Роль социальных условий в формировании музыкального слуха

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств»
г.о. Луховицы, Московской области
Роль социальных условий в формировании
музыкального слуха
Автор: Цыпляева Алла Викторовна
преподаватель
2017
За минувшее время появились разные методики музыкального
воспитания и обучения, многие из которых претендовали на
исключительную истинность, но ни одна из них, пройдя проверку временем,
не оказалась объективно совершенной, так как каждый преподаватель,
работая по данной методике, получал свой, часто непохожий на оригинал,
результат. До сих пор остаются спорным и трактуются по-разному эталон
звучания детского голоса, детского хора, особенно это заметно на смотрах,
конкурсах хоров, во время обсуждения. Чисто или фальшиво поёт хор это
ясно всем, а вот звук?! Здесь бытует субъективное мнение нравится, не
нравится. Упускается главная задача музыкальной деятельности: творить
музыку. Порой одноголосное пение ярко раскрывает содержание музыки и
может поспорить с «крепким», но невыразительным 3
х
голосием. В детском
хоровом искусстве появляется опасная тенденция «техницизма». Технология
исполнения выходит на первый план. Мы иногда слышим детские хоры,
демонстрирующие хорошую степень технической подвинутости, но
оставляющих слушателей совершенно равнодушными. Их пение мало
музыкальное, невыразительное, в нём нет одухотворённости. А ведь хоровое
пение это не только чисто выстроенное звучание, это живая, трепетная
музыкальная мысль, вызывающая в нас, слушателей, ответные мысли,
эмоции, настроение. Если в исполнении нет эмоциональной наполненности
тогда и нет пения, как вида музыкального искусства. Такое пение не
воспитывает ни самих исполнителей, как социально-творческую личность,
ни слушателей. Нельзя допускать, чтобы в «погоне» за техническим
совершенством упускалась главная задача музыкальных занятий
воспитание творческой личности. Музыка должна приносить детям радость.
Торжественному шествию техницизма, внешних эффектов в
исполнительстве способствуют резко возросшее количество смотров,
конкурсов, фестивалей и т.д. На подготовку к ним уходит много времени и
сил. Любой ценой победить, получить призовое место, грамоту, диплом! В
ходе этой деятельности уже не до высоких задач воспитания, состояния
детской души, его голосового аппарата. Музыка это не спорт. Здесь нужны
другие формы, критерии и способы оценки.
Как же у ребёнка возникает способность к звуковысотному
восприятию, интонации звуков и по каким законам она развивается?
Музыкальная деятельность реализуется, как выражался И.М. Сеченов,
чувствованиями, т.е. определённого рода ощущениями и восприятиями. И.П.
Павлов говорил о том, что именно сенсорная часть всякого рефлекторного
акта является активной, творческой, а двигательная является служебной,
исполнительской (2). Соответственно, можно полагать, что важнейшее
значение в развитии музыкальной деятельности имеют сенсорные процессы
и прежде всего процессы развития музыкального слуха.
Большинство исследователей сходятся на том, что важным
компонентом музыкального слуха является способность выделения основной
высоты звука в отличие, например, от речевого тембрального слуха. «В
музыкальном слухе звуковысотная сторона, по сравнению с тембровой и
динамической, имеет не только большее, но и качественно особое значение.
Музыкальный слух по самому существу должен быть звуковысотным
слухом, иначе он не будет «музыкальным» (3, 93).
Для правильного понимания данного вопроса большое значение имеет
введение в науку Б.М. Тепловым различия задатков и способностей (3).
Задатки, по утверждению Б.М. Теплова, это врождённые, анатомо-
физиологические особенности организма, которые могут быть различными у
детей. Эти задатки представляют собой лишь одно из условий для развития
способностей. Развитие способностей у детей происходит в процессе
овладения накопленным человечеством опыта.
Одна из причин низкого развития звуковысотного слуха у части детей,
заключается в условиях их жизни, и в частности в особенностях усвояемого
ими языка. А.Н. Леонтьев (1) выдвинул интересное предположение, согласно
которому у детей, овладевающих тембральными языками их числу
относится и русский язык), быстрое развитие тембрального слуха может
тормозить формирование звуковысотного слуха. Если в дальнейшем такие
дети не обучаются пению, то остаются тонально глухими, неразвитыми в
музыкальном отношении.
Косвенным доказательством этого положения являются опыты,
проведённые с вьетнамскими студентами, говорящими, как известно, на
тональном языке. Обнаружилось, что среди такого рода испытуемых нет
людей с неразвитым звуковысотным слухом, нет ни одного случая тональной
глухоты. Аналогичные данные приводит профессор Тейлер з Кейптауна);
он указывает, что тональная глухота при отсутствии органических дефектов,
представляя собой обычное явление в Англии и Америке, практически
неизвестна среди изучавшихся им африканских племён, в языке которых
используется интонирование гласных.
Приведённые факты убедительно свидетельствуют о важной роли
социальных условий жизни и воспитания в формировании музыкального
слуха. Поэтому для формирования музыкального слуха решающее значение
имеет музыкальная среда, которая окружает ребёнка. Без музыкального
окружения звуковысотный слух не может развиваться так же, как не может
развиваться речь у ребёнка, растущего в безъязычной среде.
Список использованной литературы
1.Леонтьев А.Н. деятельность. Сознание. Личность. Изд.2-е. М.: Политиздат,
1977
2.Павлов И.П. Избранные труды. – М.:ГУЧПЕДГИЗ, 1954
3.Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий - М., изд-во АПН
РСФСР , 1961 г.