Сценарий "Народно-прикладное искусство" 1-4 класс

Министерство труда и социального развития Омской области
Казенное учреждение
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».
Открытое познавательное занятие
для разновозрастной группы
по ознакомлению с окружающим
«Народно-прикладное искусство»
Подготовила и провела:
Ройтблат Т.Ф.
Омск 2012 г.
2
Задачи:
закрепить знания о видах декоративно-прикладного творчества;
рассказать о традиционных символах России;
развивать эстетический вкус учащихся;
воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа, к
восстановлению народных традиций.
Цели:
совершенствование духовной и нравственной культуры детей путем
знакомства с традиционными символами России;
воспитание патриотических качеств: любви к семье, Родине, истории,
культуре своего народа;
пополнение знаний в области ручного мастерства.
Методы и примы обучения:
игровой (упражнения и задания, загадывание и отгадывание загадок,
конкурсы);
словесный (беседа, вопросы, указание, пояснение, рассказывание
самими детьми, художественные тексты, педагогическая оценка);
наглядно-практический (моделирование, комментирование наглядного
материала, самостоятельная работа, самоконтроль).
Материалы для занятия: фотографии с изображением различных
экспонатов; экспонаты; выставка книг; демонстрационные картинки;
техническое оснащение (ноутбук); сопровождение презентация, атрибуты
для конкурсов.
3
ХОД ЗАНЯТИЯ
Образ русской ярмарки, весёлой и пёстрой, знаком каждому: крики
торговцев, музыка, карусели, балаган и коробейники.…Но не бывать всему
этому, если бы не золотые руки русских мастеров, создававших
удивительной красоты изделия, которые радовали глаз и заставляли
раскошелиться даже самого жадного. То, что когда-то продавалось на
русских ярмарках и базарах, сегодня представляет Россию, и давно стало её
символами.
Именно о некоторых традиционных символах России, а в большей
степени о душе русского человека пойдёт наш разговор.
Задание детям:
Каждая из команд должна составить список традиционных
символов России.
Обсуждение с детьми.
Чем же славится Россия? Прежде всего, это знаменитый самовар,
принесший известность тульским мастерам. Символом музыкальной России,
по праву, стала балалайка, с её тремя струнами и весёлым нравом. Яркие
цветы на жолтовских подносах привлекают внимание своей пышностью и
размеренностью. А знаете ли Вы, чем отличается богородская игрушка от
дымковской? А какие изделия создают праздник, вспыхивая огненными
красками? Конечно же, хохлома! О том, что хохлома представляет Россию,
трудно спорить краски и узоры говорят сами за себя. Не бедна Россия и
шкатулками, которых создано здесь великое множество. Сине - голубые
цветы и сюжеты на белом фоне излюбленное сочетание промысла,
прославившего русское село Гжель. Но есть и другое, нижегородское село
Городец, известное своей росписью с чисто русскими сюжетами. Городецкая
роспись, может быть, менее популярна, чем гжель, но весьма своеобразна и
обаятельна. И, конечно, нельзя обойти своим вниманием, пожалуй, самый
главный символ России.
Вопрос: Какой предмет абсолютно без слов может символизировать
Россию? Конечно же, это традиционно русская матрёшка. Но оказывается,
что у русской матрёшки был совсем не русский предшественник! Да и
появилась эта расписная русская дива не так уж давно.
4
Выступление ребёнка:
История матрешки.
Япония - страна множества богов. Каждый из них за что-то отвечал:
либо за урожай, либо помогал праведникам, либо был покровителем
счастья искусства. Японские божки разнообразны и многолики:
весёлые, разгневанные, мудрствующие … Йоги верили, что человек
имеет несколько тел, каждому из которых покровительствовал какой-
либо бог. Целые комплекты фигурок-божков были популярны в
Японии. И вот в конце XIX столетия кто-то решил поместить
несколько фигурок одна в другую. Первой такой забавой стала фигурка
буддийского мудреца Фукурумы, добродушного лысого старика,
который отвечал за счастье, процветание и мудрость.
Японская фигурка совершила своё путешествие в Россию и была
встречена с интересом токарем Василием Звёздочкиным. Именно он
выточил из дерева похожие фигурки, которые тоже вкладывались одна
в другую. Известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на
русский лад - это была круглолицая румяная девушка в цветастом
платке, сарафане, с чёрным петухом в руке.
По сей день наша русская барышня по-прежнему лидирует в списке
«лучший подарок и сувенир для иностранца».
Сегодня тоже устраивают что-то вроде прежних ярмарок. Лотки с
сувенирной продукцией полны и пестры. Символы России пользуются
спросом, им уделяется особое внимание при посещении нашей страны. Да и
российские детки с удовольствием играют в матрёшек и дымковские
свистульки.
Выступление ребёнка:
История самовара.
Невозможно сегодня представить русское чаепитие без самовара. Но
оказывается, что самовар имеет не такую уж и длинную историю.
Может показаться, что самовар - это исконно русское изобретение, но
на самом деле это не совсем верно. Приборы по принципу работы самовара
были известны ещё во времена античности: в ёмкость, наполненную водой,
бросали большой раскалённый камень, благодаря чему вода закипала. Можно
сказать, что это и был первый самовар. Позже в Европе стали появляться
5
подобные приборы, уже более совершенных конструкций. В Китае есть
родственный самовару прибор, в котором тоже есть труба и поддувало.
История самовара довольно занимательна. Он появился во времена
Петра Первого, который привез первый самовар из Голландии. Именно в
период царствования Петра начался промышленный подъём Урала, на
котором возникает множество металлургических и медеплавильных заводов.
На этих заводах осваиваются приёмы изготовления бытовой посуды из меди.
Уже в 30-ые годы XVIII века там начинают делать чайники с ручкой.
Позднее уральские заводы принялись за выпуск казанов с трубами и
винокуренных кубов с трубами. И, по всей вероятности, именно эти формы
дали толчок для изготовления "сбитенников" - приборов для изготовления
старинного русского напитка из мёда с пряностями. "Сбитенники"
представляли собой чайник с внутренней трубой и поддувалом. Именно
«сбитенники» положили начало изобретению русского самовара.
Выступление ребёнка:
История балалайки.
Может казаться, что балалайка и русский мужичонка понятия
неразделимые. Но так ли это? Когда и откуда пришла к нам балалайка?
С точностью ответить на этот вопрос невозможно, но есть ряд
предположений на этот счёт. Некоторые считают, что русская
балалайка произошла от нерусской домры, изменив форму и название.
Другие что не только своим происхождением, но даже своим
названием балалайка обязана татарам татарском языке есть слово
«балалар», что значит дети, отсюда и «балакать» - неразумно, по-
детски болтать о чём-нибудь; прибавляя русское «ка», и получаем
«балаларка», так похожее на «балалайка»).
Так или иначе, балалайка распространялась среди крестьян и
скоморохов, которые веселили народ на ярмарках и в кабаках. Форма
балалайки XVIII столетия отличалась от современной. Гриф был
достаточно длинным, корпус узким, и балалайка тогда, по всей
вероятности, имела две, а не три, как сейчас, струны. Церковь же
видела во всех струнных инструментах бесовское, дьявольское начало
и предписывала изъять такие инструменты, как вредные и опасные.
Великий русский князь Алексей Михайлович издал указ - собрать и
сжечь все инструменты (гусли, балалайки, домры и др.).
6
Конец XIX век второе рождение балалайки. Русский дворянин
Василий Андреев, знаток народных инструментов, путешествуя,
услышал у своего дворового балалайку, звучание которой его
поразило. Научившись играть на ней, Андреев решил
усовершенствовать этот инструмент и вернуть его в народ. Это ему
удалось. Теперь всем солдатам выдавалась балалайка, а, заканчивая
службу, они могли брать её с собой. Андреев вместе с мастерами
сконструировал целое семейство балалаек