Исследовательская работа "Роль и значение якутской лошади в жизни народа саха" 3 класс


Министерство образования РС (Я)
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26»
(с углубленным изучением отдельных предметов)
Работа на тему:
Роль и значение якутской лошади
в жизни народа саха
Выполнил: Константин Андреев,
ученик 3 «Д» класса.
Якутск
2009
2
Актуальность: Якутская лошадь обладает высокими качествами для
жизнеобеспечения человека. Его используют в сельскохозяйственных
работах, употребляют в пищу, изготавливают одежду, различные вещи и др.
Потому что его считают как экологическое чистое животное, так как лошадь
питается и добывает траву под снегом, в результате чего она сохраняет все
растительные жиры и углеводы.
Новизна исследования заключена в попытке комплексного
рассмотрения роли и значения лошади в жизни народа саха.
Объект исследования лошадь как основа жизнедеятельности в
традиционной культуре народа саха.
Предмет исследования влияние лошади для здоровья человека.
Основной целью работы является изучить материалы и выявить
значение лошади в жизни человека.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1) изучение специальной литературы;
2) провести наблюдение за способом ведения хозяйства коневодства в
сельской местности;
3) провести опрос специалистов врача-педиатра, учителя средней
школы 26, преподавателя танца, тренера ипподрома и разработка
результатов (г. Якутск);
4) выявление значения лошади в жизни человека.
База исследования. Основную базу исследования составили
экспонаты Государственного объединенного музея истории и культуры
народов Севера РС (Я) им. Е. Ярославского, работы художников в
Национальном художественном музее, фонд юношеской библиотеки,
ипподром ЯГСХА, детская поликлиника 3, торговый комплекс «Рынок
«Сайсары», Якутский колледж культуры и искусств.
3
Методика проведения работы. Основу исследования составили метод
наблюдения и опроса, а также при выявлении значения лошади в жизни
человека применен метод анализа.
Практическая значимость работы. Материалы работы могут быть
использованы в семьях, детском саду, школе, санаториях в лечебно-
оздоровительных целях и в качестве профилактики.
Содержание работы
У народа саха есть миф, где Вселенная представлена в образе лошади
«Айгыр-силик». Голова и шея это Верхний мир, живот Средний мир,
хвост Нижний мир, а ноги лошади – это четыре стороны света,
В эпосе олонхо говорится о том, что люди произошли от лошадей, т.е.
богатырь айыы является сыном божества конного скота Джесегей айыы.
Например: И.Г. Теплоухов-Тимофеев «Куруубай хааннаах Кулун
Куллустуур».
Когда произносят алгыс на национальном празднике ысыах, то просят
божество конного скота Кюн Джесегей айыы о ниспослании плодородия,
здоровья, счастья и благополучия.
Я прочитал и просмотрел книги, где рассказывается о якутской
лошади, и узнал, что наши предки с древних времен занимаются
коневодством и способом ведения хозяйства. Лошадь служит как
транспортное средство, на нем ездят; из шкуры лошади изготавливали
одежду для алгысчыта (шапку – голову коня с гривой, пальто, торбаса),
подстилку «олбох», шьют унты. Из конского волоса невод «илим»; струны
музыкальных инструментов «кырыымпа»; махалку «дэйбиир» и другие. В
настоящее время изготавливают шапки, жилеты, сумки, тапочки, ковры,
большое панно, чехлы для автомашин.
4
В обрядах произносят алгыс и приносят жертвоприношение конского
волоса духу хозяина огню Уот иччитэ Хатан Тэмиэрийэ, брызгают кумыс.
Также сжигают пучок конского волоса и проводят обряд очищения «Арчы».
Конское мясо и молоко являются экологически чистыми продуктами,
их употребляют в пищу как лечебное и самое дорогое угощение. Это
кровяная колбаса «хаан», печень, потроха «харта», кумыс и др.
Врач-педиатр сказала, что в молоке кобылы содержится молочный
сахар, богатый витамином С, поэтому кумыс является натуральным
антибиотиком. Его употребляют для лечения от дизентерии, брюшного тифа,
туберкулеза. Оказывается, он богат йодом, кальцием и аскорбиновой
кислотой, которые помогают при болезнях анемии и щитовидной железы
(зоба).
Употребление мяса помогает при лечении заболеваний печени,
поджелудочной железы и желудочно-кишечного тракта.
Академик Вадим Кривошапкин, работающий в Институте здоровья
Академии наук Республики Саха (Якутия) изучил якутскую лошадь и
открыл, что в нем содержится «Омега-. Это жирные кислоты, которые
помогают при сухости кожи и волос, камнях желчного пузыря, варикозном
расширении вен.
Для того, чтобы узнать о пользе якутской лошади в жизни человека я
провел опрос среди специалистов разных учреждений г. Якутска врача-
педиатра, работника торговли, преподавателя танца, тренера ипподрома,
мастерицы. Побывал в музеях, библиотеке, поликлинике, ипподроме. Летом
отдыхал у бабушки в с. Акана Нюрбинского улуса, где наблюдал за ведением
хозяйства коневодства. Видел табун лошадей в аласе, как бабушка доила
кобылу, сам ездил на лошади. Эта работа воспитывает быть трудолюбивыми,
ответственными, самостоятельными.
В школе моя учительница Татьяна Петровна Санникова рассказала,
что если дети будут знать о якутской лошади, то они будут уважать культуру
народа саха, знать фольклор, язык и историю.
5
Образ лошади создается в произведениях литературы и искусства
народа саха. Существуют подражательные танцы, эстрадная песня
«Кулунчук» слова и музыка Виталия Власова, картины «» художника Олега
Степанова и др. Красота лошади одухотворяет человека, помогает стать
спокойным, добрым, веселым.
Преподаватель танца сказала, что ребята танцующие подражательный
танец коней, становятся сильными и гибкими, вылечиваются от боли в спине
и суставах.
Тренер ипподрома сказал, что якутская лошадь очень выносливая,
морозостойкая, поэтому у него крепкие ноги и шкура толстая. Но, есть и
лошади, участвующие в конных скачках.
Таким образом, лошадь играет большую роль в жизни людей. Наши
предки почитали его как божество «айыы». В жизни используют в сельском
хозяйстве, медицине, спорте, изучают в науке, создают образ лошади в
литературе и искусстве, применяют в педагогике для воспитания будущего
поколения.
Использованная литература:
1. Гоголев А.И. Истоки мифологии и традиционный календарь. Якутск,
2002
2. Джесегей айыы / Ред. У.А. Винокурова. Дьокуусай, 2002.
3. Обрядовая поэзия саха (якутов). Новосибирск, 2003. Из серии
«Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока». Т. 24.
4. Саввин А.А. Пища якутов до развития земледелия. Якутск, 2005.
5. Теплоухов-Тимофеев И.Г. Куруубай хааннаах Кулун Куллустуур.
6. Чахов А.И. Саха былыргы музыкальнай инструменнара. Дьокуускай,
1983.
6