Сценарий устного журнала "Казаки на Амуре"


Государственное профессиональное
образовательное автономное учреждение
«Амурский колледж транспорта и дорожного хозяйства»
Сценарий устного журнала
(целевой возраст 16-17 лет)
«Казаки на Амуре»
Подготовили:
Хлыст Светлана Сергеевна, библиотекарь
Рожнова Алла Алексеевна, преподаватель истории
Благовещенск
2015
Цель:
Воспитание у учащихся патриотических чувств, уважения к истории,
традициям родной страны.
Задачи:
1.
1. Расширить знания по истории и традициям Амурского казачества.
2. Развить коммуникабельную культуру, навыки публичного выступления.
3. Формировать компетентности в сфере самостоятельной познавательной
деятельности,
Страница 1: «Оберегатели» земли русской»
Чтец:
Средь донских степных полей
И кубанских ковылей,
Где Кубань и Дон текут
Казаки давно живут.
Гордый и лихой народ
Заслужил себе почет:
Храбрость, мужество, отвагу
На своих плечах несет.
Ведущий 1:
Изучая историю войн российского государства 16-20 веков, мы постоянно
сталкиваемся с фактом участия во всех этих войнах казачества. В связи с этим
любопытно узнать, кто же такие казаки и откуда они взялись. Открываем любой
энциклопедический словарь, например, "Большую Советскую Энциклопедию"
(БСЭ) и читаем статью на слово "казачество": "...первоначально вольные люди, из
бежавших от феодального гнёта крепостных крестьян, холопов, горожан,
селившихся на окраинах Русского государства. Казачество окончательно
сложилось в 16-17 веках. Казаки сражались с врагами русского государства... За
оборону границ государства, казачество получало из казны жалование, в
пожизненное владение землю, освобождалось от налогов, имело самоуправление
из выборных атаманов...".
Ведущий 2:
"Словарь русского языка" (СРЯ) на слове "казак": Русском государстве
15-17 веков: вольный человек из бежавших на окраины государства (Дон, Яик,
Запорожье) крепостных крестьян, холопов, городской бедноты". И тут же
пунктом 2: "Представитель военного сословия, которое складывалось из этих
вольных людей...". Практически также и теми же формулировками обозначает
казачество Военный Энциклопедический Словарь (ВЭС).
Ведущий 1:
«Казак» означает «вольный », «храбрый, свободолюбивый человек»,
«удалой воин». Казачество возникло по воле правительства - указом царицы
Елизаветы Петровны в 1746 г. для защиты российских границ от кочевников. В
казаки были зачислены в основном крестьяне. Казаки расселялись по станицам,
крепостям и редутам и занимались земледелием и скотоводством
Страница 2: «…Отныне жить российским тут!»
Чтец:
От якутского острога
До амурских берегов
Не легка была дорога
Для российских казаков.
Но прошли они сквозь горы,
Сквозь дремучую тайгу,
На якутские просторы,
На великую реку.
Ведущий 1:
Об Амуре на Руси стало известно в 1636 году со слов землепроходца
Ильи Порфильева. В 1639 году весть о большой и богатой реке на юго-
востоке принёс казак, который первым из русских достиг Охотского моря.
Центром поиска новых земель и новых рек стал якутский острог, откуда
один за другим отправлялись поисковые отряды.
Ведущий 2:
В 1643 году якутский воевода Петр Головин снарядил на Амур две
экспедиции с тем, чтобы «новые землицы проведать». Первая экспедиция не
достигнув цели, вскоре вернулась в Якутск.
Вторая численностью 132 человека под начальством Василия Пояркова с
честью выполнила свою задачу: путь в юго-восточную часть Дальнего
Востока был найден.
Чтец:
Давным-давно сюда к Китаю,
На край своей родной земли,
Отчизну делом возвышая,
Впервые русские пришли.
Костры в глуши пылали ярко,
Рассеяв ночи темноту.
Тогда сказал казак Поярков:
Отныне жить российским тут!
Ведущий 1:
Открытие Пояркова было только первой ласточкой в освоении Амура.
Казачий атаман Ерофей Павлович Хабаров сумел найти более короткий
путь на Амур. За четыре года Хабаров присоединил к России огромные
Приамурские земли. Он заложил первую русскую крепость на Амуре –
городок Албазино, острог Кунарский, Усть-Зейский и другие.
Ведущий 2:
Существует мнение, что историю Амурских казаков нужно вести от
казаков Хабарова и основания крепости Албазин на реке Амуре в 1651 г.
Однако первые представители современных Амурских казаков появились на
брегах Амура в 1854 г., когда проводился первый сплав из Забайкалья в
устье Амура силами забайкальских казаков.
Чтец:
По шумной реке шли плоты. Тихо. В ряд.
Там мирные люди сидели,
Их души страдали по чьей-то вине.
Они этот край заселяли.
Ведущий 1:
Осенью 1856 года было разослано, по сотням 2-й конной бригады
забайкальского казачьего войска, распоряжение генерал-губернатора
Восточной Сибири, о назначении к переселению на Амур казаков, такого
содержания: «Вызвать известное число охотников к переселению на Амур;
если таковых будет мало; назначить из более состоятельных и
многосемейных по одному из семейства, дать вынуть им жребий и
объявить, что для сплава, как и их самих с семействами, так и всего
имущества, будут даны паромы и баржи, а по прибытии на место нового
водворения, будут пользоваться двухгодичной льготой от службы,
снабжены 2-х годичным содержанием по положению, полевому казаку
полное, а прочим членам семейства провиант половинный; кроме этого,
будет выдано каждому казаку по 15 руб. единовременного пособия и лес, на
котором поплывут, отдается в их распоряжение. Если богатый, кому
достанется жребий, не пожелает сам переселяться, может, с разрешения
ближайшего начальства, взамен себя, отправить наёмщика, дав ему: коня,
корову и все необходимое для хозяйства».
Ведущий 2:
В 1858 г. в Приамурье было переселено 13879 Забайкальских казаков.
А в 1889 Амурские казаки получили пополнение за счет новых
переселенцев: 62 семьи Забайкальских и 1052 семьи Донских, Кубанских и
Оренбургских казаков.
Ведущий 1:
Первоначальное Амурское казачье войско подчинялось военному
губернатору Амурской и Приморской областей (с 1879 г. только Амурской),
а затем Приамурскому генерал-губернатору и командующему войсками
Приамурского военного округа, являвшемуся войсковым наказным
атаманом Амурского и Уссурийского казачьих войск. Несло службу охраны
границы по рекам Амур и Уссури 1889 г. только по Амуру),
комплектовало созданную в 1897 г. Амуро-Уссурийскую флотилию.
Казачье население (120 поселений) в 1916 составляло 49,2 тыс. чел.
Страница 3: «…Всех обычаев не счесть…»
Чтец:
Помни, брат, что у казаков:
Дружба – обычай;
Товарищество – традиции;
Гостеприимство – закон.
Ведущий 2:
У казаков сложился свой, своеобразный культурно-бытовой облик.
Жизненный цикл казака сопровождается особенными обычаями и
традициями. Часть из них сегодня утрачена, но основные сохранились и в
наши дни. С возрождением казачества возрождаются забытые традиции,
появляются новые.
Ведущий 1:
Характерной особенностью казачьей души была потребность
проявить доброту и услугу вообще, а постороннему особенно (подать
обронённое, помочь поднять, поднести что-либо по пути, помочь при
подъёме или выходе, уступить место для сидения, подать при общем
застолье что-либо соседу или рядом сидящему). Прежде чем самому что-
либо съесть или утолить жажду, должен был предложить рядом сидящему
(стоящему).
Ведущий 2:
За грех считали отказать в просьбе просящему и в подаянии нищему
(считалось - лучше всю жизнь давать, чем просить).
Ведущий 1:
Самым отвратительным пороком в человеке считали обман не только
делом, но и словом. Казак, не выполнивший данного им слова или
забывший о нём, лишал себя доверия. Бытовала поговорка: «Изверился
человек в рубле, не поверят и в игле».
Чтец:
Память предков охраняют,
Веру в Бога почитают,
И обычаи свои
Сохраняют на Руси.
Всех обычаев не счесть…
Ведущий 2:
Праздники, обычаи и традиции сопровождают казака по всем
ступенькам его жизненного пути, начиная с самого рождения, с появлением
на свет младенца начиналась его военная школа.
При рождении мальчика дед и отец стреляли из ружей, тем самым,
давая знать станичникам, что родился воин, защитник границ Отечества. В
гости к матери новорожденного приходили соседи и родственники с
вкусным угощением. Такой праздник назывался «Проведок».
Ведущий 1:
После рождения ребёнка особо не торопились распеленовывать.
Побыстрее научить его двигать ручками и ножками была не самоцель.
Ребёнок должен сначала увидеть и осознать неизвестный ему предмет, а уж
потом потрогать, «взять на зубок». В дальнейшем процесс «увидел-осознал-
сделал» укоренялся. Именно так поступает казак в критической ситуации. И
нет паники и ненужных движений, потому что сначала оценил, а потом
сделал.
После крестин казачонку клали шашку (кинжал) либо пулю, что
называется «на зубок». И наблюдали за его реакцией: если начнёт с ней
играть добрый будет казак, если же расплачется есть над чем
задуматься.
Ведущий 2:
Далее, мальца всегда старались окружать именно теми вещами,
которые являлись непременными атрибутами жизни казаков.
Когда казачонку исполнялся год, его вели к первому причастию. В год у
казачонка многое было впервые. Впервые его одного сажали на коня,
надевали на него отцовскую шашку, отец брал коня по уздцы и проводил
его по двору.
Трёхлетние дети уже свободно ездили на лошади по двору, а в 5 лет
скакали по степи.
Чтец:
Казацкие хаты,
Стоят, как «старушки»…
Годами богаты,
На вид, как игрушки.
Ведущий 1:
Ученый географ Г.Е. Грум-Гржимайло так описывал первые
поселения амурских казаков: «Вдоль Амура, по его высокому берегу, были
вытянуты улицы с небольшими домами. Первые дома имели два-три окна,
крыши покрыты соломой. Надворных построек почти не было, за
исключением навесов, ветхих сараев и редких амбаров, а потому станицы не
представляли вида зажиточности и домовитости». В целом, быт казаков
того времени, за весьма немногим исключением, был крайне незавидным.
Чтец:
Две скамейки вдоль окошек,
Лавка, печка, стол, палать,
Прялка с малой табуреткой,
И станок для кросен - ткать.
Занимает пол пространства
Старой хаты матерь - печь,
Заболел иль притомился,
Можно на нее прилечь.
Ведущий 2:
С течением времени облик казачьих станиц, хуторов меняется.
Усадьбы средних и богатых казаков отличались сравнительно большими
размерами бычно, кроме переднего (чистого) двора, несколько задних
(хозяйственных) дворов]. Обязательны были в усадьбе казака
хозяйственные постройки (базы, сараи, ледники, навесы, загородки для
скота и др.). В казачьей усадьбе всегда строилась летняя кухня, в которую
семья переезжала в теплое время года.
Наиболее распространённым типом дома у Амурских казаков были
двухкамерные дома (изба — сени).
Интерьер избы обеспеченных казаков отличался подчеркнутой
декоративностью. Стены украшали оружием и конской сбруей, картинами с
изображением военных сюжетов, семейными портретами, портретами
казачьих атаманов и членов царской семьи.
Ведущий 1:
Окна казачьих домов были орнаментально украшены. На одних
кружева, на других пышная, свисающая вниз декоративная листва,
летящие птицы. Наши далекие предки придавали магическое значение
ритмически плавным завиткам кружкам-розеткам, цветам, травам, листьям,
причудливым животным, обитателям подводного царства. Например,
считалось, что вырезая на доске радугу в виде дуги или полотенца, люди
призывают на помощь добрые силы окружающего мира и отгоняют злые.
Радуга олицетворяла союз, мост между матерью-землей и небом. Часто
казаки вырезали на створках оконных ставен петухов. Эта птица извещала о
начале утра, она была деревенскими часами.
Чтец:
Век служи и век трудись –
Такова казачья жизнь!
Не гордись чужим добром,
А живи своим трудом.
Обеспечь свою семью,
Презирая лень свою.
Ведущий 2:
Ведущим хозяйственным занятием оставалось земледелие. Система
земледелия была залежной. Наличие свободных земель, а также заказы
военного интендантства на хлеб и овес привели к тому, что главной
отраслью сельскохозяйственного производства стало выращивание яровой
пшеницы и овса.
Подсобный характер имели рыболовство и охота. Орудия рыбного
лова: удочки, бредни, перемёты. Рыба осетровых и частиковых пород в
свежем, вяленом, копчёном и сушёном виде, икра были предметом вывоза.
Ведущий 1:
Основой питания амурских казаков были продукты земледелия,
животноводства, рыболовства, овощеводства и садоводства. Среди
известных способов приготовления и употребления пищи преобладали
традиции русских, сильным было влияние украинской кухни.
Чтец:
А на поде хлеб печётся -
Ароматный каравай -
Все ведь исстари ведётся,
Рви горбушку, не зевай.
Ведущий 2:
Повсеместно наиболее распространённым был хлеб из кислого теста
на дрожжах или закваске. Из кислого теста пекли пироги, пирожки, булки,
блины, оладьи и др. Пироги праздничное и повседневное блюдо с
начинкой из рыбы, мяса, овощей, круп, фруктов, ягод, в том числе
дикорастущих. Широко употребляли черёмуху, делали начинку для
пирогов.
Ведущий 1:
Большую роль в питании играли крупы, каши на воде и молоке.
Блюда из рыбы основа питания амурских казаков. Рыбу варили (уха),
жарили (жарина), томили в печи. Из рыбного филе готовили котлеты. На
праздничный стол подавали пироги с рыбой, заливную и фаршированную
рыбу.
Ведущий 2:
Любимым напитком казаков Амура был чай «сливан»: в латку
(глиняный горшок) наливали горячее коровье молоко, вареное с пенками,
туда же разбивали несколько куриных яиц, добавляли крепко заваренный
чай (обязательно зеленый, плиточный), подсаливали, клали топленое
коровье (скоромное) масло и доливали кипяток. Затем разливали по
байдарам (кружкам).
Чтец:
Береги свою семью,
Почитай свою родню.
Святыня брака – есть семья,
Нос совать суда нельзя.
Старших в доме почитай,
Младших ты не обижай.
Чти отца свою и мать,
И воспитывай ребят
В духе предков-стариков
И старейших казаков.
Защищай свою жену -
Береги свою семью!
Ведущий 1:
До конца XIX начала XX века для казачества характерно
существование большой неразделённой семьи. Длительному сохранению ее
способствовало особое социальное положение казачества и специфический
уклад жизни: необходимость обработки больших земельных наделов,
невозможность отделения молодой семьи во время службы или до ее
начала, замкнутость семейного быта.
Глава семьи (дед, отец или старший брат) был полновластным
руководителем всей семьи: распределял и контролировал работу ее членов,
к нему стекались все доходы, он обладал единоличной властью.
Страница 4: «Служу Отечеству и российскому казачеству!»
Чтец:
Независимый, свободный
Род казачий очень гордый.
И не даром на Руси
Всем знакомы казаки.
Ведущий 2:
В 1990 году казаками России была принята декларация. В ней
говорилось: «Казаки вновь, как и прежде, в годину смут и тяжелых
испытаний для России готовы верой и правдой служить Отчизне, но и
государство должно оказать посильную помощь народу пахарю и воину».
В тот момент правительство России действительно обратило внимание на
казачий народ и приняло постановление «О реабилитации казачества» в
котором было чётко сказано: «п.3. Признать за казачеством права на
создание казачьих объединений с исторически сложившимися названиями,
их регистрацию и деятельность в общем порядке».
Ведущий 1:
Амурское казачество входит в состав Уссурийского войска, которое
объединяет восемь дальневосточных субъектов. Это Амурская область,
Еврейская автономная область, Хабаровский край, Камчатка, Сахалин,
Курилы, Магадан, Якутия. Войско регулярно проводит советы атаманов,
наносит визиты в соседние регионы.
Чтец:
Славься Россия войском Амурским.
Славься Россия воинством русским
В теле России казачества кровь,
С нами надежда, вера, любовь.
Ведущий 2:
Казачество ставит перед собой задачу поднять самосознание, в
некотором роде дисциплинировать общество, возродить заброшенные
земли, прежде всего те, на которых раньше были казачьи поселения. Не
забывают и о сохранения культурных традиций, быта казачества.
Отремонтирован музей в селе Албазино, а в селе Черняево Магдагачинского
района построено новое здание музея Амурского казачества.
Ведущий 1:
В сентябре 2012 года в селе Константиновка открыли казачий лицей.
Казачатам преподают историю казачества, военную подготовку,
рассказывают о традициях, о быте. Но казаков учат не только в лицее. В
2010 году в Албазино создали казачий класс. В некоторых населённых
пунктах области открыли казачьи клубы.
Ведущий 2:
В августе 2014 более полусотни мальчишек и девчонок покоряли
амурские волны почти неделю, повторив путь от Албазино до
Благовещенска, пройденный первопоселенцами ровно 160 лет назад. Старт
им дал человек, в чьих жилах течет кровь первого восточносибирского
губернатора:74-летний внучатый племянник графа, Василий Муравьев-
Амурский.
Ведущий 1:
Июнь 2014 года. В Верхнеблаговещенском на месте, где 155 лет назад
были захоронены 29 амурских казаков-переселенцев из Забайкалья, был
открыт памятник казакам-первопроходцам.
Чтец:
Широкие реки, богатство тайги.
Жизни людские – казак береги.
Верой и правдой отчизне служить
Честь и достоинство не уронить.
Мы предков заветы - свято храним,
В обиду страну - никому на дадим.
Мы держим границы её на замке,
И сила отчизны в казачьей руке
Список использованной литературы
1. Памятники истории и культуры Амурской области. Благовещенск, 1991.
2. Амур - река подвигов: Художественно-документальное повествование о
приамурской земле, её первопроходцах и преобразователях. Хабаровск,
1983.
3. Амурская область. Опыт энциклопедического словаря/ Науч. ред.
В.В.Воробьев, А.П. Деревянко. Благовещенск: Амурское отделение
Хабаровского книжного изд-ва, 1989.
4. Хрестоматия по истории амурской области: Сборник документов и
материалов/Сост. Л.А. Суржина. – Благовещенск, 1980.
5. Очей очарованье. Стихи русских поэтов о природе. Хабаровское книжное
издательство, 1976 г.
6. О.Маслов. Избранное. Благовещенск, 2002 г.
7. Интернет-ресурсы:
http://igri-uma.ru/f...p?showforum=384
http://kazaki-sedel.ru/index.php/kazachestvo/ideologiya-kazachestva/14-chto-takoe-
kazachestvo-i-kto-takie-kazaki
http://www.dm-dobrov.ru/history/kazaki.html
http://bookucheba.com/istoriya-rossii/pervonachalnoe-zaselenie-amura-jizn-kazakov-
28410.html