Конспект урока "Образ Митрофанушки в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»" 8 класс


Литература. 8 класс.
Тема урока:
Образ Митрофанушки в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».
Тип урока: развитие речи (по технологии встречных усилий).
Цели:
1.Способствовать сознательному участию школьников в учебном процессе, субъект
субъектному взаимодействию учителя и ученика; обучать анализу художественного
образа;
2. Развивать речь учащихся, вырабатывать творческий подход к выполнению задания.
3. Воспитывать в каждой личности необходимость вырабатывать своё мнение.
Структура урока:
Сообщение темы урока.
Д.И.Фонвизин удивительный писатель XVIII века. Ещё А.С.Пушкин в романе
«Евгений Онегин» назвал его «сатиры смелым властелином»:
Волшебный край! Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы…
В журнале «Собеседник» Фонвизин адресует вопрос императрице ЕкатеринеII:
«Отчего у нас начинаются дела с великим жаром и пылкостию, потом же оставляются, а
нередко и совсем забываются? Отчего в прежние времена шуты,
шпыни и балагуры чинов не имели, а ныне имеют, и весьма большие?» На что
императрица оскорбилась и в скором времени закрыла журнал.
Проходят годы, века, но мы не забываем «сатиры смелого властелина» и его
грандиозное детище – комедию «Недоросль».
Перед вами титульный лист комедии, поставленной, как мы знаем, в 1782 году. «Всё в
этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего в
ней карикатурного: всё взято живьём с природы», - пишет Фонвизин.
И Митрофанушка тоже живой русский образ. Он недоросль, главный герой
комедии.
- Вспомним, кого называли «недорослем»?
Вот как объясняет значение слова «недоросль» С.И.Ожегов:
НЕДОРОСЛЬ -я, м. 1. В России в 18 в.: молодой дворянин, не достигший
совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу.
2. перен. Глуповатый юноша-недоучка (разг. ирон.).
Обратим внимание: «глуповатый юноша-недоучка».
Сегодня мы говорим о Митрофанушке.
Тему урока мы записали. Запишите структуру урока.
I. Разминка «Отсроченная отгадка».
Вступительное слово учителя: Уже при жизни Д.И.Фонвизина имя «Митрофан»
стало нарицательным, обозначавшим лентяя и невежду. Заслужить это прозвище стало
позорным. Говорят, что один из молодых дворян узнал себя в Митрофане и до того был
потрясён, что бросился в ученье, учился дома и за границей, изучил языки, философию,
историю живописи, стал художником и, в конце концов, президентом Академии
художеств. Это был Алексей Николаевич Оленин, один из образованнейших людей своего
времени.
- В чём же заключается сила созданного Фонвизиным образа Митрофана? Нам
необходимо разобраться. (Вопрос запишите).
II. Контрольно - подготовительный этап «Повтор с расширением знаний».
Что нам известно о Митрофанушке? Для полного ответа пользуйтесь планом
к характеристике персонажа и текстом комедии.
(Главному герою комедии «Недоросль» Простакову Митрофану шестнадцать лет.
Живёт с родителями-помещиками в деревне, возможно, в такой. (Слайд). Родители его
очень любят, особенно мать. Но её воспитание сводится лишь к питанию и «одеванию»
сына. Хотя госпожа Простакова приглашает для него учителей, но образование это
только внешнее: учителя слабые, да и Митрофан не хочет учиться.) (Слайды с
иллюстрациями к комедии)
III. «Цель и цели».
Итак, вы должны доказать:
1. Сила образа Митрофана в том, что он стал отрицательным примером для
молодёжи: он «есть скот, а не человек…», «зверь без души».
2. Или: Митрофан «лжеувалень» (т.е. не лентяй), «невежда, но не дурак».
V. Рефлексивный этап. Эссе.
Итак, в чём же сила созданного Фонвизиным образа Митрофанушки?
- Вспомните, какую цель ставили вы в начале урока,
какой выдвинули тезис.
- Дайте развёрнутый устный ответ, оттолкнувшись от вашей цели и используя
необходимую лексику:
Митрофан
неуч : лентяй, невежественный, эгоистичный, грубый, хитрый, обжора, «скот, а не
человек», «зверь без души»
Митрофан сообразительный: остроумный, находчивый, умеет польстить матери,
дяде, лучшее лечение от обжорства – голубятня
(Образ нарицательный, неоднозначный, живой образ, заставляющий и сегодняшнего
читателя задуматься о многом, поразмышлять.)
И последний штрих к «портрету» Митрофана:
Узнайте героя: «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми
мальчишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет.Тут судьба моя переменилась…».
(Это Петруша Гринёв, герой «Капитанской дочки» А.С.Пушкина.)
- Есть ли что-то общее между героями – Митрофаном и Петрушей Гринёвым?
(Оба жили недорослями). Об этом мы поговорим, когда будем изучать «Капитанскую
дочку».
Заключение:
- На с.183 вопрос: Как вы понимаете слова современного исследователя творчества
драматурга, писателя Ст.Рассадина:«Рождение писателя Фонвизина это рождение
русской литературы… И «Недоросль» стал их общим детищем, общей победою; и условия
победы тоже общие: интерес к человеку, желание сперва понять, а уж после выговориться,
гуманность, проникшая даже в комедию и коснувшаяся даже недостойных. Истинное
искусство начинается только с этого»?
Итоги урока.
-Как вы оцените игру наших актёров?
-Чьи ответы товарищей вам понравились?
- Какое домашнее задание вам будет предложено?
Домашнее задание:
1. Письменно ответьте на вопрос: В чём сила образа Митрофана?
2. Индивидуальное задание: используя статью учебника (с.180 182), сделайте
табличку:
Характерные черты Митрофана с точки зрения традиции и
новаторства литературы XVIII века:
Традиция (статика)
Новаторство (динамика)
невежественный
хитрый
грубый
знает, как польстить матушке
эгоистичный…
сообразительный
остроумный
бессердечный
3. Опережающее задание: прочитать произведение А.С.Пушкина «Капитанская
дочка».