Современные тенденции воспитания в школе

Современные тенденции воспитания в школе
Тенденция -
«направленье, стремленье, тягота к чему-либо» (В. Даль);
«направление развития, склонность» (С.И. Ожегов);
«направление развития какого-либо явления, мысли, идеи (Большой
энциклопедический словарь).
В каких направлениях развивается воспитательная работа в
современных школах?
Какие положительные изменения и процессы в ней происходят?
Какие тенденции развития воспитания в школе наиболее важны и
жизнеспособны?
Познакомимся с представленным перечнем современных
тенденций развития воспитания в школе. Соотнесём его с собственным
мнением, опытом, практикой вашей школы. Подумаем вместе над
предложенными проблемами.
Тенденция 1: направленность воспитания на развитие субъектности
ребёнка.
Субъектность - способность осознавать себя носителем знаний, воли,
отношений, производить осознанный выбор в системе социальных
отношений, отдавать себе отчёт в своих действиях, быть стратегом
собственной жизни, осмысливать связи своего «я» с другими людьми.
! Субъектность развивается в результате духовных усилий самого ребёнка в
условиях социальной жизни и при педагогической поддержке.
Педагог поможет ребёнку в его восхождении к субъектности, если:
будет побуждать его к свободному выражению своего Я;
поможет наладить диалог с другим Я;
научит предвидеть последствия своих действий;
создаст условия для свободного выбора и научит выбор осуществлять;
научит рефлексии, оценке результата своей деятельности;
поможет выработать умение планирования своей деятельности на основе
достигнутого результата.
? Подумаем вместе: какие формы, методы, технологии воспитательной
работы можно использовать в целях педагогической поддержки развития
субъектности ребёнка?
Тенденция 2: формирование здорового образа жизни и культуры здоровья
ребёнка, в первую очередь через занятия физической культурой и
спортом.
Современное отношение к физической культуре и спорту:
- это развитие физических, эстетических и нравственных качеств человеческой
личности,
- это организация общественно-полезной деятельности,
- это организация рационального досуга школьников,
- это профилактика заболеваний,
- это адаптация к условиям современной жизни.
! Алгоритм деятельности педагога:
Трансляция знаний о ЗОЖ
создание условий для доступа к занятиям физкультурой и спортом разных
категорий учащихся
формирование потребности детей в регулярных занятиях физкультурой и спортом
использование этих занятий для физического развития и нравственного
формирования личности
социально-значимые проекты пропаганды ЗОЖ и развития физкультуры и спорта.
? Подумаем вместе: какой конкретной деятельностью может наполнить этот
алгоритм классный руководитель?
Тенденция 3: повышение роли воспитания как средства культурного
самоопределения детей в поликультурном общетсве.
Культурное самоопределение составная часть социализации. Точка обращения
личности к культурному самоопределению лежит в подростковом возрасте.
Сегодня массовая и классическая культура сосуществуют и дополняют друг друга.
Современный подросток «попадает» в культуру через её «массовый ход».
Педагогам, стремящимся к культуросообразности собственной практики,
нельзя этого не учитывать, преодолевая, с одной стороны, собственный
однозначный негативизм к массовой попкультуре и, с другой стороны,
отчуждение подростков от классических образцов культуры.
Задача: педагогическая поддержка культурного самоопределения подростков.
Технология организация полипозиционного взаимодействия школьников
(группы, класса) в поликультурном пространстве, состоящем из искусства,
масс-медиа (телевидение, газеты, молодёжные журналы, интернет),
молодёжных субкультур. В границах прстранства различных культур и
мнений подростки могут обрести способность к культурному
самоопределению. (Д.В.Григорьев. Социокультурное самоопределение
подростка. http://www.portalus.ru)
Доступность других культур создаёт условия для идентификации ребёнка с
другими культурами, а также для принятия и освоения культуры
национальной, как части мировой.
? Подумаем вместе: есть ли в нашей школе опыт применения технологиии
педагогической поддержки? Какое место в нашей педагогической практике
по воспитанию культуры занимают дискуссионные формы работы?
Тенденция 4: поиск форм «деятельного» патриотизма, конструктивных
проектных форм патриотического воспитания
! Часто патриотическое подменяется военно-патриотическим, практикуется так
сказать монументально-ритуальный патриотизм со взглядом, обращённым
лишь в легендарное прошлое. А ведь патриотизм это не только диалог с
историей и культурой.
Патриотизм - это общественно-историческое явление, социально-нравственная
ценность, сложное нравственное качество.
Патриотизм составляет необходимое условие дальнейшего прогрессивного
развития страны, государства.
Патриотизм выступает как побуждение, толчок к патриотически
направленной деятельности.
Патриотическое воспитание в современной школе это процесс
взаимодействия детей и взрослых, направленный на развитие:
- патриотических чувств,
- патриотических убеждений,
- устойчивых норм патриотического поведения,
- патриотической социально значимой деятельности, приобретение опыта
самостоятельного патриотического общественного действия.
Сущностью данного процесса является освоение воспитанниками прогрессивного
патриотического опыта, позволяющего сформировать ценностное
отношение к патриотизму. Процесс патриотического воспитания основан
сегодня на принципе гибкости и вариативности: своевременно реагирует на
изменение социально-педагогической ситуации, использует разнообразные
сочетания форм и методов педагогического взаимодействия с учетом
особенностей контингента воспитанников и социума.
? Подумаем вместе: как совместить традиционный опыт и современные
подходы к патриотическому воспитанию?
Тенденция 5: повышение роли системности воспитательного
взаимодействия.
В условиях вариативного подхода к образованию система воспитательной
работы во многих школах вырастает в воспитательную систему школы,
отражая её специфику и уникальность. Именно воспитательная система
определяет лицо школы, её миссию, не даёт превратиться в безликое ОУ.
В основу воспитательной системы современной школы закладываются идеи
гуманистических воспитательных концепций:
системного построения процесса воспитания
В.А.Караковского,
системно-ролевой теории формирования личности
Н.М.Таланчука,
концепции воспитания как компонента социализации
М.И.Рожкова,
концепции формирования образа жизни, достойной Человека
Н.Е.Щурковой,
концепции воспитания ребёнка как человека культуры
Е.В.Бондаревской,
концепции воспитания на основе потребностей человека
В.П.Сазонова,
концепции самовоспитания школьника Г.К.Селевко,
концепции педагогической поддержки ребёнка в процессе его
развития О.И.Газмана.
Выбор концептуальных идей определяется тем или иным подходом к
воспитанию: системный подход дополняется личностно-ориентированным,
деятельностным, компетентностным. Важно проанализировать
приемлемость того или иного подхода, той или иной воспитательной
концепции для конкретного учреждения в конкретном образовательном
пространстве.
Разумеется, не все педагогические коллективы будут реализовывать ту или иную
педагогическую концепцию в чистом виде. Педагогическая мудрость и
творчество находят оптимальное сочетание элементов различных подходов
и концепций, которые в ходе педагогической практики адаптируются друг к
другу, создавая ту уникальную педагогическую систему, которая
определяет образ школы, обеспечивает осуществление её миссии.
Механизмом, с помощью которого педагогический коллектив реализует свои
концептуальные воспитательные подходы и установки, является программа
воспитания учреждения.
? Подумаем вместе: какие подходы и концепции воспитания заложены в
основу воспитательной программы вашего учреждения? Какие механизмы
их реализации предусмотрены в программе?
Тенденция 6: активизация деятельности школ по целенаправленному
формированию воспитательного пространства, взаимодействию со
средой, сетевому взаимодействию.
Современная школа - это открытое ОУ, активный агент социализации. В
решение проблем образования, воспитания вовлекается широкий круг
заинтересованных лиц и организаций.
Образовательное пространство - это система, включающая в себя:
- совокупность применяемых образовательных технологий,
- внеучебную работу,
- управление учебно-воспитательным процессом;
- взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами.
Роль образовательного пространства заключается в том, что оно стимулирует
развитие и саморазвитие каждого включенного в нее индивида, является
условием для личностного и творческого развития детей и педагогов, средой
развития и воспитания личности.
Важно выделять в образовательном пространстве педагогически
организованные и педагогически неорганизованные среды.
К педагогически организованным средам мы относим:
- учебно-развивающую среду школы,
- внеклассную досугово-развивающую среду.
Педагогически неорганизованные среды, среды свободной
жизнедеятельности, неформального общения:
внешкольная образовательная среда, массово-коммуникационная среда, среда
семейная, среда возрастного общения, среда просветительских учреждений
Культурно-образовательное пространство - развивающаяся целостность,
структурные элементы которой используются субъектами образовательного
процесса для освоения и трансляции гуманистических ценностей.
Эти общие подходы необходимо учитывать при определении содержания
понятия «воспитывающая среда».
Воспитывающая среда - совокупность окружающих ребенка обстоятельств,
социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и
содействующих его вхождению в современную культуру. (Н.Е.Щуркова)
Н.Е.Щуркова подразделяет воспитательную среду на предметно-
пространственное, поведенческое, событийное и информационное культурное
окружение.
Предметно-пространственное окружение школьника:
обустройство помещений и территории школы, одежда школьников и педагогов
создают психологический фон, становится фактором воспитания личности ( в
случае, когда они «вочеловечены», когда материальные средства выступают для
всех в школе как условие наилучшего состояния каждого члена коллектива,
когда человек активно заботится об этом мире, творчески преобразуя
предметное пространство школьного дома).
Поведенческая среда школы:
рождается как некая единая карта поведения, свойственного школьнику в
данной школе, за счет доминирования тех или иных поведенческих форм:
интонации в обращении, мимики и жестов при беседе, характера совместной
деятельности детей и педагогов, способов разрешения конфликтов и сложных
ситуаций этического порядка.
Событийное окружение:
совокупность событий, попадающих в поле восприятия воспитанника,
служащих предметом оценки, поводом к раздумью и основанием для
жизненных выводов.
Информационное окружение школьника:
является воспитывающим, когда в школе есть культурно укомплектованная
библиотека и читальный зал при ней; педагоги союзе с родителями)
приобщают детей к домашнему чтению, грамотно используются ИКТ.
Таким образом, педагогические действия со средой можно
охарактеризовать как использование потенциалов среды, ограничение
негативных факторов среды, усиление позитивных факторов,
моделирование среды.
В основе моделирования культурно-образовательного пространства лежит
обогащение педагогически значимыми событиями устоявшихся
микросред: учебно-развивающей и внеклассной досугово-развивающей среды;
внешкольной образовательной среды, массово-коммуникационной, возрастной,
семейной сред, культуросозидающей среды просветительских учреждений.
! Задача: максимально эффективно использовать воспитательный потенциал
образовательного пространства школы, целенаправленно моделировать
воспитывающую среду.
? Подумаем вместе:
Каковы особенности культурно-образовательного, воспитательного
пространства вашей школы?
Как они учитываются и используются в воспитательной работе?
Какие меры принимаются по моделированию воспитывающей среды?
Тенденция 7: активный поиск форм сотрудничества в образовании между
государством и церковью.
Начинают появляться формы, приемлемые как для школы, так и для
церкви.
! Но сохраняется опасность возникновения двух крайностей либо школа
полностью отгораживается от церкви, либо церковь утверждает свой
приоритет, прежде всего в нравственном воспитании.
Работа в данном направлении сконцентрирована в нашей области в рамках
деятельности Межрегионального Центра возрождения духовно-
нравственного наследия «Преображение» (http://nasledie.68edu.ru/).
Ведущие понятия проекта: духовность, национальная самобытность,
качественное образование, здоровье, патриотизм, экология среды, гражданская
позиция, самореализация и саморазвитие.
Формы взаимодействия школы и церкви:
- разработка образовательных программ по формированию духовно
нравственной культуры;
- совершенствование профессионального обучения и повышения
квалификации педагогов; подготовка педагогов, обладающих высоким
уровнем знаний и компетенций, инициативой, ответственностью,
сориентированных на работу по духовно-нравственному воспитанию
населения, детей, молодежи (учитель – диалог светского и религиозного
образования);
- участие в федеральном эксперименте по апробации комплексного
учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
- разработка сквозной системы обучения родному языку (семья –
дошкольное учреждение – общеобразовательная школа – дом культуры –
библиотека – церковь – местные средства массовой информации);
- возрождение народных ремесел, выращивание народных умельцев, обучение
навыкам народной художественной культуры (ткачество, резьба, вышивание,
плетение и т.д.);
-вовлечение школьников, родителей, педагогов в художественную
самодеятельность, народное творчество, культурный досуг и другие формы
эстетической деятельности;
- подготовка и проведение массовых образовательных и воспитательных
мероприятий, обогащение содержания и методов культурно-воспитательной
работы;
- подготовка культурных и предприимчивых хозяев: вовлечение
школьников в систему современных экономических, производственных,
отношений, развитие у детей и молодежи важнейших трудовых,
технических умений и навыков, необходимых современному человеку;
- формирование потребности в здоровом образе жизни:
положительного отношения к разумной организации досуга, потребности в
повседневных занятиях физкультурой и спортом; оказание индивидуальной
помощи наиболее одаренным детям, спортсменам, работа с ослабленными
детьми; оказание помощи нуждающимся в преодолении вредных привычек
(курение, пьянство и др.);
- работа с семьей:
расширение культурных и духовных потребностей семьи: семейное творчество,
организация выставок, распространение семейных форм организации досуга,
отдых детей с родителями.
- совместная социальная деятельность:
создание постоянно действующей системы служб социальной помощи
различным категориям населения и прежде всего детям; оказание помощи
престарелым, ветеранам войны и труда, организация концертных выступлений,
заготовка овощей, фруктов и т.д;
участие в благоустройстве и озеленении населённого пункта.
? Подумаем вместе:
На каком уровне находится взаимодействие вашей школы с церковью?
Какие его формы используются в воспитательной работе? Какие
существуют проблемы управленческого, образовательного, этического
характера? Каковы перспективы такого взамодействия?
(продолжение следует)