Живой символ малой Родины "Хмель"

1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
дополнительного образования детей станции юных натуралистов
г. Усть-Лабинск
«Живой символ малой Родины»
«Хмель»
Автор работы: Шмакова Юлия
5класс, 12 лет.
МБОУ СОШ №14
Руководитель: Бугакова
Лариса Борисовна.
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД СЮН
г. Усть-Лабинск
2015 год
2
Я живу в ст. Тенгинской Усть - Лабинского района Краснодарского края. Это
моя малая Родина! Как и полагается у нее есть свои символы герб, гимн, флаг.
Это официальная, государственная символика. Но вот живого символа - нет. Я
долго думала, какое растение или животное подойдет для этой роли. Это что-то
должно быть особенное, индивидуальное, что вызывало бы интерес и привлекало
внимание. Увидев этот символ, люди сразу же должны понимать, о каком месте
идет речь.
Поэтому я, сначала поговорила со своими одноклассниками, соседями,
старожилами станицы и все сошлись во мнении, что символом нашей малой
Родины должен стать хмель. Народные названия - хмиль, пивной цветок, хмелица,
дикий виноград и др. Оказалось, что для этого есть очень много причин.
В нашей станице, да и во всем крае, хмель встречается везде: в огородах, в лесу,
почти возле каждого дома. Раньше им станичники украшали свои жилища, заборы,
делали живые изгороди. И до сих пор у многих на огородах изгороди из хмеля
служат разделяющими границами.
Хмель не имеет определенной красоты, но его обязательно узнаешь и закрытыми
глазами. Если случайно коснешься стеблей растения, то на голой коже обязательно
останется след от такого прикосновения - это потому, что стебли хмеля покрыты
шипами. А если растереть цветки шишечки и понюхать – то можно уловить
особый хмельной аромат. Этот запах имеет удивительную способность
успокаивать и спасать от бессонницы. Поэтому, многие жители станицы используют
шишечки для «сонной» подушечки. Это когда созревшими шишками заполняют
маленькие наволочки, получая подушку. Зная об этом, жители соседних станиц
приезжают за «сонной» подушкой к нам. Такую подушку сделать может любой, но
не всякий знает когда, в какое время надо собирать шишечки, при каких условиях
хранить и сушить, чтобы была польза. У нас в станице знают!
Так же хмель очень полезен в народной медицине и косметологии. Жители
заваривают из него чай, укрепляют отварами волосы (поэтому наши девочки и
женщины гордятся своими косами и прическами), делают лосьоны для лица и
многое другое.
Хмель у наших жителей из-за буйного роста, могучей жизнеспособности (его
вырубаешь, выкапываешь, а он все равно растет), умению выживать при любых
условиях символизирует силу, храбрость, гибкость, благополучие, добро.
«Тычинушка низко гнется, хмель все выше вьется» - поется в песне о редкой
способности хмеля расти не по дням, а по часам.
Хмель - символ собранного урожая. В сентябре мы отмечаем Праздник Урожая,
и с этого дна начинается сбор хмеля. По рассказам старожилов в прошлом наши
бабушки встречали его песней:
Вейся ты, хмель, перевейся,
На нашу сторонку.
Как на нашей
На сторонке приволье большое! ( игровая песня)
А одна старушка рассказала, что шишечки хмеля носили как оберег от сглаза, на
счастье и удачу. Собранные шишечки собирали в маленький мешочек, привязывали
3
веревочку и вешали на шею или зашивали в одежду. В наше время такие мешочки
вешают в доме или на крылечках против нечистой силы, порчи. Говорят, помогает!
До сих пор сохранилась традиция обсыпать жениха и невесту хмельными
шишечками.
Сыплется, сыплется хмель над рекой,
Хвалится, хвалится соловей гнездом,
Хвалится, хвалится молодец конем,
Хвалится, хвалится молодец женой.
(автор неизвестен)
Хмель – это образ счастливого супружества. Этот обычай основан на стойкости,
крепости и плодовитости растения – значит и у молодых здоровье будет крепким,
брак надежным, много детей и достаток. А подарком молодым обязательно был
вышитый рушник узором из хмеля. Очень жалко, что ни у кого такого рушника не
сохранилось, но многие помнят, что получали его в подарок на свадьбу.
И обязательно исполняли свадебную песню:
Хмель ты мой хмелюшка яровой Люди скажут
Ой лели лели, Михаилушка женится
ой, лели, лели Ой лели лели
яровой ой,лели, лели
Женится Михаилушка Женится
Князь молодой Берет, берет
Ой лели лели, Себе девушку
ой, лели, лели да Наталью,
Князь молодой Ой лели, лели
По двору ходит, ой, лели, лели
Как хмелюшка стелится Да Наталью…
Ой лели лели,
ой, лели, лели
Да стелится
(свадебная народная песня)
Хмель ассоциируется с пивом. В старину почти в каждом дворе заготавливали и
сдавали шишечки хмеля для производства этого напитка. Тогда это дело было очень
прибыльным для станичников. Некоторые бабушки рассказывали, как они
использовали хмель для изготовления вкусного кваса, употребляли для выпечки хлеба.
Хлеб получался вкусным, воздушным, пышным, долго сохранял свежесть и мягкость.
Хмель символизирует удальство. Казака гуляку, ветреного юношу сравнивали с
хмелем - «Парубок увивается около дивчины, как хмель около тычины».
Об этом и песня есть «Ой, хмель, мой хмеленок»- общеказачья плясовая песня
давнего происхождения.
Ой, хмель, мой хмелек,
Где ты зимовал?
Зимовал я, хмелек,
В лесе на тычине.
В лесе, в лесе на тычине –
На самой вершине.
Уж ты, сын, мой сынок,
Где ты ночевал?
Ночевал я, моя мать,
У красной дивчины.
Ой, ты сын, мой сынок,
Зачем поздно ходишь, -
Жалуются все девчата –
Много шкоды робишь.
Пущай, пущай жалуются,
Все люди на мене…
(Казачьи песни. Под ред. П. Н. Краснова)
4
И в завершении, старинная загадка: «Ноги на морозе, кишки на дороге, а голова на
свадьбе» - хмель.
Вот такое растение этот хмель! По общему мнению - негласный и неофициальный
живой символ нашей малой Родины.
5
Литературные источники
Дикорастущие травы Краснодарского края. автор: Цыбуленко А.М
Я познаю мир: Растения / Авт.- сост. Л.Багрова; Худож. А.Кардашук, О.Войтенко. — М.: АСТ,
2002. 510 с.: ил.
Энциклопедия для детей: Т. 2: Биология / Гл. ред. М.Аксёнова. — Изд. 6-е, испр. — М.: Мир
энциклопедий Аванта+: Астрель, 2007. — 672 с.: ил.
Осипов Н.Ф. Занимательная ботаническая энциклопедия. — М.: Педагогика Пресс, 1998. — 207 с.:
ил.