Презентация "Библейские реминисценции в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»"


Подписи к слайдам:
Библейские реминисценции в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»

Библейские реминисценции в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»

Дворянство -

  • сословие светских землевладельцев, обладавших наследственными привилегиями; вместе с духовенством составляло господствующий класс в феодальном обществе;
  • Отмена крепостного права 19 февраля 1861 означала крушение феодальной системы, представлявшей основу социальной и политической силы Д. Тем не менее в условиях утверждения капиталистических отношений сохранялись значительные остатки феодальной системы, прежде всего дворянское землевладение.
  • Выдержки из словарной статьи
  • Большой советской энциклопедии

  • Исав — сын Исаака и Ревеки, старше своего близнеца Иакова;
  • он продал свое первородство за красноватую снедь – чечевичная похлёбка - брату Иакову,
  • Книга Бытие описывает Исава, любимого сына Исаака, как искусного зверолова, «человека полей».
  • Исав – косматый, волосатый согласно другим толкованиям «дуб» - негнущийся, упрямый, следующий безумным советам.
  • Жизнь его – вымысел, миф, жизнь, исполненная пустоты, не содержащая в себе ничего здравого.
  • Исав иногда означает «творение Божие», но в отношении к Исаву как символ неразумной жизни , «дуб» - неразумное упорство.
  • Исаву, как родившемуся первым предназначено было стать родоначальником рода, господствующего над потомками младшего брата.

  • … Ногти у него сделались, как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенный победный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста еще не приобрел…

  • Эде́м  — в Библии — райский сад, место первоначального обитания людей. Эдем, согласно Книге Бытие, располагался на востоке (Быт.2:8):
  • Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель [ Тигр ]: она протекает пред Ассириею. Четвёртая река Евфрат

  • …Много ли, мало ли времени прошло, только видит помещик, что в саду унего дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат,а в парке звери дикие воют…

  • Исав
  • Помещик после изгнания мужиков
  • Внеший вид
  • Косматый, волосатый
  • Весь он, с головы до ног,
  • оброс волосами
  • Занятие
  • Зверолов
  • Зверолов
  • Ум
  • Исав иногда означает «творение Божие», но в отношении к Исаву как символ неразумной жизни
  • Все называют его глупым
  • Отношение к советам людей
  • Исав – согласно другим толкованиям «дуб», не гнущийся, упрямый, следующий безумным советам, ибо жизнь его – вымысел, миф, жизнь, исполненная пустоты, не содержащая в себе ничего здравого,
  • И люди, и звери – сказочные персонажи - советуют ему вернуть мужиков, т.е. найти новые формы взаимоотношений с бывшими крепостными. Но он читает, только реакционную газету «Весть», позиции которой отражают консервативные взгляды.
  • К чему приводит неразумное отношение к жизни.
  • Он продал свое первородство за красноватую снедь – чечевичная похлёбка - брату Иакову, почему и получил имя Едом,
  • Князь Урус - Кучум – Кильдибаев из-за нежелания принимать новое, учиться самосовершенствоваться теряет своё привилегированное положение, право первенства. Дичает, становится ненужным обществу: мужики способны прожить и без него
  • Замысел автора
  • Помещик не только внешне похож на библейского героя.
  • Он также неразумен и упрям.
  • Автор не видит будущего за помещиком – дворянином, как Исав отдал своё право первородства, так и помещик должен отдать власть, тому, кто действительно трудиться.

  • В РЕАЛЬНОСТИ
  • В МЕЧТАХ
  • БИБЛЕЙСКАЯ РЕМИНИСЦЕНЦИЯ
  • ЗАМЫСЕЛ АВТОРА
  • П
  • Е
  • Й
  • З
  • А
  • Ж
  • Много ли, мало ли времени прошло, только видит помещик, что в саду унего дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат,а в парке звери дикие воют.
  • Думает, какой он плодовый садразведет: "Вот тут будут груши, сливы; вот тут - персики, тут - грецкийорех!"Ломятся, по щучьему велению, под грузом плодов деревья грушевые,персиковые, абрикосовые…
  • Потом снится,что он ходит по берегам Евфрата и Тигра... [то есть, согласно библейскимсказаниям, в раю] - Ева, мой друг! - говорит он.
  • Благодаря реминисценции
  • усиливается сатирическое звучание сказки. Адам и Ева были изгнаны из рая.
  • Так и от помещика отворачивается Бог: рая помещику не видать из-за его глупости, из-за нежелания учиться новому,

  • П
  • О
  • Р
  • Т
  • р
  • Е
  • Т
  • В НАЧАЛЕ СКАЗКИ
  • ПОСЛЕ ИЗГНАНИЯ
  • МУЖИКОВ
  • БИБЛЕЙСКАЯ
  • РЕМИНИСЦЕНЦИЯ
  • Замысел
  • Автора
  • и тело имел мягкое, белое ирассыпчатое.
  • А ногти у него сделались, какжелезные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше начетвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способпрогулки есть самый приличный и самый удобный. Утратил даже способностьпроизносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенныйпобедный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста ещене приобрел.
  • Весь он, с головы до ног,
  • оброс волосами, словно древний Исав,
  • Зверолов
  • На еду променял своё право на первородство
  • Помещик не только внешне похож на библейского героя.
  • Он также неразумен и упрям.
  • Автор не видит будущего за помещиком. Как Исав отдал своё право первородства, так и помещик не захотел совершенствоваться., поэтому отдаёт своё право на власть, тому, кто действительно трудиться
  • дикий помещик
  • П
  • Е
  • Й
  • З
  • А
  • Ж
  • Много ли, мало ли времени прошло, только видит помещик, что в саду унего дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат,а в парке звери дикие воют.
  • Думает, какой он плодовый садразведет: "Вот тут будут груши, сливы; вот тут - персики, тут - грецкийорех!" Посмотрит в окошко - ан там все, как он задумал, все точно так уж иесть! Ломятся, по щучьему велению, под грузом плодов деревья грушевые,персиковые, абрикосовые, а он только знай фрукты машинами собирает да врот кладет! Думает, каких он коров разведет, что ни кожи, ни мяса, а всеодно молоко, все молоко! Думает, какой он клубники насадит, все двойной датройной, по пяти ягод на фунт, и сколько он этой клубники в Москве
  • продаст
  • Потом снится,что он ходит по берегам Евфрата и Тигра... [то есть, согласно библейскимсказаниям, в раю] - Ева, мой друг! - говорит он.
  • благодаря реминисценции
  • усиливается сатирическое звучание сказки. Адам и Ева были изгнаны из рая.
  • Так и от помещика отворачивается Бог: рая помещику не видать из-за его глупости, из-за нежелания учиться новому
  • НА САМОМ ДЕЛЕ
  • В МЫСЛЯХ
  • БИБЛЕЙСКАЯ РЕМИНИСЦЕНЦИЯ
  • ЗАМЫСЕЛ АВТОРА

  • П
  • О
  • Р
  • Т
  • р
  • Е
  • Т
  • В НАЧАЛЕ СКАЗКИ
  • ПОСЛЕ ИЗГНАНИЯ
  • МУЖИКОВ
  • БИБЛЕЙСКАЯ
  • РЕМИНИСЦЕНЦИЯ
  • Замысел
  • Автора
  • .
  • дикий помещик
  • П
  • Е
  • Й
  • З
  • А
  • Ж
  • НА САМОМ ДЕЛЕ
  • В МЫСЛЯХ
  • БИБЛЕЙСКАЯ РЕМИНИСЦЕНЦИЯ
  • ЗАМЫСЕЛ АВТОРА

  • П
  • О
  • Р
  • Т
  • р
  • Е
  • Т
  • В НАЧАЛЕ СКАЗКИ
  • ПОСЛЕ ИЗГНАНИЯ
  • МУЖИКОВ
  • БИБЛЕЙСКАЯ
  • РЕМИНИСЦЕНЦИЯ
  • Замысел
  • Автора
  • Весь он, с головы до ног,
  • оброс волосами, словно древний Исав,
  • Зверолов
  • На еду променял своё право на первородство
  • дикий помещик
  • П
  • Е
  • Й
  • З
  • А
  • Ж
  • НА САМОМ ДЕЛЕ
  • В МЫСЛЯХ
  • БИБЛЕЙСКАЯ РЕМИНИСЦЕНЦИЯ
  • ЗАМЫСЕЛ АВТОРА

  • П
  • О
  • Р
  • Т
  • р
  • Е
  • Т
  • В НАЧАЛЕ СКАЗКИ
  • ПОСЛЕ ИЗГНАНИЯ
  • МУЖИКОВ
  • БИБЛЕЙСКАЯ
  • РЕМИНИСЦЕНЦИЯ
  • Замысел
  • Автора
  • и тело имел мягкое, белое ирассыпчатое.
  • А ногти у него сделались, какжелезные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше начетвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способпрогулки есть самый приличный и самый удобный. Утратил даже способностьпроизносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенныйпобедный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста ещене приобрел.
  • Весь он, с головы до ног,
  • оброс волосами, словно древний Исав,
  • Зверолов
  • На еду променял своё право на первородство
  • Помещик не только внешне похож на библейского героя.
  • Он также неразумен и упрям.
  • Автор не видит будущего за помещиком. Как Исав отдал своё право первородства, так и помещик не захотел совершенствоваться., поэтому отдаёт своё право на власть, тому, кто действительно трудиться
  • дикий помещик
  • П
  • Е
  • Й
  • З
  • А
  • Ж
  • «
  • НА САМОМ ДЕЛЕ
  • В МЫСЛЯХ
  • БИБЛЕЙСКАЯ РЕМИНИСЦЕНЦИЯ
  • ЗАМЫСЕЛ АВТОРА

  • П
  • О
  • Р
  • Т
  • р
  • Е
  • Т
  • В НАЧАЛЕ СКАЗКИ
  • ПОСЛЕ ИЗГНАНИЯ
  • МУЖИКОВ
  • БИБЛЕЙСКАЯ
  • РЕМИНИСЦЕНЦИЯ
  • Замысел
  • Автора
  • и тело имел мягкое, белое ирассыпчатое.
  • А ногти у него сделались, какжелезные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше начетвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способпрогулки есть самый приличный и самый удобный. Утратил даже способностьпроизносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенныйпобедный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста ещене приобрел.
  • Весь он, с головы до ног,
  • оброс волосами, словно древний Исав,
  • Зверолов
  • На еду променял своё право на первородство
  • Помещик не только внешне похож на библейского героя.
  • Он также неразумен и упрям.
  • Автор не видит будущего за помещиком Как Исав отдал своё право первородства, так и помещик не захотел совершенствоваться., поэтому отдаёт своё право на власть, тому, кто действительно трудиться
  • дикий помещик
  • П
  • Е
  • Й
  • З
  • А
  • Ж
  • Потом снится,что он ходит по берегам Евфрата и Тигра... [то есть, согласно библейским сказаниям, в раю]
  • - Ева, мой друг! - говорит он.
  • НА САМОМ ДЕЛЕ
  • В МЫСЛЯХ
  • БИБЛЕЙСКАЯ РЕМИНИСЦЕНЦИЯ
  • ЗАМЫСЕЛ АВТОРА

  • П
  • О
  • Р
  • Т
  • р
  • Е
  • Т
  • В НАЧАЛЕ СКАЗКИ
  • ПОСЛЕ ИЗГНАНИЯ
  • МУЖИКОВ
  • БИБЛЕЙСКАЯ
  • РЕМИНИСЦЕНЦИЯ
  • Замысел
  • Автора
  • и тело имел мягкое, белое ирассыпчатое.
  • А ногти у него сделались, какжелезные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше начетвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способпрогулки есть самый приличный и самый удобный. Утратил даже способностьпроизносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенныйпобедный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста ещене приобрел.
  • Весь он, с головы до ног,
  • оброс волосами, словно древний Исав,
  • Зверолов
  • На еду променял своё право на первородство
  • Помещик не только внешне похож на библейского героя.
  • Он также неразумен и упрям.
  • Автор не видит будущего за помещиком. Как Исав отдал своё право первородства, так и помещик не захотел совершенствоваться., поэтому отдаёт своё право на власть, тому, кто действительно трудиться
  • дикий помещик
  • П
  • Е
  • Й
  • З
  • А
  • Ж
  • Много ли, мало ли времени прошло, только видит помещик, что в саду унего дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат,а в парке звери дикие воют.
  • Думает, какой он плодовый садразведет: "Вот тут будут груши, сливы; вот тут - персики, тут - грецкийорех!" Посмотрит в окошко - ан там все, как он задумал, все точно так уж иесть! Ломятся, по щучьему велению, под грузом плодов деревья грушевые,персиковые, абрикосовые, а он только знай фрукты машинами собирает да врот кладет! Думает, каких он коров разведет, что ни кожи, ни мяса, а всеодно молоко, все молоко! Думает, какой он клубники насадит, все двойной датройной, по пяти ягод на фунт, и сколько он этой клубники в Москве
  • продаст
  • Потом снится,что он ходит по берегам Евфрата и Тигра... [то есть, согласно библейскимсказаниям, в раю] - Ева, мой друг! - говорит он.
  • НА САМОМ ДЕЛЕ
  • В МЫСЛЯХ
  • БИБЛЕЙСКАЯ РЕМИНИСЦЕНЦИЯ
  • ЗАМЫСЕЛ АВТОРА