Конспект урока "Терпимость и терпение" 4 класс


МБОУ «Лицей №35»
Курс «ОРКСЭ»
Модуль «Основы светской этики»
«ТЕРПИМОСТЬ И ТЕРПЕНИЕ»
Урок в 4 классе
Автор: Журенкова Е.П.
воспитатель
г. Новокузнецк,2016г
ТЕРПИМОСТЬ И ТЕРПЕНИЕ
Журенкова Елена Павловна
МБОУ «Лицей № 35»
Цель урока: ознакомление обучающихся с толерантностью, на примере
многонационального Кузбасса.
Задачи урока (в том числе метапредметные результаты):
Образовательные (формирование познавательных УУД)
дать определения понятий «толерантность», «терпение»;
Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД)
способствовать формированию терпимого и уважительного отношения к людям
разных национальностей;
развивать коммуникативные возможности учащихся, умения правильного общения
в коллективе;
воспитывать чувства коллективизма, сплоченности;
Развивающие (формирование регулятивных УУД)
формировать навыки групповой работы; способности доказывать свое мнение,
выступать с защитой презентации перед аудиторией.
Оборудование: карточки-ладошки, солнышко, карточки с проблемной ситуацией;
карта России,карта Кемеровской области.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие учителя
II.Актуализация знаний
Ребята, мы уже много знаем о нормах морали. О каких понятиях мы говорили на
прошлом уроке?(честь, достоинство, отзывчивость). Я предлагаю поиграть в игру « Я хочу
задать вопрос».Вы можете задать вопрос по данной теме (дети задают вопросы друг другу
и получают ответ).
III.Определение темы урока. Сообщение нового материала.
Все мы разные: блондины и брюнеты, люди разных рас и национальностей:
африканцы, азиаты, евреи, русские, армяне. Почему мы иногда посмеиваемся друг
над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на
планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим.
Уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями, быть
внимательными к другим, отмечать, в первую очередь, то, что нас объединяет, вот об этом
мы и поговорим сегодня на уроке.
Предположите, какова будет тема нашего урока? /версии учащихся /
Проверим ваши предположения.
Внимательно, вдумчиво прочитаем тему.
Терпимость и терпение-готовность и способность мириться с чем-то неприятным,
нежелательным.
Как называется терпимость в зарубежных странах?
Сегодня мы часто слышим с телеэкранов, от ведущих политиков слово
“толерантность”.Что такое толерантность ?/версии детей/
Толерантность (от лат. tolerantia терпение) терпимость к чужому образу жизни,
поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Толерантность – слово заимствованное, малопонятное.
Откуда оно произошло?
На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь. Он
отличался тем, что при разных правительствах оставался министром иностранных дел. Его
особый талант был в том, что он умел учитывать настроения окружающих, уважать их,
решать проблему, ища различные оптимальные (т.е. удобные для всех) выходы из
сложившейся ситуации.
А что означает слово толерантность на других языках?
английском – готовность быть терпимым;
китайском – быть по отношению к другим великолепным;
Испанском- способность принимать решения, отличные от собственных.
Арабском- милосердие, терпение , сострадание.
Давайте обобщим. Что же такое толерантность или терпимость?/ обсуждение/
Проявлять толерантность это значит признавать то, что люди различаются по
внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в
мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Сейчас на Земле насчитывается около трех тысяч народов. Российская Федерация -
одна из огромнейших в мире многонациональных стран.
По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года, на территории Российской
Федерации зарегистрировано 192 народа и народности, а в Кемеровской области – 124
народа и народностей. Это и татары, украинцы, немцы, чуваши и др. Русские составляют
92%. Численность других народов в нашей области намного меньше русского. В Кузбассе
сегодня проживают два малочисленных коренных народа около двенадцати тысяч шорцев
и около двух с половиной тысяч телеутов.Телеуты по происхождению являются потомками
скотоводческих племён теле. В середине XVIII века их кочевой образ жизни сменился
оседлой формой ведения хозяйства с земледелием, животноводством охотой на пушного
зверя, рыболовством.
В области нет поселений исключительно шорских или телеутских, коренные
малочисленные народы живут в посёлках со смешанным населением. Шорцы компактно
проживают в Междуреченском, Таштагольском, Новокузнецком районах, а телеуты в
Беловском и Гурьевском районах. В 8-ми школах области детей обучают шорскому языку.
В основном обучение шорскому языку ведётся в начальных классах. /работа с картой
России, работа с картой Кемеровской области/
1. Рассказ о народах Кузбасса в исполнении учеников
Ученик №1. Издавна населяют территорию Кемеровской области шорцы, телеуты,
калмаки и сибирские татары. Шорцы наиболее многочисленны среди коренных народов
области и проживают, в основном, на юге по берегам рек Томь, Мрассу, Кондомы. До XVIII
века шорцы были известны своим умением добывать и плавить железную руду (было
развито кузнечное ремесло). В русских исторических документах XVII-XIX веков их
называют кузнецкими татарами. Традиционными занятиями шорцев являются охота,
земледелие, заготовка дикорастущих съедобных растений, рыболовство и пчеловодство.
Были распространены изготовление глиняной посуды, обработка дерева и кожи, ткачество.
Шорцы.Общая численность: около 12 тыс. чел. Расселение: живут в бассейне реки
Томь в предгорьях Кузнецкого Алатау на территории Кемеровской области.
Язык: шорский (алтайская семья, тюркская группа).
Вероисповедание: христиане-православные; традиционная религия шаманизм,
традиционные верования.
Жилище шорцев со временем менялось от деревянного шалаша до избы.
Традиционным жилищем служил каркасный шалаш одаг – из колотых бревен, досок и
жердей, крытый берестой с земляным полом и очагом посредине. Примитивный каркасный
«одаг» в конце 19 века был заменён срубной бревенчатой прямоугольной в плане юртой.
К началу 20-го века в шорских улусах стали преобладать русские срубные избы
одноклети и пятистенки, у шорских торговцев крестовые рубленые дома. Из хозпостроек
в усадьбах появились амбары, бани, чуланы.
Одежда. Нательной одеждой были рубахи туникообразного кроя из кендырной или
недорогой хлопчатобумажной ткани. Верхняя одежда шорцев ограничивалась коротким
холщовым халатом кендырь-шабыр, с левосторонним запахом. Воротники халатов
орнаментировались. В орнаменте прослеживаются мотивы северосибирского,
южносибирского, иртышско-алтайского, саяно-алтайского, североазиатского и
среднесибирского типов.
К поясу мужчины крепились: ситцевый или холщовый кисетнанчык, трубка канза,
огниво оттык, кремень оттык таш, нож пычак в деревянных ножнах калып.
Дифференциации по покрою мужской и женской одежды у шорцев не существовало. Для
детей шили такую же одежду, что и для взрослых, только меньших размеров. Головным
убором женщинам служил платок, мужчинам картуз из холста. Зимой надевали шубы,
рукавицы, На ноги – кожаные сапоги с портянками из травы осоки/
Костюм дополнялся незатейливыми украшениями. Среди ушных бытовали серьги,
гнутые из медной проволоки и украшенные бусинами, бисером, или литые медные,
серебряные. Шею женщины и девушки украшали ожерельями мончур или снизками бус.
Концы кос соединяли приплетками – накосниками чынча из пучка косичек из конского
волоса с раковинами каури и бусинами на концах.
Учащийся №2.
Телеуты.Общая численность: около 3 тыс.чел. Расселение: живут на территории
Беловского, Гурьевского и Новокузнецкого районов.
Вероисповедание: христиане-православные; традиционная религия – шаманизм.
Жилище телеутов. Характерной особенностью алтайских селений являлись их
разбросанность и малочисленность. Селение состояло из нескольких юрт, чаще не более
десяти. Располагались они в долинах, по берегам рек. Жилищем телеутов были юрты двух
типов: 1) конический шалаш из жердей, поставленных в круг и покрытых берестой или
корой лиственницы; 2) войлочная круглая юрта с куполообразной крышей. Остов ее
делался из деревянной решетки, состоящей из нескольких звеньев. Крышу составляли
тонкие палки, которые укреплялись нижним концом в верхней части решетки, а верхним
вставлялись в деревянный круг, служивший дымовым отверстием. Жилища входом обычно
были ориентированы на восток.
Бачатские телеуты еще до революции стали жить в домах русского типа.
Если от двери юрты условно провести линию так, что она разделит круг на две
равные части, это и будет границей деления юрты на две половины. Правая от двери
половина была женской, левая мужской. Деление юрты на женскую и мужскую части
имело в прошлом социальное значение. Через указанную линию женщине запрещалось
переступать. В убранстве жилища телеуты придерживались определенной традиции,
которая никогда не нарушалась. В соответствии с делением юрты, позднее избы или
пятистенка, на мужскую и женскую сторону размещались все предметы быта.
На женской половине находились чугунные котлы казаны, деревянные ведра конок,
большой сосуд архыт, меньшие по величине сосуды из кожи тажуур, то)рсук, барбуй,
деревянные блюда табак, тепши, чара, деревянные чайные чашки айак, большие и
маленькие ступы сокы и другие предметы. На мужской половине по кругу укладывались на
подставке сумы кап, сшитые из кожи или холста. Количество их зависело от
имущественного положения семьи. Предметы, которыми пользовались мужчины, также
хранились на их половине: ружье мылтык, патронташ каптырга, снаряжение для верховой
езды – седло ээр, узда уйген, бич камча, волосяные веревки аркан, ремни кайыш и т.д.
Таким образом, все имущество, которым располагала семья, хранилось в жилище,
каких-либо других строений для этого не было, за исключением коновязи. Юрта служила и
жилищем, и местом хранения имущества, и даже местом содержания молодняка. Гостей
хозяева принимали (женщин на женской половине, мужчин – на мужской) сидя на полу на
войлочных ковриках у богачей, на шкурах телят, козлят или на куске бересты у бедноты.
Столики были четырехугольные или круглые на трех-четырех ножках.
Одежда была приспособлена в прошлом к кочевому образу жизни и различалась в
зависимости от социального положения.
Мужская одежда состояла из длинной рубахи из дабы или ситца с длинными
рукавами, косым открытым воротом, снабженным одной пуговицей, и широких, немного
длиннее колен штанов из дабы, толстого холста или выделанной кожи косули. Штаны на
поясе стягивались шнурком, который завязывался спереди и выпускался концами наружу.
Поверх рубахи еще надевался халат (чекмень) из сукна, панки или дабы с широкими
рукавами, большим отложным воротником красного или синего цвета. Халат опоясывался
кушаком-опояской из дабы. Из верхней одежды нужно упомянуть шубу, обычно из овчины.
Обувью служили кожаные сапоги на мягкой подошве. Сапоги шились остроносыми, без
каблуков, с широким раструбом верхней части голенища, тонкой подошвой.
Женская одежда у телеутов была такой же, как и мужская, за исключением верхней.
Специальной одеждой замужних женщин являлся чегедек длиннополая безрукавка,
вместо рукавов у которой были вырезы, и он мог надеваться поверх любой одежды.
В женском костюме украшения составляют и сегодня важный элемент. Несмотря на
их простоту, они придают специфику и красочность одежде, например, нагрудное женское
украшение. У девушек можно встретить подвеску шиширгек из литой медной фигурной
бляхи с кольцами, к которым подвешены нити из бисера и раковин каури. У замужних
женщин это украшение (пель или пельдуш) состоит также из медной фигурной бляхи, к
которой подвешивались нитки бисера или бус, оканчивавшиеся обычно ключами от
сундуков или ящиков, находившихся в ведении хозяйки дома. Из украшений были также
распространены медные, серебряные или золотые кольца, которыми унизывали пальцы, а
также серьги из медной или серебряной проволоки. Женщины носили серьги в обоих ушах,
девушки – обычно в одном ухе. Кроме того, были украшения в виде привязываемых к косам
бус, пуговиц, бляшек, ракушек, ключей, деревянных палочек и т.д. Женщины носили две
косы, которые при встрече гостей перебрасывались на грудь. Девушки носили несколько
кос.
Национальной мужской прической была косичка кедеге, заплетенная на темени
бритой головы. К этой косичке также привязывались украшения из пуговиц, ракушек и т.д.
Некоторые виды вышеназванных украшений можно увидеть на выставке.
По религиозным воззрениям, большинство алтайцев, в том числе и телеуты, были
шаманистами, верившими в населенность всего мира добрыми и злыми духами, от воли
которых, якобы, зависели благополучие и жизнь человека.
Большую роль играли и древние родовые культы, например, культ огня, отражавший
древнюю общность родового огня, или культ гор, отражавший общность родовой
территории в прошлом. На подставку дьаныртык, которая обычно находилась прямо за
очагом, ставился деревянный ящик кайырчак, лицевая сторона которого, как правило,
орнаментировалась, а на нем помещался еще маленький деревянный окованный ящик. Это
было место для деревянных божков-идолов. Их ставили сюда, либо подвешивали над этим
местом к стене, иногда за обруч юрты. Существовали у шорцев и другие традиции. В