Презентация "Русская философская мысль" 10 класс


Подписи к слайдам:
Русская философская мысль

Русская философская мысль

Основной вопрос о самобытности российской цивилизации

Период Киевской Руси

Вместе с христианством пришли первые переводы латинских и греческих отцов церкви, византийских богословов.

Попыткой продолжить богословские труды византийцев был труд киевского митрополита Иллариона «Слово о законе и благодати»

XI век

«Слово о законе и благодати»

  • Учение о смене в мировой истории ветхозаветной эпохи закона эпохой благодати.
  • О нравственной ответственности человека
  • О включении России в общемировой процесс торжества «истины и благодати»

Период Московского царства

«Москва – тритий Рим»

Из его обращения к великому князю Василию III.

  • Взгляд на московское государство как наследника исторической роли Византии. Идея выражена в словах игумена псковского монастыря Филофея.
  • «…внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, а четвертому же не бывать.»

XVII век – обособление философии от богословия.

  • Начало преподавания философских курсов в учебных заведениях нового типа : Киево-Могилянской академии и Славяно-греко-латинской академии

Братья Лихуды

XVIII век – интеллектуальный центр «ученая дружина Петра».

  • Ф.Прокопович
  • В.Татищев
  • И.Посошков
  • А.Кантемир

Ф.Прокопович

  • Был одним из первых в России философов – деистов ( природа, созданная Богом, затем начинает самостоятельное развитие;
  • Развитие практических наук надо поощрять.

В.Н.Татищев «История Российская с самых древнейших времен».

  • Стремление подняться над фактологическим изложением событий;
  • Основой общественных изменений считал «силу человеческого разума»;
  • Бытие народов рассматривал по аналогии с жизнью человека.

А.Кантемир – автор философско-сатирических стихов и притч.

  • Особое внимание уделял проблемам нравственности – «я в своем хотении волен и тем подобен Богу», т.е. человек полностью ответственен за свои поступки.

Послепетровская эпоха ( XVIII век)

  • М.В.Ломоносов
  • Центром философской мысли становится Московский университет
  • Философский факультет должен быть обязательной 2-х годичной начальной ступенью.
  • А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

Философские искания XIX века

  • П.Я.Чаадаев «Философические письма» – в осуществлении истории есть Божья воля, Запад избран провидением, а отсталая Россия – на обочине цивилизованного мира;
  • в более поздних работах писал, что Россия имеет свою историческую миссию «…ответить на важные вопросы, которые занимают человечество».

А.И.Герцен, К.Д.Кавелин, Т. Н.Грановский

Чаадаев стоял у истоков западничества

Славянофилы : братья Аксаковы,

А.С.Хомяков

И.В. Кириевский

В.С.Соловьев (1853 – 1900гг)

  • Исходное понятие его учения – категория всеединства : смысл существования всего живого на Земле – стремление к соединению с Божественным логосом
  • Три культуры олицетворяют историю: мусульманский восток (символ - господин и рабы; запад – эгоизм, а примирить их крайности должна третья сила – Россия.

Философская мысль XIXвека представлена не только в академических формах, но и в литературе

Л.Н. Толстой

Ф.М. Достоевский

Цивилизационный путь России : продолжение споров

Н.А.Бердяев

С.Н.Булгаков

П.А.Флоренский

В центре внимания – вопрос о цивилизационной принадлежности России.(XXвек)

  • Евразийство – одно из философских течений 20-го века;
  • Россия – Евразия, срединный материк, особый исторический и этнографический мир;
  • Эпоха господства Запада должна смениться лидерством Евразии (антизападные настроения сближали евразийцев и славянофилов);
  • Н.А.Бердяев видел Россию ареной столкновения и противоборства восточных и западных элементов, отсюда – несчастная историческая судьба.