Родительское собрание "Компьютер: друг или враг?"


1
КОЛЕСНИКОВА ОКСАНА ВЛАДИМИРОВНА,
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ГБОУ СОШ №4
П.Г.Т.АЛЕКСЕЕВКА Г.О. КИНЕЛЬ САМАРСКОЙ
ОБЛАСТИ.
РАЗРАБОТКА РОДИТЕЛЬКОГО СОБРАНИЯ « КОМПЬЮТЕР: ДРУГ
ИЛИ ВРАГ?» ( ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ- МАСТЕРСКАЯ ОБЩЕНИЯ)
ЗАДАЧИ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ:
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: ФОРМИРОВАТЬ У РОДИТЕЛЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О
СПОСОБАХ, ВОЗМОЖНОСТЯХ И РОЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРА В
ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: ПОКАЗАТЬ ПОНИМАНИЕ ВАЖНОСТИ
ПОДДЕРЖАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОНТАКТА С РЕБЁНКОМ , ЧТОБЫ
ИЗБЕЖАТЬ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ.
3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ: ДАТЬ ИНФОРМАЦИЮ О ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИЦИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ, ОСВЕЩАЮЩЕЙ
ВОПРОСЫ РАБОТЫ НА КОМПЬЮТЕРЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
ПОДГОТОВКА К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ:
1. Подбор и анализ литературы.
2. Классный руководитель определяет круг вопросов для обсуждения.
3. Подготовка выставки развивающих компьютерных игр.
4. Совместная подготовка учителя, психолога, медицинского работника,
учителя информатики.
5. За две недели до собрания учитель проводит анкетирование родителей,
учащихся и обрабатывает полученные данные.
2
Анкета для родителей
1.Как вы относитесь к увлечению детей компьютерными играми?
2. Изменилось ли поведение вашего ребёнка после того, как он начал
активно общаться с компьютером?
3. Как долго ваш ребёнок проводит времени за компьютером?
4. Вызывает ли это у вас тревогу?
5.Считаете ли вы необходимостью использование компьютера на
школьных уроках?
Анкета для учащихся
1. Есть ли у тебя дома компьютер?
2. Позволяют ли тебе родители работать на нём?
3. Кто чаще всего работает дома на компьютере?
4. Что ты умеешь делать на компьютере?
5. Сколько времени ты проводишь за компьютером?
6. Контролируют ли родители время работы или ты проводишь
столько времени, сколько захочешь?
7. Что тебе не нравится в общении с компьютером?
8. Что тебя привлекает в работе на компьютере?
9. Чувствуешь ли ты усталость после работы на компьютере?
6. Классный руководитель готовит памятку для родителей по
безопасному использованию компьютера в домашних условиях и
«Советы родителям».
7. Рисунки детей на тему: « Любимая компьютерная игра»
Участники родительского собрания:
Классный руководитель, психолог, медицинский работник, учитель
информатики, родители учащихся.
План родительского собрания
1. Вступительное слово учителя.
3
2. Информация о негативном влиянии компьютера (вопросы к
специалистам)
3. Информация о положительном влиянии компьютера (вопросы к
специалистам)
4. Выставка « полезных» компьютерных игр и рисунков детей.
5. « Ковёр идей»
6. Подведение итогов.
Ход родительского собрания:
1. Вступительное слово учителя:
Тема нашего собрания выбрана не случайно. Ещё 30 лет назад о компьютере
даже не слышали, а сейчас он есть практически в каждой семье. Без него
невозможно ни одно производство. В настоящее время, компьютер
используется в школе не только для подготовки домашних заданий, но и на
уроке. Некоторые родители адекватно относятся к компьютерным занятиям и
играм, но есть родители, которые полностью отвергают такую форму
времяпровождения для своих детей. Есть родители, которые вообще не
ограничивают сыну или дочери сидеть за компьютером. Эти родители в
душе испытывают постоянное внутреннее сопротивление: вредит своему
здоровью или ограничивает себя в общении со сверстниками, и т. д. Кто же
прав?
2. Информация о негативном влиянии компьютера.
Как правильно организовать работу ребёнка , его общение с компьютером
нам помогут разобраться специалисты.
Медицинский работник: Уважаемые родители! Сегодня огромное количество
пользователей жалуются на затуманивание зрения, трудности при переносе
взгляда с ближних предметов на дальние, неприятные ощущения в области
глаз. Поэтому надо выполнять после каждого занятия с компьютером ряд
4
упражнений для глаз и общеукрепляющие упражнения.( Родителям
раздаются памятки.)
5
Памятка для родителей по безопасному использованию компьютера
школьником.
1.Чтобы родители могли контролировать использование компьютера
ребёнком, они должны сами уметь им пользоваться.
2.Через каждые 20-25 минут пользования компьютером нужно делать
перерыв
3.Ребёнок не должен работать на компьютере более 1,5-2 ч.
4.Родители должны контролировать приобретение ребёнком компьютерных
дисков и игр, чтобы избежать вред здоровью и психическому развитию .
5.Если ребёнок использует компьютер ,не обращая внимания на запреты
родителей, введите пароль, чтобы без вашего разрешения доступ был
невозможен.
6.Ребёнку не следует играть в компьютер перед сном.
7.Упражнения для глаз следует делать 2минуты, повторять 4-5 раз:
А) Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счёт 1-4 , затем
раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счёт 1-6.
Повторить 4-5 раз
Б) На счёт 1-4 посмотреть на кончик носа. До усталости глаза не доводить.
Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.
В) Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами
вверх –вправо –вниз -влево и в обратную сторону, затем посмотреть вдаль на
счёт 1-6.
Г) Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх- налево вниз, потом
прямо вдаль на счёт 1-6; затем налево вверх- направо- вниз и посмотреть
вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.
6
- Кроме зрительного переутомления компьютер может быть опасен и в
других случаях: заболевания позвоночника. Прежде всего надо учесть:
высота стула должна соответствовать длине голени, тогда ступы всей
поверхностью « лягут» на пол. Локти должны быть расположены как можно
ближе к телу, во время работы с клавиатурой кисти рук должны быть
максимально распрямлены. Нужно сидеть, откинувшись на спинку рабочего
кресла, шея должна быть выпрямлена, а взгляд устремлён примерно на 5-7 см
выше средней горизонтали экрана. По возможности чаще вставать из- за
компьютера и делать гимнастику.
Заболевания органов дыхания могут быть результатом воздействия пыли,
которая скапливается вблизи компьютера. Следует чаще протирать пыль.
Длительная работа за компьютером связана ещё и с постоянным
раздражением, источником которого могут быть самые разные ситуации.
Например, « зависание» компьютера, потеря несохраненной информации,
проблемы с программой, и т.д. Часто нервные расстройства связаны с
содержанием компьютерной игры. Итак, насколько вреден компьютер для
здоровья? Медики утверждают: совмещение даже 2-3 часовой работы за
компьютером с уроками, спортом возможно только за счёт сна и прогулок на
воздухе. Вредно ли электромагнитное излучение? По данным исследованиям
уровень электромагнитного излучения у современных компьютерных
мониторов ниже, чем у телевизоров. Другие виды излучения ( рентгеновское,
инфракрасное, ультрафиолетовое) очень малы. Однако общение с
компьютером не вреднее, чем длительное сидение у телевизора.
Школьный психолог: Во что играют наши детки? Анализ анкет показал
следующее. Психолог озвучивает результаты анкетирования, обозначает
обнаруженные тенденции. Затем демонстрирует фрагмент агрессивной игры.
Этот фрагмент оказывает негативное влияние на психику ребёнка вне
всякого сомнения. Такие игры проповедуют насилие, агрессию, уход ребёнка
в себя. Они не требуют от детей силы воли, терпения, вырабатывают
7
привычку к развлечениям агрессивного характера, лёгкому достижению
цели. Психологи и педагоги видят, что через 2-3 года постоянных игр дети не
могут рассказать о своей игре, одни только эмоции и слова « бац-бац, ты-ты-
ты…». Такие ученики быстро запоминают компьютерную терминологию,
быстро выполняют тестовые задания, но , увы, чаще дают неправильное
решение. У них вырабатывается быстрота реакции, однако сосредоточиться
они не могут. Подобные игры отчуждают ребёнка от ровесников, родителей,
от всего живого. Также игры подобного характера допускают жестокость со
стороны игрока, моделируя поведение, при котором победа достигается лишь
уничтожением противника, мастерством ударов и кулаков.
3.Информация о положительном влиянии компьютера.
Учитель: Компьютер может стать и другом в развитии ребёнка. Время сейчас
развивается очень быстро. И без компьютеров сегодня существует столько
факторов вредности, самых разных, что психологи не успевают их
отслеживать, досконально изучать. Никто не оспаривает тот факт, что ходьба
пешком полезнее, чем езда на автомобиле. Но время требует всё таки
иногда пользоваться автомобилем. Точно так же следует относиться и к
компьютеру. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок успешно включился в
жизнь общества, осваивал то, что давно освоили его сверстники, то
компьютер необходим. Другой вопрос- для чего вы хотите приобрести его?
Если только для того, чтобы колотить по клавишам, преследуя какого- то
компьютерного монстра,- тогда, наверное приобретение будет ненужным.
Если же вы хотите помочь вашему малышу постепенно освоить
компьютерную азбуку, показать возможности этого устройства- тогда для
покупки самое время.
Школьный психолог: Речь пойдёт не о любых играх, не о блуждании ребёнка
по Интернету, а о действии развивающих игр при разумном ограничении
времени. Основные опасения родителей – это неконтролируемое
времяпровождение и доступ к любым сайтам Интернета.Одним из
8
интересных способов раскрытия возможностей ребёнка являются
развивающие компьютерные игры. При использовании таких игр родителям
придётся потратить минимум сил и средств, а результат будет заметен очень
скоро. Каждая такая игра развивает память, мышление, воображение,
эстетический вкус, расширяет кругозор. Хорошая компьютерная игра
выполняет и воспитательную функцию: учит доброте, уважению к людям,
терпимости, эмпатии и др. А сейчас послушайте учителя информатики.
Учитель информатики: Компьютерные игры разделяются на несколько
типов: 1) головоломки и традиционные игры, перенесённые на компьютер
(например, «Сапёр», «Тетрис», пасьянсы). Данную группу можно разделить
на статические и динамические игры. Статические- это традиционные игры,
типа карандаш- бумага, карточные игры, а также созданные как
компьютерные игры ( «Сапёр»). Динамические игры и головоломки
используют возможности по созданию движущихся объектов, т.е . игры на
развитие логического мышления и сообразительности. Также развивается
скорость реакции. 2) аркады , или платформеры ( «Король Лев», «Алладин»).
Это очень широко распространённый вид игр, первый из доступных ребёнку
из-за простоты идеи. Задачей игры является управление движением героя
игры и проведение его через последовательность лабиринтов, препятствий.
Смысловой план в игре отсутствует. Ребёнок получает удовольствие от
самого процесса игры. 3) стратегии (« Цивилизация»). Стратегии
характеризуются чётким положением играющего над игровой реальностью.
Это – моделирование процессов управления, командования. Характер
объектов управления различен: от пиццерии до галактики, от парка
развлечений до армии. Правила заложены в логике самой деятельности и
раскрываются по ходу игры с развитием объекта (рост города, продвижение
армии) . В таких играх есть советчики, подсказчики, помогающие
разобраться в правилах. Информация выдаётся на экран. Стратегические
игры несут множество знаний о разного рода объектах и их развитии,
9
информацию по биологии, географии, истории. В этих играх развивается
логическое мышление, планировать собственные действия, предугадывать
ходы противника. Они содержат большой потенциал для интеллектуального
развития, но в них не представлен аспект человеческих отношений. 4)
симуляторы (« Формула -1»). Основное отличие в том, что играющий
находится внутри ситуации, игра идёт от первого лица, Эти игры ближе
всего к виртуальной реальности, смысл действий задан в виде целей
«миссии» , роль- в виде фотографии и «личного дела» героя. В этих играх
переживания могут быть самыми различными- от радостного чувства полёта
до агрессии и страха. Игры , такого характера , адресованы подросткам и
взрослым, но обычно они становятся доступными намного раньше.
Симуляторы могут развивать определённые навыки- например, вождения
автомобиля, но являются скорее игрой – упражнением, чем деятельностью по
усвоению смыслов.5) игры- повествования( например, «Розовая пантера»).
Это игры с непрерывно развивающимся сюжетом. Их можно определить как
интерактивное кино или мультфильм, где на экране действие требует
вмешательства играющего. Он управляет одним или несколькими героями
истории. Герой передвигается под управлением играющего, преодолевает
препятствия, выполняет различные действия. Такие игры являются моделями
социального мира, предоставляющими возможность проживания истории «в
шкуре» различных героев. Игра содержит богатые возможности для
исследовательского поведения и экспериментирования над моделью
социальных отношений..
4.Выставка «полезных» компьютерных игр и рисунков детей по теме
«Компьютер :друг или враг».
Классным руководителем делается небольшой обзор и анализ компьютерных
игр, которые могут быть полезны ребёнку, также анализирует рисунки детей.
5 « Ковёр идей»
10
Перед началом подготовить стикеры двух цветов на каждого участника
собрания, 2 листа А3, на одном записано -друг, а на другом -враг.
Классный руководитель: Уважаемые родители! Сейчас мы с вами создадим
«ковёр наших идей». Перед вами лежат стикеры жёлтого и красного цвета.
Подумайте и запишите , можно пользоваться двумя ( жёлтый – друг, красный
враг) , Что вы можете сделать лично , чтобы хоть как-то изменить
существующую ситуацию. Какие конкретные действия можно предпринять,
чтобы улучшить ситуацию в вопросе «Компьютер: друг или враг?» Родители
приклеивают полоски и можно после этого прочитать всем, какие идеи
возникли у разных сторон родителей. Они могут просто высказать в
письменном виде свои пожелания.
6 Итог собрания
От увлечения компьютером наших детей никуда не деться. Компьютер
пришёл в нашу жизнь и останется в ней, хотим мы этого или нет. Пусть
каждый из родителей сделает свой выбор. Надеюсь наше собрание было
полезным для вас. Нашим детям довелось жить в век прогресса, новейших
технологий. Очень неразумно было бы ограждать ребёнка от этого мира.
Гораздо правильнее научить в нём жить.
Литература
1.Смирнова Е.О., Радева Р.Е, Психологические особенности компьютерных
игр: новый контекст детской субкультуры. Образование и информационная
культура.- Том 5. Выпуск 7/ под редакцией В.С. Собкина.- М. Центр
социологии образования РАО, 2000г