Конспект урока "Подвиг" 4 класс

1
Модуль: Основы православной культуры
4 класс 3 четверть урок 19
Тема урока: Подвиг
Цель урока: познакомить с православным пониманием подвига, его
бескорыстной и жертвенной стороной.
Задачи урока:
Обучающая: узнать этимологию слова «подвиг», понять смысл и взаимосвязь
слов подвиг, жертва, подвижник.
Развивающая: уяснить суть жертвенного отношения христиан к Богу, человеку,
миру
Воспитывающая: понять, что подвижничество составная часть любого
служения (семейного, профессионального, военного, священнического)
Задачи, ориентированные на достижение:
Личностных результатов: действие смыслообразования, ориентирование в
нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев,
умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с
нравственными нормами; эмоциональное «проживание» текста, выражение своих
эмоций; понимание эмоции других людей, сочувствие, сопереживание.
Познавательных результатов:
общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение
методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в
зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое
высказывание;
логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез;
УУД постановки и решения проблем:
постановка и формулирование проблемы; самостоятельное создание способов
решения проблем поискового характера; умение структурировать знания; умение
осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Регулятивных результатов: целеполагание как постановка учебной задачи,
контроль, коррекция; прогнозирование (при анализе пробного действия перед
его выполнением); умение работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативных результатов: планирование учебного сотрудничества с
учителем и со сверстниками; инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.
Ключевые понятия урока: подвиг, жертва, подвижник.
Оборудование: ПК, проектор, презентация к уроку, Кураев А. Основы
религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной
культуры», 4-5 класс, карточки для рассадки, напечатанные задания на каждого
ученика; кроссворд; карточки для каждой группы, тексты нравственно-
2
этического содержания, словари для групп, смайлы для самооценки работы на
уроке.
Ход урока.
I Мотивация к учебной деятельности.
УУД, формирующиеся на данном этапе
Личностные: действие смыслообразования.
Регулятивные: формирование способности принимать учебную цель и задачу,
планировать её реализацию;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со
сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои
мысли.
Парты расставлены по группам – по 5 человек. На столах карточки с цифрами от 1 до 5.
Ученики проходят в класс, выбирая карточку от 1 до 5 и рассаживаются за парты в
соответствии с карточкой на столе.
Слайд №1 (высказывание И.Златоуста)
«Нет ничего трудного и тяжкого, чего бы усердие … не сделали весьма
легким». Свт. Иоанн Златоуст
Вопросы к учащимся:
1. Как вы понимаете эти слова?
2. Если у вас возникнет проблема в течение урока, как вы будете выходить из
положения: бросите её выполнение, или найдёте пути её решения?
Выскажите своё мнение.
Я с вами согласна: любую работу, даже самую сложную, обязательно надо
выполнить, приложив усердие и старание, и тогда она не будет казаться нам
тяжкой.
Вопросы к учащимся:
1. Что вы ожидаете от этого урока?
2. Как этого достичь?
3. От кого будет зависеть, оправдаются ли наши ожидания?
Всё доброе и прекрасное находится в душе человека, т.е. внутри нас. Я
предлагаю вам взяться за руки, так как вы сидите, пожелать друг другу успехов в
преодолении трудностей, закрыть глаза, и вместе с теплом руки передать друг
3
другу самые лучшие и добрые пожелания. Я присоединяюсь ко всем вашим
пожеланиям. И, в свою очередь, постараюсь быть вам хорошим помощником.
Наши совместные старания помогут открыть нам ещё одну дверь в Страну
Знаний.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном
действии.
УУД, формирующиеся на данном этапе
Познавательные:
общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности;
логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.
Регулятивные:
контроль, коррекция; прогнозирование (при анализе пробного действия перед его
выполнением).
Посмотрите на экран.
Слайд 3-9 «Терминологический кроссворд»
Вопросы к учащимся:
1. Какое задание вам предстоит выполнить?
Дети: Вспомнить определения, термины и разгадать кроссворд.
2. Для чего нам необходимо владеть этими знаниями?
Дети: Чтобы свободно высказываться на заданную тему, для расширения
словарного запаса, чтобы использовать полученные в школе знания в
дальнейшей жизни, чтобы получить хорошую отметк
1.
З
А
П
О
В
Е
Д
Ь
2.
П
Р
А
В
О
С
Л
А
В
И
Е
3.
М
И
Л
О
С
Е
Р
Д
И
Е
4.
С
О
В
Е
С
Т
Ь
5.
М
О
Л
И
Т
В
А
6.
Р
Е
Л
И
Г
И
Я
4
1. Религиозное предписание, составляющее одну из моральных норм
человечества. (Заповедь)
2. Слово, несущее в себе два корня, обозначающие «верный», «мнение,
прославление». (Православие)
3. Сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому,
милостливость, мягкосердечность. ( Милосердие)
4. Внутренняя оценка человеком своего поведения, своих чувств, а также
действий, мнений других людей с позиций добра и зла, осознание
человеком своего долга и ответственности перед собой и другими людьми.
(Совесть)
5. Разговор человека с Богом, формы возможного общения человека с Богом,
обращение к Всевышнем. (Молитва )
6. Сфера жизни, отличительной чертой которой является вера в
сверхъестественное, в Бога, мысли и поступки человека, убежденного в
том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. (Религия)
(ключевое слово «ПОДВИГ»)
Вопросы к учащимся:
1. Как вы считаете, случайно ли это слово является ключевым в кроссворде?
2. Какое место на уроке может занимать это понятие?
Дети: Это тема занятия.
III. Выявление места и причины затруднения
УУД, формирующиеся на данном этапе
Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование
проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Личностные: действие смыслообразования, ориентирование в нравственном
содержании информации, умение самостоятельно делать выводы, соотносить
понятия с нравственными нормами.
Слайд 10 на экране тема урока «Подвиг …»
Посмотрите на тему урока.
Попробуйте растолковать значение этого слова.
Построение диалога
Ответы детей:
Подвиг это героический поступок.
5
Подвиг - это когда чувство любви к Родине, семье и просто дорогим людям,
заглушает в тебе чувство страха, боли и мысли о смерти и толкает тебя на смелые
поступки, при этом не задумываясь о последствиях, которые могут случиться с
тобой.
Подвиг - это, когда человек, жертвуя своей жизнью, спасает других.
Подвиг это героический поступок человека. Совершая подвиг, человек
проявляет смелость, самоотверженность. Иногда любовь.
Подвиг это готовность пожертвовать собой ради близкого человека, родины и
так далее.
Мне кажется, что понятие «подвига» как только героического поступка
это очень узкое определение. Давайте попробуем его расширять. Я предлагаю
поработать вам в группах и провести исследование этого слова с разных сторон.
IV. Построение проекта выхода из затруднения
УУД, формирующиеся на данном этапе
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование,
прогнозирование.
Познавательные:
общеучебные: знаково-символические моделирование; выбор наиболее
эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.
Вопросы к учащимся:
1. Знаем ли мы точные ответы на вопросы?
2. Можем ли мы самостоятельно найти ответ?
3. Конечно, мы можем дать свой вариант ответа, но есть ли у нас уверенность
в том, что он верный?
4. Как проверить его истинность?
Дети: Сверить его с тем, что нам даётся в толковом словаре, в научных текстах,
в трудах мыслителей.
На эти вопросы нам и предстоит найти ответы.
Я предлагаю вам по ходу нашего занятия заполнить схему.
V. Реализация построенного проекта
УУД, формирующиеся на данном этапе
6
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками,
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление
поведением партнера; умение выражать свои мысли.
Познавательные:
общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов
информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от
цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; знаково-
символическое – моделирование.
логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.
УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов
решения проблем поискового характера.
Регулятивные УУД: умение работать по предложенному учителем плану.
Личностные: действие смыслообразования, умение самостоятельно делать
выводы, соотносить понятия с нравственными нормами.
А я хочу предложить ещё несколько слов в ваш ряд однокоренных слов:
ПОДВИЖНИК, ПОДВИЖНИЧЕСТВО СЛАЙД 11
Эти слова мы слышим часто, но не понимаем смысл. Давайте, найдём нужную
нам информацию в словарях и выведем определение понятий «ПОДВИГ»,
«ПОДВИЖНИК» «ПОДВИЖНИЧЕСТВО», учитывая все лексические стороны
этих слов.
Работа в группах с источниками информации:
1. словарь Ожегова,
2. словарь Ушакова,
3. словарь Кузнецова,
4. Словарь Православной церковной культуры Г.Н. Скляревской
***
Толкование слова «ПОДВИГ»
Толковый словарь русского языка Кузнецова
ПО
́
ДВИГ -а; м.
1. Героический, самоотверженный поступок, совершённый в опасных условиях,
связанный с риском. Воинские подвиги. Патриотический п. // чего или с опр.
Самоотверженный, тяжёлый труд; важное дело, начинание. Исторический,
литературный, научный п. П. труда. П. чести, славы. П. искусства. // чего.
Самоотверженный поступок, поведение, вызванные каким-л. чувством. П. любви.
П. страсти. П. преданности, самопожертвования.
2. мн.: подвиги, -ов. Разг. Ирон. О неблаговидных поступках, похождениях,
проделках. Подвиги на любовном поприще.
7
Толковый словарь Ушакова
ПО
́
ДВИГ, подвига, муж.
Доблестный, героический поступок, важное по своему значению действие,
совершённое в трудных условиях. Героические подвиги красноармейцев в боях с
японскими самураями. Военные подвиги. Гражданский подвиг. Подвиг ученого.
|| чего. Беззаветный, бескорыстный поступок, вызванный чем-нибудь (книжн.).
Подвиг любви.
Словарь синонимов
Подвиг
поступок, деяние, шаг, действие; заслуга, работа; акт, дело
Толковый словарь Ожегова
ПО
́
ДВИГ, -а, муж.
Героический, самоотверженный поступок. Совершить п. Воинский п. Трудовой п.
П. во славу Родины.
Подвизаться... (высок. и ирон.). Действовать, работать в той или иной области. П.
в науке»
Наличие тесных смысловых связей слова подвиг с глаголом подвигнуть
кого-то на что (книжн. торж. устар.) `побудить, склонить к совершению
чего-н. П. на борьбу
́
; ср. подвигнуться (книжн. торж. устар.) устремиться к
совершению чего-н. (какого-н. подвига)', с производными сущ. подвижник,
подвижница, подвижничество и прил. подвижнический.
Глагол подвизаться признается в современном языке словом книжным и
определяется так: «Проявлять деятельность, работать, действовать в какой-н.
области.
"Словарь Православной церковной культуры" Г.Н. Скляревской
В "Словаре Православной церковной культуры" Г.Н. Скляревской подвиг
определяется как усилия, совершаемые человеком ради приближения к Богу
(утверждение веры, обеты, посты, молитвы, отказ от жизненных благ,
подавление страстей и т.п.)
Карточки «Исследовательское задание»
Работа в группах
1 ГРУППА
Исследовательское задание: разбор слова «ПОДВИГ» по составу, на основании
чего СДЕЛАТЬ ВЫВОД, как могло возникнуть это слово, ДАТЬ ЕМУ
ТОЛКОВАНИЕ, привести примеры из жизни.
2 ГРУППА
В толковых словарях даны следующие толкования слова «ПОДВИГ»:
Основываясь на них, дайте своё определение слова «ПОДВИГ»
3 ГРУППА
8
Выберите из положений, т е которые вам ближе всего, аргументируйте свою
позицию.
ПОДВИГ это:
то, что требует напряжения воли;
преодоление эгоизма и корысти;
дар другому человеку или целому народу, человечеству;
жертва человека во имя добра и справедливости.
- Итак, подведём итоги вашей исследовательской работы.
***
Разбор слова по составу, выделение корня, объяснение его смысловой нагрузки,
подбор однокоренных слов, выяснение толкования слова в разных источниках,
выбор положений из ряда предложенных учителем. Подбор синонимов к
слову «подвиг»: поступок, деяние, шаг, действие; заслуга, работа.
ПОДВИГ это беззаветный, бескорыстный, самоотверженный героический
поступок, вызванный каким-л. чувством;
Выявление общего в толкованиях слова:
САМООТВЕРЖЕННЫЙ поступок
самоотверженный, тяжёлый труд; важное дело, начинание, усилия, совершаемые
человеком ради приближения к Богу (утверждение веры, обеты, посты, молитвы,
отказ от жизненных благ, подавление страстей и т.п.), движение от своих
слабостей: страха, жадности, эгоизма, корысти;
принесение жертвы ради другого человека, ради Родины, во имя идеи, религии.
ПОДВИГ – ДВИЖЕНИЕ, ДВИГАТЬ, ДВИГАТЬСЯ.
Подвиг - это движение.
Вопросы к учащимся
1. Значит, подвиг - это какое-то движение. Но что подразумевает это
движение?
Слайд 12 Я предлагаю схему с основными вопросами:
ДВИЖ
ЕНИЕ
КОГО?
ЧЕГО?
КУДА?
ЗАЧЕМ
?
ОТКУД
А?
9
Вопросы к учащимся
2. Как вы думаете, подвиг – это движение чего или кого, куда или откуда,
зачем это движение?
3. И всякое ли движение является подвигом?
Попробуем найти ответы и на эти вопросы.
Было время, когда понятия подвига и подвижника ассоциировались с тихой
монашеской кельей, с шелестом монастырских дубов за окном. Лампады, иконы,
гроб вместо кровати. Тихие речи, рясы, скуфьи и персты, сложенные для
крестного знамения представлялся подвижник в дыму ладана с поднятой
благословляющей рукой… А сейчас с чем ассоциируется у вас эти понятия?
Церковный лексикон богат словами, которые малопонятны за пределами
родной. Таково, например, слово «подвижник». Оно повторяется довольно часто,
но звучит для обычного уха непривычно. Со словом «подвижник» связан еще
более тяжелый для понимания глагол «подвизаться» «Такой-то подвижник
подвизался там-то столько-то лет» Это классическая заставка к семинарской
проповеди. Но человек современный не понимает значения этих слов. Но всё
становится понятным, если объяснить и разобрать смысл.
Слово «ПОДВИГ» для вас - это синоним героического поступка, но никак
не тяжелый и медленный труд над собой, объясняемый однокоренным словом
«двигать».
Подвиг это борьба С ЛЕНЬЮ, ЭГОИЗИОМ, ЗАВИСТЬЮ, ЗЛОСТЬЮ. Это
сдвигание самого себя с мертвой точки при помощи благодати Божией. Конечный
смысл подвига христианского есть воскрешение внутреннего мертвеца,
внутренний переход души человеческой от смерти к жизни. Но путь к цели далек
и состоит он из преодоления врожденных и приобретенных дурных навыков, из
борьбы со страстями, что тоже, чего греха таить, диковато звучит для
современного уха.
Слайд 13 Да, разные бывают подвиги и подвижники и по своей внешности,
и по обстоятельствам, где совершается подвиг. Но всех истинных подвижников
объединяет и роднит одна всем им присущая черта самоотверженность. Без
самоотверженности нет ни подвига, ни подвижника. Ведь не назовете же вы
подвижником человека, храбро заглянувшего в глаза смерти ради личной
выгоды? Иначе многие преступники стали бы применять к себе этот высокий
термин. Но самоотверженность может быть выявлена не только принятием
смерти, в более или менее кратковременном деле — она может выразиться в
продолжительной деятельности на Общее Благо деятельности, иногда
охватывающей всю жизнь из областей науки, искусства и социального
устройства, будь то творчество добрых отношений между людьми и помощь в
любой форме тому, кто в ней нуждается. Любой подвиг всегда связан с какой-то
личной жертвой во имя поставленной цели. Добиваясь этой цели, мы каждый
раз жертвуем своими желаниями, порой эгоистичными, своими потребностями.
10
Иногда проще пойти на уступки своей совести, своим желаниям, чем совершить
движение вперёд …
Объяснение значения слова «подвиг» на примерах из жизни
СПОРТ. Он не возможен без сверхнагрузок, без полной самоотдачи на
тренировках, без жесткого режима. Где есть рекорды и слава, там на обороте, на
«тёмной стороне Луны», обязательно присутствует пот и даже кровь. Это и есть
пример подвига, которым пользовался и апостол Павел. Он говорит о тех, кто на
ристалище (РИСТАЛИЩЕ, ристалища, ср. ( книж. торж. устар. ). Площадь,
служащая местом для гимнастических, конских и других состязаний;
состязание ) бежит ради венка тленного, и увещает христиан бежать, стремиться
вперед ради нетленной награды. Очевидно, что такое стремление не бывает без
преодоления себя, без одышки, без пота, то есть без подвига. Кто бегал кроссы,
знает, о чем здесь говорится.
НАУКА. Истинный ученый часто бывает человеком не от мира сего. Он знает
одну цель, одну работу и ведет себя нередко, как затворник. О Канте, великом
немецком философе, говорили, что он, живя в Кенигсберге, лишь по слуху знал о
том, что его город стоит на берегу моря, поскольку почти не покидал жилища из-
за ученых занятий. Это подвиг. Все эти подвиги не ведут к спасению души, но
вскрывают механизм кропотливого и плодотворного труда; механизм, согласно
которому великие цели не достигаются без самоотдачи и сознательного насилия
над собой.
Жертвование собственной жизнью во спасение других людей.
Шла война. В дом, где пряталась жена русского офицера с двумя детьми,
шли каратели. Они искали именно эту женщину, но не знали ее в лицо. И тогда
молодая и почти незнакомая соседка вдруг улыбнулась и сказала: у меня нет
детей. Пусть заберут меня. А вы спрячьтесь в подвале и потом будете жить под
моим именем».
Наталья (так звали эту соседку) осталась одна в хижине, в наступающем
вечере, в наступающей ночи. Было темно, было холодно и одиноко. И перед ней
не было ничего, кроме ранней смерти. Стоило ей переступить через порог и
она осталась бы жива. Она даже не могла быть уверена, что арестовав ее, каратели
не найдут затем и ту женщину, ради которой она отдавала свою жизнь. Может, ее
жертва вообще напрасна? И все же она не ушла. Если бы даже погибли мать и
дети, она исполнила бы до конца завет: Друг друга тяготы носите, и тако
исполните завет Христов. Она взяла на себя всю тяготу этой матери и ее детей. Ее
расстреляли.
Но мать и дети были спасены. Они жили как бы во свете этой смерти.
Выжившая мать завещала своим детям: мы должны жить так, чтобы мир не был
лишен ничего через смерть этой Натальи... Они о Наталье ничего не знали и
ничего не знают, кроме того, что она свою жизнь отдала за них. И вот эти три
11
человека, которые остались живыми ее смертью, поставили себе задачу быть
плодом ее жизни.
(митрополит Антоний Сурожский. О подвиге любви)
Христианский подвиг. Возможно ли спасение без труда, если Сам Господь
говорит о том, что «Царство Небесное силою берется и употребляющие усилие
восхищают его»? Нас расслабил комфорт. Мы согласны подняться в Рай на
бесшумном скоростном лифте, как бы забывая на время о том, что первый
насельник Рая – благоразумный разбойник – вошел туда с перебитыми голенями и
со следами гвоздей на теле.
Как говорил Паисий Афонский, эпоха больших удобств является в то же
время эпохой больших проблем. И именно поэтому нашему времени дано увидеть
собственными глазами исполнение древнего предсказания, гласящего, что в
монастырях со временем жизнь будет, как в миру, ну а в миру, как в аду.
Исповедание апостольской веры требует некоего соответствия и апостольскому
образу жизни. А среди слов, сказанных апостолами есть и такие: «смиряю и
порабощаю тело мое»
Апостолам приходилось напрягаться до изнеможения, чтобы создавать и
насаждать новый образ жизни. Нам нужно напрягаться, чтобы усвоить
апостольские уроки. Иначе вся жизнь христианская со всем её возможным и
необходимым благочестием грозит превратиться в картонный домик.
Влюбленный юноша часами стоит под окнами любимой девушки, терпит
неудобства, иногда холод и голод, но стойко стоит, потому что им движет
любовь. А, считающий себя верующим, человек очень часто тяготится стоянием
на молитве. Что это значит? А значит это, что человек истинно Христа не любит.
Если хороший ученик или усидчивый студент зубрит учебники и научные труды,
а верующий человек и через десять лет после воцерковления признается, что
Писание ему читать тяжело, так как непонятно, то это значит, что он не любит
Бога, даровавшего нам Писание.
Такие честные выводы нелицеприятны, но необходимы. Ведь надо же хоть
когда-то очнуться и приобрести трезвый взгляд на свое состояние.
Серафим Саровский говорил, что разница между христианами древности и
современности заключается в отсутствии у последних решимости. Бог
неизменяем. Он «вчера и днесь и вовеки Тот же». Если кто-то смог пронести свой
крест терпеливо и честно, а я не могу, то не внешние условия тому виной. Виной
моя лень, глубокое внутреннее лукавство, какая-то убеждённость в том, что я и
так спасен, без личного труда и усилий по усвоению благодатных Христовых
даров.
Мы слабы, но мы не безнадежны. Ведь путь наверх по лестнице Якова, это
не просто путь от силы в силу и не шествие от победы до победы, а путь от
поражения к поражению. Со временем придет смирение и отказ от надежды на
свои силы и способности. А там уже и Христу не трудно будет подать Свою
всемогущую помощь терпеливому и верному рабу, доказавшему свою верность
постоянными восстаниями после очередных падений и преткновений.
12
Уместно вспомнить ободряющий призыв брата Господня Иакова: «Очистите
руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Приблизьтесь к Богу, и
приблизится к вам. Противостаньте диаволу, и убежит от вас». Венцов без
борьбы и борьбы без ран не бывает.
От хирурга уместно ожидать профессионального опыта и человеколюбия.
От мамы уместно ожидать полной самоотдачи и растворения в детях. От воина
ждут храбрости и терпения.
Чего уместно ждать от православного христианина?
Подтверждения всей жизнью однажды данных в Крещении обетов. Отречение
от диавола. При Крещении мы сочетались Христу и исповедовали Его Царем и
Богом. Он от нас ждет усилий по исполнению заповедей. Это и естественно, и
необходимо.
Слайд 14 Вывод:
Делая физическую зарядку, люди укрепляют свои тела. Но точно также есть
зарядка для души. Тебя задирают, обзывают, подталкивают к вспышке гнева а
ты держишь себя в руках. Это подвиг ради себя. В тебе укрепляется сила воли.
Ты жертвуешь мелкой радостью мести и сам становишься сильнее и благороднее.
Многие христиане отказываются от того, что могло бы доставить им
удовольствие – чтобы потом радость их совести и души была бы сильнее.
Человек поставил перед собой серьезную и высокую цель. И ради ее
достижения он отказывается от того, что само по себе и хорошо и приятно, но
помешает в главном. Так поступают спортсмены, ученые. И просто умные люди.
Жертва ради другого человека проявляет себя, например, в извинении.
Очень трудно пожертвовать своей гордостью, извиниться, искренне понять и
признать свою неправду.
Подвиг это движение в сторону от эгоизма, то есть от привычки себя
считать центром жизни не только своей, но и жизни других людей. Эгоист
считает, что другие люди должны всегда угождать ему и обсудить его желания.
Сдвинуться с этой эгоистической закрытости это и есть подвиг. И
место такого подвига – внутри самого человека.
Христос сказал, что его ученики смогут горы передвигать с места на место.
С той поры прошло 2000 лет. За прошедшие века у Христа было много учеников.
Но много гор передвинулось за это время? Нет. Значит, Христос имел в виду не
те горы, по которым можно кататься на лыжах. Труднее всего сдвинуть с места
гору своих привычек. Отказ от зависти и от привычки брать самый вкусный
кусок, освобождение от лени и от страха – вот первые добрые подвижки.
Жертва Богу, приносимая христианином это постоянная память о Боге и
Его заповедях и стремление жить по ним. Человек жертвует своими капризами
ради исполнения воли Бога. Если он переступает через свой эгоизм, значит, он
идет путем подвижничества.
Начнем сдвигать себя с мертвой точки сегодня же. Займемся христианским
подвигом.
13
Подвиг это слово, однокоренное словам «двигаться» и «движение». При
чем это движение от своей корысти. Там, где движение не к своей жадности, а от
нее. Не захват, а жертва.
Жертва то, что по-настоящему дорогое и ценимое отдают навсегда.
Отдают без понуждения и без сожаления.
Христианин может жертвовать чем-то ради себя самого, ради других
людей и ради Бога.
Дополнительный материал
Целомудрие «цельность мудрости» человека. Целомудренный человек собран и
не позволяет вовлекать себя в опасные и бесполезно-случайные приключения. Он
знает цель своей жизни и великую ценность своей души, и поэтому не
разменивается на пустяки и безделье. Кроме того, он не притворяется и не
лицемерит. Современный нам подвижник отец Иоанн Крестьянкин из Псково -
Печерского монастыря однажды сказал пришедшей к нему девушке: «Твои
беды, Татьяна, происходят от того, что есть пять разных Татьян. Одна Татьяна,
которую знаешь ты. Другая - Татьяна, которую знаю я. Третья - Татьяна, которую
знают твои друзья. Четвертая Татьяна, которую знают на твоей работе. Пятая
Татьяна, которую знает Бог. А так быть не должно. Должна быть одна Татьяна».
Нимбы золотые
Ярок свет, что от нимбов идет золотых,
И забвенье его не покроет.
Повнимательней всмотримся в лики святых –
Этих тьму победивших героев.
В их чертах ощущается внутренний лад,
Сочетанье смиренья и воли.
Сострадательно-скорбен Целителя взгляд,
Весь отвага и собранность – Воин.
Негасимой свечою и солью земли
Их порой называют преданья –
Вдохновенных людей, что за Истину шли
На любые труды и страданья.
(Надежда Веселовская)
VI . Первичное закрепление во внешней речи УУД, формирующиеся на
данном этапе
УУД, формирующиеся на данном этапе
Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои
мысли.
Познавательные:
общеучебные: поиск и выделение необходимой информации.
Регулятивные УУД: умение работать по предложенному учителем плану.
14
Личностные: действие смыслообразования, ориентирование в нравственном
содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, умение
самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными
нормами.
Прочитайте текст и скажите, какие наши гипотетические суждения
подтвердились, а какие дополнили наше исследование проблемы.
Чтение текста
Римская империя воевала с персидской. 7000 персов попали в плен к римлянам и
стали рабами у солдат. Епископ (старший священник) Акакий решил выкупить их
и сказал священникам: «Бог есть Дух. Он не ест и не пьет. Он не имеет нужды ни
в блюдах, ни в чашах. Люди же пожертвовали церкви немало золотых и
серебряных сосудов. Сейчас же лучше их продать, а на эти деньги выкупить у
воинов пленных персов». Акакий переплавил сосуды в золотые монеты, выкупил
персидских пленников у римских воинов, накормил их, дал деньги на путь к дому
и отпустил к персидскому царю. Война на этом кончилась.
Послетекстовая работа
Беседа с использованием вопросов учебника и дополнительных заданий:
Вопросы к учащимся
1. Перечислите условия, при которых расставание с чем-либо становится
жертвой?
2. Слово подвиг связано только с военным временем?
3. Объясните слово «подвижник».
4. Расскажите, а ради вас кто-то чем-то жертвует?
5. Объясните, почему жертвенно служение врача, учителя, мамы?
6. Что двигало действиями епископа Акакия и его паствы?
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
УУД, формирующиеся на данном этапе
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с
заданным эталоном; коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения;
коррекция.
Познавательные:
общеучебные: умение осознанно и произвольно строить письменное речевое
высказывание; поиск и выделение необходимой информации; знаково-
символические – моделирование
УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов
решения проблем поискового характера.
15
Самостоятельная работа (сразу проверка , ответы на слайдах)Слайд 15-17
Закончи фразу:
Подвиг – это ______________________.
Жертва – это ______________________.
Христианин может жертвовать _________
____________________________________.
Подвижник - это _____________________.
Слайд 18 Перед вами схема: заполните её, дав свои ответы на
предложенные вопросы.
VIII. Включение в систему знаний и повторение
УУД, формирующиеся на данном этапе
Личностные: действие смыслообразования, ориентирование в нравственном
содержании изложенного материала, осознание сущности поведения героев,
соотносить поступки героев с нравственными нормами; эмоциональное
«проживание» содержании изложенного материала, выражение своих эмоций;
понимание эмоции других людей, сочувствие, сопереживание.
Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем учитывают выделенные
педагогом ориентиры действия в учебном материале.
Величайшим образцом подвига, никем никогда не превзойденным, был и до
настоящего времени остается подвиг Христа. Это яркий пример
самоотверженности. Христос смог взять на себя непомерную ношу жертвы для
ДВИЖЕНИЕ
ДУШИ
ЧЕЛОВЕКА
К САМОПО
ЖЕРТВОВА
НИЮ
ОТ СВОЕГО
ЭГОИЗМА
РАДИ
САМОГО
СЕБЯ,
ДРУГИХ
ЛЮДЕЙ,
БОГА
16
лучшего будущего всего человечества. Он, чистейший и совершеннейший из
сынов человеческих, безропотно и кротко переносил поругания и насмешки
грубых солдат. Он молился за своих мучителей, прося Отца Небесного простить
их. Обладая сверхчеловеческим знанием и могуществом, он отказался хоть чем-
нибудь облегчить свои крестные страдания. Не понятый никем, в свой смертный
час покинутый всеми, даже своими учениками, какую твердость и мужество Он
должен был проявить!
IX. Рефлексия учебной деятельности.
УУД, формирующиеся на данном этапе
Познавательные:
общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов
деятельности.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка выделение и осознание
учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,
прогнозирование.
Личностные: действие смыслообразования, ориентирование в нравственном
содержании изложенного материала, осознание сущности поведения героев,
соотнесение поступков героев с нравственными нормами; эмоциональное
«проживание» содержания изложенного материала, выражение своих эмоций;
понимание эмоции других людей, сочувствие, сопереживание.
Подведем итог нашего занятия.
Вопросы к учащимся
1. Сравним определения понятия «ПОДВИГ» в начале урока и конце.
2. Изменилось ли ваше понимание? Как?
3. Почему оно стало другим в вашем понимании?
4. Перечислите условия, при которых расставание с чем-либо становится
жертвой?
5. Какова же главная мысль изученного нами материала?
Дети: Подвижник избирает самое главное и самое святое в своей жизни, и все
остальное соотносит с этой своей святыней. Его жизнь становится цельной: все
ради главного.
6. Слово подвиг связано только с военным временем?
7. Выберите смайлик и оцените свою работу.
17
у меня все получилось, узнал
много нового, легко справлялся
с заданиями
Мне было скучно, урок не
понравился, материал урока
мне не интересен
У меня возникали трудности,
но я смог с ними справиться,
материал урока был для меня
познавательным
Слайд 19
М. Горький в своей книге говорил:
«… когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где
это можно.
В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам».
Я предлагаю вам эти слова для темы вашего домашнего сочинения: «В
жизни всегда есть место подвигу!
Запись и осмысление домашнего задания.
1. Подумайте и расскажите, ради кого или чего вы жертвуете, а ради вас кто-
то чем-то жертвует?
2. Прочесть текст урока 19.Выполнить в рабочей тетради задания к уроку
19.
Электронные ресурсы:
1. Методическое пособие « Основы православной культуры», А.В.Кураев;
2. Сайт учителя истории и обществознания Кожуховой Ю.В. http: //
kojuchova.ucoz.ru\\
3. Разработка уроков по Основам Православной культуры Курьяновой А.А.
4. http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons/19 Методическое обеспечение
экспериментальных уроков по Основам православной культуры для 4-5
классов
5. http://svetoch-opk.ru Светочъ. Основы православной веры в презентациях
6. https://docs.google.com/file/d/0B4daI27c_9Nld21vbkZYQ01UeEdZQS16VmV
LdnJOUQ/edit?pli=1 учебное пособие для общеобразовательных
18
учреждений А.В.Кураев Основы религиозных культур и светской этики.
Основы православной культуры. 4-5 класс. Просвещение 2010 г.
7. http://agentmatrici.gorod.tomsk.ru/index-
1273760466.php?Comment_act=makeCommentatorBlack&Comment_page_nu
m=1&Comment_comment_id История
8. http://poiskslov.com/word/подвижник/ Словари русского языка Значение
слова подвижник