Урок - игра "Ориентирование на местности" 6 класс


МКОУ СОШ №18 с. Верхняя Санарка Пластовского района
Учитель ОБЖ: Боярова Н.Н. 1-я квалификационная категория
Разработка урока-игры в 6 классе 2011-2012 учебный год
Номинация: «На уроках ОБЖ учимся, играя»
«Выживание в условиях ЧС природного характера»
Тема: «Ориентирование на местности»
Задачи:
Образовательная: инициировать деятельность учащихся по изучению
способов ориентирования и выживания в ЧС
Развивающая: развитие навыков ориентирования и выживания в ЧС
Воспитательная: воспитание чувств коллективизма, необходимого для
выживания в ЧС
Оборудование:
доска, карта местности, компас, стороны горизонта(роза ветров), компьютер,
проектор, экран, учебники, тетради, ручки, карандаши, тесты, карточки,
иллюстрации, цветной мел.
Ход занятия:
1.Организационный момент:
Психолого-педагогический настрой
Проверка готовности учащихся к уроку
2.Подготовка к новой теме.
Мы привыкли жить в комфортных условиях.
опрос классу) Какие условия вы можете назвать комфортными ?
(Перечень условий освещение, отопление, водопровод, газификация,
бытовые приборы и т.д.)
Всего этого можно лишиться, попав в чрезвычайные ситуацию.
опрос классу) Какие ЧС вы знаете? Чего можно лишиться, попав в ЧС?
(Привычных условий жизни).
Поэтому необходимо быть готовым к ЧС и знать правила пребывания
автономного существования в природе. Представьте себе, что вы оказались в
мало знакомом месте. ВЧ этой ситуации нам может помочь план местности.
3. Содержание основного материала.
План местности, прилегающей к школе, нанесён на карту, которая
прикреплена к доске и лежит перед каждым учащимся на парте.
(Вопрос классу) Какие объекты нанесены на план местности?
(Школа, магазин «Белочка», котельная, огород, дорога, школьный сад, дом,
магазин, футбольное поле, кладбище)
Обозначить на плане место, где мы сейчас находимся.
(Учащиеся отмечают на плане место нахождения кабинета)
А сейчас мы с вами поиграем.
Игра «Чип и Дейл спешат на помощь»
Описание игры.
Двое учащихся выходят за дверь (они будут спасателями). Третий учащийся
(турист) становится у доски. Его исходное место очерчивается мелом.
Четвёртый учащийся записывает на листочке маршрут движения «туриста»
пошагово. Затем в класс приглашаются спасатели и им вручают маршрутный
лист «туриста». Спасателям ставится задача найти «туриста», повторяя его
маршрут.
В описании маршрута вместо используемых слов «вперёд», «назад»,
«влево», «вправо» и т.д. необходимо поставить слова «север», «восток»,
«юг», «запад». Для этого лучше использовать понятие «Роза ветров».
(Вопрос классу) Что такое ориентирование?
(Учащиеся пытаются объяснить этот термин своими словами)
Даём понятие термина «Ориентирование».
Далее проводится игра «Путь туриста». На доске план местности разделён
на квадраты. Задание учащимся: мысленно проследить путь туриста от
здания школы до кладбища, от кладбища до магазина «Белочка», от
магазина «Белочка» до сада, от сада до огорода, от огорода до школы.
Например, 2 клеточки на Юг, 3 клеточки на Восток и т.д.
Для того, чтобы определить стороны горизонта на местности, существует
несколько способов ориентирования: по солнцу( объяснение на экране по
иллюстрации), по звёздам (объяснение по иллюстрации на экране и
исполнение песни «Колыбельная медведицы» из м/ф. «Умка»), по местным
признакам (объяснение по иллюстрации на экране)
В тетради учащиеся делают зарисовки признаков.
( Муравейник, крест на православном храме, годовые кольца на пне, столб-
засека на просеке, смола на стволе дерева, мох на стволах)
4. Физкультурная минутка.
5. Закрепление материала.
Раздаём учащимся карточки с рисунками предметов, способствующих
выживанию в автономном пребывании на природе. Задание распределить
предмету по порядку востребованности предметов в ЧС. (Работа
индивидуальная, затем в группах). Коллективная проверка правильности
выполнения задания.
Лучше всего определять стороны горизонта с помощью прибора, который
называется «компас».
Записываем определение «компас» (Прибор, с помощью которого
определяют стороны горизонта - Ю., С., З., В.)
Проверка знаний с помощью тестов (индивидуальная работа)
6. Вывод (на экране)