План-конспект урока "Православие и русская музыка. Использование элементов православной музыки в творчестве великих композиторов 18-20 веков"

1
План-конспект урока по Основам православной культуры
Тема: Православие и русская музыка. Использование элементов
православной музыки в творчестве великих композиторов 18-20 веков.
Г.В. Свиридов – крупнейший русский композитор 20 века.
Учитель ОПК Зимина Алла Викторовна
2
Тема урока.
Православие и русская музыка. Использование элементов православной
музыки в творчестве великих композиторов 18-20 веков.
Г.В. Свиридов – крупнейший русский композитор 20 века.
Цели урока:
1. Образовательная - познакомить обучающихся с православной музыкой
русских композиторов Д.С. Бортянского, П.И. Чайковского, С.В.
Рахманинова, Г.В. Свиридова.
2. Развивающая развивать музыкальный слух, потребность в
православной музыке.
3. Воспитательная воспитывать любовь к Родине, к родному краю,
русским традициям, православной музыке, патриотизм,
порядочность, честность.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, портреты
композиторов, музыкальные произведения гимн «Коль славен» Д.С.
Бортянского, «Трисвятая песнь» П.И. Чайковского, «Ныне отпущаеши» С.В.
Рахманинов, «Слава и Аллилуйя», «Время, вперёд!» Г.В. Свиридрва.
1. Проверка домашнего задания
3
Церковно-певческое искусство на Руси, основные этапы его развития.
Древнерусское знаменное пение. История многоголосного или партесного
пения в России.
а) Вопросы:
1. Что вы можете сказать о музыкольно-песенном жанре в дохристианскую
эпоху на Руси?
2. Назовите основной вид церковной профессиональной музыки?
(Знаменный распев)
3. Почему он получил такое название?
(Потому, что записывался «крюками», «знаменами», т.е. особыми знаками,
не имевшими конкретной высоты и чёткого рисунка.)
4. Что положено в основу знаменного распева?
основу знаменного распева положено осмогласие. Это значит, что вся
музыка состоит из 8 напевов. Каждый напев был оригинальным
музыкальным строем с устойчивым набором маленьких, в несколько звуков,
мелодий, из соединения которых и образовывалась музыкальная ткань
песнопения.)
5. Перечислите характерные стилистические особенности знаменного
распева?
(Одноголосое пение, акапелла, возвышенно-суровый, строгий, сдержанный
характер, спокойно-размеренный ритм, плавная, пластичная мелодика.)
6. Демественное пение – дайте пояснение термина демественное.
(Искусное)
7. Особенности искусного пения.
(Расставание с речитативностью, появляется широта милодического
дыхания, протяжённость линий, внутри которых текст распевается свободно
и гибко, включает обороты и мотивы народных песен, это делает его
музыкально сложнее , ярче, красочнее.)
8. В каких случаях используют искусное пение?
(В торжественных: венчание, освещение церкви.)
9. Партесное пение. Поясните значение термина партесное.
(Пение по хоровым партиям.)
10. Где зародилось партесное пение?
(В странах Западной Европы, окончательно сформировалось в Белорусии и в
Украине, в готовом виде было ввезено в Москву в 17 веке.)
11. Перечислите специфические особенности партесного пения.
(Торжественно и празднично приподнятый характер музыки; в основном 4-х
голосье; количество голосов может доходить до 48.)
б) Музыкальный тест
Обучающиеся должны определить на слух знаменное, демественное и
партесное пение.
Знаменный распев 12 века на текст «Господи, воззвах к Тебе».
Демественное пение 16 век «Се что добро или что красно».
Партесное пение Н. Дилецкого «Воскресный канон».
4
2. Изложение нового материала
1. Объявление темы и целей урока (записать на доске).
2. Д.С. Бортянский (1751-1825г.г.)
(Родился будущий композитор на Украине в 1751 г. в Глухове
Черниговской губернии в семье казака. С детства обладал прекрасным
певческим голосом, и в 1758 г., когда ему исполнилось 7 лет, был отправлен
в Санкт-Петербург в Придворную певческую капеллу. Здесь маленький
певчий привлек внимание императрицы Елизаветы. Она приказала директору
капеллы лично занять воспитанием и обучением мальчика.
Когда на престол взошла Екатерина II , она юного Бортнянского,
отправила оканчивать обучение музыке в Италии.
Там он продолжил начатые в России занятия по теории музыке.
В 1779 г. он вернулся в Россию, где вскоре был назначен директором
Придворной певческой капеллы.
Умер Бортнянский 1825 г. в Петербурге.
Существует легенда, что в день кончины Дмитрий Бортнянский
призвал к себе хор капеллы и приказал петь свой концерт «Вскую
прискорбна еси, душа моя», под звуки которого тихо скончался.)
Музыкальное наследие:
Бортнянский работал во многих жанрах. Центральное место в
творчестве занимала хоровая духовная музыка. Мастер хорового письма a
cappella, Бортнянский наряду с М.С. Березовским создал новый тип руccкого
хорового концерта, использовав достижения в области оперы и
инструментальной музыки.
Оперы: «Креонт» (1776 г.), «Алкид» (1778 г.), «Квинт Фабий» (1778
г.), «Празднество сеньора» (1786 г.), «Сокол» (1786 г.), «Сын-соперник»
(1787 г.)
Духовные хоровые концерты (55 концертов) для четырехголосного
хора
5
Литургии: «Обедня на три голоса», «Простое пение по всей России
распространенное», на два голоса.
Цикл сонат для клавесина.
Отдельные сочинения для клавикордов и чембало: Ларгетто,
Каприччио, Рондо и др.
Концерт до мажор для клавесина.
Концертная симфония.
Гимны: «Коль славен наш Господь» (на слова М. М. Хераскова),
«Предвечный и необходимый» а слова Ю. А. Нелединского-Мелецкого),
«Гимн Спасителю» (на слова Д. И. Хвостова), «Озари, святая радость» (на
слова А. Востокова).
Песни: «Певец во стане русских воинов» (на слова В. А. Жуковского),
«Песнь ратников», «Марш всеобщего ополчения в России».
Кантаты и оратории: «Любителю художеств», «Страны российски,
ободряйтесь», «Сретение Орфеем солнца», «На возвращение», «На приезд из
чужих краев» (на слова Г. Р. Державина), «Гряди, гряди, благословенный»
(на слова Ю. А. Нелединского-Мелецкого и П. А. Вяземского),
«Песнословие», «Возведи окрест взор, Россия».
ПРОСЛУШИВАНИЕ – гимн «Коль славен»
Некоторое время знаменитый гимн Бортнянского «Коль славен»,
написанный на слова знаменитого поэта XVIII в. М. Хераскова, был
неофициальным национальным (государственным) Гимном Российского
государства, и до сих пор считается Гимном русской эмиграции. Более того,
мелодия, которую Бортнянский написал для гимна, очень понравилась
вольным каменщикам, и Гимн прослыл так же «масонским».
С начала XIX в. вплоть до Октября 1917-го года мелодия этого Гимна
исполнялась 37-ю колоколами Курантов на Спасской башне Московского
Кремля.
Официально Гимн Бортнянского был заменен в 1830-е годы, когда
Львовым и Жуковским был написан Гимн «Боже, царя храни».
Существует одна любопытная история, связанная с этим гимном.
6
Предполагают, что Дмитрий Шостакович воспользовался мотивом
«Коль славен» в известной песне начала 1950-х «Родина слышит, Родина
знает» (слова Евгения Долматовского)
Родина слышит, Родина знает,
Где в облаках ее сын пролетает…
Однако и это еще не все. Известно, что первый в истории человечества
космонавт Юрий Гагарин насвистывал эту песню прямо перед стартом в
космос, уже когда отсчитывались минуты до начала исторического события.
А затем, после полета, по свидетельству очевидцев, Гагарин, спускаясь по
лестнице, пел: «Родина слышит, Родина знает»…
3. П.И. Чайковский (1840-1893 г.г.)
(Чайковскому суждено было родиться в совершенно замечательной
семье, в атмосфере любви и сердечности. Его родители имели значительную
7
разницу в возрасте, но связывали их исключительные по глубине и
искренности чувства. Расставаясь на время отъезда кого-либо из них по
делам, они писали друг другу подробные письма - отчеты о своей жизни и
жизни своих детей. Впоследствии дети Чайковских сохранили переписку
родителей, переплели их письма в красивый альбом. Именно в этом альбоме
можно увидеть первые каракули четырехлетнего Пети Чайковского, которые
он начеркал в письме своего отца к матери.
Однако в жизни семьи Чайковских случилось страшное горе: от холеры
умерла мать, Александра Андреевна Чайковская. Петру Ильичу было 14 лет.
Его младшим братьям-близнецам чуть больше 4. Огромное потрясение,
оставившее след на всю жизнь, пережил будущий композитор. В своих
письмах в разные годы Чайковский с горечью вспоминал это страшное
детское потрясение, наложившее отпечаток на всю его дальнейшую судьбу.
С четырех лет проявилась музыкальная одаренность Чайковского, и его
начали обучать игре на фортепиано. Тем не менее его отдали десяти лет от
роду учиться в Училище правоведения, готовя его в будущем к карьере
юриста. Однако музыке он продолжал учиться и в стенах училища, как,
впрочем, и все другие воспитанники этого учебного заведения, что
соответствовало правилам воспитания того времени.
После окончания Училища Чайковский поступил на службу
чиновником в Министерство юстиции. Однако музыкой он продолжал
заниматься как любитель одновременно со службой в музыкальных классах,
которые открылись при Русском музыкальном Обществе. Через год эти
классы были реорганизованы в первую в России консерваторию, куда и
поступил учиться Чайковский.
П.И. Чайковский предпочёл музыку службе.
Музыка П.И. Чайковского охватывает образы жизни и смерти,
любви, природы, детства, окружающего быта. В ней по новому
открываются произведения русской и мировой литературы Пушкина,
Гоголя, Шекспира, Данте. Музыка Чайковского обнаруживает глубокие
8
связи с творчеством Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева,
А.П. Чехова. В музыке П.И. нашли претворения глубокие процессы
духовной жизни, сомнение, отчаяние и порыв к идеалу.)
Православные произведения.
Литургия – Св. Иоанн Златоуст, Всенощное бдение.
«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась,
чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней
утешение» - П.И. Чайковский.)
ПРОСЛУШИВАНИЕ – «Трисвятая песнь»
4. С.В. Рахманинов (1873-1943 г.г.)
(Сергей Васильевич Рахманинов родился 20 марта 1873 года в
дворянской семье. Долгое время местом рождения считалось имение его
родителей Онег, недалеко от Новгорода; исследования последних лет
9
называют усадьбу Семёново Старорусского уезда Новгородской губернии
(Россия).
Его родители были музыканты-любители. Проявив интерес к музыке
уже в четыре года, он обучался игре на фортепиано, первые уроки дала мать.
Осенью 1882 года Рахманинов поступил на младшее отделение Санкт-
Петербургской консерватории.
Петербургской консерватории шло плохо, так как Рахманинов часто
прогуливал занятия, поэтому на семейном совете мальчика было решено
перевести в Москву и осенью 1885 года он был принят на третий курс
младшего отделения Московской консерватории к профессору Н.С.Звереву.
В возрасте 19 лет Рахманинов окончил консерваторию как пианист
А. И. Зилоти) и как композитор с большой золотой медалью. К тому времени
появилась его первая опера «Алеко» (дипломная работа) по произведению
А. С. Пушкина «Цыганы», первый фортепианный концерт, ряд романсов,
пьесы для фортепиано, в том числе, прелюдия до-диез минор, которая
позднее стала одним из наиболее известных произведений Рахманинова.
Творческая характеристика
Творческий облик Рахманинова-композитора часто определяют
словами «самый русский композитор». В этой краткой и неполной
характеристике выражены как объективные качества стиля Рахманинова, так
и место его наследия в исторической перспективе мировой музыки. Именно
творчество Рахманинова выступило тем синтезирующим знаменателем,
который объединил и сплавил творческие принципы московской
(П.Чайковский) и Петербургской («Могучая Кучка») школ в единый и
цельный русский национальный стиль. Тема «Россия и её судьба»,
генеральная для русского искусства всех видов и жанров, нашла в творчестве
Рахманинова исключительно характерное и законченное воплощение.
Рахманинов в этом отношении явился как продолжателем традиции опер
Мусоргского, Римского-Корсакова, симфоний Чайковского, так и связующим
звеном в непрерывной цепи национальной традиции (эта тема была
продолжена в творчестве С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, А.
Шнитке и др.). Особая роль Рахманинова в развитии национальной традиции
объясняется историческим положением творчества Рахманинова
современника русской революции: именно революция, отражённая в русском
искусстве как «катастрофа», «конец света», всегда была смысловой
10
доминантой темы «Россия и её судьба» (см. Н. Бердяев, «Истоки и смысл
русского коммунизма»).
Творчество Рахманинова хронологически относится к тому периоду
русского искусства, который принято называть «серебряным веком».
Основным творческим методом искусства этого периода был символизм,
черты которого ярко проявились и в творчестве Рахманинова. Произведения
Рахманинова насыщены сложной символикой, выражаемой с помощью
мотивов-символов, главным из которых является мотив средневекового
хорала Dies Irae. Этот мотив символизирует у Рахманинова предчувствие
катастрофы, «конца света», «возмездия».
В творчестве Рахманинова очень важны христианские мотивы: будучи
глубоко верующим человеком, Рахманинов не только сделал выдающийся
вклад в развитие русской духовной музыки (Литургия св. Иоанна Златоуста,
1910, Всенощное бдение, 1916), но и в прочих своих произведениях воплотил
христианские идеи и символику.)
ПРОСЛУШИВАНИЕ – «Ныне отпущаеши».
Рахманинов очень любил это произведение из Всенощного бдения.
5. Г.В. Свиридов (1915 -1998 г.г.) – доклад Новиковой И.
(Биография
11
Георгий Васильевич Свиридов родился в 1915 году в городе Фатеж
Курской губернии Российской империи. Его отец был почтовым служащим, а
мать учителем. Его отец, Василий Свиридов, сторонник большевиков в
гражданской войне, был убит, когда Георгию было 4 года.
В 1924 году, когда Георгию было 9 лет, семья переехала в Курск. В
Курске Георгий Свиридов продолжал учиться в начальной школе, где
началось его страстное увлечение книгами. Постепенно на первое место в
кругу его интересов стала выдвигаться музыка. Там, в начальной школе,
Георгий Свиридов учился играть на своём первом музыкальном
инструменте, балалайке. Учась подбирать на слух, он демонстрировал такой
талант и способность, что был принят в местный ансамбль народных
инструментов. С 1929 по 1932 год он учился в Курской музыкальной школе у
Веры Уфимцевой и Мирона Крутянского. По совету последнего переехал в
Ленинград в 1932 году, где он занимался по классу фортепиано у Исайе
Браудо и классу композиции у Михаила Юдина в Центральном музыкальном
техникуме, который он закончил в 1936 году.
С 1936 по 1941 он учился в Ленинградской консерватории у Петра
Рязанова и Дмитрия Шостаковича (с 1937 года).
В 1937 году Георгий Свиридов был принят в Союз композиторов
СССР.
Мобилизированный в Советские Вооружённые силы в 1941, несколько
дней спустя окончания консерватории, Свиридов был отправлен в военную
академию в Уфе, но был комиссован в конце года по состоянию здоровья.
До 1944 года жил в Новосибирске, куда была эвакуирована
Ленинградская филармония. Как и другие композиторы, он начинает писать
военные песни, из которых самой известной стала, пожалуй, «Песня смелых»
на стихи А. Суркова. Кроме того, он писал музыку для спектаклей
эвакуированных в Сибирь театров.
В 1944 году Свиридов возвратился в Ленинград, а в 1956 году
поселился в Москве. Он пишет симфонии, концерты, оратории, кантаты,
песни и романсы.
C 1957 года член правления Союза композиторов СССР, в 1962 году
избран секретарём правления Союза. В 1963 году Георгию Свиридову было
присвоено почётное звание народного артиста РСФСР, а в 1970 году
народного артиста СССР. В 1965 году был награждён орденом Ленина.
12
Свиридов лаурает Ленинской премии (1960 за «Патетическую ораторию»)
и Государственной премии СССР (1946).
В июне 1974 года на фестивале русской и советской песни,
проходившем во Франции, местная печать представила Свиридова своей
искушенной публике как «наиболее поэтичного из современных советских
композиторов».
В последние годы Георгий Свиридов много болел. 6 января 1998 года
он скончался. Гражданская панихида и похороны Г. Свиридова состоялись 9
января в Москве. После отпевания в храме Христа Спасителя состоялись
похороны Г. Свиридова. Великий композитор похоронен на Новодевичьем
кладбище.
Музыка
Свои первые сочинения Свиридов написал ещё в 1935 году ставший
знаменитым цикл лирических романсов на слова Пушкина. Пока он учился в
Ленинградской консерватории, с 1936 по 1941, Свиридов экспериментировал
с разными жанрами и разными типами композиции. Он написал Концерт для
фортепиано 1 (1936—1939), Симфонию 1 и камерную симфонию для
струнных (1940).
Стиль Свиридова значительно менялся на ранних этапах его
творчества. Его ранние вещи были написаны в стиле классической
романтической музыки и были похожи на работы немецких романтиков.
Позже многие сочинения Свиридова писались под влиянием его учителя
Дмитрия Шостаковича, но также, например в Первой партите для
фортепиано, заметно внимание композитора к музыкальному языку Пауля
Хиндемита. Начиная с середины 50-х годов Свиридов обрел свой яркий
самобытный стиль, и старался писать произведения, которые носили
исключительно русский характер. Музыка Свиридова долго оставалась
малоизвестна на Западе, но в России его работы пользовались грандиозным
успехом у критиков и слушателей за их простые, но тонкие по форме
лирические мелодии, масштаб, мастерскую инструментовку и ярко
выраженный, но оснащенный мировым опытом национальный характер
высказывания.
Свиридов продолжал и развивал опыт русских классиков, прежде всего
Модеста Мусоргского, обогащая его достижениями XX столетия. Он
использует традиции старинного канта, обрядовых попевок, знаменного
13
пения, а в то же время и современной городской массовой песни.
Творчество Свиридова сочетает в себе новизну, самобытность музыкального
языка, отточенность, изысканную простоту.)
(23 сентября 2005 в Курске был открыт первый памятник композитору, на
котором высечены его слова: «Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне
жить, радоваться и мучиться».)
ПРОСЛУШИВАНИЕ – «Слава и Аллилуйя»
3.Выставление оценок.
4. Подведение итогов урока.
14
Сегодня мы познакомились с композиторами 18-20 веков
которые писали православную музыку. Мы узнали малую толику о них
и их творчестве. Я надеюсь, что это послужит толчком к дальнейшему
самостоятельному знакомству с ними и другими выдающимися
композиторами, такими как М.С. Березовский, А. Рубинштейн,
Скрябин, Римский-Корсаков и др.
Многие факторы и православная музыка в том числе
способствую воспитанию в человеке его лучших качеств.
Поэтому урок закончить хочу следующими словами.
Люди часто бывают глупы и упрямы, эгоцентричны и нелогичны. Все
равно прощай их.
Если ты добр, люди будут обвинять тебя в том, что под маской
доброты ты скрываешь корысть. Все равно оставайся добрым.
Если ты добился успеха, тебя будут окружать притворные друзья и
подлинные враги. Все равно добивайся успеха.
Если ты честен и прям, люди будут обманывать тебя. Все равно будь
честным и прямым.
То, что ты строишь годы, кто-то разрушит за одну ночь. Все равно
строй.
Если ты спокоен и счастлив, тебе будут завидовать. Все равно
оставайся счастливым.
То добро, которое ты делаешь сегодня, завтра люди забудут. Все равно
делай добро.
Отдай миру самое лучшее из того, что у тебя есть, и мир попросит еще.
Все равно отдавай самое лучшее.
Друг мой, в конце концов, то, что ты делаешь, все равно нужно не
людям.
Это нужно только тебе и Богу.
Мать Тереза
ПРОСЛУШИВАНИЕ – «Время, вперёд» Г.В. Свиридов
15