Внеурочная деятельность "Православная культура 3 класс (35 часов, 1 час в неделю)


Приложение
к образовательной программе
МБОУ СОШ № 56 г. Воронежа
РАССМОТРЕНО:
на заседании МО №1
______ / Cладких С. А. /
«01» сентября 2016 г.
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по ВР
______ / Рябова Н.В./
«01»сентября 2016 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
_____ / Першина М. И./
Приказ №166-о.д.
«01» сентября 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Православная культура»
для 3 «А» класса
(35 часов, 1 час в неделю)
Учитель: Васильева Ольга Васильевна, ВКК
Год составления: 2016-2017 г
Пояснительная записка
В современной России подрастающее поколение особенно нуждается в формировании
нравственных ориентиров. Сделать это можно только на фундаменте традиционной для
Отечества православной культуры. При знакомстве с историей, традициями, благочестивым
укладом жизни православного народа у детей постепенно формируется тот нравственный
идеал, который складывался веками и к которому должен стремиться каждый гражданин
России. И чем раньше произойдет встреча ребенка с этическими и эстетическими
ценностями своего народа, тем быстрее будет его духовное возрастание.
Данная программа разработана для учащихся III классов общеобразовательной школы.
Программа имеет четыре основных направления, которые преемственно рассматриваются на
протяжении всех лет обучения в начальной школе, углубляясь и расширяясь с каждым
классом. Таким образом, учебно-воспитательный процесс развивается концентрически.
1-е направление - знакомство с отдельными славными событиями исторического
прошлого нашей Родины, имеющими высокий потенциал воспитательного воздействия на
детей. В IVклассе авторы большое внимание уделяют подвигу наших соотечественников в
период Великой Отечественной войны.
2-е направление - знакомство с жизнью Православной Церкви в соответствии с
датами церковного календаря и связь этой жизни с бытом, трудовой деятельностью,
взаимоотношениями между людьми.
3-е направление - показ воплощения нравственного идеала Православия на примере
жизненного подвига конкретных людей.
4-е направление - чтение нравоучительных текстов и беседы на материале близких детям
жизненных ситуаций.
Особое внимание в программе уделено развитию и обогащению речевой культуры детей.
Этому способствует введение в речь учащихся церковнославянских слов и оборотов, которые
стали основой формирования литературного русского языка. Цель такой работы со словом -
пробудить интерес и любовь к родному языку, повысить общую грамотность учащихся.
Выполнение всех поставленных задач способствует воспитанию таких качеств личности, как
любовь к окружающему миру, к своей Родине, к своим близким. Трудолюбие, милосердие,
скромность и почитание родителей и старших дети должны воспринимать как качества,
необходимые каждому члену общества.
Учебный курс призван помочь школьнику дать правильную нравственную оценку явлениям
окружающего мира, углубить его исторические и культурологические знания, а также повысить
общий уровень гуманитарного образования.
Занятия проводятся один раз в неделю по одному часу. В конце учебного года
предусмотрены итогово-обобщающие уроки по изученным темам, один из которых проводится в
форме посещения близлежащего храма.
Учитывая нравственный потенциал содержательного материала, рекомендуется оценивать
знания учащихся только положительной оценкой.
Предлагаемая учебная программа построена на основе программы учителя МОУ СОШ №19
г. Воронежа ЛИ. Романовой, апробированной в течение многих лет в условиях областной
экспериментальной площадки по возрождению духовно-нравственных традиций отечественной
педагогики.
Актуальность программы связана с острой необходимостью духовно-нравственного
воспитания современных детей, начиная с младшего школьного возраста. Без понимания
«сегодняшних» детей и их проблем никакая педагогика невозможна. Первое, что сильно
угнетает подрастающее поколение это возросшая агрессивность среды. Речь идет о
внутреннем состоянии нашего общества, которое породило поле недоверия человека к
человеку. И если ребенка «загрузить» пораньше «жизнью» - потребления и удовольствия, на
что направлены каналы СМИ, он станет приспосабливаться к жизни, будучи еще совершенно
не сформированным ни в психологическом, ни в духовном смысле. А без высоких идеалов
он человеком не станет. И начнет учиться не жить, а выживать. Таким образом, возрастает
угроза падения творческой активности и воли у современных детей при укоренении
конформизма. При этом отмечается пассивность детей при постоянном внешнем
возбуждении, что свидетельствует об отсутствии гармонии жизни: «ничто не интересно»,
«нигде не хорошо».
Иными словами, сегодня назрела насущная необходимость введения ребенка в
традиционную духовную культуру как систему связей и отношений: природы и человека,
человека и общества, основанную на христианских ценностях. В этом смысле программа по
основам православной культуры должна стать «благовестием» о милосердии, чести, подвиге,
любви. Хотя дети в этом возрасте эгоцентричны и плохо еще могут понять точку зрения
другого, однако уже могут усваивать понятия общего труда, взаимопомощи, сострадания. На
это и нацелена данная программа, которая должна помощь ребенку ощутить жизнь как
реальное поле приложения его сил, как личный ответственный выбор, как желание
свидетельствовать о добре.
Программа разработана в соответствии с "Примерным содержанием образования по
учебному предмету „Православная культура"" и направлена на реализацию поставленных в
нем целей и задач. Она включает его содержательные компоненты с учетом возможностей
обучения младших школьников и предназначена для использования в 3 классе
общеобразовательных учебных заведений любого типа.
В программе кружка закладываются основы религиозно-эстетического восприятия и
духовно-нравственных представлений об окружающей жизни, фундамент
культурологических представлений, связи представлений ребенка о его жизни с
православной культурой.
Программа кружка «Православная культура» построена в соответствии с требованиями
нового поколения Федеральных Государственных образовательных стандартов второго
поколения в сфере духовно-нравственного воспитания. Предлагаемая учебная программа
построена на основе программы учителя МОУ «СОШ №19» г. Воронежа Л.И Романовой,
апробированной в течение многих лет в условиях областной экспериментальной площадки
по возрождению духовно- нравственных традиций отечественной педагогики.
Цель программы: духовно-нравственное воспитание детей на основе сопряжения
культуры, традиций и Православия.
Целью курса «Основы Православной культуры» является воспитание духовно-
нравственной личности ребенка через приобщение к духовному опыту, основанному на
традициях Православия.
Задачи:
приобщение школьников к духовным, нравственным и культурным ценностям;
формирование понимания смыслового содержания исторических событий страны,
произведений художественной литературы и искусства;
формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры
российского народа;
возрождение духовно-нравственных традиций семьи;
укрепление физического, духовно-нравственного здоровья подрастающего поколения.
Программа рассчитана на 35ч., продолжительность занятий - 45 минут.
Занятия проводятся с обучающимися 3 класса в рамках ФГОС.
Место курса «Православная культура» в учебном плане школы
В содержательном плане курс «Православная культура» дополняет и расширяет
содержание учебных предметов гуманитарной направленности за счет раскрытия
обучающимся православных представлений о добре и зле, справедливости, религиозных
ценностях и смыслах человеческой жизни. Курс тесно связан с такими учебными
дисциплинами школьной программы, как:
«Литературное чтение»,
«Окружающий мир»,
«Изобразительное искусство»,
Содержание кружка «Православная культура» в единстве с содержанием других
гуманитарных предметов Базисного учебного плана позволяет полнее реализовать
развивающие возможности межпредметных связей в обучении и воспитании обучающихся,
содействовать развитию личностного восприятия базовых духовно-нравственных ценностей
культуры Православия.
Курс «Православная культура» создает возможность реализации потребности семьи и
ребенка в углубленном освоении ценностей православной религиозной традиции.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Предполагается, что в процессе освоения данной программы дети будут знать:
что такое добродетели;
повествование о сотворении мира, о появлении зла в мире, о жизни первых
людей;
некоторые заповеди и самую общую - о любви к ближним;
понимать:
что плохие поступки рождаются от плохих мыслей, которые следует прогонять;
что зло побеждается только добром;
что у каждого человека есть совесть;
«золотое правило жизни»: как человек хочет, чтобы относились к нему, так же он
должен относиться и к другим;
что ближние – это не только наши родители и родственники, но и чужие люди,
которым нужна наша помощь;
как важны дела милосердия в любой ситуации;
Проявлять следующие отношения:
наблюдательность и внимательное отношение к окружающему миру;
деятельную помощь ближним.
ТЕМАТИКА ЧТЕНИЙ И БЕСЕД
Наша Родина - православная Русь. Произведения о любви к Родине. Осознание понятий:
«Родина». «Отечество», «Православие-, «патриотизм», «гражданин».
Народные традиции. Произведения о православных праздниках. Различение гражданских и
церковных праздников. Соответствие народной жизни в прошлом событиям церковной
жизни, положительные стороны благочестивого уклада русского народа.
Ими гордится Россия. Произведения о святом равноапостольном князе Владимире,
благоверных князьях Дмитрии Донском и Александре Невском, первопечатнике И.Федорове,
о А.Суворове, сестрах милосердия, героях-защитниках Отечества.
Моя родословная. Составление своей родословной. Значение самых распространенных на
Руси имен и фамилий. Обычай поминовения усопших предков.
Добро и зло в душе человека. Произведения о нравственной красоте, об очищении души от
дурных качеств. Нравственный идеал русских сказок и былин.
СЛОВАРЬ
Учебный курс призван значительно пополнить словарный запас школьников терминами
православной культуры, исторической и духовной традиции.
Новые слова и словосочетания: берестяные грамоты, благоверный, благодатный огонь,
благотворительность' блудный сын, воскресение, гордыня, горний мир, дары духовные,
игумен, ислам, исповедник, канон, канун, католичество, крестный путь, лавра, летопись,
литера, малая родина, мироносицы, мусульманин, «нести свой крест», новомученик, обет,
паломник, паломница, паломничество, панихида, первопечатник, пергамент, подвиг,
подвижник, праведник, праведная жизнь, родословное дерево, «Святая Русь», сочельник,
сочиво, сребролюбие, столпотворение, стяжать, таинство причастия, тайная вечеря,
терпение, терпимость, типография, «творить молитву», Троица.
Учебно - тематический план (35 часов)
Дата
Характеристика деятельности
обучающихся
план
факт
1
Рассказ о Воронеже, его
достопримечательностях и
святынях. Стихотворение
И.Никитина "Русь"(25, с.165).
Новые слова: малая родина,
Православие, православный.
2
Чтение отрывка из летописи о
крещении Руси (89-90). Беседа о
прочитанном.
Новые слова: летопись,
католичество, ислам, мусульманин.
3
Знакомство с картинами
М.Нестерова и К.Савицкого.
Значение Московского Кремля
для нашего народа.
Новые слова: Святая Русь,
праведная жизнь, праведник
4
Рассказ о святителях
воронежских: Тихоне Задонском
и Антонии (Смирницком).
Памятные места Воронежского
края.
Новые слова благоверный, исповедник.
5
Чтение жития преп. Сергия
Радонежского (отрывки по выбору
учителя). Беседа о прочитанном.
Новое слово: подвижник.
6-7
Просмотр видеофильма о Троице-
Сергиевой лавре. Устное изложение
рассказа "Паломница".
Новые слова: лавра, паломник,
паломничество.
7-8
Правила
дорожного движения, правила поведения
школьников, правила жизни. Десять
заповедей.
Чтение сказки-загадки «Заповедный
путь» (с.
66-67) и беседа о прочитанном.
Новое слово; гордыня.
9
Чтение сказки О. Уальда «Счастливый
принц». 365-373) и беседа о
прочитанном. Что такое счастье?
Богатство и счастье: это одно и то же?
10
Библейский сюжет о строительстве
вавилонской башни ( с. 20) Словом
можно ранить и словом можно
исцелить.
Какое значение словам отводит Библия.
Худое слово - погибель для души.
Новое слово; столпотворение.
11
Чтение Сказки о семиглавом Змее и
волшебном щите. Беседа о
прочитанномак возникают злые черты
в душе человека? Чем их можно
победить.
12
Беседа о прочитанном. В чем
причина зла в душе человека? Время
раскаяния. Кто
и что может помочь исправлению души.
13-14
Чтение рассказа В.А. Никифорова-
Волгина «Серебряная метель» (с.56-
62) Беседа о прочитанном. Новые
слова: Сочельник, сочиво.
15-16
Урок-концерт. Песни, стихи,
литературно музыкальные
композиции о празднике. Конкурс
рисунков и ученических поделок.
Новое словосочетание: дары духовные.
17-18
Чтение рассказа Ф.М. Достоевского
«Мальчик у Христа на ёлке» (с. 80-
82). Беседа о прочитанном. Почему
никто из людей не помог мальчику?
Кто ему помог? Праздник и дела
милосердия.
Благотворительность в русской
истории и в наши дни.
Новые слова: благотворительность,
игумен, игуменья.
19-20
Чтение басни И.Крылова «Листы и
корни» (с.98-100). Новомученики
Российские. Знакомство с отрывком из
книги «Отец Арсений» (с.36-42).
Чтение рассказа "Бабушкины часы"
( с .56-58) и беседа о прочитанном.
Новые слова; новомгченик. канун,
панихида
21
Рассказ о жизни и подвиге святого
Александра Невского. Девиз
Александра Невского. Черты его харак-
тера. Нравственный облик князя Дмитрия
Донского А.В. Суворова- Заветы АВ.
Суворова (с.115-154). Защитники
Отечества отфашистской агрессии в
голыВеликой Отечественной войны.
Новые слова: обет, подвиг.
22
Беседа по сказке Г.-Х. Андерсена
«Снежная королева», (с.69-96). Что
произошло с Каем? Почему Кай
совершил предательство? В чем сила
Герды? Что ей помогло победить
Снежную Королеву? Как соотносятся
события сказки с современностью?
Работы учащихся по иллюстрации
сказки.
Новое словосочетание; творить молитву.
23
Чтение сказки Н.Лескова
«Неразменный рубль» (с.54-60).
Новое слово: сребролюбие.
24
Рассказ В.А. Никифорова-Волгина
еликий пост" . 3-8). Чтение и беседа
о прочитанном. Новые слова; стяжать,
канон.
25
Сказка «Волшебные очки»(с. 39-40).
Скрытый
смысл сказки. Народная мудрость о
скромности итерпимости.
Новые слова; терпение, терпимость.
26
Знакомство с Притчей о
блудном сыне. (с.320-321) Чтение сказки
«Непослушные дети» (с.62-65).
Новое словосочетание: блудный сын.