Исследовательская работа "Русская матрёшка - не просто игрушка" 3 класс


Исследовательская работа
на тему: «Русская матрёшка - не просто игрушка»
2015 год
Содержание
Введение 3
1. Кто такая «матрёшка»? 5
2. Происхождение русской матрёшки 7
3. Создание матрёшки и её виды 9
4. Анкетирование 11
5. Создание собственного узора для росписи матрёшки 12
Заключение 13
Выводы 14
Список литературы 16
Приложения
Введение
Живя в современном мире, мы часто не задумываемся о своем
происхождении, корнях, об истории своей родины. А ведь без любви, без
интереса к собственной истории, к культуре своей страны не может быть
полноценной жизни. В настоящее время русская матрёшка переживает
второе рождение, связанное, наверное, с огромным интересом в мире к
России, к переменам, происходящим в нашей стране. Вот мы и решили
больше узнать о ней.
Тема исследования: Русская матрёшка – не просто игрушка.
Цель исследования выяснить, почему матрёшка не просто
деревянная игрушка.
Задачи исследования:
1. Узнать происхождение матрёшки.
2. Выяснить виды матрёшек.
3. Узнать в чем секрет ее успеха и долголетия.
4. Создать собственный узор для росписи матрёшки.
Гипотезы:
1. Предположим, что матрёшка, прежде всего любимая и полезная
игрушка для детей
2. Предположим, что матрёшка - наиболее известный и любимый
всеми российский сувенир, потому что она оригинальна и необычна.
3. Возможно, что количество матрёшек в одной всегда одинаково.
Методы исследования:
1. Теоретические: изучение литературы по проблеме исследования,
работа в сети Интернет.
2. Практические: анкетирование, создание собственного узора для
росписи матрёшки.
Проводя исследование, нам хотелось бы выяснить какая она была в
прошлом и какая сейчас в нашем настоящем, современном мире, установить
какую пользу может принести матрёшка детям и взрослым, а так же узнать,
за что эту деревянную куклу назвали символом России, чем же матрёшка
пленила не только русский народ, но и завоевала весь мир?
1. Кто такая «матрёшка»?
Определение слова «матрёшка» мы нашли в словаре Ожегова, где дано
значение этого слова, как «деревянная расписная кукла грушевидной формы,
разъёмная посередине, в которую вставляются вложенные друг в друга
куклы меньшего размера. От собственного имени Матрёна пышно
обряженный персонаж народных праздников, представлений».
Почему раскладную деревянную куклу-игрушку назвали «матрёшкой»?
Практически все исследователи ссылаются на то, что это название
происходит от женского имени Матрёна, распространённого в России: «Имя
Матрёна произошло от латинского Matrona, что означает «знатная женщина»,
по-церковному писалось Матрона, среди уменьшительных имен: Мотя,
Мотря, Матрёша, Матюша, Тюша, Матуся, Туся, Муся. То есть матрёшка
могла бы называться и мотькой (или муськой). Звучит, конечно, странно,
хотя чем хуже, например, «марфушка»? Тоже хорошее и распространенное
имя Марфа. Или Агафья, между прочим, популярная роспись по фарфору
называется «агашка». Хотя согласимся, что «матрёшка» название очень
удачное и кукла действительно стала «знатной».
Матрёшка токарное разъемное красочно расписанное деревянное
изделие. В быту чаще всего игрушка, изображающая девочку, в сарафане и
платочке. Ее условная округлая форма имеет мягкие очертания и плавные
переходы от головы к широкому туловищу с плоским устойчивым
основанием. В игрушке замечена легкость круглящихся поверхностей,
веселая игра бликов, красочная роспись и случайное обнаружение в полости
игрушки двух, восьми, двенадцати и более фигурок-вкладышей.
Действительно, в игрушке есть что-то особенное, необыкновенное.
Матрёшка сегодня одно из популярных произведений декоративно-
прикладного искусства не только в нашей стране, но и за рубежом. Ее увозят
как сувенир во все страны мира, поэтому русская матрёшка и стала великой
путешественницей.
Образ женщины издавна был почитаем в русском народном
изобразительном искусстве, фольклоре и часто неотделим от образа птицы —
древнейшего символа добра и благополучия. «Лебёдушка», «пава»,
«утушка», «голубка» эпитеты, которыми издавна величали женщин в
русской народной поэзии, подчеркивая пластическую сторону образа.
Лаконичный образ деревянной матрешки удачно воплотил в себе и
спокойную плавность линий женской фигуры, и элементы традиционного
народного костюма: платок, фартук, сарафан.
Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства,
обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой и по сей день,
матрёшка остается символом материнства, плодородием, поскольку кукла с
многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную
основу этого древнейшего символа человеческой культуры.
Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с
желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда
вложено в матрёшку, т.е. чем больше в ней мест и чем качественней роспись
матрёшки, тем быстрее желание исполнится.
2. Происхождение русской матрёшки
Вокруг матрёшки и её возникновения ходят совершенно
противоположные версии. По одной версии её привезли в Россию как
уникальную игрушку из Японии, и потом она прижилась в России. По другой
версии, наоборот, японские мастера утверждают, что идею такой чудо-
игрушки завез им русский монах. Но как бы там ни было, матрешка стала
символом России.
По книге Н.Н. Алексахина "Матрёшка" и другим материалам мы
узнали, что в 1890 году в усадьбе Мамонтова в подмосковном Абрамцеве
хозяйка усадьбы привезла с острова Хонсю (Япония) забавного божка.
Игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья.
Старичок Фукуруму появился в России. Ему предстояло стать прообразом
нашей матрешки. Как это произошло? По одной версии - в одну из сред,
когда в усадьбу наезжала художественная элита, хозяйка показала всем
забавную фигурку. Разъемная игрушка заинтересовала художника Сергея
Малютина, и он решил сделать нечто подобное и сделал эскиз круглолицей
крестьянской барышни в цветастом платочке.
В одном из альбомов, посвященных творчеству русского художника
С.В. Малютина можно увидеть необычайную иллюстрацию - эскиз росписи,
выточенной из дерева куклы. Именно этот известный художник,
впоследствии академик живописи и стал создателем первой русской
матрешки. Любопытно, что опубликованный в альбоме эскиз и матрёшка со
штампом мастерской-магазина «Детское воспитание» из коллекции
Художественно-педагогического музея игрушки в Сергиевом Посаде похожи
как две родные сестры, но близнецами их назвать нельзя.
Этот факт позволяет предположить, что С.В. Малютиным было
сделано несколько вариантов росписи будущей игрушки. В его мастерской-
магазине художники постоянно работали над созданием новых игрушек для
детей. Это говорит о том, что первоначально матрешка задумывалась, как
игрушка и никто даже не подозревал какое будущее ей уготовано.
Изготовить свое творение он заказал лучшему токарю Сергиево-
Посадских учебно-показательных мастерских В. П. Звездочкину уроженцу
Вороновской волости Подольского уезда Московской губернии, издавна
знаменитой своими искусными токарями.
Если сравнить первую матрешку с ее поздними сестрами, то можно
заметить, что выглядела она очень скромной. Но мы думаем, что автор так и
задумывал. Ведь автор создавал образ деревенской девушки, одетой в
национальный русский костюм: платок, сарафан, передник. Образ этой
игрушки был близок народу. В руках первая матрешка держала черного
петуха. Тоже очень интересная де таль. У более поздних будут узелки,
самовары, бублики, букеты. А вот у этой смешной девочки была живая
птица! У нашей первой матрешки «бутылочная» форма. Высота старшей
куклы 19 см.
Первая матрешка (см. Приложение 1), выточенная по эскизам
С. В. Малютина лучшим игрушечником из Сергиева Посада В.
Звёздочкиным, была восьмиместной внутри большой девочки помещался
мальчик поменьше и так далее мальчики и девочки чередовались, а самой
маленькой, «неделимой», была матрешка – спеленатый младенец. Все семь её
подружек были как настоящие, словно только что вышли из своего
деревенского мира. Одна несет миску к столу, у другой в руках серп, третья
держит перед собой за руки маленького братца, а четвертая, младшенькая
просто засунула палец в рот. Разнообразит вереницу фигурка косоворотке с
хворостиной. И, наконец, завершает ряд, спеленатый младенец, меньше
мизинца. Целое семейство, дружное и трудолюбивое.
В 1900 году на Всемирной выставке в Париже она получила Золотую
медаль. Поэтому приблизительно с этого времени можно отсчитывать
возраст матрёшки. В 2000 году отметили ее столетие.
3. Создание матрёшки и её виды
Сегодня матрёшкой называют только те точеные и расписанные
деревянные игрушки-сувениры, которые состоят из нескольких
вкладывающихся одна в другую. Русские мастера, умевшие вытачивать
деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга апример, пасхальные
яйца) освоили изготовления матрёшки с легкостью. Над созданием
матрёшки работает целая команда мастеров, в работу эту каждый мастер
вкладывает душу и наполняется игрушка той энергетикой, которой так
богата широкая русская душа.
Мы выделили только несколько видов матрешек, создание которых
существуют с давних пор:
- загорская (см. Приложение 2) при упоминании о загорской
матрёшке перед глазами встает изображение круглолицей девушки в платке
и прикрытом передником сарафане, расписанных сочно и ярко несложными
цветами, листочками и точками. Роспись матрёшки производится без
предварительного рисунка гуашью и лишь изредка акварелью, а
интенсивность цвета достигается при помощи лакировки. В росписи
матрёшки обычно используются три-четыре цвета красный или оранжевый,
жёлтый, зелёный и синий – с добавлением чёрного для обводки тонкими
линиями лица и контуров одежды.
- семеновская и мериновская (см. Приложение 3) в 1953 году
семеновкие изделия впервые попали за рубеж. Именно с этого времени
семеновская матрешка начала соперничать с загорской, выгодно отличаясь от
нее раскованной росписью и сочным колоритом.
- полхов-майданская (см. Приложение 4) первые полховские
матрёшки, выполненные по примеру сергиевопосадских, были отделаны
выжиганием. Позже местные жители стали расписывать их, используя
растительный орнамент. Колорит Полховско-майдановской матрёшки
отличается ещё более яркой, звучной цветовой гаммой и более крупной
росписью. Главный мотив их росписи это многолепестковый цветок
шиповника «роза». Этот цветок издавна считается символом женского
начала, любви и материнства.
- вятская (см. Приложение 5) наиболее северная из всех
российских матрёшек. Она изображает девушку-северянку с мягкой
застенчивой улыбкой. Её милое приветливое личико завораживает и
притягивает. Для росписи матрёшек применяли масляные краски. Сама
матрёшка в те годы представляла девицу с румянцем на щеках в цветном
платочке и сарафане с лямочками, с букетом полевых цветов в руках. В этой
местности не просто расписывали матрешку анилиновыми красками, а
украшали ее ржаной соломкой.
- тверская - (см. Приложение 6) в этом регионе деревянную куклу
часто изображают в виде какого-либо исторического или сказочного
персонажа: царевна Несмеяна, Снегурочка, Василиса Прекрасная. Их
головные уборы и наряды различны, что очень привлекает детей.
В создании современных игрушек матрёшек присутствуют два
главных направления это игрушка-сувенир и развивающая детская
игрушка. Современные художники не обошли своим вниманием и детскую
тематику, ведь матрёшка это, прежде всего, игрушка. Изготавливают не
только именно матрёшек, но и другие игрушки, по принципу матрёшек.
Например, серия «Пингвины». Внутри большого пингвина сидят несколько
маленьких пингвинят. Эта игрушка предназначена для обучения
дошкольников счёту, при этом развиваются ещё и пальчики. Пирамидка
«Стаканчики» так же предназначена для обучения детей счёту, для развития
воображения, фантазии. Разбирая и собирая её, ребёнок строит башни,
сравнивает их по цвету, высоте.
Игрушка, созданная много лет назад, и сейчас остается одной из
любимых игрушек.
Вот и выходит, что не так проста русская матрёшка это составная
часть нашей жизни.
4. Анкетирование
Нами проведено анкетирование в 3 «б» классе. Одноклассники
ответили на вопросы:
1. Есть ли у вас дома матрёшка?
- да
- нет
2. Сколько матрешек помещается в одной?
- 5
- 7
- любое количество
ДА
НЕТ
00
5
7
ЛЮБОЕ
КОЛИЧЕСТВО