Классный час "Разум ума и сердца" 10-11 класс

лассный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Воспитание нравственности
Методическая разработка внеклассного мероприятия для старшеклассников.
Сценарий классного часа: Разум ума и сердца
Цель классного часа: воспитание нравственности.
Задачи классного часа: побудить учащихся к самостоятельной работе ума и сердца в вопросах
морали; способствовать формированию нравственных качеств личности, духовному и
нравственному росту; развивать умения выступления перед аудиторией; развивать творческие
способности.
Подготовительная работа:
• подбор и рекомендации по работе с литературой;
• консультации для выступающих;
• подготовка и распечатка анкеты, карточек с заданиями по решению нравственных ситуаций;
• приглашение гостей (учащиеся, учителя, родители);
• оформление помещения;
• организация интерактивного голосования.
Участники: учащиеся класса, учителя, родители учащихся, старшеклассники.
Форма работы: ток-шоу.
Ход мероприятия
Нравственность - это разум сердца.
Г. Гейне
Ведущая. Основная проблема нравственности заключается в обретении личностью целостности,
единства мотивов и поступков, воли и действия, слова и дела, мысли и поведения, рассудка и
чувства. Генрих Гейне утверждал, что если бы мир раскололся, то трещина прошла бы через
сердце поэта. Если говорить о расколе нравственности, то здесь трещина пролегает между
сердцем и разумом.
В жизни человека, а значит и в нем самом, борется множество противоречий. Поэтому духовная
целостность его мира распадается. В человеке постоянно ведут свою борьбу разум и сердце.
Именно нравственность связывает и примиряет их, снабжая разум сердцем, а сердце разумом.
Еще легендарный мудрец царь Соломон говорил, что желал бы иметь превыше всего «сердце,
чтобы различать, что добро и что зло». Как вы представляете себе это сочетание разума и сердца?
Учащиеся:
- Разум - это всегда что-то расчетливое и холодное. А от слова «сердце» веет теплом.
- Мне кажется, что сердце обладает каким-то особенным, своим собственным разумом, который
часто уму неподвластен.
- Человек осознает пределы своего ума, а вот пределы человеческого сердца, по-моему,
безграничны. Где-то в глубине человеческого сердца может храниться такое, о чем ты и сам не
подозреваешь.
- Когда человек совершает безнравственные поступки, когда он жесток, никто не говорит, что у
него злой ум. Говорят, что у него «злое сердце». Думаю, что у такого человека ум и сердце
находятся в завидном единении, к сожалению, безнравственном.
- Русский мыслитель и публицист П.Я. Чаадаев писал, что в чувстве гораздо больше разума, чем в
разуме чувств.
- Все то, что нам говорится, все то, что направлено на наш ум, не так действенно как то, что
сказано (важно еще, как сказано) с целью затронуть наше сердце. Это воздействие и становится
двигателем нравственных поступков человека.
- Если разум сердца не участвует в твоих мыслях, то результат твоего поступка может не устроить
не только тех, на кого он направлен, но даже и тебя самого. Потому что даже человеку невысокого
уровня нравственности свойственно анализировать свои поступки, хотя бы изредка подключая к
этому процессу сердце. Именно сердце помогает стать близким, понятным и приятным для других
людей. То, что рождается в сердце, обретает затем мысли в вашем уме и помогает превратиться в
соответствующий поступок.
Ведущая. Значит, нравственность проходит через наше сердце. Что же такое нравственность?
Учащиеся:
- Употребляя термин «нравственность», мы обычно говорим об определенных характерных чертах
морали. Уже упоминалось о том, что в жизни человека и его поведении много противоречивого.
Эту противоречивость мы видим, прежде всего, в борьбе личного и общественного, желаемого и
должного, чувственного и рационального.
- Стремление к нравственности, к выполнению морального долга должно стать одним из самых
важных человеческих усилий. Именно этим сильна личность. От уровня стремлений и усилий
личности зависит, если можно так сказать, качество ее жизненного существования.
Ведущая. Конфуций, китайский мудрец, утверждал, что человеку все остальное становится ясным
тогда, когда он поймет, в чем заключается истинная нравственность.
Учащийся. Думаю, что ясным все может стать. Но не всегда такая ясность ведет нас к тем
поступкам, которые могут быть названы поистине нравственными. Ясность - это еще не
подлинное осознание. К тому же в любом человеке происходит постоянная борьба нравственных
и безнравственных сил. В ней сталкиваются добро и зло, честь и бесчестие, жалость и
беспощадность, жестокость, справедливость и несправедливость.
Ведущая. Да, нравственные и безнравственные силы проникают во все сферы нашей жизни. И
именно разум сердца стоит на страже того, чтобы победу одержало нравственное начало.
Учащиеся:
- Наши личные жизненные потребности часто спорят с сердцем, заставляя нравственность отойти
на задний план. Происходит конфликт желаний в тебе самом или в отношениях с другими
людьми.
- Иногда нравственность называют наукой о соглашениях. Для чего людям такая наука? Чтобы
избежать того, что может сделать их несчастными.
- Познание добра - вот нравственность моя.
Уметь его творить, желать творить и делать.
Живи и радуйся, не причиняя зла,
Ты - человек, и докажи все это делом.
- Способность мыслить - вот достоинство твое.
Мысли - существенны, а не пространство, время.
Достойно мыслить постарайся, чтоб житье
Не превратилось бы в безнравственное бремя.
Ведущая. Нравственность в вопросах личного и общественного, а отсюда и проявлений добра и
зла действительно сохраняет свою актуальность многие века. Вопрос нравственности актуален и
для такой сферы человеческой жизни, как политика. Французский мыслитель и писатель Ж.Ж.
Руссо писал: «Общество нужно изучать по людям и людей по обществу: кто захочет изучать
отдельно политику и мораль, тот ничего не поймет ни в той, ни в другой».
Учащиеся:
- Отделение политической науки от нравственной действительно ошибочно, потому что «все, что
является нравственным злом, является злом и в политике». Хорошая политика не может
отличаться от здравой нравственности.
- Мне нравится мысль о том, что человек может брать в свои руки власть только после того, когда
он сам научился повиноваться. А древнегреческий мудрец и ученый Пифагор сравнивал власть в
руках бесчестного человека с мечом в руках безумного.
- Чтобы повелевать людьми, надо научиться повелевать собой. А это и означает прислушиваться к
разуму своего сердца. Иначе что можно принести тем, кем ты управляешь? Ведь управление
предусматривает усовершенствование людей и условий их жизни. Если ты не сумел сделать это по
отношению к себе, то как ты сможешь сделать это в отношении других людей? Настоящие люди
служат государству и людям своей совестью, которая находится в ладу с разумом сердца.
Ведущая. Коль скоро мы заговорили о совести, то следует заметить, что и в этом случае уместно
говорить о ее нравственном начале. Как вы считаете, что больше способствует исправлению мира:
законы или совесть?
Учащиеся:
- Законы, наказание... Общество не может обойтись без этих средств самозащиты против
нарушений и нарушителей. Иначе будут подвергнуты опасности сами условия его существования.
Другое дело, что все то, что отражено в законах, не может воссоздать моральную силу. Поэтому
закон и жестокость используются обществом в тех случаях, когда другие меры не воспринимаются
или не помогают.
- Тот, кого от безнравственного поступка удерживает закон, способен все-таки совершить что-то
противоречащее морали хотя бы втайне от всех. Тот же, кому свойственна сила убеждения, будет
выполнять свой долг с чувством незапятнанной совести. Такому человеку не свойственны даже
тайные преступные деяния.
- А я подумала о том, что фактически в законах отражены человеческие пороки. И насколько было
бы лучше жить если бы люди жили по законам добрых нравов. Ведь для справедливого человека
его нравственные качества вполне заменяют все законы.
- И однако же законы защищают нас не только от других людей, но зачастую и от самих себя.
Потому что у каждого свой уровень совести. У одних она просыпается от малейшего шороха, у
других спит достаточно крепко даже в ненастную погоду. Поэтому разумное сочетание того и
другого (закона и совести) не помешает каждому из нас.
Ведущая. Художник, как говорил Лев Толстой, не столько сострадает людям, сколько наблюдает
их страдания, чтобы потом воспроизвести их в своем произведении. А его цель - то воздействие,
которое произведет художественное произведение. Говорят, что искусство смягчает нравы. Как
вы считаете, так ли это? I
Учащиеся:
- Я бы сказал, что нравы тех, кто воспринимает это искусство. Некоторые же из нас могут плакать
над тем шедевром-вымыслом, который так талантливо изобразил художник, писатель, поэт и т. д.,
а на подлинные человеческие страдания будут смотреть достаточно равнодушно. Говорят, что в
годы Великой Отечественной войны фашисты-каратели спасали кошек и с умилением слушали
сентиментальные музыкальные произведения. А после всего этого отправлялись совершать
карательные операции.
- И все-таки чувства человеческие очищаются, когда они соприкасаются с красотою высшей,
красотою идеала. Настоящая поэзия и искусство необходимы людям особенно в те времена, когда
наблюдается быстрый рост материальных благ. И он опережает человеческие способности
воспринимать эти блага согласно законам души, т. е. законам нравственности. М. Пришвин
(русский писатель-эссеист) писал, что поэзия обращает красоту в добро.
Ведущая. Нравственные начала пронизывают и все формы общественной и природной жизни на
земле. В том числе и труд. Труд, который является не только источником нашего богатства, но и
условием человеческой жизни вообще. К.Д. Ушинский (русский педагог) писал: «только
внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а
вместе с тем и нравственности, и счастья».
Учащиеся:
- Важен не просто труд, а еще и то, как этот труд выполняется.
- Для того чтобы человек ощутил в себе чувство человеческого достоинства, ему необходим труд
свободный, творческий, избранный им не только для того, чтобы прокормиться, но и для
удовольствия, ощущения значимости своего труда для себя и других. Плодотворность труда
приносит человеку огромное удовольствие.
- Труд для многих становится не только средством наслаждения, но и сохранения здоровья.
- Труд помогает человеку избавиться от многих бед, в том числе от нужды, от скуки и праздности,
которые в свою очередь порождают множество пороков.
- Мне кажется, что по отношению к труду можно оценивать отношение одного человека к
другому.
Ведущая. И по отношению людей к вопросам мира и войны, тоже можно сказать многое об
отношении к другим людям, т. е. насколько это отношение нравственно. Мы говорили с вами о
пороках человеческих. Хочу отметить некоторые из них. Это жажда славы, которой добиваются
любыми путями, это чувство недоверия и соперничества. Все эти пороки служат причиной для
развязывания войны.
Учащиеся:
- Нравственно и разумно искать не могущества, а безопасности. Потому что война - это самое
страшное и неразумное в жизни человека. Тот, кто ей содействует так или иначе, должен
рассматриваться человечеством как преступник. Не победить, а убедить, вот что должно стать
достойным славы. Правда, одно дело война ради могущества и порабощения других людей, и
совсем другое - война освободительная, отстаивающая право на жизнь и свободу своего народа.
- Однако заботиться о военной мощи государства и быть готовыми к военным действиям
совершенно необходимо. И не для того, чтобы завоевать, поработить кого-то, а для того, чтобы не
потерять свою свободу, не попасть в рабство, зависимость от других.
Ведущая. Есть еще одна сфера человеческой жизнедеятельности, успех и благополучие которой
во многом зависит от моральных отношений. Это семейная жизнь. Семейные отношения,
конечно, имеют и правовую основу, но они больше подчинены моральным чувствам, таким как
любовь и доверие друг к другу.
Учащиеся:
- Семья - это, помимо прочего, союз моральный, а его основа - любовь и доверие, которые
превращают двоих людей в единое целое, единую моральную личность.
- Та зависимость и ответственность, которые появляются у людей после вступления в брак, делают
их более нравственными. Это происходит уже хотя бы потому, что каждый из супругов
добровольно уменьшает свои права, увеличивая при этом свои обязанности. И каждый из них
должен теперь не мешать, а помогать другому жить человеческой жизнью.
- Семья учит человека человечности. В основе этого лежит забота о близких и чувство
ответственности за их здоровье и благополучие. Именно в семье человек, которому в холостой
жизни творить добро было не совсем свойственно, учится этому чуду - творить добро.
Ведущая. Нравственное отношение к человеку - только часть тех отношений, которые мы должны
проявлять к природе вообще (человек - это тоже часть природы). Ведь именно природа является
тем звеном, которое связывает человека с человеком.
Учащиеся:
- Человечество одержало немало побед над природой. Это во многом улучшило его жизнь. Но в
то же время мы можем сказать, что за такие победы человечество почти всегда расплачивается.
- Нравственное отношение к природе - это не простое любо-; вание ею, а что-то гораздо большее.
Важно понять и принять ее всем сердцем, только тогда ты почувствуешь в ней свои корни и свою
душу. А то, что проходит через нашу душу, через разум нашего сердца, не сможет быть
обиженным.
- Жить сообразно с природой, быть с ней в полной гармонии - вот что поможет человеку стать
чище и нравственнее. Говорят, что человеку надо во многом брать пример со зверей. Вот,
например, звери, живущие рядом с людьми, становятся ручными. Почему же люди, живущие
рядом друг с другом и общаясь, иногда становятся дикими?
- Нравственен тот человек, который живет по зову сердца, кто может удержать себя от
причинения зла всему живому, кто помогает любой жизни на земле, в том числе и природной.
Ведущая. Кроме своего внутреннего мира сердца, человек приходит еще и в великий мир
общественной деятельности. В этом мире его мысли становятся конкретными делами. И он не
может оставаться праздным созерцателем. В этом мире ему необходим разум положительный и
творящий.
Учащиеся:
- Жить и творить в свое время, и на своем месте - вот в чем призвание человека, гражданина,
патриота. А ценность тебя и твоих деяний будет зависеть от той пользы, которую ты принесешь
себе и другим.
- Человек может, конечно, жить интересной и богатой внутренней жизнью. Но для него этого
недостаточно. Человек - существо социальное. На фоне общего благополучия не должна страдать
личность. Но и отдельные гении не должны витать в облаках, когда толпа, как сказал В.Г.
Белинский, валяется в грязи. Потому что и то, и другое безнравственно.
- Забота о своем благополучии и благополучии своих близких дело немаловажное и достойное.
Но оставаться наедине со своими личными заботами и забавами человек не должен. Гражданские
мотивы обязаны занимать достойное место в сфере его действий. Иначе он просто выпадет из той
всесторонней жизни, которая называется общественной.
- А вот та мера, которой можно измерить его служение улучшению общественной жизни,
исчисляется теми требованиями, которые человек предъявляет своей совести.
Ведущая. Значит, чтобы стать гражданином, надо, прежде всего, стать человеком. Основа
человечности и гражданственности закладывается еще в детстве на основе правильного видения
добра и зла. Став взрослым, человек получает все больше возможностей на проявление своих
прав гражданина и на исполнение своих обязанностей.
Учащиеся:
- Быть гражданином - значит служить Родине. Ведь именно Родина защищает тебя и способствует
твоему благополучию в жизни.
- Жизнь становится целостной, единой тогда, когда каждый гражданин общества будет соотносить
свою деятельность со своим общественным назначением.
Ведущая. Воспитание и знания дополняют друг друга. Они неразделимы. Воспитывая, мы
передаем друг другу знания, а знания, в свою очередь, оказывают воспитательное воздействие.
Учащиеся:
- Если знания несут нам идеи, которые проходят не только через наш ум, но и сердце, то с
уверенностью можно сказать, что они приобретают ту нравственную силу, которая впоследствии
воплощается в достойные гражданина дела и поступки.
- Можно знать все о здоровье, о том, как надо его укреплять и поддерживать, но не осуществлять
все на практике. Можно знать все правила нравственности и весь мир добродетели, но остаться
человеком не способным воплотить все это в жизнь. Поэтому нельзя не согласиться с великим
Львом Толстым и его словами: «Настоящее познание дается сердцем. Мы знаем только то, что
любим».
Ведущая. А это означает, что помимо образования ума необходимо еще и образование сердца?
Учащиеся:
- Да, это так. Если в сердце человека царит смятение и хаос, если он завистлив и корыстолюбив,
если все это лишает его покоя и сна - значит он действительно нуждается в образовании сердца, т.
е. в нравственном воспитании.
- Воспитывая волю и характер, занимаясь самовоспитанием и преобразованием образа своих
мыслей, человек так и начинает образование и моральное воспитание своего сердца.
- Говорят, наше сердце
Размером с кулак.
Ты поверь, я - не недруг,
Не заклятый твой враг.
Возразишь, что терзаю
В обидах, сомненьях,
Что изведало меру
Ты страданий, терпенья.
То, что совесть свою
Прячу я в твой тайник,
Что ссылаться на сердце
Я в обидах привык.
Не даю что покоя
Я тебе день и ночь,
Что прошу постоянно
Поддержать и помочь.
Да, все так, но по жизни
Нам с тобою идти.
Без обид поддержи,
Подскажи и прости.
Ведущая предлагает ребятам высказать свое мнение по нескольким нравственным ситуациям.
Ситуация 1. Ваш друг сообщает вам, что у него большие финансовые затруднения. От
положительного решения финансового вопроса именно в данный момент зависит его будущее
благополучие и душевный комфорт (например, возможность сделать взнос на строительство
квартиры, потому что ему уступают очередь, сделать необходимую операцию, потому что в
противном случае придется еще долгое время ждать своей очереди и т. д.). Ваш друг не знает,
есть ли у вас необходимая сумма (а она у вас есть!). Мало того, он не спрашивает вас об этом.
Какова ваша реакция?
Ситуация 2. Вам сообщили, что ваш друг в незнакомой вам компании отозвался о вас довольно
нелестно. Вы не хотите этому верить, потому что ваши отношения уже много лет ничем не
омрачены. Но определенное беспокойство вы все же испытываете.
А) Вы уточнили у друга, и он признался, что все так и было.
Ваша реакция.
Б) Вы уточнили у друга, и он не признался. Ваша реакция.
B) Станете ли вы вообще поднимать этот щекотливый вопрос? -
Проводится интерактивное голосование. На голосование вынесены два утверждения:
1. В современной жизни нравственность в прежнем ее понимании - понятие устаревшее.
2. Нравственность - одно из условий продолжения жизни на Земле.
Участникам ток-шоу и зрителям предлагается принять участие в опросе по анкете:
1. Происходит ли в настоящее время переоценка жизненных ценностей? (Да, нет.)
2. Если да, то как вы к этому относитесь? (Положительно, отрицательно, с пониманием
необходимости такого процесса.)
3. Существуют ли, на ваш взгляд, вечные нравственные ценности? (Да, нет.)
4. Что вы считаете вечной ценностью?
В заключение делаются выводы:
1. Нравственные начала и ценности проникают во все сферы жизни человека.
2. Правильное сочетание разума ума и сердца приводят человека к нравственным поступкам.
3. Умение любить, сострадать и делать добро - вот главные нравственные ценности нашей жизни.
4. Сила жизни - вот что останется вечной ценностью на Земле.
- Память можно и нужно тренировать.
- Результаты человеческой деятельности зависят от богатства внутреннего мира человека,
гармонии души и мыслей.