Проект "Храм"


3
Министерство образования и науки РФ
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет
Институт психологии и образования
Приволжского межрегионального центра повышения
квалификации и профессиональной переподготовки
работников образования
Проектная работа
«Храм "
на примере храма Святой Троицы с.Чистопольские Выселки»
Автор разработки:
Иванова Е.В.учитель начальных
классов, учитель истории
Мугельтдинова Ю.Т.
МБОУ «Чистопольско-
Высельская
СОШ»Чистопольского района
Научный руководитель:
Доцент кафедры религиоведения
института социально-философских
наук и массовых коммуникаций КФУ,
кандидат исторических наук
Ю.И.Иванов
Казань 2014
4
Содержание
Введение…………………………………………………………....................3
ГЛАВА I.История православного храма
1.1Первые русские храмы................................................................................5
1.2 Устройство православного храма………………………………………..7
ГЛАВА II.Практическая часть
2.1 Внеклассное мероприятие по теме «Православный храм Троицы
в моем селе»…………………...... ………………………… ...…………….14
Заключение………………………………………………………………… .20
Список использованной литературы……………………………………….21
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………...22
ВВЕДЕНИЕ
5
Проблема воспитания толерантности, нравственного поведения
подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире
и в нашей стране в частности. К сожалению, большая часть
информационного пространства сегодня не имеет никакого отношения к
тому, что является основополагающим и существенным для формирования
человеческой личности, а значит, и для благополучия общества и
благополучия страны. Это происходит не по какой-то злой воле, а просто
потому, что мысли людей в первую очередь направлены на то, что важно в
данный момент. Это связано с профессиональной деятельностью, с
решением различных вопросов административных, технических,
политических. Общественная повестка дня настолько уплотнена этой
повседневностью, что последняя закрывает собой -то самое основное и
фундаментальное, без чего и сама повседневность не может быть
позитивной, мирной и благополучной.
Святейший Патриарх Кирилла сказал: "Основы православной культуры
это основы нашего духовного бытия, это основы нашего национального
самосознания. Мы видим, что сегодня происходит во многих странах и
государствах какое смятение умов, кровопролитие, ненависть, вражда,
столкновения различных групп. Почему это происходит? А именно
потому, что размыты фундаментальные основы мировоззрения и
становления личности человека… "
Актуальность проекта
Вопросы, связанные с введением в школьную программу об основах
религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического
подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской
школы определяется в том сношениями с социальным окружением,
религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и
мировоззрения участников образовательного процесса. Знание основ
религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе
приводит к необходимости решения труднейших культурологических,
этических, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
Цель проекта : знакомство с устройством христианского храма на примере
храма Святой Троицы с. Чистопольские Выселки
Задачи:
познакомить с особенностями христианского храма;
6
воспитывать устойчивый интерес к получению новых знаний;
вырабатывать умения работать с любыми источниками
информации;
формировать представления школьников о культурном
наследии
Аннотация проекта
В ходе своей проектной деятельности:
знакомятся с устройством христианского храма
осваивают навыки по сбору информации в разных источниках,
работая в группах
Принимая участие в проекте, учащиеся знакомятся с историей
возрождения храма Святой Троицы С.Чистопольские Выселки, могут
собрать информацию о назначении, внешнем виде и устройстве
православного храма.
Подготовительная работа
Изучение истории храма
рассказ учащимся о храме и постановка вопросов, на которые
необходимо найти ответы во время экскурсии;
встреча с учителем истории по изучению истории храма;
распределение заданий между учениками;
составление советов, идущим в храм;
Проект рассчитан на учащихся 4-х классов
Объект исследования является православный храм
Предметом исследования является архитектура священных сооружений
православия
Продукт проекта: создание буклета
ГЛАВА I
История православного храма
1.1Первые русские храмы
7
Строительство первых храмов началось с проникновением на Русь
христианства, видимо, к X веку. В договоре князя Игоря с Византией 945
г., то есть за полвека до принятия Русью христианства, упоминается
киевская церковь Ильи Пророка. Однако в основном, как вы уже знаете,
русичи были язычниками, и, как и другие язычники, часто разрушали
христианские храмы. После принятия Русью Православия, то есть с 988 г.,
начался процесс активного культового строительства.
Сначала для этого приглашали «мастеры из грек». Постепенно овладевая
мастерством византийских зодчих, строители-русичи осваивали греческий
стиль, постигали его секреты и вместе с тем дополняли его собственным
опытом, вносили элементы славянского мировоззрения и мироощущения,
личное переживание этического и эстетического содержания новой
религии. Так формировался русский стиль христианской архитектуры.
Как вы уже знаете, первым каменным храмом, построенным на Руси после
её крещения, стала возведённая в Киеве, на месте убиения христиан-
варягов Иоанна и Феодора, церковь Успения Пресвятой Богородицы.
Строилась она приглашёнными Владимиром византийскими мастерами с
989 по 996 гг. и символизировала торжество новой государственной
религии. Церковь называли Десятинной, потому что Владимир выделил
на её содержание одну десятую часть своих доходов. Храм был разрушен в
1240 г. стенобитными машинами хана Батыя. До наших дней дошёл
неполный фундамент этой церкви.
Самым древним из дошедших до нас русских храмов является Спасо-
Преображенский собор в Чернигове, строительство которого было начато
до 1036 г. Это была придворная церковь князя Мстислава Черниговского.
Высота её около 30 метров. Среди всех древнерусских храмов это самый
«византийский», то есть в наибольшей степени соответствующий
византийскому стилю, но, как отмечают специалисты, и здесь уже
присутствуют элементы русского своеобразия.
В 1037 г. было начато возведение собора Святой Софии в Киеве по
указанию Ярослава Мудрого, который в годы своего правления развернул
в столице грандиозное строительство. Храм, посвящённый Софии
Премудрости Божией, стал центром главного города Киевской Руси.
Высота центральных глав Софийского собора около 29 метров.
8
Автор книги «Тысяча лет русской архитектуры» А. В. Иконников пишет:
«Киевская София стала крупнейшим зданием Руси и была им до конца XV
века. Столь грандиозных построек в то время не создавали уже и в самой
Византии. Каменные своды киевского храма складывались в непрерывную
систему, завершавшую все здание. Эта система опережала конструктивные
эксперименты раннероманского зодчества Западной Европы, которое в
начале XI в. ещё использовало сочетание каменных и деревянных
конструкций. Русь получила эталон постройки, технически наиболее
совершенной для своего времени. Это дало мощный толчок к развитию
каменного зодчества». Храм сохранился с большими изменениями в
результате разрушений, нанесённых монголо-татарами, а также из-за более
поздних перестроек духовными пастырями и реконструкций Петра
Могилы в XVII веке. И всё же собор во многом сохранил первоначальный
облик, особенно в интерьере.
По образцу этого храма Софийские соборы были построены в других
центрах Руси: Новгороде и Полоцке. Возможно, строительство
новгородского Софийского собора возглавляли зодчие, которые
участвовали в возведении Киевской Софии, что сказалось на их большом
сходстве. Инициатором строительства Новгородской Софии стал также
Ярослав Мудрый, который до киевского княжения был князем
новгородским, где после себя посадил на княжеский престол сына своего
Владимира. Эти два храма, имеющие одно название, столь близкие по
внешнему устроению и размерам, должны были символизировать единство
двух главных городов и княжеств, а, следовательно, и единство
общерусское. Новгородский Софийский собор строился с 1045 по 1050 гг.
Софийские соборы в Новгороде и Полоцке дошли до нас, но новгородский
в сильно перестроенном виде. Хорошо сохранились некоторые храмы
XII века: Успенский (1158-1185 гг.) и Дмитриевский (1194-1197 гг.) во
Владимире, церковь Покрова на Нерли (1165 г.) близ Владимира,
смоленская церковь св. Петра и Павла (сер. XII в.), новгородский собор
Николая Угодника на Ярославском дворе (1113 г.), Георгиевский собор
Юрьева монастыря в Новгороде (1119-1130 гг.), новгородская церковь
Спаса на Нередице (1198 г.), Спасо-Преображенский собор в Переяславле-
Залесском (1157 г.). Под Суздалем князь Юрий Долгорукий в местечке
Кидекша возвёл мощный укреплённый замок с церковью святых Бориса и
Глеба (1152 г.). Этот храм был построен на том месте, где сыновья
Владимира Святого Борис и Глеб стали жертвой борьбы за киевский
престол от руки старшего брата Святополка, получившего за то прозвище
9
«Окаянный». Одноглавая церковь была сооружена из массивных блоков
местного белого известняка, а не по традиции византийского зодчества
из плинфы, поэтому производит впечатление, что строилась она не
обыкновенными зодчими, а сказочными богатырями.
Внутреннее устройство храма
От Византии русские мастера переняли кладку из плинфы, плоского
квадратного обожжённого кирпича светло-розовых тонов. Толщина
плинфы была, как правило, 4 см, но иногда использовалась и более тонкая,
и более толстая. Так, например, для церкви Успения Богородицы в Киеве
(Десятинной) была использована плинфа необычная: светло-жёлтого цвета
и совсем тонкая 2 см. А черниговские мастера использовали
прямоугольную плинфу толщиной 5 см.
В сочетании с толстым слоем белого или розового раствора извести такая
кладка выглядела необыкновенно красиво. Камень обычно использовали
только для фундамента, и лишь иногда храмы возводили целиком из
природного материала известняка, например, церковь святых Бориса и
Глеба под Суздалем.
Использовали для строительства храмов на Руси и более дешёвый
материал дерево. В деревянном зодчестве русские зодчие добивались
поразительного совершенства: строили быстро, красиво, надёжно, без
единого гвоздя, все элементы скреплялись только деревом. Дошедшая до
нас культовая деревянная архитектура удивляет и восхищает как внешней
красотой, так и мастерством исполнения. Наиболее древний деревянный
храм церковь Ризоположения в селе Бородава Вологодской области,
ныне на территории Кирилло-Белозерского монастыря, была срублена
(построена) в 1486 г.
1.2Устройство православного храма
Как вы уже знаете, храм имеет совершенно особое назначение отличное от
любого другого сооружения: обычного жилища дворца, развлекательного
учреждения, школы, больницы и т.п. Храм создаётся для верующих, для их
соборных молитв и совершения таинств. Поэтому и строится он так, чтобы
и внешний облик, и внутреннее устроение храма соответствовали этому
назначению.
Главной внешней особенностью православного храма является его
купольное завершение с водружённым на нём православным крестом. Во
10
внутреннем устроении здания храма особое значение имеет свод,
символизирующий Духовное Небо и сооружаемый таким образом, чтобы
создавать впечатление глубины и вместе с тем незыблемости и прочности
духовного мира тверди небесной (вспомните, в каком смысле
используется слово «твердь» в 1 главе "Бытия").
В христианских храмах используют разные типы конструкций сводов:
крестовая, цилиндрическая, купольная и другие. В Древнерусском
государстве получила распространение крестово-купольная архитектурная
система. Принцип её заключается в организации храмового пространства и
главных несущих и опорных конструкций по типу креста с возведённым в
центре куполом. В плане здание церкви как бы расчленяется крестом,
перекрестье которого приходится точно на центр храма, то есть на
подкупольное пространство между четырьмя столбами, где собираются
верующие во время богослужения.
Вход в здание находится в западной его части, а алтарь располагается в
восточной. Главные и прочие столбы делят храм на нефы (озн. «корабль»)
галереи, идущие от входа к алтарю. Нефов в храме может быть один,
два, три и более, чаще всего — три или пять.
В деревянном зодчестве на севере Руси в XIV-XV веках сложился
шатровый стиль, а в XVI веке он стал широко распространяться в
строительстве каменных храмов центральной части России.
Шатром в архитектуре называется завершение башен, храмов, теремов в
виде четырёхгранной или восьмигранной пирамиды. Такое завершение
использовано, например, в храме Вознесения Господня, построенного на
высоком берегу Москвы-реки в Коломенском (Москва). Храм был освящён
3 сентября 1532 года. Шатровый стиль украшает и храм Покрова
Пресвятой Богородицы (Храм Василия Блаженного), построенного в 1555-
1560 гг. на Красной площади столицы по приказу Иоанна Грозного в честь
завоевания Казани.
В 1649-1652 гг. в Москве была построена церковь Рождества Богородицы в
Путинках, ставшая последним храмом в Москве с шатровым завершением.
В 1652 г. патриарх Никон запретил строительство шатровых храмов, и с
этого времени шатры строились только для колоколен.