"Описание упражнений, подвижных игр, этюдов и танцев"


Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дворец Творчества Детей и Молодежи
«Молодежный Творческий Форум Китеж плюс»
ОПИСАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ,
ПОДВИЖНЫХ ИГР, ЭТЮДОВ И ТАНЦЕВ.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Подготовила
педагог дополнительного образования
Довгаль Алла Сергеевна
Санкт-Петербург
2015
ОПИСАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ,
ПОДВИЖНЫХ ИГР, ЭТЮДОВ И ТАНЦЕВ.
Упражнения развивающей и корригирующей гимнастики.
Упражнения на развитие отдельных групп мышц, гибкости
(«выворотности» и танцевального шага), упражнения для исправления
функциональных нарушений осанки.
Упражнения выполняются в основной части урока сидя и лежа на полу.
Каждое упражнение разучивают отдельно, затем их можно объединить в
серии или в танцевальные этюды. Для этого упражнения сочетаются со
стилевыми элементами танца и выполняются в характере, который
определяет музыка.
Упражнения для развития силы мышц голени и стопы.
1. Исходное положение (и.п.) сидя на полу с опорой на предплечья,
ноги вытянуты вперед, колени вытянуты.
Счет 1 – согнуть правую стопу, носком на себя, левую вытянуть.
Счет 2 – поменять положение стоп.
2. И.п. – лежа на спине, руки вытянуть вдоль туловища, носки вытянуты.
Счет 1 – согнуть стопы, носками на себя.
Счет 2 – развести носки в стороны, пятки вместе, колени не сгибать.
Счет 3 – вернуться в положение «счет 1».
Счет 4 – стопы вытянуть (и.п.)
3.И.п. сидя с опорой на предплечья, ноги вытянуты вперед, колени
вытянуты.
Затакт – приподнять правую ногу над полом в выворотном положении.
Счет 1-6 произвести на каждый счет поочередные сгибания и разгибания
стопы.
Счет 7 – опустить правую ногу на пол.
Счет 8 – приподнять левую ногу.
Счет 9-16 все повторить с другой ноги.
4. И.п. сидя с опорой на предплечья, ноги вытянуты вперед, колени
вытянуты.
Счет 1 чуть приподнимая правую ногу над полом, согнуть ее в колене и
одновременно согнуть стопу (носок на себя).
Счет 2 – разогнуть ногу в колене, вытянуть стопу.
Счет 3-4 повторить с другой ноги.
Музыкальное сопровождение упражнений 1-4 2/4, темп умеренный.
Упражнения могут сочетаться между собой и ритмически.
5.Упражнение «Угол».
Музыкальное сопровождение – 2/4, 3/4, медленно.
И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища, ладонями вниз.
Счет 1-2 приподнять корпус и прямые ноги вверх до уровня прямого
угла, руки в стороны, ладонями вниз.
Счет 3-4 вернуться в и.п.
Вариант с хлопком:
Счет 1 – сесть, согнув ноги, обхватить колени руками.
Счет 2 – угол, руки в стороны.
Счет 3 – удерживая угол, хлопок в ладони над головой.
Счет 4 – и.п.
Упражнение выполняется 4-8 раз.
6. Упражнение «Ножницы».
Музыкальное сопровождение – 2/4, быстро.
И.п. сидя с опорой на предплечья, ноги вытянуты вперед, колени и
стопы натянуты.
Затакт приподнять прямые ноги над полом. На каждый счет выполнить
поочередные движения ногами вверх-вниз. Упражнение выполнятся на 32
счета (16 тактов).
7. Упражнение «Лесенка».
Музыкальное сопровождение – 2/4, быстро.
И.п. – сидя с опорой на предплечья.
Затакт – приподнять прямые ноги над полом.
Счет 1-4 поочередно поднимая ноги на каждый счет (как бы поднимаясь по
лестнице), постепенно поднять их наверх.
Счет 5-8 медленно опустить ноги вниз (спускаемся на лифте).
Упражнение выполняется на 32 счета (16 тактов).
8. Упражнение «Рисуем круги».
Музыкальное сопровождение – 2/4, 3/4, темп умеренный.
И.п. – сидя с опорой на предплечья.
Затакт – приподнять ноги над полом.
Счет 1-3 три раза очертить носками в воздухе маленькие круги.
Счет 4 – опустить ноги.
Счет 5-8 повторить, очерчивая круги в другую сторону.
Упражнение выполняется 4-8 раз (8-16 тактов).
9. Упражнение «Наклон из положения, лежа на спине».
Музыкальное сопровождение – 4/4, 3/4, медленно.
И.п. – лежа на спине, руки вытянуты над головой.
Счет 1-2 медленно сесть и наклониться вперед, ноги врозь, грудью
коснуться пола.
Счет 3-4 медленно вернуться в и.п.
Упражнение выполняется 8-16 раз.
10. Упражнение «Кошка».
Музыкальное сопровождение – 2/4, умеренно.
И.п. – стоя на коленях с опорой на руках (на четвереньках).
Счет 1 – опустить голову и плечи вниз, спина круглая.
Счет 2 – прогнуться, поднять голову вверх.
Вариант: на счет 2 вместе с прогибом мах правой ногой назад, левая
рука поднимается вверх.
Упражнение выполняется 4-8 раз.
11. Упражнение «Повороты корпуса».
Музыкальное сопровождение – 2/4медленно.
И.п. сед ноги «скрестно» (по-турецки). Руки находятся на затылке со
сцепленными в замок ладонями.
Счет 1-2 поворот (скручивание) корпуса направо.
Счет 3-4 возврат в и.п.
Повторить в другую сторону.
Варианты положения рук:
- на поясе;
- руки со сцепленными в замок ладонями подняты над головой. Ладони
смотрят в потолок.
Упражнение выполняется 8-12 раз.
12. Упражнение «Рыбка».
Музыкальное сопровождение – 4/4, 3/4, медленно.
И.п. – лежа на животе, руки вытянуты вперед.
Счет 1-2 прогнуться в спине, приподнять над полом голову, плечи, руки,
грудь и прямые ноги.
Счет 3-4 вернуться в и.п.
Варианты рук:
- обе руки вдоль туловища;
- одна рука вперед, другая – вдоль туловища;
- во время прогиба стопу согнутой в колене левой ноги захватить ладонью
правой руки.
Выполняется 8-16 раз.
13.Упражнение «Прогиб назад, стоя на коленях».
Музыкальное сопровождение – 4/4, 3/4, медленно.
И.п. – стоя на коленях, руки на поясе.
Прогнуться, стараясь руками коснуться пяток.
Вернуться в и.п.
Выполняется 4-8 раз.
14. Парные упражнения.
Музыкальное сопровождение – 4/4, 3/4, медленно.
И.п. лежа на животе, руки за голову, ноги вместе, стопы удерживает
партнер. Выполнить медленный прогиб назад и вернуться в и.п.
Выполнить 8-16 раз.
15. Упражнение «Сесть мимо пяток».
Музыкальное сопровождение - 4/4, 3/4, медленно.
И.п. – стоя на коленях, руки в замке подняты над головой.
Счет 1 – сесть на пол слева от пяток.
Счет 2 – вернуться в и.п. без помощи рук.
Вариант движения рук: на счет 1 руки через низ идут в стороны, на
счет 2 – возвращаются в и.п.
Выполнить 8-16 раз.
16. Упражнение «Группировка – растяжка».
Музыкальное сопровождение – 2/4.
И.п. – лежа на спине, руки вверх.
Счет 1 согнув ноги, подтянув колени к груди, обхватив их руками, голову
прижать к коленям.
Счет 2 – вернуться в и.п.
Счет 3 – потянуться.
Счет 4 – расслабиться.
Выполнить 4-8 раз.
17. Упражнение «Лук».
Музыкальное сопровождение - 4/4, 3/4, медленно.
И.п. – лежа на животе, руки вдоль туловища.
Сильно прогнуться назад, одновременно согнув ноги в коленях и захватив
ладонями стопы. Удерживать это положение два счета.
Выполнить 4-8 раз.
18. Упражнение «Наклоны в сторону».
Музыкальное сопровождение - 4/4, 3/4, медленно.
И.п. сед ноги скрестно (по-турецки). Руки в стороны, ладонями вниз.
Счет 1-2 наклоны вправо. Левая рука вверх (III позиция), правая рука за
спину.
Счет 3-4 вернуться в и.п.
Упражнение повторить в другую сторону.
19. Музыкальное сопровождение - 4/4, 3/4, медленно.
И.п. – лежа на спине, руки в стороны, ладонями вниз.
Медленно поднять вытянутую ногу до максимально возможного положения.
Опустить в и.п.
Исполнить с другой ноги.
Следить за ногой на полу (колено не сгибать).
20. Музыкальное сопровождение - 4/4, 3/4, медленно.
И.п. – лежа на спине, руки в стороны, ладонями вниз.
Счет 1-2 медленно поднять вытянутую ногу до максимально возможного
положения.
Счет 3 – отвести ногу в сторону.
Счет 4 вернуть ногу в и.п.
21. Музыкальное сопровождение - 4/4, 3/4, медленно.
И.п. – лежа на спине.
Согнуть ногу в колене, бедро прижать руками к груди. Удерживая бедро,
стараться выпрямить ногу в колене.
Упражнения 19-21 выполняются 4-8 раз каждой ногой.
22. Упражнение «Мах ногой».
Музыкальное сопровождение - 2/4, 3/4, энергично.
И.п. – лежа на спине, руки в стороны, ладонями вниз.
Мах ногой с максимально возможной амплитудой. Махи можно выполнять в
сторону, лежа на боку. Выполнить 8-16 раз.
23. Упражнение «Отведение ноги из 1 позиции».
Музыкальное сопровождение – 4/4, 3/4 медленно.
И.п. лежа на животе, развернуть ноги в тазобедренных суставах,
стопы на себя (I позиция ног фиксируется тяжестью тела).
Отвести ногу в сторону, взять рукой за голень и постепенно
приближать носок к голове до ощущения растяжения мышц задней
поверхности бедра.
Несколько секунд удерживать это положение.
Выполнить 2-4 раза.
24. Упражнение «Наклон вперед из седа ноги врозь».
Музыкальное сопровождение 4/4, 3/4 медленно.
И.п. – сидя, ноги широко врозь, руки вверх.
Счет 1 – наклон к правой ноге. Коснуться ладонями вытянутого носка правой
ноги.
Счет 2 – глубокий наклон вперед, постараться грудью коснуться пола.
Счет 3 – наклон к левой ноге.
Счет 4 – руки возвращаются в и.п. через стороны.
Повторить 4-8 раз.
25. Упражнение «Сочетание различных шагов с хлопками».
Музыкальное сопровождение - 2/4, 4/4 (марш).
Перед началом упражнения ученицы встают в круг лицом по линии
танца.
Счет 1-4 четыре шага по кругу с носка, одновременно выполняются четыре
хлопка в ладони перед собой.
Счет 5-8 четыре шага по кругу с пятки, четыре хлопка за спиной.
Счет 9-12 тот же, что и счет 1-4.
Счет 13-16 четыре шага на полупальцах, четыре хлопка поднятыми над
головой руками.
Сначала движения ног и рук надо проучить отдельно. Чередовать
выполнение упражнения то с правой, то с левой ноги. Когда упражнение в
основном усвоено всеми детьми, можно его выполнить в форме игры
«Упражнение с выбыванием». Тот, кто ошибается, отходит в сторону
(выбывает). В кругу остаются самые внимательные. Можно придумать
другие варианты шагов и хлопков.
26. Упражнение «Поочередное поднимание рук».
Музыкальное сопровождение - 2/4, темп сначала умеренный, затем быстрый.
И.п. – стоя, пятки вместе, носки врозь.
На каждый счет поочередно поднимаем: правую руку вперед, левую
руку вперед, правую руку вверх, левую руку вверх, правую руку в
сторону, левую руку – в сторону, правую руку – вниз, левую руку – вниз.
То же упражнение выполнить, начиная с левой руки. В дальнейшем
упражнение сочетается с прыжками «ноги вместе – ноги врозь».
Развивает координацию движений, внимание.
27. Упражнение «Лыжник».
Музыкальное сопровождение - 2/4, темп умеренный.
И.п. правой ногой выпад вперед, левая рука вверх, правая рука чуть
отведена назад, ладони сжаты, как бы держат лыжные палки.
На каждый счет сменить положение рук и ног на противоположное.
Упражнение исполняется сначала медленно, затем темп постепенно
ускоряется.
28. Упражнение «Кошка выпускает когти» (для пальцев и кистей рук).
Музыкальное сопровождение - 2/4, умеренно.
И.п. стоя, пятки вместе, носки врозь. Руки подняты наверх, локти
согнуты, пальцы сжаты в кулаки.
Счет 1-5 по очереди, один за другим выпрямить пальцы, начиная с
большого.
Счет 6 - развести пальцы до предела в стороны.
Счет 7 – резко сжимая пальцы в кулаки, опустить кисть вниз.
Счет 8 – вернуться в и.п.
Упражнение можно сочетать с прыжками и приседаниями (на счет 8
«Кошка прыгает», «Кошка притаилась»).
Вариант: один за другим выпрямить пальцы, начиная с мизинца.
29.Упражнение «Марионетка».
Музыкальное сопровождение – 4/4.
Упражнение должно исполняться очень четко. «Марионетку» как бы
дергают за ниточку.
И.п. – стоять прямо, пятки вместе, носки врозь, руки опущены вниз.
1-й такт.
Счет 1 – поворот головы направо.
Счет 2 – голова прямо.
Счет 3 – поворот головы налево.
Счет 4 – голова прямо.
2-й такт тот же, что и 1-й такт.
3-й такт.
Счет 1 – поднять правое плечо.
Счет 2 опустить правое плечо.
Счет 3 – поднять левое плечо.
Счет 4 – опустить левое плечо.
4-й такт тот же, что и 3-й такт.
5-й такт.
Счет 1 – наклон головы направо.
Счет 2 – голова прямо.
Счет 3 – наклон головы налево.
Счет 4 – голова прямо.
6-й такт тот же, что и 5-й такт.
7-й такт.
Счет 1 – поднять плечи.
Счет 2 – опустить плечи.
Счет 3 – поднять плечи.
Счет 4 – опустить плечи.
9-й, 10-й такты те же, что и 1, 2-й такты.
11-й, 12-й такты те же, что и 3, 4-й такты, но одновременно с плечом
отводится в сторону соответствующая рука, ладонь направлена вперед.
13-й, 14-й такты те же, что и 5, 6-й такты.
15-й такт тот же, что и 7-й такт, но одновременно с плечами разводятся в
стороны обе руки, ладони направлены вперед.
16-й такт.
Повторяются движения 15-го такта, но в два раза быстрее («марионетка»
пожимает плечами, удивляется).
17-й такт.
Счет 1-2 голова описывает полукруг подбородком вниз.
Счет 3-4 полукруг в другую сторону.
18-й такт тот же, что и 17-й такт.
19-й такт.
Счет 1 – правое плечо поднять вверх.
Счет 2 – левое плечо поднять вверх.
Счет 3 – опустить правое плечо.
Счет 4 – опустить левое плечо.
20-й такт тот же, что и 19-й.
21-й такт.
Круговое движение головой (целый круг).
22-й такт то же в другую сторону.
23-й такт.
Счет 1 – поднять вверх правую руку.
Счет 2 – поднять вверх левую руку, ладони обращены друг к другу.
Счет 3 согнуть правую руку в локте, как бы роняя предплечье («отпустили
ниточку»).
Счет 4 – то же левой рукой.
24-й такт.
Счет 1 – резко опустить (уронить) правую руку.
Счет 2 – то же левой рукой.
Счет 3 – присогнуть колени («ослабили ниточки»).
Счет 4 – мягко опуститься на пол, расслабиться («отпустили все ниточки»).
30. Этюд в восточном характере.
Музыкальное сопровождение - 2/4, медленно.
И.п. – сидя ноги скрестно (по-турецки). Руки на поясе.
1-й такт.
Поворот корпуса направо (скручивание).
2-й такт.
Возвратиться в и.п.
3-й такт.
Поворот корпуса налево.
4-й такт.
Возвратиться в и.п.
5-7-й такты.
Поднимая руки через стороны вверх, выполнить вращательное движение
кистями на каждую четверть (6 раз).
8-й такт.
Счет 1 – хлопок в ладони над головой.
Счет 2 – руки соединить в замок и перевести в положение за голову.
9-12-й такты те же, что и 1-4-й такты, но на последнюю четверть 12-го такта
поднять руки вверх.
13-15 такты.
Опуская руки через стороны вниз, выполнить вращательные движения
кистями на каждую четверть (6 раз).
16-й такт.
Счет 1 – хлопок в ладони перед собой.
Счет 2 – руки с соединенными в замок ладонями поднять над головой.
17-20-й такты те же, что и 1-4-й такты.
21-23-й такты.
Опуская руки через стороны вниз, выполнить поочередно правой и левой
кистью вращательные движения на каждую четверть (всего 6 раз).
24-й такт.
Счет 1 – хлопок в ладони перед собой.
Счет 2 – поднять руки с соединенными в замок ладонями над головой.
25-й такт.
Счет 1 наклон корпуса в сторону вправо, левая рука вверх, правая за
спиной.
Счет 2 сохраняя предыдущее положение, выполнить вращательное
движение кистями.
26-й такт.
Счет 1 – вернуться в и.п., руки в стороны.
Счет 2 – выполнить вращательное движение кистями (как бы оттолкнуться от
стен).
27-й, 28-й такты те же, что и 25-й, 26-й такты, но в другую сторону.
29-32-й акты те же, что и 25-28-й такты.
31. «Хлопушка».
Музыкальное сопровождение - 4/4, русская или цыганская мелодия.
И.п. – сидя ноги скрестно (по-турецки).
Первая хлопушка.
1-й такт.
Счет 1 – удар ладонью правой руки об пол около правого бедра.
Счет 2 – удар ладонью правой руки по правому бедру.
Счет 3-4 то же левой рукой.
2-й такт.
Счет 1-2 два хлопка в ладони перед собой.
Счет 3 – хлопок в ладони вытянутыми над головой руками.
Счет 4 – руки на пояс.
Вторая хлопушка.
3-й такт.
Счет 1 – удар ладонью правой руки об пол около правого бедра.
Счет 2 – удар ладонью правой руки накрест по левому бедру
Счет 3-4 то же с левой руки.
4-й такт.
Счет 1-2 два удара одновременно правой и левой ладонями по правому и
левому бедрам.
Счет 3 – хлопок в ладони вытянутыми над головой руками.
Счет 4 – руки на пояс.
Третья хлопушка.
5-й такт тот же, что и 3-й такт.
6-й такт.
Счет 1 – хлопок в ладони вытянутыми руками перед собой.
Счет 2 – хлопок в ладони вытянутыми руками за спиной
Счет 3 – хлопок в ладони вытянутыми руками над головой.
Счет 4 – руки на пояс.
Четвертая хлопушка.
7-й такт.
Счет 1-2 два удара ладонями об пол около бедер
Счет 3-4 два хлопка в ладони вытянутыми руками над головой.
8-й такт.
Счет 1-2 три удара ладонями об пол около бедер (пауза на последнюю 1/8).
Счет 3-4 три хлопка в ладони вытянутыми руками над головой (пауза на
последнюю 1/8).
Каждую хлопушку надо проучить отдельно, повторив 4-8 раз. Затем
соединить в комбинацию, исполнить ее 4 раза, постепенно убыстряя темп.
32. Упражнение «Сочетание подскоков с хлопками».
Музыкальное сопровождение - 2/4.
Упражнение исполняется с продвижением по кругу.
8 подскоков, руки на поясе.
8 подскоков с хлопками ладонями поднятыми высоко над головой руками.
Это сочетание исполняется один раз.
4 подскока, руки на поясе.
4 подскока с хлопками.
Исполняется 2 раза.
2 подскока, руки на поясе.
2 подскока с хлопками.
Исполняется 4 раза
1 подскок, руки на поясе.
1 подскок с хлопками.
Исполняется 8 раз.
Когда упражнение почти усвоено, можно выполнить в форме игры
«Упражнение с выбыванием».
33. «Цыганский этюд».
Музыкальное сопровождение - 4/4, цыганская мелодия.
Элементы цыганского танца и музыкальное сопровождение придают
уже знакомым гимнастическим упражнениям характер танцевального этюда.
Темп, вначале медленный, постепенно убыстряется.
И.п. – сидя на полу на коленях (сед на пятках), руки свободно опущены
вниз.
Вступление 4/4 встать на колени, руки через стороны закрываются на
пояс.
1-й такт.
Счет 1-2 поворот корпуса направо
Счет 3-4 возвратиться в предыдущее положение.
2-й такт – то же в другую сторону.
3-й такт.
Счет 1-2 стоя на коленях, отклонить корпус назад тазобедренных
суставах ноги не сгибаются), голову повернуть направо.
Счет 3-4 возвратиться в и.п.
4-й такт.
На каждую 1/4 попеременно подать вперед то правое, то левое плечо.
6-й такт.
Счет 1-2 на каждую 1/8 попеременно подать вперед то правое, то левое
плечо.
Счет 3-4 то же движение повторяется как можно быстрее («тряска
плечами»).
7-й такт.
Счет – наклон вперед-направо, руки вытянуть параллельно полу.
Счет 2 – вернуться в и.п., руки опустить вниз.
Счет 3 – наклон вперед, руки параллельно полу.
Счет 4 – наклон вперед-налево, руки параллельно полу.
8-й такт.
Круговое движение руками и корпусом (вниз, направо, назад, налево), на
последнюю 1/4 встать на колени, руки через стороны приходят в положение
за голову. В 7-м и 8-м тактах к движению рук можно добавить небольшие
быстрые повороты кисти (руки как бы трепещут).
9-й такт
Счет 1-2 поворот корпуса направо с одновременным прогибом назад,
поворот головы налево, левый локоть опустить.
Счет 3-4 возвратиться в предыдущее положение.
1-й такт тот же в другую сторону.
11-й, 12-й такты те же, что и 9-й, 10-й такты, но на последнюю четверть руки,
скрещенные в замок, поднять над головой.
13-16-й такты.
8 раз выполнить упражнение «Сесть мимо пяток» на 2/4; движение рук: сесть
вниз руки через стороны опускаются вниз, подъем добавить быстрые
повороты кисти («трепет»).
В конце этюда можно исполнить упражнение «Хлопушка», но на
последний такт хлопок над головой и сильный наклон вперед (сложиться
пополам), вытянутые руки движутся вместе с корпусом, опускаются на пол.
34.Танец «Бесконечный галоп».
Музыкальное сопровождение - 2/4.
Танцующие стоят парами лицом друг к другу по кругу, образуя два
круга внутренний и внешний. Первая пара, держась за руки (руки в
стороны), движется боковым галопом по линии танца, проходя по
образовавшемуся коридору. Вторая пара, пропустив первую, берется за руки
и продолжает двигаться галопом за первой парой. Третья пара, пропустив
первую и вторую, в свою очередь вступает в танец, и так все пары. Первая
пара, дойдя до своего места, останавливается, затем останавливается вторая
пара и так далее. Танец можно продолжать бесконечно долго.
35. «Веселый галоп».
Музыкальное сопровождение - 2/4.
Танцующие встают в круг и берутся за руки.
1-4-й такты. 7 галопов в правую сторону, на счет 8 остановиться.
5-8-й такты. 7 галопов в левую сторону, на счет 8 остановиться.
9-й, 10-й такты. 4 хлопка в ладони.
11-й, 12-й такты. Кладут руки на пояс и делают маленькие топающие шаги на
месте (на каждую 1/8).
13-15-й такты. Кружатся на месте на высоких полупальцах.
16-й такт. Останавливаются и берутся за руки.
Танец исполняется еще раз.
36. «Галоп с хлопками».
Музыкальное сопровождение - 4/4, галоп. Танец занимает 16 тактов.
Учащиеся стоят по кругу парами лицом друг к другу.
1-й такт.
Счет 1 – хлопок в ладони.
Счет 2 – хлопок в правую ладонь партнера.
Счет 3 – хлопок в ладони.
Счет 4 – хлопок в левую ладонь партнера.
2-й такт тот же, что и 1-й такт.
3-й, 4-й такты.
7 галопов по кругу по линии танца, соединенные руки открыты в стороны. На
последнюю четверть учащиеся, стоящие спиной в круг поворачиваются
лицом в круг. Таким образом, все учащиеся стоят лицом в круг парами: один
впереди, другой сзади.
5-й такт.
Счет 1 учащиеся, стоящие впереди, хлопают в ладони перед собой,
учащиеся, стоящие сзади, хлопают в ладони над головой.
Счет 2 хлопок в ладони партнера: стоящие впереди левой рукой, стоящие
сзади – правой рукой. При этом надо посмотреть друг на друга.
6-й такт тот же, что и 5-й, но с другой руки.
7-й, 8-й такты.
7 галопов по линии танца. Учащиеся, стоящие впереди, держат руками
юбочку (или руки на поясе); стоящие сзади кладут руки на талию впереди
стоящего. На последнюю 1/4 все поворачиваются на 180 градусов, спиной к
центру круга.
9-й, 10-й такты те же, что и 5-й, 6-й такты.
11-й, 12-й такты.
7 галопов по линии танца в том же положении, что и в 7-м, 8-м тактах. На
последнюю 1/4 стоящие спиной поворачиваются лицом к центру круга.
13-й, 14-й такты те же, что и 1-й, 2-й такты.
15-й такт.
Счет 1-2 2 галопа по линии танца лицом друг к другу.
Счет 3-4 2 галопа по линии танца, повернувшись друг к другу спиной.
Правая рука учащегося, стоящего спиной к центру, соединенная с левой
рукой учащегося, стоящего лицом к центру, проводится через низ вперед по
ходу движения.
16-й такт тот же, что и 15-й такт.
Танец можно повторить, но все галопы исполнить против линии танца.
Разучивание этой композиции требует внимания и сосредоточенности.
37. Этюд «Лявониха».
Этюд на материале белорусского танца.
Музыкальное сопровождение - 2/4.
Участвуют от 4 до 16 пар. Перед началом этюда ученицы стоят парами по
кругу плечом к плечу лицом по ходу движения, руки в скрещенном
положении.
Первая часть.
1-12-й такты.
Исполняется движение № 1 (подскок-переступание), продвигаясь по
кругу. В конце 12-го такта ученицы встают в полукруг парами лицом друг к
другу, соединенные руки открыты в стороны.
13-18-й такты.
2 раза исполняется движение № 2 (приставные шаги и притоп).
19-24-й такты.
2 раза исполняется движение № 3 (выпады и хлопки).
Вторая часть.
1-12-й такты.
Сохраняя положение в паре, проходят целый круг (боковой галоп) и
возвращаются на свои места. Если исполнителей 4 пары, то можно пройти 2
круга.
13-23-й такты.
4 раза исполняется движение 4 (перескоки с переменой мест с
правой ноги).
24-й такт.
Вместо последней перемены мест исполняется перескок, причем
исполнительницы, стоящие спиной, поворачиваются лицом к зрителю. В
конце 24-го такта все стоят в полукруге, держась за руки.
Третья часть.
1-12-й такты.
Исполнительницы обходят целый круг боковым галопом и
возвращаются на свои места.
13-24-й такты.
4 раза исполняется движение 5 (носок, пятка, переступание),
начиная с правой ноги.
Уход. 24 такта.
Держась за руки, двигаются змейкой, исполняя движение № 1.
Описание движений.
Движение № 1. Подскок-переступание.
Движение занимает 2 такта 2/4.
Затакт – подскок на левой ноге.
1-й такт.
Счет 1 правая нога опускается на пол в VI позицию.
Счет «и» - левая нога опускается на пол в VI позицию.
Счет 2 – правая нога опускается на пол в VI позицию.
Счет «и» - подскок на правой ноге.
2-й такт.
Движение исполняется с другой ноги.
Движение № 2. Приставные шаги и притопы.
Движение занимает 3 такта 2/4.
Исполнительницы стоят лицом друг к другу. Соединенные руки открыты в
стороны.
1-й такт.
Счет 1 шаг правой ногой в сторону с поворотом на 1/8 круга в правую
сторону.
Счет 2 – приставить левую ногу к правой ноге в VI позицию.
2-й такт.
Счет 1 – шаг левой ногой на 1/4 круга в левую сторону.
Счет 2 – приставить правую ногу к левой ноге в VI позицию.
Исполнительницы поворачиваются друг к другу топ правым, то левым
плечом.
3-1 такт.
Счет 1 – удар правой ногой в VI позицию
Счет «и» - удар левой ногой в VI позицию
Счет 2 – удар правой ногой в VI позицию
Счет «и» - пауза.
Движение № 3. Выпады и хлопки.
Движение занимает 3 такта 2/4.
Положение в паре то же, что и в движении № 2.
1-й такт.
Счет 1 – небольшим прыжком сделать выпад правой ногой с поворотом
направо на 1/8 круга (повернуться левым плечом друг к другу).
Счет 2 – соскок в VI позицию лицом друг к другу.
2-й такт – то же с другой ноги.
3-й такт.
Три хлопка в ладони своей партнерши.
Движение № 4. Перескоки и перемена мест.
Движение занимает 3 такта 2/4.
Положение в паре то же, что и в движении № 2.
Затакт – приподнять правую ногу.
1-й такт.
Счет 1 – сделать перескок на правую ногу с поворотом на 1/8 круга направо.
Счет «и» - переступить на левую ногу в VI позицию
Счет 2 – переступить на правую ногу.
Счет «и» - затакт для исполнения движения с другой ноги.
2-й такт.
Все повторяется с другой ноги.
3-й такт.
Тремя топающими шагами, начиная с правой ноги, обойти целый круг и
вернуться на свое место. Правые руки соединить в положение «под руку».
Движение № 5. Носок, пятка, переступание.
Движение занимает 3 такта 2/4.
1-й такт.
Счет 1 – правая нога ставится вперед на носок. Наклон головы направо.
Счет 2 – правая нога переводится на пятку. Голова прямо.
2-й такт тот же, что и 1-й такт.
3-й такт.
Тройной притоп с правой ноги.
Движение повторяется с другой ноги.
Подвижные игры под музыку.
Подвижные игры под музыку применяются для закрепления
сформированных двигательных умений и навыков в согласовании движений
с музыкой, воспитании выдержки, дисциплины, внимания, памяти на
движения и других двигательных, психических и личностных свойств.
Проводя игру на уроке, педагог дожжен четко объяснить суть игры,
обратить внимание на музыкальное сопровождение, разделить играющих на
команды, строго следить за выполнением правил.
38. Игра «Кто быстрее построится».
В игре развивается умение слушать музыку, самостоятельно находить
соответствующие музыке движения.
Музыкальное сопровождение полька, вальс, русский танец, любые
танцевальные мелодии.
Играющие строятся в 2 3 колонки по 6 8 человек. Запоминают
своим места. Начинает звучать музыка. Все танцуют, перемещаясь по всему
залу. Музыкальное сопровождение резко обрывается. Задача играющих
быстро найти свое место. Та колонка, которая быстрее построится,
выигрывает. Можно повторить игру несколько раз, меняя музыкальное
сопровождение (полька, вальс, ламбада и так далее).
38. Игра «Опасный угол».
В игре дети учатся самостоятельно принимать решения и
импровизировать под музыку в образе животного.
Музыкальное сопровождение веселая полька. До начала игры углы
зала нумеруются. Все играющие – зайцы. Водящий – охотник.
Зайцы танцуют и прыгают. Появляется охотник и громко объявляет:
«Прячьтесь зайцы, охотник идет!» Охотник закрывает глаза. Зайцы
разбегаются по углам, прячутся. Охотник объявляет опасный угол: «Стреляю
в угол номер два». Те зайцы, которые спрятались в этом углу, «убиты» - они
выбывают из игры. Игра повторяется. Изменив музыкальное сопровождение,
можно превратить зайцев в других животных (волков, медведей, динозавров
и так далее).
39. Игра «Идем в поход».
С помощью игры воспитывается умение слушать музыку,
самостоятельно выполнять перестроение.
Музыкальное сопровождение: сопоставляются два настроения -
энергичный марш и веселая мелодия танцевального характера.
Играющие строятся в 2 -3 колонны по 8 -10 человек и маршируют за
ведущим в колонках идут в поход. Музыкальное сопровождение марш.
Меняется музыкальное сопровождение. Дети без указаний педагога должны
перейти к свободным непринужденным движением без строя, размещаясь по
всему залу. Дети изображают сценку «На привале» (собирают грибы,
устанавливают палатку, разжигают костер и так далее). Снова звучит марш.
Дети самостоятельно находят свои места и колонки, за ведущим
возвращаются в исходное построение («Приходим домой»).
40. Игра-импровизация «Игрушечный магазин».
Импровизация в заданном образе. Музыкальное сопровождение
импровизация концертмейстера.
Играющие выстраиваются полукругом. Выбирается водящий
покупатель. Педагог говорит: «Мы пришли в игрушечный магазин. Перед
нами стоят игрушки. Покупатель хочет купить. . - и называет игрушки:
куклу, мячик, медвежонка, скакалку и так далее. Дети исполняют танец-
импровизацию в заданном образе. Покупатель выбирает «лучшую игрушку».
Выбранный ребенок становится покупателем и объявляет следующую
игрушку.
41. Игра «Передача платочка».
Игра направлена на воспитание умения вежливо обращаться друг с
другом, умения слушать музыку и импровизировать под музыку.
Музыкальное сопровождение: 1-я часть плавная неторопливая русская
мелодия на 2/4 8 тактов; 2-я часть – веселая плясовая на 2/4 16 тактов.
Играющие стоят в кругу. У одного в руке платочек. С началом
музыкального сопровождения ребенок, держащий платочек, с поклоном
плавно передает его своему соседу справа. Передача платочка продолжается
до тех пор, пока не закончится первая часть музыкального сопровождения.
Ребенок, последним получивший платок, выходит в круг и пляшет,
размахивая платком (2-я часть), с окончанием музыки встает на свое место в
круг. Игра повторяется.
42. Игра «Горячий камень».
Игра используется для воспитания быстроты реакции, внимательности,
точности движений. Музыкальное сопровождение – любая веселая мелодия.
Играющие встают в тесный круг. У одного в руках «горячий камень»
(мяч, кегля, какой-либо другой предмет, который удобно держать в руках).
Звучит музыка, и играющие передают «горячий камень» по кругу. Музыка
резко обрывается. Тот играющий, у которого «горячий камень» остался в
руках, выбывает из игры. Круг становится меньше. Игра продолжается до тех
пор, пока не останется двое играющих. Если играющих очень много, можно
пустить по кругу 2-3 предмета.
43. Игра «Проворные».
Воспитание быстроты реакции, ловкости.
Музыкальное сопровождение – марш, полька, танцевальные мелодии.
Играющие разбиваются на группы по 4 человека, один из них
«проворный». Выбирается водящий. Группы становятся так: 3 человека
держатся за руки, образуя круг-домик, в середине «проворный». Затем
«проворные» выстраиваются в колонку за водящим. Водящий водит
«проворных» по залу в различных направлениях, выполняя заданное
движение (подскоки, бег, шаг с носка). По команде педагога «Домой
«проворные» занимают свои «домики». Водящий может занять любой
«домик». Оставшийся без места будет водящим.
44. Игра «Найди затейника».
Игра направлена на воспитание внимания, наблюдательности.
Музыкальное сопровождение – любая ритмическая музыка.
Играющие становятся в широкий круг. Водящий выходит за дверь или
уходит, чтобы не видеть играющих. Выбирается затейник. Звучит музыка, и
затейник начинает показывать различные движения, которые все участники
повторяют за ним. Входит водящий и пытается найти затейника. Затейник
старается показывать движения незаметно. Водящий может угадывать
затейника 3 раза. Если он находит затейника, то они меняются местами, игра
продолжается.
Используемая литература.
1. Ваганова А.Я. Основы классического танца. Издания разных лет.
2. Вестник Академии русского балета им. Вагановой. Издание разных лет.
3. Лопухов Ф., Ширяев А., Бочкарев А. Основы характерного танца. Л., 1934
4. Климов А. Основы русского народного танца. М., 1994
5. Годик М., Барамидзе А., Киселева Т. Стретчинг. М., 1991
6. Барышникова Т. Азбука хореографии. СПб, 1996
7. Коренева Т. Музыкально-ритмическое движение. М., 2002
8. Бачинская Н. Русские хороводы и хороводные песни. М.,1951
9. Боа Ким. Формирование балетной осанки. Методические рекомендации. СПб, 2013
10. П.А. Силкин. Хореография. Рекомендации по отбору детей и педагогические
приёмы развития данных. СПб, 2013