководит восприятием
ребенка.
Изменяются и причины избирательности восприятия. Все большее значение
приобретают субъективные причины. Процесс восприятия всё чаще
определяется интересами, потребностями и прошлым опытом учащегося,
нежели только внешними особенностями предмета.
Ряд зарубежных психологов считает, что дети противопоставляют форму и
цвет при восприятии предмета. Однако, как показывают исследования Е.И.
Игнатьева, к форме и цвету дети подходят как к отдельным признакам
предмета и никогда их не противопоставляют. В одних случаях для
характеристики предмета они берут форму, а в других - цвет. Например, для
флага более значимым признаком является цвет, а для автомашины-форма.
(Е.И.Игнатьев).
При организации учебно-воспитательной работы педагогу и родителям
важно знать, нет ли каких-либо недостатков в работе рецепторов и особенно
органов слуха и зрения. Важно также учитывать, что младшие школьники
иногда склонны к чрезмерному фантазированию и что это может послужить
серьёзной помехой в обучении.
Если для дошкольника было характерно анализирующее восприятие, ток
концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении,
появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создаёт
возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это
легко прослеживается при описании детьми картины. Недаром ещё А.Бине и
В.Штерн называли стадию восприятия рисунка в возрасте 2-5 лет стадией
перечисления, а вс6-9 лет-стадией описания. Позже, после 9-10 лет,
целостное описание картины дополняется логическим объяснением
изображённых на ней явлений и событий.
Несмотря на то, что в этот период большое значение имеет наглядно-
образное мышление, непосредственно воспринимаемое ребёнком уже не
мешает ему рассуждать и давать правильные выводы. Как известно, в 7-8
лет исчезают феномены Пиаже. И если раньше, в дошкольном возрасте,
главным аргументом в отстаивании своего мнения у ребёнка было: «Я это
видел», то теперь интеллектуальные операции позволяют ему судить о
вещах без такой жёсткой зависимости от наглядных ситуаций.
О проблеме восприятия и ощущения младших школьников говорит
Л.С.Выготский. Рисование ребёнка составляет преимущественный вид
детского творчества. Эксперименты наблюдения показывают, что рисование
по наблюдению, реальное изображение предмета являются только высшей
и последней стадией развития детского рисунка, такой стадией, которой
достигают только редкие дети.
В последнее время исследователь детского рисунка профессор Бакушинский
попытался дать объяснение этому явлению. Первый период в развитии
ребёнка, согласно этому объяснению, выдвигает на первый план в
восприятии ребёнка двигательно-осязательную форму и тот же способ
ориентировки в окружающем мире Они являются первичными при
сравнении со зрительными впечатлениями, и эти последние являются
подчинёнными двигательно-осязательным способом ориентации ребёнка. (
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,
Просвещение.1991г)
Отражение реального мира в рисунках детей зависит от соответствующего
уровня развития восприятия, памяти, воображения, мышления, чувств,
умений и навыков. Фундаментом такого развития является организованное
систематическое обучение детей основам закономерностей искусства и
реальной действительностью. Как говорил известный психолог Е.И.Игнатьев
«наша конечная цель-путём разумного руководства и систематического
обучения приблизить изобразительную деятельность ребёнка к
элементарным основам вполне грамотного реалистического изображения.
(Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей.
М.,1961.с10)
Занятия живописью знакомят детей с основой изобразительного искусства, и
являются логическим продолжением ряда линейных рисунков. В процессе
занятий живописью у учащихся развивается умение видеть гармоничные
цветовые сочетания, колорит, красоту ярких и нежно - блеклых цветов;
используя краски, школьники познают цветовое богатство окружающего
мира.
Для развития восприятия и ощущения цвета у младших школьников
используют рисование с натуры, по памяти, по представлению. Натура в
изобразительном искусстве – объекты действительности (человек, предметы
быта, машины, пейзаж, дома т.п.), которые художник непосредственно
наблюдает при их изображении. Обычно с натуры выполняются этюды,
наброски, зарисовки и очень часто портреты, пейзажи, натюрморты.
Рисование с натуры - это изображение предмета (натуры), находящегося
перед рисовальщиком.
Рисование по памяти - это изображение предмета в отсутствие данного
предмета, но в том пространственном положении, в котором он находился
во время его наблюдения.
О значении хорошей зрительной памяти в творчестве художников ярко и
убедительно сказал И. Айвазовский: «Человек, не одарённый памятью,
сохраняющей впечатления живой природы, может быть отличным
копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным
художником – никогда. Движения живых стихий-неуловимы для кисти:
писать молнию, порыв ветра, всплеск волны - немыслимо с натуры. Сюжет
картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта…»
Рисование по представлению означает изображение какого-либо предмета
в его отсутствие в любом пространственном положении.
«Рисование с натуры знакомит детей» с правилами рисования, знакомит с
конструктивным строением предметов, элементарных законов линейной и
воздушной перспективы, светотени, композиций, цветовидения, расширяет
их представления о многообразии предметов и явлений действительности,
несёт в себе ярко выраженную познавательную направленность.
Особенно важное значение приобретает связь рисования с натуры с другими
видами занятий по изобразительному искусству. Так, связь рисования с
натуры с другими видами, активно наблюдает и изучает их особенности,
свойства и накопленные таким образом наблюдения, впечатления служат
основой, необходимым материалом для создания тематических
композиций.
После предварительной работы с натуры рисунок строится уверенно и чётко,
рисующий вычленяет одну задачу за другой и сравнительно быстро
переходит к их практическому решению. В процессе рисования по
представлению предметов, ранее бывших объектом изображения с натуры,
школьники, как правило, стараются повторить весь ход рисования с натуры.
«Рисующий в этом случае восстанавливает в памяти вначале этап
схематического построения предмета, затем свою аналитическую работу по
нахождению пропорций, дальше идёт восстановление хода работы над
контуром, деталями т.д. Замечено, что в тех случаях, когда невозможно
восстановить более или менее подробно процесс натурального
изображения, изображение по представлению обычно бывает слабым».
( Игнатьев Е.И. Влияние восприятия предмета на изображение по
представлению - В кн.: Психология рисунка иживописи.М.,1954,с33).
Список литературы
1.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
М.,Просвещение,1991.
2.Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. Гамезо М.В.
М.,Просвещение,1981.
3.Возрастная психология. Курс лекций/ Под ред. Н.Ф.Добрынина. М.,1965.
Стр.139.
4.Гегель Г. Эстетика. - Т.1-М.,1968-с.241.
5.Психология младшего школьника/ Под ред.Е.И. Игнатьева. М.,1960.
6.Игнатьев Е.И. Влияние восприятия предмета на изображение по
представлению. В кн. Психология рисунка и живописи. М.,1954.
7. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М.,1961.
8.Народное образование в СССР. Сб. Документов 1917-1973г.г.М.,1974,с.140-
141.
9.Обухова Л.Ф.Возрастная психология. М.,1996.