Мастер-класс "Головной убор как зеркало истории" из цикла "Создание сценического образа"

1
Управление образования и науки Липецкой области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка
Мастер-класс
из цикла «Создание сценического образа»
тема: «Головной убор как зеркало истории»
Для широкой аудитории (педагогов и
старшеклассников)
Автор идеи и сценария:
Кудашева Людмила Ивановна,
Лауреат премии С.А.Шмакова,
педагог дополнительного образования,
руководитель Театра моды исторического
костюма МБОУ гимназии №19
им. Н.З. Поповичевой
Липецк - 2015
2
ЦЕЛЬ: Развитие познавательного интереса к изучению истории и МХК через
внеурочную деятельность посредством интегративного подхода.
Задачи:
Предоставление возможности попробовать свои силы в творческой деятельности.
Использование подиума театра моды исторического костюма как средства для
развития аналитического образа мышления.
Изучение и расширение глоссария моды исторического костюма.
Воспитание эмоционально-эстетического вкуса участников и зрителей.
Оборудование:
1. Музыкальное сопровождение на проход каждой модели.
2. Мультимедиа и акустическая система.
3. Экспозиция головных уборов разных исторических эпох.
Оформление:
Импровизированный подиум.
Все мы родом из детства…
Антуан де Сент-Экзюпери
МУЗЫКА: 1- Вступление_Брамс.
Добрый день, наши дорогие гости и уважаемые коллеги!
В канун праздника принято дарить подарки. А подарки бывают разные: вкусные и
аппетитные, тряпичные и бумажные, ароматные и душистые, а ещё…
незабываемые…
Да, незабываемые! Как наше детство!
«Все мы родом из детства» - так считал один из самых удивительных людей
мечтатель, лётчик, французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери,
которого друзья попросту называли Сент-Экс.
Вот почему то, что происходило в детстве, никуда не девается, а записывается в
ячейках памяти, откладывается в подсознании и по большей части отражается на
нашем сегодняшнем эмоциональном состоянии, чувствах, главное - поведении.
Да! Мы все родом из детства. Уже потом Человек сам формирует себя, сам
выбирает свои приоритеты, раскрывая в мир огромные глаза-окна. И как жаль, что
очень часто эти окна закрывают ставнями сами взрослые.
И бывает, что кто-то в детстве не допел, не дотанцевал, не доиграл…
А так хочется, вернуть эти незабываемые исторические минуты детства!
И сегодня мы дарим вам возможность совершить экскурс в прошлое!
А помогут нам в этом атрибуты и аксессуары Театра исторического костюма,
руководителем которого я являюсь .
Перед вами головные уборы и несколько атрибутов костюма, по которым очень
легко распознать ту или иную эпоху.
И сейчас я попрошу каждого из вас выбрать и примерить любой головной убор,
который вам более всего по душе.
Примеряйте, не стесняйтесь.
3
звучит муз. фрагмент «2-Канкан» , Ванесса Мэй.
Берите головной убор, кому какой понравился. (разбирают костюмы).
Подходите, выбирайте...
(«бараний рог», берет, кардинальская шапочка, мушкетёр,
царский венец, шапка-Мономаха, шляпа Петра,
цилиндры, широкая шляпа-2, котелок, «таблетка» с вуалью)
Построить на сцене).
(здесь не надо музыки)
Головной убор – очень интересный и важный элемент костюма, поэтому в народе о
нём сложились пословицы и поговорки (начинаем проговаривать):
«По Сеньке и… шапка», «На воре и шапка… горит», «Дело в …шляпе».
«Поспел к шапочному… разбору»
Но сегодня успели все. Расходиться нам ещё рано.
(тихо звучит мелодия-3 Брамса, Венгерские танцы)
Если вспомнить, в любую историческую эпоху люди всегда ходили с покрытой
головой. С покрытой. И слово «шапка» произошло от французского «шапо» - покрышка.
И сегодня именно головной убор поможет совершить нам экскурс в прошлое
путешествие небольшое, но очень увлекательное.
Первые шапки человек сделал из звериных шкур. (Робинзон Крузо)
В Древней Греции и Древнем Риме головным убором императоров служили
лавровые венки (сенаторы, цезари).
В эпоху великих географических открытий шляпы и береты стали украшать перьями
экзотических птиц (учителя географии: новые земли, птицы, животные)
Со временем появились и профессиональные головные уборы.
Да, у каждого головного убора своё лицо, свои краски, своя история.
- Вот мы с вами, в XXI веке, какие покрышки носим на голове?
- (ответы: береты, кепки, вязаные шапочки, капюшоны).
В средние века, например, кавалеры, желая выказать уважение даме сердца, носили
одежду такого же цвета, как и у неё. Посмотрите, пожалуйста, у кого из вас совпадает
цвет головных уборов? Прекрасно! (средневековье)
Как Вы думаете, если на Вас надет этот головной убор, сможете назвать род своих
занятий? (ответ).
(я беру цветок для рыцаря)
Рыцарь, подойдите, пожалуйста, к своей даме и подарите ей цветок. Дама
благосклонно принимает подарок, идёт медленно, а рыцарь следует за ней на
небольшом расстоянии. (наблюдаю). Повторите.
А как Вы чувствуете себя в кардинальской шапочке? (ответы) (поднять)
Не хватает лишь мушкетёра… Мы ждём Вас, шевалье!…
Ну, чем не д”Артаньян и кардинал Ришелье (ответы)
Вам, шевалье, назначил аудиенцию сам кардинал Франции, очень влиятельное лицо
при дворе..
4
Сир, встаньте прямо. Шевалье, Вы должны сделать глубокий реверанс, с Вами
беседует высшее духовное лицо Франции, второе лицо после короля.
Повторите, пожалуйста, без моей помощи. (повтор). Мушкетёр должен выказывать
полное почтение кардиналу, может быть, тайно, и ненавидя его. Его преосвященство не
должен этого заметить.
Благодарю, Вы справились.
Аудиенция окончена.
А теперь перенесёмся в Московию, в XVI век.
Женщины после свадьбы всегда закрывала волосы, покрывали их. Отсюда и
поговорка: опростоволоситься – это когда с головы женщины срывали убор: значит,
женщина опозорена, посрамлена…
Мужчины носили треух, а знатные - высокие соболиные шапки.
Чем знатнее, тем выше и ценней мех на шапке…
Царь-батюшка, тяжела шапка Мономаха? (ответ)
Не прогневаётесь, возьмите посох и пройдитесь, пожалуйста, по подиуму.
А вам, матушка-царица, полагается платочек. Сопровождайте царя, чуть поодаль от
него, как и подобает царице. Идите не спеша, величаво. Царь смотрит прямо,
пристально на окружающих, а царица смотрит долу, не поднимая глаз.
Благодарю. Оставайтесь на сцене.
И вот наступило время Петра Великого. Пётр Алексеевич, выходите вперёд!
Шагаем широко, уверенно, поступью царя-реформатора. (показываю)
Перед вами - основатель городов-ровесников: Санкт-Петербурга и Липецка, которым
в прошлом году исполнилось 310 лет!
Вспомните фигуру императора на площади Петра Великого, как он идет, какими
широкими шагами?
Перед вами царь-реформатор, поднявший на дыбу патриархальную Русь, чтобы её
не считали варварской и отсталой страной!
(протягиваю свиток)
И попробуйте еще раз, пройдитесь такими же крупными шагами, как шагал Петр I.
Спасибо. Оставайтесь на сцене.
(поднять XIX век)
А вам предстоит сыграть модниц и кавалеров XIX века. (комментарии).
К цилиндру полагается трость. Мужчины к выходу готовы.
А дамы? Ваши шляпы украшены вуалью, поэтому здесь очень уместны будут веер и
зонтик. Господа, будьте добры, передайте своим дама их атрибуты.
Прогуливайтесь, не спеша, по парку.
(маленькие букетики цветущего картофеля, первые автомобили в Липецке. Курорт.)
А в XX веке в стиль модерн вклинилась пролетарская культура, затем безвкусица
НЭПа, а позже прямые линии кроя костюма военного времени.
В 20 веке Коко Шанель сделала бижутерию модным аксессуаром высших слоёв
общества и подарила нам маленькое чёрное платье…
После II мировой войны появилась высокая мода, и вернулся стиль романтизм.
Я прошу выйти к сцене представителя от каждого столика, чтобы продефилировать в
костюме современника.
5
Сейчас мы представим вашему вниманию дефиле, основной акцент в котором будет
сделан на головной убор.
Я позволю себе быть режиссёром дефиле, а Вас (обращение к любому зрителю)
прошу прокомментировать текст.
Итак, звучит текст, потом музыка, на фоне которой каждая модель в отдельности,
или в паре, делает круг по ковровой дорожке и возвращается на сцену в ожидании
других.
В дефиле будет сохранена историческая последовательность. Сначала Средние века,
потом ВЫ и ВЫ. (выстроить участников)
Для каждого выхода - свой музыкальный фрагмент.
Итак, уважаемые дамы и господа, приглашаем вас на бал эпох.
(Заучит торжественная мелодия на начало бала)
ЧИТАЕТ КОММЕНТАТОР:
1. В средние века в моде культ прекрасной дамы.
(мелодия 4-средневековье)
(мелодия средневековья, первая пара) (проход по кругу)
В XIV веке в Европе возрождаются занятия живописью, архитектурой, поэзией,
музыкой. Модели демонстрируют самые благородные и парадные цвета
костюма того времени – бордовый! Белый цвет считался цветом траура и
скорби.
(возвращение на сцену)
2. Эпоха абсолютизма сделала мужчину элегантным и галантным. Величие и
помпезность – вот отличительные признаки моды того времени.
(5-кардинал, менуэт Боккерини, мушкетёр и кардинал) (проход по кругу)
Обратите внимание. Лица моделей надменные, будто под маской. Делаем одно
думаем и предполагаем другое!
(возвращаются на сцену)
3. В Московии царский венец отличался роскошью и богатством. Символом
степенности и важности служил посох – без него цари даже из покоев не
выходили.
(6-Царь и царица, русская мелодия, проход царя и царицы) (проход по кругу)
Царица появлялась перед гостями только с разрешения супруга.
Она не улыбалась, не имела на то права. Щёки девушек и женщин натирали
свёклой, чтобы здоровый румянец привлекал взгляды.
4. В эпоху Петра Великого произошла замена русского платья на общеевропейский
стандарт.
(7-Пётр 1, фанфары, выход и проход Петра 1) (проход по кругу)
Крестьянская одежда осталась такой же, что и в период Московского государства.
Сам государь не любил пышных костюмов и обилия кружев и позолоты.
Перед вами Царь-работник! Пётр Великий!
(возвращается на сцену)
6
5. С XIX века в России регулярно выходят журналы мод, и российские модницы
привозят шляпки из Парижа. Идеалом становится женщина–цветок, женщина –
украшение салонов и театров.
(играет духовой оркестр, звучит мелодия 8-XIX век, вальс Воспоминание,
пары прогуливаются) (проход по кругу)
Развитие капитализма и банковской системы повлияло и на мужскую моду: высокие
цилиндры, котелки, трости, белые околошейные платки всё говорило о большом
достатке и финансовом успехе.
Чем элегантнее и богаче была одета дама – тем сильнее подчеркивалось финансовое
положение её спутника, мужчины в обществе!
(возвращаются на сцену)
6. XX век принёс разительные перемены в моду, сначала подчеркнув, а потом
разгладив различия в социальном составе общества.
(звучит мелодия 9-Кинопанорама)
(проход по подиуму моделей в современной одежде)
А к началу 3 тысячелетия женщины и мужчины стали повсеместно носить
джинсы и футболки, невзирая на различия полов и материальное благосостояние,
профессиональные интересы и вкусы хозяина!
Но учительская мода всегда была и остаётся верхом элегантности и
скромности!
(по знаку режиссёра по подиуму проходят наши современницы и современники,
стиль одежды которых соответствует сказанному).
Давайте ещё раз друг другу поаплодируем. (аплодисменты)
Сегодня мы с вами побывали в разных эпохах, в разных странах…
Ваше старание и замечательная игра помогли сделали каждого из вас участником
нашего общего подарка «Все мы родом из детства!».
А пока звучит музыка, пожалуйста, не забывайте складывать костюмы и можете
садиться на свои места.
Здоровья вам и благополучия!
(звучит мелодия «10-Конец»)
______________________________________________________________
Список использованной литературы:
1. Блейз А. История в костюмах от фараона до денди. М.: ОЛМА-ПРЕСС
Экслибрис, 2002. – 176 с.
2. Нерсесов Я.Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История моды. М.:ООО
«Фирма «Издательство АСТ», ООО «Астрель», 1998. 496с.
3. Современная энциклопедия. Аванта+. Мода и стиль/Глав.ред В.А. Володин. М.:
Аванта+, 2002. – 480 с.:ил.
7
4. Я познаю мир: История вещей: Энцикл. / Н. Орлова, К. Буровик; Худож. Е.
Дягерева, Л. Сильянова. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство
Астрель»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. – 509 с.:ил.