Сценарий вечера встречи с ветеранами «У войны не женское лицо»


Муниципальное казенное учреждение
Дополнительного образования детей
«Центр детского развития, творчества и досуга
г. Нижнеудинск»
Сценарий вечера встречи с ветеранами
«У войны не женское лицо»
Подготовила: педагог-организатор
Егорова Вероника Александровна
Место проведение: МКУ ДОД
«ЦДРТиД»
г. Нижнеудинск
Звучит музыка.
Ведущий 1: Опять война, опять блокада,
А, может, нам о ней забыть.
Я слышу иногда: “Не надо,
Не надо раны бередить”.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде прочитали
Стихов достаточно вполне.
И могут показаться правы
И убедительны слова,
Но даже если это правда,
Такая правда не права.
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той войны,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили как мы.
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война.
Ведь эта правда - наша совесть,
Она, как воздух, нам нужна.
Ведущий 2: Так уж случилось, что наша память о войне и все наши
представления о войне мужские. Это и понятно: ведь воевали в основном
мужчины. Но с годами люди всё больше и больше начинают постигать
бессмертный подвиг женщины на войне, её величайшую жертву,
принесённую на алтарь Победы.
Низкий наш поклон женщине, державшей на своих плечах тыл,
сохранившей детишек и защищавшей страну вместе с мужчинами!
Сегодняшний вечер мы посвящаем женщинам, которые наравне с
мужчинами добывали победу. Перед нами предстанут судьбы, жизни,
искалеченные войной, потерей близких, утратой здоровья, женским
одиночеством, невыносимой памятью военных лет.
Представление почетных гостей встречи (ветеранов).
Ведущий 1: Все, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в
слово «милосердие». Есть и другие слова «сестра», «жена», «друг» и самое
высокое «мать». Но милосердие их суть и смысл. Женщина дает жизнь,
женщина и жизнь синонимы.
Ведущий 2: Почему же весенним днем
Плачут матери громко?
И опять обжигает огнем
Слово страшное «похоронка»
Е. Шварц
А как переживали матери за своих сыновей, ушедших на войну.
Получив во время войны извещение о смерти сына, не верили в его
смерть и всю оставшуюся жизнь постоянно надеялись на чудо чудо
воскрешенья.
Звучит музыка (Рахманинов 2-й концерт)
Через весь зал, где стоит обелиск, подходит женщина в черном,
возлагает цветы, плачет.
Ведущий 1:
Над могильной плитой,
Над стрелой обелиска -
Только глянешь – и в горле комок -
Опустилась рука, положила записку:
“С днем рожденья тебя, мой сынок”.
Это мама пришла, постаревшая рано,
От морщин белый шрам на лице.
И лежала гвоздика, незажившая рана,
Как пронзительный крик в тишине.
С днем рожденья, солдат,
Поклоняются люди, и леса, и луга, и поля.
Никогда для тебя смертной даты не будет,
Если мама осталась жива.
Написала война на трагических плитах
Имена, имена, имена.
Вы навек рождены, вы навек не забыты,
Если Родина-мать спасена.
Монолог матери у обелиска.
Мать:
Сыночек мой, кровиночка,
Украден ты войной.
Листочек мой, травиночка,
Как пусто мне одной.
Прокаркала вороною
Беда, как в страшном сне.
Бумагой похоронною
Она пришла ко мне.
Я ворона проклятого
Отчаянно кляла.
Глаза свои проплакала
И всё тебя ждала.
Придёшь походкой лёгонькой,
Шинелька - нараспах.
Живой придёшь, целёхонький,
С улыбкой на губах.
Придёшь, огнём целованный,
С наградой боевой
Пускай и забинтованный,
Но всё-таки живой!
Неделя за неделею,
За годом год идёт.
Устала я надеяться,
Лишь боль во мне живёт.
Сыночек мой, кровиночка,
Прошло так много лет.
Листочек мой, травиночка,
Тебя всё нет и нет.
М. Пляцковский
Ведущие 2: Женщина мать дает жизнь. Она и защищает её. Это
большая сила! Ни война, ни смерть, ничто не победит её.
Ведущий1:
Женщина!
Все победила она:
Боль, и разлуку,
И смерть, и усталость.
Девушка, мать, и сестра, и жена -
Сколько ей горя и счастья досталось!
Пусть продолжается праздник весны,
И ничего ей не нужно на свете, -
Только бы не было в мире войны,
Только счастливыми были бы дети.
Ведущий 2: Но война была… В памяти народной навсегда остались
годы Великой Отечественной войны. И, пожалуй, самой трагичной в годы
войны была судьба женщины. Мало их осталось в живых-тех, кто провожал
на великую битву своих сыновей, и тех, кто сам прошел все эти тяжелые
испытания.
Ведущие 1: У писателя Фадеева А. есть волнующие строки: «Но если и
в дни войны у людей есть кусок хлеба, и есть одежда на теле, и если бегут по
рельсам поезда, и вишни цветут в саду, и пламя бушует в долине и чья-то
незримая сила подымает воина с земли или постели, когда он заболел или
ранен, - все это сделали руки матери моей - моей, и его, и его..»
Ведущий 2: Женщина и война… Что может быть более
противоестественным? Женщина, дарящая жизнь и оберегающая ее, и война,
уносящая эту жизнь, единственную и неповторимую… Эти понятия
несовместимы…Пройдет 10 лет, 15 , 50… Забудутся многие события, люди,
встречи. Но что бы ни пережили мы, воспоминания всегда будут возвращать
нас в светлый мир детства, к образу матери. Мама… Вслушайтесь, как гордо
звучит это слово.
Ведущий 1: Встаньте все и выслушайте стоя
Сохраненное во всей красе
Слово это – древнее, святое!
Распрямитесь! Встаньте!
Встаньте все!
Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо,
В нем – исток всего. Ему конца нет.
Встаньте! Я произношу его:
“МАМА”!
Звучит песня «Мама»
Ведущий 1: Знали люди, что война это страшно, это пропасть, это
гибель, а ждать мужа с войны - это испытание в сто раз большее для жен,
оставшихся дома, чем для воюющих мужей. Ждали, даже если приходила
«похоронка».
Исполняется песня «Жди меня» на стихи К. Симонова.
Ведущий 2: Жены жили... Ожиданием. Верой. Любовью. Слезами ночью в
подушку. Полевой почтой . Ну и, конечно же, заботой о детях. Что такое
отпускать любимого человека, провожать, прощаться, зная, что, возможно,
навсегда. Ждали, надеялись и писали письма.
Этот маленький желтый листок посылаю в землянку к тебе,
чтобы строчками этими мог
часто думать в бою обо мне,
не давая пощады врагу,
чтоб в землянке порой находясь,
знал: любовь я твою берегу,
вспоминаю тебя каждый час
Ведущий 1: Несмотря на разлуку, стаж семейной жизни (как и положено
на войне) идет год за два. И остается особой связующей нитью между двумя
людьми: мужем, прошедшим войну, и женой, сохранившей тепло домашнего
очага.
Выступления жены фронтовика.
Исполняется песня «Мой милый, если б не было войны» Автор слов:
Шаферан И. , музыка: Минков М.
Ведущий 2: На самой страшной войне ХХ века женщине пришлось
стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла
из «снайперки», бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала
«языка». Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с
невиданной жестокостью на ее землю, на ее дом, на ее детей.
Ведущий 1: Женщины грозных сороковых годов спасали мир. Они,
защищая Родину, шли в бой с оружием в руках, сражались с врагом в небе,
перевязывали раненых, выносили их с поля боя, уходили в партизаны, стояли
у станка, рыли окопы, пахали, сеяли, растили детей...
Ведущий 2:Я ушла из детства
В грязную теплушку,
В эшелон пехоты,
В санитарный взвод.
Дальние разрывы
Слушал и не слушал
Ко всему привыкший
Сорок первый год.
Я пришла из школы
В блиндажи сырые.
От Прекрасной Дамы –
В «мать» и «перемать».
Потому что имя
Ближе, чем
«Россия»,
Не могла сыскать.
Ведущий 1: За годы Великой Отечественной войны в различных родах
войск на фронте служило и свыше 800 тысяч женщин. Никогда еще на
протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в
войне.
Ведущий 2: Маршал Советского Союза А И. Еременко писал: «Едва ли
найдется хоть одна военная специальность, с которой не справились бы наши
отважные женщины так же хорошо, как их братья, мужья, отцы».
Ведущий 1: Среди женщин-фронтовичек были медики, связистки,
саперы, летчицы, снайперы, стрелки, зенитчицы, политработники, кавалери-
сты, танкисты, десантницы, матросы, регулировщицы, шоферы, рядовые
банно-прачечных отрядов, повара, пекари, партизанки и подпольщицы.
Ведущий 2: Были среди девушек и комсорги танкового батальона, и
механики, водители тяжелых танков, а в пехоте командиры пулеметной
poты, автоматчики, хотя в языке нашем у слова «танкист», «пехотинец»,
«автоматчик» нет женского рода, потому что эту работу еще никогда не
делала женщина.
Ведущий 2: В один день мир женщин разделился на прошлое - то, что
было еще вчера: последний школьный звонок, новое платье к выпускному
балу, первая любовь, мечты о будущем...И война. То, что называлось войной,
обрушилось прежде всего необходимостью выбора. И выбор между жизнью
и смертью для многих из них оказался простым как дыхание.
Ведущий 1:
... Да разве об этом расскажешь -
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..
За все ты бралася без страха,
И, как в поговорке какой.
Была ты и пряхой и ткахой,
Умела - иглой и пилой.
Рубила, возила, копала, -
Да разве же все перечтешь?
А в письмах на фронт уверяла.
Что будто отлично живешь.
Бойцы твои письма читали,
И там на переднем краю.
Они хорошо понимали
Святую неправду твою.
И воин, идущий на битву
И встретить готовый ее.
Как клятву, шептал, как молитву,
Далекое имя твое...
Исполнение песни «Катюша», сл. М. Исаковского.
Ведущий 1: Как же эти обыкновенные девчонки становились
солдатами? Они были готовы к подвигу, но не готовы к армейским будням.
Не сразу и нелегко давалась им воинская наука.
Ведущий 2: Так какие же они были, девчонки сорок первого, как
уходили на фронт, как они воевали? Как трудились? Пусть они сами
расскажут о себе.
Выступление работницы тыла, женщины - фронтовика.
Ведущий 2: У белорусской писательницы Светланы Алексиевич есть
книга «У войны – не женское лицо». Впервые была опубликована в 1984 году
в журнале «Октябрь». Несколько лет Алексиевич записывала на магнитофон
рассказы женщин фронтовичек. Не было военных специальностей, с
которыми бы не справлялись наши отважные женщины. На самой страшной
войне 20 века женщине пришлось стать солдатом. Женщина убивала. Она
убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее землю, на ее
дом, на ее детей. «Не женская это доля убивать», - скажет одна из героинь
этой книги. Другая распишется на стенах поверженного рейхстага: «Я, Софья
Кунцевич, пришла в Берлин, чтобы убить войну».
Ведущий 1: Давайте перелистаем страницы книги «У войны не
женское лицо». В ней много историй, множество голосов, рассказывающих
об одном и том же, хотя и с разных точек зрения. Сколько судеб,
перевернутых, искореженных войной: потеря близких, утраченное здоровье,
женское одиночество, невыносимая память военных лет. В этой книге
девчонки сорок первого сами рассказывают о себе, о «своей» войне. При
этом рассказывают не знаменитые снайперы и не прославленные летчицы, о
них немало написано, а самые « обыкновенные военные девушки», каких
много.
Ведущий 2: Женщина чувствовала и переносила войну иначе, сильнее
ощущала перегрузки войны, труднее переносила быт войны. В этой книге
мало военного материала, но избыток человеческих чувств. Эти женские
рассказы рисуют облик войны, у которой совсем не женское лицо, они звучат
как обвинение фашизму. А как фронтовичкам было трудно после войны!
надо было начинать женскую жизнь, учиться носить легкое платье, выходить
замуж, рожать детей. Послевоенная судьба у многих из них складывалась
драматично. Война забрала у них молодость, забрала мужей: из их
одногодков с войны вернулись немногие. Давайте пройдем их путь вместе с
одной из героинь книги Марией Петровной Смирновой, санинструктором,
награжденной знаком Международного Красного Креста золотой медалью
«Флоренс Найтингейл».
Выходит женщина - солдат.
Женщина солдат: «Родилась и выросла я в Одесской области. В 41-м
окончила школу когда началась война, в первые же дни побежала в
военкомат, отправили назад. Еще дважды ходила туда и получала отказ. 28
июля шли через нашу Слободку отступающие части, и я вместе с ними без
всякой повестки ушла на фронт. Когда впервые увидела раненого, упала в
обморок. Потом прошло. Когда первый раз полезла под пули за бойцом,
кричала так, что казалось, перекрывала грохот боя. Потом привыкла… Через
10 дней меня ранило, осколок вытащила сама, перевязалась сама. 25 декабря
1942 года наша дивизия заняла высоту на подступах к Сталинграду. Немцы
решили ее во что бы то ни стало вернуть. Завязался бой. На нас пошли
немецкие танки, но их остановила артиллерия. Немцы откатились назад. На
ничейной земле остался раненый лейтенант Костя Худов. Санитаров,
которые пытались вынести его, убило. Поползли две овчарки-санитарки, но
их тоже убило. И тогда я, сняв ушанку, стала во весь рост, сначала тихо, а
потом все громче запела нашу любимую довоенную песню «Я на подвиг тебя
провожала». Умолкло все с обеих сторон – и с нашей, и с немецкой. Подошла
к Косте, нагнулась, положила на санки и повезла к нашим. Иду, а сама
думаю: «Только не в спину, пусть лучше в голову стреляют». Но не
раздалось ни одного выстрела, пока не дошла до наших… Всего из-под огня
я вынесла 481 раненого. Кто-то подсчитал: целый стрелковый батальон».
Ведущий 2: Ребята в свое произведение Светлана Алексиевич включила
лишь некоторые из услышанных ею рассказов, а книга могла получиться
бесконечной. Я вам советую прочитать эту книгу.
Ведущий 2: Одним из первых вспомнил о воевавших девушках Борис
Васильев в пронзительной книге «А зори здесь тихие»
Ведущий 1: Наша повесть о боли и памяти.
У войны было горя много.
И никто никогда не сочтет,
Сколько раз на своих дорогах
Оставляла война сирот.
В эти годы порой казалось,
Что мир детства навек опустел,
Что совсем не вернется радость
В города, где дома без стен.
Был серебряным смех девчонок,
Но его заглушила война.
А седины ребячьих челок-
Разве этому есть цена.
Звучит музыка (Б.Окуджава “Ах, война, что ты сделала подлая”. 1
куплет).
Инсценировка сцен из романа Б.Васильева “А зори здесь тихие”.
Автор. На 171-м разъезде уцелело 12 дворов, пожарный сарай да
приземистый длинный пакгауз. Немцы прекратили налеты, но кружили над
разъездом ежедневно, и командование на всякий случай держало там две
зенитные четверенки. Шел май 1942 года.
Осянина. Товарищ комендант! Товарищ старшина!
Васков. Что?
О. Немцы в лесу!
В. Так… Откуда известно?
О. Сама видела. Двое. С автоматами, в маскировочных накидках.
В. Команду в ружье: боевая тревога. Бегом!
Спустя некоторое время.
В. Ну, так. Стройте людей.
О. Женя, Галя, Лиза
В. Погодите, Осянина! Немцев идем ловить - не рыбу. Так чтоб хоть
стрелять умели что ли…
О. Умеют.
В. Да, вот еще. Может, немецкий кто знает?
Гурвич. Я знаю.
В. Что - я? Что такое я?.. Докладывать надо!
Г. Боец Гурвич.
В. Ох – хо – хо!.. Как по-ихнему “руки вверх”?
Г. Хенде Хох.
В. Точно. Ну, давай, Гурвич.
В. Идем на двое суток, так надо считать. Взять сухой паек, патронов…по
пять обойм. Подзаправиться.…Ну, поесть, значит, плотно.
Противника не бойтесь. Он по нашим тылам идет, значит, сам боится.
Но близко не подпускайте. Если уж случится, что рядом он окажется,
тогда затаитесь лучше.
В случае обнаружения противника или чего непонятного… Кто по-
звериному или, там, по-птичьему кричать может?
(Смех)
Я серьезно спрашиваю? В лесу сигналы голосом не подашь - у немца
тоже уши есть.
Гурвич. Я умею. По - ослиному: и - а! и - а!
В. Ослы здесь не водятся. Ладно, давайте крякать учиться. Как утки.
(Смех)
Учатся крякать.
В. Идем на Вопь - озеро. До места нам верст двадцать - к обеду придем.
Все понятно, товарищи бойцы?
Все. Понятно.
В. Через 15 минут выступаем.
Автор. Пять девчонок было…Только пять…Лиза Бричкина, Соня
Гурвич, Галя Четвертак, Женя Комелькова, Рита Осянина… Все пять
остались на Вопь-озере
Ведущий 2: Познакомьтесь с этой удивительной книгой. Я думаю, она
не оставит вас равнодушными.
Звучит музыка (Рахманинов 2-й концерт)
Ведущий1. 22 июня 1941 -года, в первый день войны, на Советской
площади нашего России состоялся митинг. После него сотни людей
записались добровольцами на фронт, были среди них и женщины.
Не всем было суждено прийти с этой самой страшной войны. Но память
о них, о героях и рядовых всегда в наших сердцах. Минутой молчания
почтим их память.
Ведущий 2. Услышанные сегодня рассказы женщин рисуют облик
войны, у которой совсем не женское лицо. Они звучат как предостережение,
как обвинение тем, кто развязывает войну, будь она 70 лет назад, или
сегодня, или готовится. Войне говорят: «Нет!» - матери, жены, сестры,
дочери. Войны, будь они даже маленькие,- для женщины всегда великие.
Женщина отвергает смерть, призванная любить и продолжать жизнь.
Дорогие ветераны, низкий вам поклон!
Звучит песня «День победы», поздравления ветеранов, вручение
подарков.
Список используемой литературы
«Давно мы сняли с плеч шинели, но снятся нам всё те же сны» // Читаем,
учимся, играем. – 2005. - № 5. – С. 31-35: ил.
Боброва Л. В. «Жди меня, и я вернусь. / Л. В. Боброва, Л. Н. Будковая,
Э. К. Елтанская // Читаем, учимся, играем. - 2003. - N 2. - С.25-32
Бубенщикова З.С. «У войны – не женское лицо» // Литература в школе.
1995. - № 4. – С. 91-96.
Власов В.А. Живые, пойте о нас! // Читаем, учимся, играем. 2005. -
7. С. 4-8: ил.
Груздова Л.С. «И ходит по земле босая память - маленькая женщина» //
Литература в школе. – 2000. - 3. С. 105-111: ил.
Железнякова Н.В. Письма с фронта // Читаем, учимся, играем. 2005. -
№ 6. – С. 18-25: ил.
Зырянова В. «Ветераны в двадцать с лишним лет…»: [о Ю. Друниной] //
Читаем, учимся, играем. – 2000. - № 1. С. 70-78.
Конева Е.Ф. В мир приходит женщина, чтобы мир спасти // Читаем,
учимся, играем. – 2003. - № 5. – С. 16-18: ил.
Лаури Н.М. Урок по повести Светланы Алексиевич «У войны не
женское лицо» // Литература в школе. – 2005. - № 5. С. 24-28: фот.
Интернет ссылки:
http://sosh25okt.narod2.ru/65_let_pobedi/stsenarii/
http://worldofchildren.ru/scenarios-and-holidays/62-scenfevr/1506-u-vojny-
ne-zhenskoe-liczo-sczenarij-dlya-9-10-klassov.html?showall=1