Конспект урока "Наша страна Россия" 1 класс

Средняя общеобразовательная школа № 337
г. Санкт-Петербург
Урок по окружающему миру 1 класс
Тема:
« Наша страна Россия»
Выполнила:
учитель географии и
начальных классов
Зудина Н.Ф.
г. Санкт-Петербург
2011г.
Наша страна Россия
Цели: 1. Формируем представление о России, её местоположении на
планете Земля, её официальных и неофициальных символах.
2. Учимся рассуждать и анализировать
3. Воспитываем патриотические чувства.
Оборудование:
1. Учебник
2. Рабочая тетрадь
3. Компьютер
Ход урока:
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
(В. Степанов)
Звучит песня гр. «Любе» От Волги до Енисея
- Ребята, надеюсь вы догадались о чем сегодня пойдет речь нас уроке?
1-3 СЛАЙДЫ
На планете Земля, на самом большом континенте – Евразия находится самая
большая страна мира и имя этой стране – Россия. История нашей страны
насчитывает сотни лет, за это время наша страна выросла из маленького
Московского княжества до огромной по площади страны (17,1 кв.км ) На
территории нашей страны проживает более 130 народов.
Государственные символы страны: 5-8 слайды
Флаг – триколор:
Белый, синий и красный цвета с древних времён на Руси означали:
белый цвет благородство и откровенность;
синий цвет верность, честность, безупречность и целомудрие;
красный цвет мужество, смелость, великодушие и любовь.
Справка: День Государственного флага Российской Федерации один из официально
установленных праздников России; установлен в 1994 году указом президента Российской
Федерации
[1]
и отмечается 22 августа, не является выходным днём.
Посвящён возрождённому флагу России — «государственному триколору».
Дата праздника связана с событиями Августовского путча, когда 22 августа 1991 года во
время траурного митинга по погибшим манифестанты вынесли огромное бело-сине-красное
полотнище, а Президент РСФСР Б. Н. Ельцин объявил об установлении нового
государственного флага России.
Герб России один из главных государственных символов
России, наряду с флагом и гимном. Современный герб России
представляет собой золотого двухглавого орла на красном фоне.
Над головами орла изображены три короны, ныне
символизирующие суверенитет как всей Российской Федерации,
так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах — скипетр и
держава, олицетворяющие государственную власть и единое
государство; на груди — изображение всадника, поражающего
копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со
злом, света с тьмой, защиты Отечества.
Гимн - это торжественная песня, в которой прославляется страна,
в которой рассказывается о силе и славе русского народа.
Россия - священная наша держава,
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава -
Твое достоянье на все времена!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая Богом родная земля!
Припев
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда! (звучит гимн России)
Столица России – г. Москва лайд 9)
Справка: Появление названия города, как и названий многих городов мира, связано с именем
реки Москвы, которая носила это имя задолго до появления поселения. Кем дано название, и
что оно означает, точно не известно. Две основных версии: финно-угорская и славянская.
Согласно первой, слово «Москва» происходит из финно-угорской группы языков, и означает
«река-Медведица», либо «Коровья река»
[1]
.
Славянская версия указывает на то, что корень моск- означал «вязкий, топкий» или «болото,
сырость, влага, жидкость». Существуют и другие версии происхождения названия города, но
они менее состоятельны и убедительны.
Возвышение Москвы в первой половине XIV века напрямую связано с монголо-татарским
владычеством на Руси. Золотая Орда собирала дань с русских княжеств, время от времени на
Русь накатывались волны разрушительных набегов ордынцев, князья должны были получать в
Орде разрешение на княжение — ярлык. Юрий Даниилович (1303—1325) стал первым
московским князем, получившим ярлык на великое княжение владимирское, а Иван Калита
подкрепил великокняжескую власть правом сбора дани с русских земель для передачи Золотой
Орде, это обстоятельство стало одним из серьёзных факторов укрепления позиций
Московского княжества. Другим фактором стала отдаленность и относительная
защищенность московских земель, укрытых густыми лесами, благодаря чему сюда потянулись
люди, ища укрытия и защиты от войск иноземцев. В 1325 году в Москву из Владимира перенес
свою резиденцию митрополит Киевский и всея Руси Пётр, после чего Москва стала одним из
основных центров православия.
Иван Калита (1325—1340) сумел накопить значительные богатства, которые использовал для
расширения влияния Москвы. Он купил целый ряд земель: Углич, Галич Мерский, Белоозеро;
установил свой (и ордынский) контроль над многими другими территориями. Основным
соперником Москвы в то время стало Тверское княжество, сделавшее ставку на объединение
русских земель для борьбы с монголо-татарами. Показавший себя верным сторонником Орды,
Иван Калита использовал её силу для установления собственного господства и победы над
тверскими князьями, хотя соперничество с Тверью продолжалось ещё долгие десятилетия.
При Калите в Москве развернулось масштабное строительство, появились первые каменные
здания (до той поры город был полностью деревянным)
[6]
. В 1229 году была возведена церковь-
колокольня Ивана Лествичника, в 1330 году было завершено строительства храма Спаса на
Бору — самой старой московской церкви, дожившей до XX века и разрушенной в 1933 году; в
1326 и 1333 годах взамен деревянных церквей были возведены белокаменные Успенский и
Архангельский соборы, последний из которых стал усыпальницей московских правителей. В
1339 году Московский Кремль был обнесен новыми стенами и башнями из дуба.
В XV веке в состав города входили Кремль, Китай-город, Белый город. Москва в те годы часто
подвергалась пожарам. К началу XVII века в состав Москвы вошёл Земляной город. Появились
Ямская слобода, Мещанская, Немецкая слобода.
К 1712 году столица России была переведена в Санкт-Петербург, в 1728 возвращена в Москву,
а в 1730 - вновь в Петербург, но Москва осталась местом коронации императоров.
В 1754 году Михаилом Ломоносовым по приказу императрицы Елизаветы основан Московский
университет.
Во время Отечественной войны 1812 года Москва сильно пострадала от пожара. После этого
Москва полностью восстановилась, был построен Храм Христа Спасителя. К концу XIX века в
Москве появился трамвай.
В 1918 году Москва становится столицей РСФСР. Началась новая, советская, эпоха в
развитии города.
Обзорное знакомство с территорией России (слайды 10-15)
- Территория нашей страны поделена на множество частей:
21 республика
9 краёв
46 областей
2 города федерального значения
1 автономная область
4 автономных округа
Справка:
Республики
Охарактеризованы в Конституции России как «государства» (часть 2 статьи 5);
имеют свою конституцию (часть 2 статьи 5);
не могут входить в состав других субъектов Российской Федерации (часть 4
статьи 66);
не могут включать другие субъекты Российской Федерации (часть 4 статьи 66);
вправе устанавливать свои государственные языки (часть 2 статьи 68).
Края и области
Имеют свой устав (часть 2 статьи 5);
не могут входить в состав других субъектов Российской Федерации (часть 4
статьи 66);
могут включать автономные округа (часть 4 статьи 66).
Города федерального
значения
Имеют свой устав (часть 2 статьи 5);
не могут входить в состав других субъектов Российской Федерации (часть 4
статьи 66);
не могут включать другие субъекты Российской Федерации (часть 4 статьи 66).
Автономная область
Входит в состав Российской Федерации в единственном числе (часть 1 статьи 5);
может быть принят федеральный закон об автономной области (часть 3
статьи 66);
имеет свой устав (часть 2 статьи 5);
не может входить в состав других субъектов Российской Федерации (часть 4
статьи 66);
не может включать другие субъекты Российской Федерации (часть 4 статьи 66).
Автономные округа
Может быть принят федеральный закон об автономном округе (часть 3 статьи
66);
имеют свой устав (часть 2 статьи 5);
могут входить в состав края, области (часть 4 статьи 66);
не могут включать другие субъекты Российской Федерации (часть 4 статьи 66)
- Ребята, мы теперь знаем что является официальными символами
страны, давайте вспомним их….
- А знаете ли вы что является неофициальными символами нашей
страны, т.е., с чем ассоциируется наша страна у других народов?
Слайды 16-24 (матрешка, балалайка, шапка-ушанка, медведь, зима,
валенки, скоморохи, березы)
(в конце звучит песня гр. Любе «Березы» )
Справка:
Матрешка -В девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую "Детское воспитание" А. Мамонтова
привезла из Японии фигурку добродушного лысого старика мудреца Фукурума. Она представляла собой несколько
вложенных одна в другую фигурок. Токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из
дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек
и мальчиков. На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском
костюме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур.
Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга.
Последняя изображала спеленатого младенца.
Имя "Матрена" тогда было широко распространенным. Отсюда и пошло название -
"матрешки".
Балалайка -История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину
веков. Здесь не так то все просто, потому что существует
довольно большое количество документов и сведений о
возникновении инструмента. Многие считают, что
балалайка была придумана на Руси, другие думают, что
произошла от народного инструмента киргиз–кайсаков –
домбры. Есть еще одна версия: возможно балалайка была
придумана во время татарского владычества, или, по
крайней мере заимствована от татар. Следовательно, и год происхождения
инструмента назвать сложно. Историки и музыковеды спорят и из-за этого.
Большинство придерживаются 1715 года, но эта дата условна, так как есть
упоминания и более раннего периода – 1688 год. Наверное, балалайку придумали крепостные
крестьяне, чтобы скрасить свое существование в подчинении у жестокого помещика. Постепенно
балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей
огромной нашей стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ,
зарабатывали на пропитание и на бутылку водки и даже не подозревали, на каком
чудо-инструменте они играют. Веселье долго продолжаться не могло, и, наконец,
царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел
все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех
людей, которые не будут подчиняться и отдавать балалайки, пороть и отправлять
в ссылку в Малороссию. Но время шло, царь умер и репрессии постепенно
прекратились. Балалайка снова зазвучала по всей стране, но опять ненадолго.
Время популярности вновь сменилось почти полным забвением до середины XIX
века.
Шапка-ушанка Шапка- ушанка – это, прежде всего зимний головной убор, который имеет сугубо практический характер и
предназначен для защиты от холода головы и ушей. Прообразом первых шапок –ушанок была боярская горлатная высокая
меховая шапка Древней Руси, которые изготавливалась из меха благородных животных и была символом того, что ее
владелец имеет право заседать в боярской думе. Также прототипы имели и другие народы мира, которые обитали на
территориях холодных и морозных зим, и вынуждены были защищать лицо, уши и голову от непогоды. Свое название
шапка–ушанка получила благодаря тому, что имела два меховых отворота, которые в основном пристегивались на
макушке, но иногда опускались вниз.
Валенки -
Однако первое упоминание о «войлочных сапогах» мы находим в древнейшем произведении русской
литературы «Слове о полку Игореве». Валенки – исконно русская обувь, впервые они появились в Сибири. Это была
низкая обувь, голенища которой валяли отдельно, то есть, со швом. Родиной настоящих валенок принято считать
город Мышкин Ярославской губернии, умельцы которого в XVIII веке стали первыми валять валенки целиком, с
голенищем. Кстати, всего в двух городах России – Мышкине и Москве находятся музеи русских валенок. Из
Ярославской области валенки стали распространяться по территории всей России со скоростью ветра. Совсем скоро
в каждой деревне появилась своя «мастерская» по изготовлению валенок, а в городах стали строить
соответствующие заводы.
Достоинство русских валенок и то, что всегда до крайности удивляло иностранцев, заключается в единстве их
формы, отсутствии швов. Скорее всего, благодаря этой особенности и появилась поговорка «прост как валенки». Но
это выражение никак нельзя отнести к самому процессу изготовления валенок, требующему невероятно сложных
усилий и умений.
Прежде всего, овечью шерсть очищали, разбивали до тех пор, пока она не станет мягкой, сваливали вручную и на
специальных приспособлениях, выдерживали в кипятке и соляном растворе, надевали на треугольную форму,
обколачивали и только после всего этого сбивали войлок на колодке до нужного размера.
В разных регионах России валенки называли по-разному: в Нижнем Новгороде – «чесанками» и «катанками», в
Тамбовской и Тверской областях – «валенцами», в Сибири – «пимами». Название зависело еще и от шерсти:
валенки из козьей шерсти именовали «волнушечками» и «выходками», а из овечьей «катанками».
Испокон веков валенки были весьма дорогим удовольствием. Так, хорошо, если в доме была одна пара валенок
на всех – тогда их носили по старшинству. А семью, в которой валяную обувь носили все домочадцы, считали уже
зажиточной. Валенки были замечательным подарком, к ним относились с большой аккуратностью, чтобы сберечь
для следующего поколения.
Без валенок наши предки не мыслили святочные и масленичные гуляния, колядования, ярмарки, во время которых
всегда стояла настоящая русская зима и трескучий мороз! Тогда, наверное, и была сложена знаменитая русская
народная песня «Валенки». С радостью носили валяную обувь и представители власти: Петр I, например, изгонял
похмелье тем, что надевал валенки на босые ноги и съедал тарелку кислых щей. Екатерина II и Анна Иоанновна
носили изготовленные специально для них валенки даже с роскошными бальными платьями. Спасали валенки и
нашу армию во времена отечественных войн. Во многом помогли они путешественникам, осваивавшим северные
территории.
Скоморохи русские средневековые актёры, одновременно певцы, танцоры, дрессировщики животных,
музыканты и авторы большинства исполнявшихся ими словесно-музыкальных и драматических произведений.
Они возникли не позже середины XI века, об этом мы можем судить по фрескам Софийского собора в Киеве, 1037
год. Расцвет скоморошества пришёлся на XV—XVII века, затем, в XVIII веке, скоморохи стали постепенно
исчезать, оставив в наследство балаганам и райкам некоторые традиции своего искусства.
Репертуар скоморохов состоял из шуточных песен, пьесок, социальных сатир («глум»), исполняемых в масках и
«скоморошьем платье» под аккомпанемент гудка, гусель, жалейки, домры, волынки, бубна. За каждым
персонажем был закреплён определённый характер и маска, которые не менялись годами.
Скоморохи выступали на улицах и площадях, постоянно общались со зрителями, вовлекали их в своё
представление.
В XVI—XVII веках скоморохи начали объединяться в «ватаги» (приблизительно по 70—100 человек) из-за гонений
со стороны церкви и царя. Кроме скоморошества, эти ватаги часто промышляли разбоем. В 1648 и 1657 годах
архиепископ Никон добился указов о запрещении скоморошества.
Если отцы церкви начали осуждать скоморохов еще с XI в., то первые территориальные запреты на их
представления появились четыре столетия спустя. Официальные гонения на скоморохов усиливались в
продолжение долгого времени, пока не достигли своего апогея в конце XVI — начале XVII в., когда церковь
активно поддержало государство, что повлекло за собой реальные репрессии, вероятно, отразившиеся в
фольклоре, например, в пословицах: «Заиграл в сурну, да и попал в тюрьму», «Шутил Куприяшко, да попал в
тюряшку». С конца XVII столетия скоморохи постепенно исчезают из центральных областей России,
вынужденные под давлением обстоятельств менять место жительства и часто саму профессию.
Странствующие ватаги исполнителей как явление народной культуры окончательно исчезают в царствование
Петра I.
Итог урока:
- Что нового и интересного Вы сегодня узнали на уроке?