Презентация "Образ оленя в древности и средневековье по материалам наскальной живописи Горного Алтая"


Подписи к слайдам:
PowerPoint Presentation

Образ оленя в древности и средневековье по материалам наскальной живописи Горного Алтая.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12 города Горно-Алтайска»

Актуальность темы:

  • Совсем недавно петроглифы, так в науке называют наскальные рисунки, воспринимали как «баловство» древнего художника, рисунки «от нечего делать».
  • В современной археологии наскальная живопись стала восприниматься исследователями как полноценный исторический источник.

Объект исследования-

– наскальные рисунки.

  • Предмет исследования – образ оленя.
  • Цель исследования: изучить образ оленя и определить его место и значение в мировоззрении и охотничьей деятельности.

Территориальные рамки:

Образы оленя представлены на примере петроглифических местонахождений - Талдушка, Бичикту- Бом, Суттерлю, Туекта расположенных в Каракольском этно - природном парке « Уч- Эймек» (Три вершины) Онгудайского района.

Хронологические рамки: обозначены нами с IX в до н.э. до конца I тыс. н.э. и продиктованы появлением образа оленя в раннескифское время как одного из основных образов .

Методы:

  • Мы рассмотрим методы в двух направлениях:
  • 1. Методы работы художника (прорисовка контура, точечная выбивка, шлифование, нанесение рисунка краской).
  • 2. Методы работы исследователя – бесконтактный (фотографирование) и контактный (выполнение копий с помощью полиэтиленовой плёнки и микалентной бумаги.

Методы работы художника.

  • Все известные учёным петроглифы выполнены двумя методами – выбитые и прочерченные.
  • Выбитые рисунки наносились металлическим предметом либо более твёрдым камнем.

Второй метод-

  • выполнялся прорисовкой тонких линий с помощью ножа. Этот способ также носит название граффити.

  • В гунно-сарматскую эпоху оленя изображали в основном в технике графики в методичной позе бега, прыжка. Образ нашего героя становится более схематичным. Появляются охотничьи композиции, в которых олень изображался вместе с лучником, всадником, собакой.

  • Древнетюркская традиция ещё более упростила образ диких животных, но стала уделять огромное внимание образу воина, охотника. Для этого периода характерны смысловые композиции – охота, стрельба из лука.

Итого:

  • В целом рассматривая образ оленя в разобранный нами период,

мы отмечаем постепенное упрощение рисунка оленя, схематизм, не требующий глубоких профессиональных навыков художника. Следовательно, стоит сказать, что образ нашего героя эволюционно меняется от священности, эстетического и мифологического поклонения, до объекта желанной охотничьей добычи, результата состязания человека и животного.

Спасибо за внимание!