Презентация "Русская Иконопись"


Подписи к слайдам:
Слайд 1

  • Русская иконопись — христианское, церковное изобразительное искусство Древней Руси, начало которому было положено в конце X века Крещением Руси. Являлась центральной частью древнерусской культуры вплоть до конца XVII века, когда в петровскую эпоху была потеснена новыми светскими видами искусства.
  • Андрей Рублев. Троица. 1411 г. или 1425-27 гг.

  • Киев
  • Домонгольский период
  • Искусство иконописи пришло на Русь из Византии после принятия киевлянами крещения в 988 году при святом равноапостольном князе Владимире Святославиче.
  • Наиболее известным ансамблем домонгольского периода в Киеве являются мозаики и фрески Софийского собора, построенного в XI веке Ярославом Мудрым. Программа росписи храма отвечала византийской традиции, но содержала ряд особенностей. Например, в барабане центрального купола были изображены 12 апостолов, выражая собой идею проповеди христианства во все концы мира. Очень подробен для XI века был цикл евангельских событий, а на западной стене помещался лишь частично сохранившийся портрет семьи князя Ярослава. Главный купол и алтарь был украшен мозаиками, из которых хорошо сохранились образ Христа Пантократора в зените купола и Богоматерь Оранта в своде алтаря. Остальные части интерьера были расписаныфреской. Стиль как мозаик, так и фресок точно соответствует особенностям византийского искусства 1-й половины XI века, то есть аскетическому стилю.
  • Богоматерь Оранта (Нерушимая стена). Мозаика в алтаре собора. XI век.
  • Благовещение. Мозаика на алтарных столбах. XI век.
  • Святитель Василий Великий. Мозаика алтаря. XI век.

  • Для древнерусского искусства важную роль сыграли строительство и роспись Успенского собора в Киево-Печерском монастыре. Работы были выполнены константинопольскими мастерами в 1073-89 годах. Древняя роспись, а затем и само здание храма погибли. Однако сохранилось описание, сделанное в XVII веке, из которого ясно основное содержание росписи. Сам храм послужил образцом для строительства соборов в других городах Руси, а иконография его фресок повторялась и оказала влияние на иконопись. Выполнившие роспись иконописцы остались в монастыре, где основали иконописную школу. Из неё вышли первые известные русские иконописцы — преподобные Алипий и Григорий.
  • Раскрашенная (литографическая) открытка с видом Лавры XIX века.
  • В. В. Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры» (1905)
  • Обгоревшая икона Богородица Одигитрия, найденная среди руин Успенского собора, взорванного в 1941 году

  • Весь домонгольский период греческих иконописцев продолжали активно приглашать. Различить их произведения и работы первых отечественных мастеров ещё очень трудно. Стенописи и иконы в основном сходны с современными им течениями в иконописи Византии. Работами греков являются росписи собораМихайловского Златоверхого монастыря, Софийского собора и других ранних храмов Великого Новгорода, фрески собора Мирожского монастыря) в Пскове и Георгиевской церкви в Старой Ладоге. Услугами лучших византийских иконописцев пользовалось Владимиро-Суздальское княжество.
  • Икона Мирожской Божьей Матери с предстоящими св. князьями Довмонтом и Марией Дмитриевной. Псковский музей
  • Митра иегумена из Мирожского монастыря, XIX в., Псковский музей

  • Новгород
  • Древнейшие на Руси иконы сохранились в Великом Новгороде.
  • Из Софийского собора происходят несколько огромных икон, входивших в древнейшее убранство храма. Икона «Спас Златая Риза», изображающая Христа на троне в золотых одеждах, находится в настоящее время в Успенско соборе Москвы, но на ней сохранилась только живопись XVII века. Гораздо лучше сохранилась икона апостолов Петра и Павла, хранящаяся в Новгородском музее вместе со своим древним окладом. Необычным для византийского искусства является гигантский размер икон, предназначенных для огромного храма. Ещё одна икона, находящаяся в Успенском соборе Москвы — двусторонняя, с образом Богоматери Одигитрии и великомученика Георгия. Она могла быть привезена из Новгорода (или из Киева). Отлично сохранилось изображение Георгия, имеющее черты аскетического стиля XI века (изображение Богоматери поновлено в XIV веке).
  • Сохранился ряд новгородских икон XII — начала XIII вв.
  • Апостолы Пётр и Павел. Икона середины XI века. Новгородский музей.
  • Благовещение «Устюжское». XII век. ГТГ.

  • Боголюбская икона Богоматери. XII век. Княгинин монастырь во Владимире.
  • Ангел златые власы. Конец XII века.
  • Спас Нерукотворный. Около 1191 года.
  • Богоматерь Оранта из Ярославля. Около 1224 года

  • Святой Димитрий Солунский. Икона. Около 1212 года.

  • Белозерская икона Богоматери. XIII век.

  • Апостолы Пётр и Павел. Икона середины XIII века.

  • Николай Чудотворец в житии со святыми Косьмой и Дамианом. Икона из погоста Озерёво. Первая половина XIV века.

  • Архангел Михаил. Около 1299—1300 гг

  • Никола Липный. Алекса Петров. 1294 год. Новгородский музей.

  • Борис и Глеб. Конец XIV века.

  • Преображение. Икона из Переславля-Залесского. Около 1403 года.

  • Богоматерь Донская. Конец XIV века.