Классный час "Народное творчество в годы Великой Отечественной войны"

1
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
Гимназия № 1
Классный час
Народное творчество
в годы Великой Отечественной войны
Выполнила:
Нефедова
Ольга Юрьевна,
учитель истории и
обществознания
высшей категории.
Амурская область, г. Белогорск.
2
Данный классный час предназначен для учащихся 8-11 классов.
Цель данного мероприятия: воспитывать патриотизм и любовь к Родине, уважение к
историческому прошлому своего народа.
Задачи: формирование гражданского самосознания учащихся; развитие интереса к истории,
развитие творческих способностей учащихся.
1 ведущий.
70 лет отделяют нас от великого дня - Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941- 1945
годов. Путь к этой победе был нелегким. Это и горечь утрат и поражений, и яркие примеры
мужества и героизма солдат, офицеров, всего нашего народа в борьбе с жестоким и сильным
противником. О войне мы с вами, если уж говорить честно, знаем не так много. Это и хорошо, и
плохо одновременно. Хорошо потому, что нас миновало это горе. Плохо потому, что нельзя
забывать войну, нельзя забывать героев, отстоявших нашу свободу, жизнь.
В
В
о
о
й
й
н
н
а
а
п
п
о
о
с
с
т
т
е
е
п
п
е
е
н
н
н
н
о
о
у
у
х
х
о
о
д
д
и
и
т
т
в
в
п
п
р
р
о
о
ш
ш
л
л
о
о
е
е
,
,
с
с
т
т
а
а
н
н
о
о
в
в
я
я
с
с
ь
ь
с
с
т
т
р
р
а
а
н
н
и
и
ц
ц
е
е
й
й
в
в
у
у
ч
ч
е
е
б
б
н
н
и
и
к
к
е
е
и
и
с
с
т
т
о
о
р
р
и
и
и
и
.
.
П
П
о
о
ч
ч
е
е
м
м
у
у
ж
ж
е
е
м
м
ы
ы
в
в
н
н
о
о
в
в
ь
ь
в
в
с
с
п
п
о
о
м
м
и
и
н
н
а
а
е
е
м
м
о
о
н
н
е
е
й
й
?
?
О
О
т
т
Б
Б
р
р
е
е
с
с
т
т
а
а
,
,
г
г
д
д
е
е
в
в
о
о
й
й
н
н
а
а
н
н
а
а
ч
ч
а
а
л
л
а
а
с
с
ь
ь
,
,
д
д
о
о
М
М
о
о
с
с
к
к
в
в
ы
ы
,
,
г
г
д
д
е
е
ф
ф
а
а
ш
ш
и
и
с
с
т
т
о
о
в
в
о
о
с
с
т
т
а
а
н
н
о
о
в
в
и
и
л
л
и
и
,
,
-
-
1
1
0
0
0
0
0
0
к
к
м
м
.
.
О
О
т
т
М
М
о
о
с
с
к
к
в
в
ы
ы
д
д
о
о
Б
Б
е
е
р
р
л
л
и
и
н
н
а
а
,
,
г
г
д
д
е
е
в
в
о
о
й
й
н
н
а
а
о
о
к
к
о
о
н
н
ч
ч
и
и
л
л
а
а
с
с
ь
ь
,
,
-
-
1
1
6
6
0
0
0
0
к
к
м
м
.
.
И
И
т
т
о
о
г
г
о
о
2
2
6
6
0
0
0
0
к
к
м
м
э
э
т
т
о
о
,
,
е
е
с
с
л
л
и
и
с
с
ч
ч
и
и
т
т
а
а
т
т
ь
ь
п
п
о
о
п
п
р
р
я
я
м
м
о
о
й
й
т
т
а
а
к
к
м
м
а
а
л
л
о
о
,
,
п
п
р
р
а
а
в
в
д
д
а
а
?
?
2
2
6
6
0
0
0
0
к
к
м
м
э
э
т
т
о
о
е
е
с
с
л
л
и
и
п
п
о
о
е
е
з
з
д
д
о
о
м
м
,
,
т
т
о
о
м
м
е
е
н
н
е
е
е
е
4
4
с
с
у
у
т
т
о
о
к
к
,
,
с
с
а
а
м
м
о
о
л
л
ё
ё
т
т
о
о
м
м
п
п
р
р
и
и
м
м
е
е
р
р
н
н
о
о
4
4
ч
ч
а
а
с
с
а
а
С
С
б
б
о
о
я
я
м
м
и
и
,
,
п
п
е
е
р
р
е
е
б
б
е
е
ж
ж
к
к
а
а
м
м
и
и
и
и
п
п
о
о
л
л
з
з
к
к
о
о
м
м
4
4
г
г
о
о
д
д
а
а
!
!
4
4
г
г
о
о
д
д
а
а
1
1
4
4
1
1
8
8
д
д
н
н
е
е
й
й
.
.
3
3
4
4
т
т
ы
ы
с
с
я
я
ч
ч
и
и
ч
ч
а
а
с
с
о
о
в
в
.
.
И
И
2
2
7
7
м
м
и
и
л
л
л
л
и
и
о
о
н
н
о
о
в
в
п
п
о
о
г
г
и
и
б
б
ш
ш
и
и
х
х
с
с
о
о
о
о
т
т
е
е
ч
ч
е
е
с
с
т
т
в
в
е
е
н
н
н
н
и
и
к
к
о
о
в
в
.
.
2
2
7
7
м
м
и
и
л
л
л
л
и
и
о
о
н
н
о
о
в
в
п
п
о
о
г
г
и
и
б
б
ш
ш
и
и
х
х
В
В
ы
ы
п
п
р
р
е
е
д
д
с
с
т
т
а
а
в
в
л
л
я
я
е
е
т
т
е
е
с
с
е
е
б
б
е
е
,
,
ч
ч
т
т
о
о
э
э
т
т
о
о
т
т
а
а
к
к
о
о
е
е
?
?
Е
Е
с
с
л
л
и
и
п
п
о
о
к
к
а
а
ж
ж
д
д
о
о
м
м
у
у
п
п
о
о
г
г
и
и
б
б
ш
ш
е
е
м
м
у
у
и
и
з
з
2
2
7
7
м
м
и
и
л
л
л
л
и
и
о
о
н
н
о
о
в
в
в
в
с
с
т
т
р
р
а
а
н
н
е
е
о
о
б
б
ъ
ъ
я
я
в
в
и
и
т
т
ь
ь
м
м
и
и
н
н
у
у
т
т
у
у
м
м
о
о
л
л
ч
ч
а
а
н
н
и
и
я
я
,
,
с
с
т
т
р
р
а
а
н
н
а
а
б
б
у
у
д
д
е
е
т
т
м
м
о
о
л
л
ч
ч
а
а
т
т
ь
ь
4
4
3
3
г
г
о
о
д
д
а
а
!
!
2
2
7
7
м
м
и
и
л
л
л
л
и
и
о
о
н
н
о
о
в
в
з
з
а
а
1
1
4
4
1
1
8
8
д
д
н
н
е
е
й
й
э
э
т
т
о
о
з
з
н
н
а
а
ч
ч
и
и
т
т
,
,
п
п
о
о
г
г
и
и
б
б
а
а
л
л
о
о
ч
ч
е
е
л
л
о
о
в
в
е
е
к
к
к
к
а
а
ж
ж
д
д
у
у
ю
ю
м
м
и
и
н
н
у
у
т
т
у
у
В
В
о
о
т
т
ч
ч
т
т
о
о
т
т
а
а
к
к
о
о
е
е
2
2
7
7
м
м
и
и
л
л
л
л
и
и
о
о
н
н
о
о
в
в
!
!
!
!
!
!
2 ведущий.
Сегодня мы хотим предложить вам открыть ещё одну страницу летописи Великой
Отечественной. Великая Отечественная война.… С первых же её дней деятели искусства заняли
свое место в общем строю борцов против фашистского нашествия. Их произведения, как набатный
колокол, звали на беспощадную войну с захватчиками и помогали побеждать их. Вбирая в себя
гнев и боль народа, его ненависть к врагу и веру в Победу, их голоса звали в бой «не ради славы,
ради жизни на земле».
3 ведущий.
Что такое война? Прежде всего это постоянное, часто предельное напряжение всех
физических и моральных сил человека. А что помогает человеку в трудные минуты? Это хорошая
песня, шутка, смех. В один строй с солдатами встала и песня.
В одной из песен, популярных в годы войны, были такие слова: Кто сказал, что надо бросить Песни
на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне!
Кто сказал, что на войне песня не нужна,
Тот не знает, как она для бойца важна.
Прибаутка, шутка друг,
Помогают жить.
Ну, а песня для бойца, что воды испить.
3
Той живой воды, что нам
Силы придает,
А в недавний час беды –
Жизни сбережет. (Автор неизвестен)
4 ведущий.
С первого дня и до победного праздничного салюта песня всегда была рядом. Она помогала
преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала
их. Как верный друг, песня не покидала фронтовика в минуты грусти, скрашивала разлуку с
любимой, с родными и близкими. Она шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу,
смелость…
Песня грозных лет, пламенных, суровых.… До сих пор нас волнуют прекрасные песни, созданные
в годы Великой Отечественной войны. И все же ни одна из них не может сравниться по силе
воздействия с песней «Священная война».
1 ведущий.
24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение
Василия Ивановича Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай
на смертный бой…». Стихи эти потребовали от поэта упорной работы. Лебедев-Кумач не раз
переписывал и дорабатывал отдельные строки и строфы, подчас заменяя целые четверостишия.
Замысел этого стихотворения возник у поэта еще в предвоенную пору. Стихотворение в газете
прочитал руководитель Краснознамённого ансамбля песни и пляски Красной армии Александр
Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На
другой день, придя на репетицию, композитор объявил: «Будем разучивать новую песню
«Священная война».
Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни (печатать не было времени), а
певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день на репетицию с оркестром, а 27
июня уже состоялась премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни
отправлялись на фронт боевые эшелоны.
С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, зале
наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах
видны слёзы, и это волнение передаётся исполнителям. У них тоже слезы на глазах.
Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь в вновь пять раз подряд! пел
ансамбль «Священную войну». Так начался путь песни, славный и долгий путь. Ее пели всюду
на передовом крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалась победа. Каждое утро после боя
курантов она звучала по радио. Эта песня и сейчас звучит как клятва восставшего грудью на
защиту Родины народа, как гимн ненависти и гнева к фашизму.
(Звучит фонограмма песни «Священная война» (муз. А. В. Александрова, сл. В. И.
Лебедева-Кумача).
2 ведущий.
У каждой песни своя жизнь. Одна проживает её мгновенно, как мотылёк, едва появившись,
тотчас умирает. Но есть песни со счастливой судьбой долго живут и не старятся, всегда любимы
народом.
В нетопленом каменном доме
Концерт фронтовой бригады,
Солдаты сидят на соломе
В коленях, зажав приклады.
Озябли и ноги, и руки.
И, словно на киноэкране,
В дыму и морозном тумане
Актриса поёт о разлуке.
4
Актриса поёт о далеком доме,
Завьюженном русской метелью.
Ей холодно в платьице легком.
И хлопцы снимают шинели,
И каждый согреть ее хочет,
Чтоб пела она, чтоб не смолкла…
Зря ждет у крыльца ее ночью
Соседей лихая двуколка. Семён Гудзенко. Венгрия. 1945 год.
3 ведущий.
Счастливая и необычная судьба этой песни: она родилась дважды. А чтобы разобраться, как
это случилось, давайте перенесёмся в довоенный 1939 год, в дни, когда впервые прозвучала её
незатейливая мелодия. Именно тогда, спасаясь от фашистской неволи, в Советский Союз
приехали участники популярного польского эстрадного коллектива «Голубой джаз». Они
выступали с концертами в Белостоке, Львове, Минске и других городах. Весной 1940 года
«Голубой джаз» гастролировал в Москве. На одном из концертов побывал поэт и драматург Я. М.
Галицкий. Среди многочисленных мелодий, прозвучавших на концерте, одна особенно
понравилась ему, и он тут же сделал подтекстовку. После концерта поэт познакомился с
композитором, показал ему набросок своих стихов, и через несколько дней состоялась премьера
песни. Эта незатейливая песенка очень понравилась москвичам. Песню включили в свой
репертуар многие известные певицы и певцы: Л. А. Русланова, И. Д. Юрьева, К. И. Шульженко.
Но это была песня мирных дней, и когда началась война, трудно было предположить, что «Синий
платочек» встанет в строй боевых песен. Но это случилось. Время написания стихов фронтового
варианта «Синего платочка» — 9 апреля 1942 года.
К. И. Шульженко приехала с концертами на Волховский фронт, познакомилась с сотрудником
газеты «В решающий бой» лейтенантом Михаилом Максимовым. Узнав о том, что он пишет
стихи, она предложила написать новые стихи на музыку довоенного «Синего платочка».
М. Максимов сочинял всю ночь и утром показал свой текст певице. С тех пор песня эта
навсегда осталась в репертуаре К. И. Шульженко.
Клавдия Ивановна Шульженко – истинно народная артистка. Сейчас трудно подсчитать, в
скольких частях она выступала. Известно лишь, что только за первый год войны ансамбль,
которым руководили она и Владимир Коралли, дал в частях Ленинградского фронта пятьсот
концертов. В каких только условиях не приходилось выступать! И на кузове грузовика, и на
опушке леса, и в полуразрушенном сарае.
В репертуаре К.И. Шульженко было много песен. Но где бы она не выступала, бойцы всегда
просили её: «Спойте Синий платочек!»
(Звучит фонограмма песни «Синий платочек» (муз. Е. Петербургского, сл. М. Максимова)
в исполнении К. И. Шульженко.
4 ведущий.
Не спеша, да по порядку,
Отложив пока гармонь,
Загадаю вам загадку:
Невзирая на огонь.
Кто на фронте в трудный час
Пел про валенки для нас? А.Т. Твардовский “Василий Тёркин”
(Ответы зрителей – Лидия Русланова).
Совершенно верно, это Лидия Андреевна Русланова. Эту певицу в нашей огромной стране
знали и любили все. И не только за то, что у неё были редчайший по тембру голос, типично
русская внешность, но и за умение проникнуть в душу каждого, кто её слушал. В годы войны
знаменитая исполнительница была на передовой, часто попадая под нешуточные бомбёжки и
5
артобстрелы, дарила уставшим бойцам свою звонкую русскую песню. Песня действительно была
её оружием.
(Звучит фрагмент русской народной песни «Валенки» в исполнении Лидии Руслановой.)
1 ведущий.
В годы войны массовая песня одной из первых отразила события войны и стала её
музыкальной летописью, могучим духовным оружием на фронте и в тылу. В истории советского
песенного творчества четыре года войны стали знаменательным периодом, утвердившим новый
стиль. Радио - грамзаписи, концерты фронтовых бригад и кинофильмы, а также листовки со
славами и нотной записью мелодий знакомили слушателя с новыми песнями.
Интересна судьба песни «Катюша». Её премьера состоялась в Колонном зале Дома Союзов
осенью 1938 г. на первом концерте Государственного джаз оркестра СССР, которым руководил
Виктор Кнушевицкий. Успех был огромный: песню исполняли на бис трижды.
«Катюша» - песня о верности и любви - написана поэтом Михаилом Исаковским и
композитором Матвеем Блантером в те времена, когда пограничная служба была предметом
всеобщего внимания. Панская Польша, боярская Румыния, буржуазная Чехословакия, на Дальнем
Востоке Япония все выставили против СССР пограничные гарнизоны. В Тихом океане
самурайские катера нападали на наших рыбаков. На заставах красноармейцы героически
защищали Родину.
2 ведущий.
Юноша, получивший в военкомате направление в пограничные войска, уже заранее в глазах
друзей выглядел героем. И мысли о пограничниках оказались сконцентрированными в этой песне
«Катюша».
Весьма интересны истории, связанные с ней. Например, поэт Илья Сельвинский,
участвовавший в боях на Керченском полуострове, вспомнил такой случай: «Однажды под вечер,
в часы затишья, наши бойцы услышали из немецкого окопа, расположенного поблизости,
«Катюшу». Немцы прокрутили пластинку раз, потом поставили второй раз, потом третий.… Это
разозлило наших бойцов: мол, как это подлые фашисты могут слушать нашу «Катюшу». Не
бывать этому! В общем, дело закончилось тем, что группа красноармейцев совершенно
неожиданно бросилась в атаку на немецкий окоп. Завязалась короткая схватка. В результате
немцы ещё опомниться не успели, а «Катюша» (пластинка) вместе с патефоном была доставлена к
своим.
3 ведущий.
Эта песня получила признание за рубежом; в годы войны она была гимном итальянских
партизан. Любопытно, как ласковое имя «Катюша», выйдя из песни, зазвучало грозно в суровые
дни войны.
Это случилось в самом начале войны. Положение на фронте было трудное. Советские войска
отступали под натиском превосходящих сил противника. Однажды в прифронтовом лесу
появились странные грузовики, с каким - то высоким, косо поставленном сооружением в кузове.
Машины находились под усиленной охраной. Эмблемы на петличках у шофёров и
красногвардейцев артиллерийские. На фронте не принято любопытствовать. Но в сторону
перелесков, где накапливались машины неизвестного назначения, посматривали с особым
вниманием и уважением. Что - то будет?
4 ведущий.
Настал час, когда исход боя висел на волоске. И тогда на позицию выкатились таинственные
машины. Под прикрывшим их брезентом оказались косые рамы с рядом длинных и острых
снарядов с хвостовым оперением. Раздался залп, и в стан врага помчались огненные стрелы. На
участке залпа реактивных снарядов враг был полностью уничтожен. В первые дни своего
пребывания на фронте новое оружие - РС – ракетные снаряды, грозное победное оружие
получило сердечное имя – «Катюша».
6
Почему их именно так назвали? Солдат нашёл слово, которое соответствовало его вере в
победу. А может быть, кто - то видел, как машины выехали на крутой берег, и ассоциативное
восприятие навело его на знакомую строку: «Выходила на берег Катюша…».
Послушайте эту песню в исполнении школьной вокальной группы.
1 ведущий.
Весной 1942 года в Ташкенте режиссёр Леонид Луков снимал фильм «Два бойца». Картина
рассказывала о крепкой фронтовой дружбе двух солдат уральского сталевара Саши Свинцова и
одесского сварщика Аркадия Дзюбина. Эти роли исполняли замечательные артисты кино Борис
Андреев и Марк Бернес. Всё действие в картине должна была сопровождать симфоническая
музыка. Но однажды, когда снимался эпизод в землянке, Л. Луков решил, что хорошая лирическая
песня оживила бы сцену.
Никита Богословский вспоминал: «Луков пришел ко мне и так ярко обрисовал картину,
внутреннее состояние героев, что я тут же сел за рояль и почти сразу, без единой остановки
наиграл мелодию будущей «Тёмной ночи». Она вошла в фильм без изменений». Теперь дело было
за текстом. К счастью, в Ташкент приехал с фронта на несколько дней навестить жену и сына поэт
Владимир Агатов. К нему то и обратился Луков. Так же быстро и удачно, как музыка, сложились
и стихи у поэта. Они понравились всем.
Фильм «Два бойца» был закончен в октябре 1943 года. Но уже до этого «Тёмная ночь» стала
широко известной.
(Звучит фонограмма песни «Тёмная ночь» (муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова) в
исполнении М. Бернеса.
2 ведущий.
Матери, жены, любимые девушки, как часто вспоминал солдат, в минуты затишья писали им
письма. Так в конце 1941 года под впечатлением трудного фронтового дня написал своей жене
письмо в стихах Алексей Сурков.
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Сурков не предполагал его публиковать и тем более не думал, что оно станет песней. Поэт
вспоминает: «Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы уже где - то в феврале 1942
года не приехал из эвакуации композитор Константин Листов, назначенный старшим
музыкальным консультантом главного политуправления Военно-морского флота. Он пришел в
нашу фронтовую редакцию и стал просить «что - ни будь, на что можно написать песню. «Чего-
нибудь не оказалось. И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в
блокноте и, переписав начисто, отдал Листову, будучи абсолютно уверенным, что хотя я свою
совесть и очистил, но песни из этого абсолютно лирического стихотворения не выйдет. Листов
побегал глазами по строчкам. Промычал что – то неопределенное и ушел. Ушел, и все забылось».
Но через неделю композитор вновь появился в редакции, попросил гитару и спел новую свою
песню «В землянке». Она сразу же всем полюбилась. Место написания песни землянка, где - то
совсем близко от Москвы, вероятнее всего, на 20-м километре Минского шоссе. В дни тяжёлых
боёв там был наблюдательный пункт Западного фронта.
Слова и ноты были опубликованы в «Комсомольской правде» 25 марта 1942 года.
Публикация оказалась едва ли не единственной за первые годы войны. В то время эту песню
исполняли Леонид Утесов, Лидия Русланова и многочисленные фронтовые ансамбли.
А мы предлагаем послушать эту песню в исполнении школьной вокальной группы.
(вокальная группа исполняет « В землянке»).
7
3 ведущий:
На войне одной минутки не прожить без прибаутки. Юмор, смех, шутка, хорошая песня
помогают человеку в трудные минуты. Чувство юмора на фронте создавало хорошее настроение,
облегчало трудности походов, поднимало дух солдат, смягчало грусть потерь. На полях сражения
часто звучали задорные частушки. Взрывы смеха вызывали анекдоты про солдат и генералов,
сатирические стихи про Гитлера. Юмор рождался вопреки и наперекор опасности. Каких только
курьезов не происходило с русским солдатом на войне, из таких переплетов выбирались, аж дух
захватывало! Ну, чуть чуть приукрасит свою историю солдат, как будто ему смерть не страшна,
а, сколько выдумки, смекалки! Кому не известен Василий Теркин из поэмы Твардовского солдат
труженик, с горячим сердцем, с народной смекалкой и хитрецой, мастер на все руки. Вот
послушайте солдатские бывальщины.
Теркин:
Вот сижу я, значит братцы,
Под покровом темноты,
Слышу: шорох, вижу, братцы,
Немец лезет…
Солдат (1): Ну, а ты?
Теркин:
Ну, а я, конечно делом,
Притаился меж сосен,
Белый снег, и я весь в белом.
Жду бандита…
Солдат (2): Ну, а он?
Теркин:
Ну, а он ползет по лесу,
Только вижу я, браты,
Много в том фашисте весу
Как бугай он…
Солдат (3): Ну, а ты?
Теркин:
Ну, а я по весу муха,
Как полезешь на рожон?
Ах, ты, думаю, поруха!
Как с ним сладить?..
Солдат (1): Ну, а он?
Теркин:
Ну, а он все ближе, ближе…
Только вижу, я, браты,
Брюхом он лежит на лыже
Снег глубокий…
Солдат (2): Ну, а ты?
Теркин:
Ну, а я решил упрямо:
Взять живьем его должон,
8
Автомат наставил прямо.
Будь что будет…
Солдат (3): Ну, а он?
Теркин:
Ну, а он совсем уж рядом,
Наровит вильнуть в кусты.
Водит, вижу, волчьим взглядом.
Подползает…
Солдат (1): Ну, а ты?
Теркин:
Тут меня и осенило!
Взял я в бок одним прыжком
И на фрица, на верзилу
Прямо с маху сел верхом.
«Хальт! – кричу, - не то стреляю!
Ходу, чертова душа!»
И к затылку приставляю
Свой заветный «пэ – пэ ша».
Солдат (2): Ну, а он?
Теркин:
Куда ж деваться?
Подчинился мне, подлец,
И повез меня он, братцы,
Как хороший жеребец.
Ох, уж утром было смеху!
Из лесочка под уклон
Так на пленном я и въехал
В свой гвардейский батальон.
4 ведущий:
Иной раз задумаешься: за что так любят в народе песни военных лет, сохраняют в памяти,
берегут как святыню? Наверное, за простоту и душевность, мелодичность и запоминаемость. И
все-таки, самое главное в военных песнях - удивительный оптимизм, вера в дружбу, любовь, во
все лучшее, что есть в человеке, - то, за что шли на подвиг и смерть. Бесхитростные и простые
военные песни распространялись мгновенно. Они и сегодня живут в нашей памяти. А уж как
любит наш народ анекдоты! Про солдат и генералов, про Гитлера и фрицев любые анекдоты
военных лет.
Улыбнись, честной народ,
Будем слушать анекдот.
Солдат 1: Трое рядовых спят в окопе на передовой, и вдруг их будит ужасный шум.
- Что это, гром или бомба? – спрашивает первый.
- Бомба, - отвечает второй.
- Как хорошо, - говорит третий, вновь устраиваясь поудобнее, - а я уж думал, опять
мокнуть.
9
Солдат 2: Замполит в штабе отчитывает солдата-радиста за то, что тот побежал в столовую, не
убрав рабочее место.
- Вам хорошо, товарищ майор: вы рот закрыли – и рабочее место убрано! – отвечает солдат-
радист.
Солдат 3: Один радист, который хорошо знал немецкий, подстроился к фашистской станции и
давай подслушивать их разговоры. И слышит, как какой-то важный чин железнодорожную
станцию вызывает и все спрашивает: «Куда пойдёт поезд 93, куда пойдет поезд 93?» А на
той стороне, видно, что-то заклинило, так что они ни гугу. Тогда наш и ответил фрицу на чистом
немецком языке: «Ну что спрашиваешь? Известно, куда пойдет поезд № 93. Туда, куда и 92
предыдущих – под откос!»
1 ведущий:
Знали солдаты, что смерть ожидает многих; знали, что война это не праздник, не парад. И все
же звучали на фронте шутки, раздавался смех…. Иногда были не прочь и сплясать. Жизнь
продолжалась!
Самым большим праздником для бойцов был приезд фронтовой концертной бригады. Порой в
кузове грузовика или на развалинах полуразрушенного дома выступали артисты.
2 ведущий:
Еще один жанр народного творчества частушки. Это своеобразная песенная миниатюра,
затаенной грусти и оптимизма одновременно. Частушка мгновенно откликалась на все события
фронта и тыла. В частушках Великой Отечественной, пожалуй, ярче, чем когда-либо, отразился
русский характер. Послушаем некоторые из них.
Девушка:
Уважаемые товарищи бойцы! Открываем наш концерт!
(девушки поют частушки)
1. Мы частушки вам споём
Необыкновенные.
Эй, подружка, заводи,
Как всегда – военные!
2. Я на бочке сижу,
Я под бочкой мышка.
Ждать осталося недолго –
Немцам будет крышка
3. Гитлер ходит, тарабанит
- Я живой ещё хожу.
Если голову открутят,
Я полено привяжу.
4. Как в Германии недавно
Поросенок околел:
Три недели Гитлер плакал –
Поросятинки хотел.
5. За рекою, за Окою
Зеленеют ёлочки.
А танкистами у нас
Девчата – комсомолочки
6. Ой, Германия, Германия,
10
Германия не Русь.
Как в Германию загонят,
Так оттуда не вернусь
7. Ты не вейся, чёрный ворон,
Над тюрьмою – банею!
Не допустят партизаны
Нас угнать в Германию.
8. Слёз на проводах не лью:
Место милого - в бою.
На заводе у станка
Заменяю паренька.
9. Дайте, дайте мне винтовку,
Поеду воевать –
В партизанские отряды,
Партизанам помогать.
10. Лес грузили, воз таскали,
Меж собой ругались мы,
А гармошку услыхали,
Сразу рассмеялись.
11. На войну ушел отец,
На войне братишка,
Бревна возит на себе
Худенький мальчишка
Девушка(1): что – то мы про войну, да про войну! Давай любовные!
12. Голубая лента
На четыре банта.
Никого не полюблю
Кроме лейтенанта.
13. Ой, дорога ты, дорога,
Что легла в густой туман!
Ты не скажешь, ли дорога,
Где мой милый партизан?
14. Девушки, у нас веселье,
На границе тишина:
Сорок пятого, девятого
Закончилась война!
Девушка:
А самое главное, после концерта всегда были танцы. При свете костра или автомобильных фар,
под звуки старенького патефона или расстроенного до невозможности фортепиано, мы танцевали.
И пусть кавалеров в нашем зенитном батальоне не было, и вместо бальных платьев и туфелек
выгоревшие гимнастерки и тяжёлые сапоги, танцевали мы самозабвенно.
3 ведущий:
О чем наши солдаты пели весной сорок пятого?
11
Пели о том, как на «солнечной поляночке, дугою выгнув бровь, парнишка на тальяночке играет
про любовь». Пели, что «хороша страна Болгария, а Россия лучше всех». Пели о «смуглянке
молдаванке», что ушла в партизанский отряд. И еще о том, что «едут едут по Берлину наши
казаки»…И все это были очень хорошие песни.
Отгремели залпы победных салютов. Ушел в историю май 1945 года. Но продолжают
сниться фронтовикам военные дороги и друзья однополчане. И опять встречаются поэт
А.Фатьянова и композитор В. Соловьев Седой, чтобы написать прекрасную песню, песню –
воспоминание о друзьях – однополчанах, с которыми столько всего было пережито.
Мы бы с ним припомнили,
Как жили,
Как теряли трудным вёрстам счет.
За победу мы б по полной осушили,
За друзей добавили б еще.
(Звучит фонограмма песни «Где же вы теперь, друзья – однополчане?»)
(муз. В. Соловьева – Седого, сл. А. Фатьянова)
4 ведущий:
Вот и подошло к концу наше знакомство с народным творчеством, песнями Великой
Отечественной войны.
Не забыть мне этой даты,
Что покончила с войной.
Той великою весною
Победителю – солдату
Сотни раз поклон земной!
С. Михалков «День Родины»
(Быль для детей)
12
Информационные источники
1
1
.
.
К
К
о
о
н
н
с
с
п
п
е
е
к
к
т
т
к
к
л
л
а
а
с
с
с
с
н
н
о
о
г
г
о
о
ч
ч
а
а
с
с
а
а
к
к
о
о
Д
Д
н
н
ю
ю
П
П
о
о
б
б
е
е
д
д
ы
ы
-
-
9
9
м
м
а
а
я
я
д
д
л
л
я
я
5
5
-
-
6
6
к
к
л
л
а
а
с
с
с
с
о
о
в
в
,
p
p
e
e
d
d
-
-
k
k
o
o
p
p
i
i
l
l
k
k
a
a
.
.
r
r
u
u
Б
Б
л
л
о
о
г
г
и
и
Б
Б
л
л
о
о
г
г
Ш
Ш
е
е
п
п
е
е
л
л
е
е
н
н
к
к
о
о
Т
Т
а
а
т
т
ь
ь
я
я
н
н
ы
ы
.
.
2
2
.
.
М
М
у
у
з
з
ы
ы
к
к
а
а
в
в
р
р
е
е
м
м
ё
ё
н
н
В
В
е
е
л
л
и
и
к
к
о
о
й
й
О
О
т
т
е
е
ч
ч
е
е
с
с
т
т
в
в
е
е
н
н
н
н
о
о
й
й
В
В
о
о
й
й
н
н
ы
ы
-
-
В
В
е
е
л
л
и
и
к
к
а
а
я
я
.
.
.
.
.
.
o
o
t
t
v
v
o
o
y
y
n
n
a
a
.
.
r
r
u
u
p
p
e
e
s
s
n
n
i
i
.
.
h
h
t
t
m
m
3
3
.
.
Н
Н
а
а
р
р
о
о
д
д
н
н
о
о
е
е
т
т
в
в
о
о
р
р
ч
ч
е
е
с
с
т
т
в
в
о
о
в
в
п
п
е
е
р
р
и
и
о
о
д
д
В
В
е
е
л
л
и
и
к
к
о
о
й
й
О
О
т
т
е
е
ч
ч
е
е
с
с
т
т
в
в
е
е
н
н
н
н
о
о
й
й
в
в
о
о
й
й
н
н
ы
ы
.
.
.
.
.
.
e
e
u
u
r
r
a
a
s
s
i
i
a
a
n
n
w
w
o
o
r
r
k
k
s
s
h
h
o
o
p
p
.
.
c
c
o
o
m
m
?
?
4
4
.
.
П
П
е
е
с
с
н
н
и
и
В
В
е
е
л
л
и
и
к
к
о
о
й
й
О
О
т
т
е
е
ч
ч
е
е
с
с
т
т
в
в
е
е
н
н
н
н
о
о
й
й
в
в
о
о
й
й
н
н
ы
ы
-
-
Г
Г
о
о
р
р
о
о
д
д
.
.
т
т
о
о
м
м
с
с
к
к
.
.
р
р
у
у
,
g
g
o
o
r
r
o
o
d
d
.
.
t
t
o
o
m
m
s
s
k
k
.
.
r
r
u
u
i
i
n
n
d
d
e
e
x
x
-
-
1
1
3
3
3
3
4
4
6
6
4
4
9
9
6
6
1
1
8
8
.
.
p
p
h
h
p
p
5
5
.
.
С
С
о
о
в
в
е
е
т
т
с
с
к
к
и
и
е
е
п
п
е
е
с
с
н
н
и
и
.
.
П
П
е
е
с
с
н
н
и
и
В
В
е
е
л
л
и
и
к
к
о
о
й
й
О
О
т
т
е
е
ч
ч
е
е
с
с
т
т
в
в
е
е
н
н
н
н
о
о
й
й
в
в
о
о
й
й
н
н
ы
ы
,
n
n
o
o
r
r
m
m
a
a
4
4
0
0
.
.
r
r
u
u
a
a
r
r
t
t
i
i
c
c
l
l
e
e
s
s
/
/
p
p
e
e
s
s
n
n
i
i
-
-
v
v
e
e
l
l
i
i
k
k
o
o
y
y
-
-
o
o
t
t
e
e
c
c
h
h
e
e
s
s
t
t
v
v
e
e
n
n
n
n
o
o
y
y
6
6
.
.
П
П
е
е
с
с
н
н
и
и
В
В
е
е
л
л
и
и
к
к
о
о
й
й
О
О
т
т
е
е
ч
ч
е
е
с
с
т
т
в
в
е
е
н
н
н
н
о
о
й
й
в
в
о
о
й
й
н
н
ы
ы
.
r
r
u
u
s
s
p
p
r
r
o
o
g
g
r
r
a
a
m
m
.
.
r
r
u
u
f
f
8
8
6
6
7
7
.
.
П
П
е
е
с
с
н
н
и
и
в
в
в
в
о
о
е
е
н
н
н
н
о
о
й
й
ш
ш
и
и
н
н
е
е
л
л
и
и
&
&
q
q
u
u
o
o
t
t
;
;
У
У
р
р
о
о
к
к
-
-
к
к
о
о
н
н
ц
ц
е
е
р
р
т
т
.
.
.
.
.
.
.
.
n
n
s
s
p
p
o
o
r
r
t
t
a
a
l
l
.
.
r
r
u
u
Ш
Ш
к
к
о
о
л
л
а
а
С
С
ц
ц
е
е
н
н
а
а
р
р
и
и
и
и
п
п
р
р
а
а
з
з
д
д
н
н
и
и
к
к
о
о
в
в
-
-
s
s
h
h
i
i
n
n
e
e
l
l
i
i
-
-
u
u
r
r
o
o
k
k
-
-
k
k
o
o
n
n
t
t
s
s
e
e
r
r
t
t
8
8
.
.
«
«
Д
Д
о
о
р
р
о
о
г
г
и
и
в
в
о
о
й
й
н
н
ы
ы
»
»
p
p
o
o
r
r
t
t
a
a
l
l
-
-
s
s
l
l
o
o
v
v
o
o
.
.
r
r
u
u
Д
Д
о
о
ш
ш
к
к
о
о
л
л
ь
ь
н
н
о
о
е
е
о
о
б
б
р
р
а
а
з
з
о
о
в
в
а
а
н
н
и
и
е
е
4
4
0
0
7
7
1
1
4
4
.
.
p
p
h
h
p
p
9
9
.
.
Т
Т
е
е
а
а
т
т
р
р
а
а
л
л
и
и
з
з
о
о
в
в
а
а
н
н
н
н
о
о
е
е
п
п
р
р
е
е
д
д
с
с
т
т
а
а
в
в
л
л
е
е
н
н
и
и
е
е
«
«
Н
Н
а
а
в
в
о
о
й
й
н
н
е
е
о
о
д
д
н
н
о
о
й
й
м
м
и
и
н
н
у
у
т
т
к
к
и
и
н
н
е
е
п
п
р
р
о
о
ж
ж
и
и
т
т
ь
ь
б
б
е
е
з
з
п
п
р
р
и
и
б
б
а
а
у
у
т
т
к
к
и
и
»
»
.
.
r
r
e
e
f
f
e
e
r
r
a
a
t
t
d
d
b
b
.
.
r
r
u
u
v
v
o
o
e
e
n
n
n
n
o
o
e
e
/
/
8
8
0
0
0
0
1
1
9
9
/
/
i
i
n
n
d
d
e
e
x
x
.
.
h
h
t
t
m
m
l
l
1
1
0
0
.
.
Д
Д
е
е
н
н
ь
ь
П
П
о
о
б
б
е
е
д
д
ы
ы
.
.
g
g
o
o
o
o
.
.
k
k
z
z
l
l
o
o
a
a
d
d
e
e
r
r
/
/
l
l
o
o
a
a
d
d
/
/
1
1
8
8
4
4
0
0
1
1
1
1
.
.
С
С
ц
ц
е
е
н
н
а
а
р
р
и
и
й
й
а
а
л
л
ь
ь
м
м
а
а
н
н
а
а
х
х
а
а
"
"
В
В
о
о
й
й
н
н
а
а
г
г
л
л
а
а
з
з
а
а
м
м
и
и
д
д
е
е
т
т
е
е
й
й
"
"
.
.
|
|
О
О
т
т
к
к
р
р
ы
ы
т
т
ы
ы
й
й
к
к
л
л
а
а
с
с
с
с
.
.
o
o
p
p
e
e
n
n
c
c
l
l
a
a
s
s
s
s
.
.
r
r
u
u
О
О
т
т
к
к
р
р
ы
ы
т
т
ы
ы
й
й
к
к
л
л
а
а
с
с
с
с
2
2
2
2
4
4
6
6
6
6
0
0
.
.
Ф
Ф
о
о
т
т
о
о
г
г
р
р
а
а
ф
ф
и
и
и
и
:
:
Ф
Ф
о
о
т
т
о
о
В
В
е
е
л
л
и
и
к
к
о
о
й
й
О
О
т
т
е
е
ч
ч
е
е
с
с
т
т
в
в
е
е
н
н
н
н
о
о
й
й
в
в
о
о
й
й
н
н
ы
ы
-
-
Я
Я
н
н
д
д
е
е
к
к
с
с
ф
ф
о
о
т
т
о
о
в
в
о
о
е
е
н
н
н
н
ы
ы
х
х
к
к
о
о
н
н
ц
ц
е
е
р
р
т
т
н
н
ы
ы
х
х
б
б
р
р
и
и
г
г
а
а
д
д
-
-
Я
Я
н
н
д
д
е
е
к
к
с
с
h
h
t
t
t
t
p
p
:
:
/
/
/
/
z
z
a
a
r
r
u
u
b
b
e
e
g
g
o
o
m
m
.
.
c
c
o
o
m
m
/
/
n
n
a
a
s
s
h
h
a
a
-
-
p
p
o
o
b
b
e
e
d
d
a
a
-
-
v
v
y
y
-
-
s
s
t
t
u
u
p
p
l
l
e
e
n
n
i
i
e
e
-
-
k
k
o
o
n
n
t
t
s
s
e
e
r
r
t
t
n
n
y
y
-
-
h
h
-
-
b
b
r
r
i
i
g
g
a
a
d
d
-
-
n
n
a
a
-
-
К
К
.
.
Ш
Ш
у
у
л
л
ь
ь
ж
ж
е
е
н
н
к
к
о
о
-
-
H
H
t
t
t
t
p
p
:
:
/
/
/
/
v
v
k
k
.
.
c
c
o
o
m
m
/
/
s
s
e
e
r
r
g
g
e
e
i
i
p
p
l
l
o
o
t
t
n
n
i
i
k
k
o
o
v
v
?
?
w
w
=
=
w
w
a
a
l
l
l
l
4
4
2
2
2
2
2
2
4
4
5
5
2
2
1
1
_
_
1
1
4
4
8
8
6
6
/
/
a
a
l
l
l
l
Л
Л
.
.
Р
Р
у
у
с
с
л
л
а
а
н
н
о
о
в
в
а
а
-
-
h
h
t
t
t
t
p
p
:
:
/
/
/
/
e
e
-
-
l
l
i
i
b
b
r
r
a
a
.
.
r
r
u
u
/
/
r
r
e
e
a
a
d
d
/
/
3
3
4
4
9
9
5
5
6
6
1
1
-
-
d
d
o
o
s
s
e
e
-
-
n
n
a
a
-
-
z
z
v
v
e
e
z
z
d
d
:
:
-
-
p
p
r
r
a
a
v
v
d
d
a
a
-
-
d
d
o
o
m
m
i
i
s
s
l
l
i
i
-
-
s
s
e
e
n
n
s
s
a
a
t
t
c
c
i
i
i
i
-
-
М
М
.
.
Б
Б
е
е
р
р
н
н
е
е
с
с
-
-
h
h
t
t
t
t
p
p
:
:
/
/
/
/
w
w
w
w
w
w
.
.
l
l
i
i
v
v
e
e
i
i
n
n
t
t
e
e
r
r
n
n
e
e
t
t
.
.
r
r
u
u
/
/
u
u
s
s
e
e
r
r
s
s
/
/
2
2
6
6
8
8
1
1
9
9
8
8
4
4
/
/
r
r
u
u
b
b
r
r
i
i
c
c
/
/
1
1
2
2
7
7
7
7
5
5
2
2
0
0
/
/
.
.
Ф
Ф
о
о
т
т
о
о
в
в
е
е
т
т
н
н
е
е
р
р
а
а
н
н
о
о
в
в
В
В
е
е
л
л
и
и
к
к
о
о
й
й
О
О
т
т
е
е
ч
ч
е
е
с
с
т
т
в
в
е
е
н
н
н
н
о
о
й
й
в
в
о
о
й
й
н
н
ы
ы
Я
Я
н
н
д
д
е
е
к
к
с
с
.
.
М
М
у
у
з
з
ы
ы
к
к
а
а
л
л
ь
ь
н
н
о
о
е
е
с
с
о
о
п
п
р
р
о
о
в
в
о
о
ж
ж
д
д
е
е
н
н
и
и
е
е
:
:
«
«
С
С
в
в
я
я
щ
щ
е
е
н
н
н
н
а
а
я
я
в
в
о
о
й
й
н
н
а
а
»
»
-
-
м
м
у
у
з
з
.
.
А
А
.
.
В
В
.
.
А
А
л
л
е
е
к
к
с
с
а
а
н
н
д
д
р
р
о
о
в
в
а
а
,
,
с
с
л
л
.
.
В
В
.
.
И
И
.
.
Л
Л
е
е
б
б
е
е
д
д
е
е
в
в
а
а
К
К
у
у
м
м
а
а
ч
ч
а
а
«
«
С
С
и
и
н
н
и
и
й
й
п
п
л
л
а
а
т
т
о
о
ч
ч
е
е
к
к
»
»
-
(
(
м
м
у
у
з
з
.
.
Е
Е
.
.
П
П
е
е
т
т
е
е
р
р
б
б
у
у
г
г
с
с
к
к
о
о
г
г
о
о
,
,
с
с
л
л
.
.
М
М
.
.
М
М
а
а
к
к
с
с
и
и
м
м
о
о
в
в
а
а
)
)
.
.
В
В
а
а
л
л
е
е
н
н
к
к
и
и
р
р
у
у
с
с
с
с
к
к
а
а
я
я
н
н
а
а
р
р
о
о
д
д
н
н
а
а
я
я
п
п
е
е
с
с
н
н
я
я
в
в
и
и
с
с
п
п
о
о
л
л
н
н
е
е
н
н
и
и
и
и
Л
Л
.
.
Р
Р
у
у
с
с
л
л
а
а
н
н
о
о
в
в
о
о
й
й
«
«
Т
Т
ё
ё
м
м
н
н
а
а
я
я
н
н
о
о
ч
ч
ь
ь
»
»
-
-
(
(
с
с
л
л
.
.
В
В
.
.
А
А
г
г
а
а
т
т
о
о
в
в
а
а
,
,
м
м
у
у
з
з
.
.
Н
Н
.
.
Б
Б
о
о
г
г
о
о
с
с
л
л
о
о
в
в
с
с
к
к
о
о
г
г
о
о
)
)
«
«
Г
Г
д
д
е
е
ж
ж
е
е
в
в
ы
ы
т
т
е
е
п
п
е
е
р
р
ь
ь
,
,
д
д
р
р
у
у
з
з
ь
ь
я
я
-
-
о
о
д
д
н
н
о
о
п
п
о
о
л
л
ч
ч
а
а
н
н
е
е
?
?
-
-
(
(
с
с
л
л
.
.
В
В
.
.
С
С
о
о
л
л
о
о
в
в
ь
ь
ё
ё
в
в
а
а
-
-
С
С
е
е
д
д
о
о
г
г
о
о
,
,
м
м
у
у
з
з
.
.
А
А
.
.
Ф
Ф
а
а
т
т
ь
ь
я
я
н
н
о
о
в
в
а
а
)
)
.
.