Методическая разработка занятия к программе "Народно-сценический танец"


1
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
Центр внешкольной работы
Методическая разработка занятия
к программе Народно-сценический танец
для детей 13-14 лет
Авторы-составители
Екатерина Петровна Заводчикова - концертмейстер
Ольга Владимировна Степанова - педагог
дополнительного образования
Новоуральский городской округ
2015 год
2
Аннотация
Методическая разработка занятия к программе «Народно-сценический
танец» рассчитана на детей 13-14 летнего возраста. Данное занятие
разработано с целью - поделиться опытом работы с педагогами
хореографических коллективов.
Методическая разработка включает:
Аннотацию
План занятия по теме: «Государственный хореографический
ансамбль Березка. Упражнения народно- сценического танца у
станка, середине зала и диагонали»;
Список использованной литературы.
Методическая разработка занятия к программе «Народно-сценический
танец» может быть использовано педагогами дополнительного образования
хореографической направленности в своей практике.
3
Методическая разработка занятия
к программе Народно-сценический танец
Актуальность
«Народно-сценический танец» предполагает развитие личности ребенка
средствами народной хореографии. Яркие, красочные народные танцы, как
правило, более эмоциональные помогают ребенку познать народную
культуру, духовные истоки. Осваивая богатые технические средства
народного танца, ребенок добивается максимальной выразительности всех
частей тела. Народно-сценический класс соединяет необходимую
последовательность упражнений для профессиональной техники с
творческой работой, которая помогает наметить характер будущих
постановок, определить их движение и ритмический рисунок. Велика роль
этого предмета в эстетическом развитии детей, так как он приобщает их к
богатству танцевального и музыкального творчества.
Возраст обучающихся 13 – 14 лет.
Продолжительность занятий: 2 часа по 40 минут с перерывом 10 минут.
Оборудование: фортепиано, ноутбук, магнитофон, CD и DVD диски.
Методическое обеспечение:
DVD диски с записью видео материала из репертуара
хореографического ансамбля « Березка».
CD диски с записью хореографических композиций;
Литература: Н. Стуколкина. «Четыре экзерсиса».
Методы и приемы: рассказ, демонстрация, беседа, ИКТ-технология.
Тема: Государственный хореографический ансамбль «Березка». Упражнения
народно-сценического танца у станка, середине зала и диагонали».
Цель: Создать условия для приобщения детей к богатству народной
хореографии, совершенствования техники исполнения упражнений народно-
сценического танца, используя различные методы обучения, используя ИТК-
технолигию.
Задачи:
Совершенствование полученных знаний
Совершенствование исполнительских навыков.
Воспитание эмоционального восприятия музыки, приобщение детей к
богатству народной хореографии.
4
План занятия
- Поклон в русском характере.
- Детям объявляется тема занятия: «Государственный
хореографический ансамбль «Березка». Упражнения народно-
сценического танца у станка, середине зала и диагонали».
I этап – вводный. (Продолжительность 15 минут)
Цель: приобщение детей к богатству народной хореографии, профилактика
травм, подготовка мышц ног и стопы к дальнейшей работе.
- Беседа: «Государственный хореографический ансамбль Березка» с показом
видео фрагментов из репертуара ансамбля.
Методы и приемы: рассказ, демонстрация, беседа, ИКТ- технология.
Оборудование: ноутбук; видео материал из репертуара «Государственного
хореографического ансамбля «Берёзка».
Цель: Приобщение детей к танцевальной культуре русского народа и
формирование эстетических начал у детей (эстетического вкуса,
эстетического идеала, эстетических чувств), используя различные формы
работы.
Задачи:
- формирование у детей знаний о русском народном танце;
- воспитание любви и интереса к танцевальной культуре русского
народа;
- влияние на становление эстетического чувства и художественного
вкуса.
Можно ли всю жизнь слагать песни, былины, поэмы, рассказывать в них так
много о Родине, о ее людях, и ни разу не произнести, ни слова? Да, можно! И
это язык русского народного танца. Спокон веков славится Русь танцами и
танцорами. Необоримая сила, бескрайняя ширь, неуемная удаль, певучесть и
женственность, благородная величавость и вольность духа, искренность
порыва все чистое, возвышенное, что живет в русской душе, помноженное
на талант и природный артистизм, - вот что такое русский танец.
Первым русским танцем считается хоровод - танцев по кругу. Круг в
хороводе символизировал в древности Солнце бога - Ярила. Считалось, что
такие движения по кругу с пением песен задобрят бога Солнца и принесут
хорошие урожаи. Сокровища русского народного танца были разбросаны и
скрыты в укромных уголках глухих сел и деревень неоглядной России. Мало,
кто ведал о них. Кто знает, может быть, так и затерялись бы под слоем
времени золотники народного творчества. Но полнится земля русская
энтузиастами. Посчитали эти одержимые своей миссией великую ценность
культуры, народный танец, сделать достоянием всеобщим. Одним из таких
энтузиастов оказалась Надежда Сергеевна Надеждина. В глубокое прошлое
уходит история танца, но сейчас, на пороге третьего тысячелетия, интерес к
этому прекрасному виду искусства не угасает. Народное творчество стало
основой профессионального искусства. Выход русского народного танца на
большую сцену происходит во втором десятилетии XX века.
5
Государственный академический хореографический ансамбль «Берёзка»
образован в 1948 году выдающимся хореографом XX века Надеждой
Сергеевной Надеждиной. Ансамбль «Березка» - русский коллектив, который
славится во всем мире благодаря неповторимой манере исполнения танца,
удачно подобранным народным мелодиям, колоритным национальным
костюмам. Основатель ансамбля, Надежда Надеждина, человек высочайшей
культуры и эрудиции, она хорошо знала, какие богатства таятся в творчестве
русского народа, и видела это глазами поэта. Она привила классическому
танцу поэзию старинного хоровода, соединила прошлое с настоящим.
Название ансамбля взято от первой постановки русского девичьего хоровода
«Берёзка». Сочиненный Надеждой Надеждиной девичий хоровод на тему
русской народной песни «Во поле березонька стояла» более полувека
завораживает зрителей своим диковинным, «плывущим» шагом, словно
целая березовая роща вдруг ожила, сдвинулась с места и предстала в
торжественно величавом параде. Однажды Надежда Сергеевна увидела на
старинной литографии хоровод: девушки держали в руках веточки березы. В
этом изображении она нашла не просто интересную идею для танца, но и
поймала свою «синюю птицу», изменившую всю ее жизнь. Много лет этот
чудесный девичий хоровод завораживает зрителей неким диковинным,
неслышным, «плывущим» ходом. И, кажется, целая березовая роща вдруг
ожила, сдвинулась с места, предстала в своем праздничном убранстве.
Каждое новое перестроение, новый рисунок заслуженно одаривался
зрительской благодарностью. В хороводе «Березка» двадцать девушек
настоящее время шестнадцать исполнительниц) в длинных сарафанах
неслышно идут по сцене, «плывут» - говорят зрители. Льется мелодия
русской песни «Во поле березка стояла…» и зрители ощущает волнующую
поэзию России с ее безбрежными далями, березовыми рощами, с ее красотой.
Необычность хороводу «Березка» придает своеобразную манеру держаться,
едва уловимая изменчивость мягких, женственных линий пластики
танцовщиц, особая легкость и плавность поступи, удивительная певучесть,
непрерывность движений. Заиграет музыка, и девушки начнут передвигаться
по сцене, выстраивая замысловатые фигуры. Но основным положением в
этом танце является круг это самая распространенная на Руси фигура
хоровода, олицетворяющая солнце. Невозможно передать словами все краски
и оттенки, создающие необычность хороводу «Березка». Это едва уловимая
изменчивость мягких, женственных линий пластики танцовщиц. Это особая
легкость и плавность поступи. Это удивительная певучесть, непрерывность
движений. И это истинно художественность и удивительная простота
композиции.
Удивителен до сих пор тот момент, когда девушки из угловых четверок
и троек выстраиваются в единый круг, он и сегодня вызывает шквал
аплодисментов. Ход «Березки» является некой тайной, которая бережно
поколения к молодым артистам, но в строжайшем секрете держится от
посторонних глаз. Этот номер до сих пор не потерял своей актуальности,
именно он вызывает множество эмоций.
6
Плывут девушки по сцене в хороводе, как будто огибают весь Земной шар и
рассказывают языком танца о русской природе, о широте русской души и о
женской нежной красоте.
Первыми исполнительницами танца «Берёзка» были молодые колхозницы
Калининской области. Вскоре понравившийся всем хоровод исполнили
профессиональные артисты, и он дал название ансамблю, в котором
Сергеевна Надеждина осуществила свою заветную мечту посвятила себя
созданию собственных сценических произведений на народной основе.
Неиссякаемая фантазия Надеждиной находит и воплощает в танцах все
новые и новые аспекты кипучей многозвучной жизни, мажорный,
жизнерадостный настрой будних дней. К «Березке» сразу пришла
популярность. Ее частые поездки по Советскому Союзу сопровождались
триумфальным успехом, а гастроли за границей принесли коллективу
мировое признание. Творениям Надежды Сергеевны Надеждиной
восторженно аплодировали на всех континентах планеты. В годы холодной
войны зарубежная пресса писала о выступлениях ансамбля как об «огненной
сенсации» и свидетельствовала, что искусство «Березки», человечное и
одухотворенное, «пробуждает добрые чувства и веру в братство между
людьми». Всемирный Совет сторонников мира еще в 1959 году присудил
«Березке» Золотую медаль мира. Народная артистка Надежда Сергеевна
Надеждина с энтузиазмом руководила своим детищем более 30 лет, до
последних дней жизни. Сегодня ансамбль с гордостью носит имя его
создателя, а надеждинские шедевры до сих пор занимают центральное место
в репертуаре коллектива. Последние 30 лет художественным руководителем
ансамбля является народная артистка СССР, Украины, Республики Северная
Осетия-Алания, профессор, академик М. М. Кольцова. Ведущая солистка
ансамбля стала достойной преемницей Надежды Сергеевны Надеждиной.
Она не только сохранила, но и приумножила творческое наследие
основательницы ансамбля. Как свидетельствует пресса, за 65 лет концертной
деятельности «хороводы ансамбля «Березка» прошли своим диковинным,
''плывущим'' шагом расстояние, равное длине экватора».
Применение ИКТ-технология - показ видео материала о
хореографическом ансамбле «Берёзка»
Вопросы для беседы:
Назовите, пожалуйста, первый русский танец.
Кто был основателем академического хореографического ансамбля
«Берёзка»?
Почему этот ансамбль назвали «Березкой?
Кто сейчас является художественным руководителем ансамбля?
Подведение итога беседы.
Сегодня мы с вами познакомились с краткой историей возникновения
русских танцев, узнали о Государственном хореографическом ансамбле
«Берёзка», а теперь я хочу услышать ваше мнение о полученных знаниях.
Учащиеся высказывают свое мнение, делятся впечатлениями.
7
- Разминка: Relive с demi-plie и grand -plie по 6 и 1 позициям ног.
II этап основной. Продолжительность 1час, 10 минут, с 10-минутным
перерывом.
В этой части используются упражнения у станка, на середине зала, по
диагонали, повторение танцевальных композиций, с целью:
совершенствования техники исполнения упражнений народно- сценического
танца, формирования исполнительских навыков, воспитания эмоционального
восприятия музыки.
Demi -plie и grand plie по всем позициям ног с port de bras и с
различными положениями рук и корпуса в русском характере.
Battements tendus с работой опорной пятки, с
двойным ударом пяткой работающей ноги и с разворотом бедра в
комбинации с battements tendus каблучным на 90
0
в русском характере.
Jetes в plie с работой опорной пятки в молдавском характере.
Ronds de jamber, ronds de pied с работой опорной пятки с разворотом
стопы в испанском характере.
"Веревочка" двойная в сочетании с другими движениями в
матросском характере.
Дробная комбинация в испанском характере.
Flick-flak в цыганском характере.
Battements fondus в украинском характере.
Танцевальные комбинации русском, гуцульском, белорусском
характерах)
Battements Developpes на полупальцах в plie с сокращенной стопой и
растяжкой в венгерском характере.
Grand battement jetes в венгерском характере.
Port de bra в восточном характере.
«Танцевальные движения и дроби на середине»
Веревочка в повороте (на ¼, ½ повороте) простая и двойная с
перетопами.
Самоварчик"
Pas de bask" в украинском характере
Комбинация дробей:
"перекаты"
переборы"
"Ключ" – 3 вида
Русские комбинации на основе шагов, дробей, вращений
8
«Диагональ»
Grand battements на 90
0
и выше с "ковырялкой" в повороте
"Вертушки" усложнённые
Дробь в повороте
Хореографические композиции:
«Цыганский танец»;
«Украинский танец»;
«Купала»;
« Плясовая».
III этап – заключительный - продолжительность 5 минут.
Подведение итога старания детей и усвоения знаний о
хореографическом ансамбле «Березка».
Поклон.
9
Список использованной литературы
1. А. Э. Чижова «Березка».
Издательство Советская Россия. Москва. 1972 год.
2. Использованы видео материалы Государственного хореографического
ансамбля «Березка»:
http://www.youtube.com/watch?v=ZWS_WTo8q60
http://www.youtube.com/watch?v=JYi47iP4GuE
3. Использованы картинки с сайта «
4. Н. Стуколкина. «Четыре экзерсиса».
Издательство: г. Москва 1972 год.
Нотный материал
1. А. Глазунов «Испанский танец»
2. Б. Смирнов (обработка) «Полянка»
3. «Бульба»
4. Венгерский народный танец
5. «Гопак»
6. Д. Григорян «Восточные мелодии»
7. «Крыжачок»
8. Л. Абелян (обработка) «Гопак».
9. О. Мунтян (обработка) «Молдавские мелодии»
10. «Перепелочка»
11. «Полянка»
12. С. Гулак - Артемовский. «Запорожский казачок»
13. Т Ломова (обработка) «Ах, утушка, луговая»
14. «Украинские мелодии»
15. «Цыганочка»
16. Ю. Николаев «Русский плавный»
17. «Яблочко»