Программа по учебному предмету "Пленэр" дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области декоративно-прикладного искусства

Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Покоснинская детская школа искусств»
Программа
по учебному предмету
ПО.03.УП.01 «Пленэр»
дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы
в области декоративно-прикладного искусства
«Декоративно-прикладное творчество»
Нормативный срок обучения 5 (6) лет
Покосное 2012 г.
Содержание
Название раздела
Страница
1.
Пояснительная записка
3
2.
Содержание предмета
8
3.
Учебно - тематический план по годам обучения
10
4.
Требования к уровню подготовки обучающихся
19
5.
Формы и методы контроля, система оценок
20
6.
Методическое обеспечение учебного процесса
22
7.
Список рекомендуемой литературы
23
1.Пояснительная записка
Учебная программа «Пленэр» разработана на основе Федеральных
государственных требований к дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программе в области декоративно-прикладного
искусства по программе «Декоративно-прикладное творчество».
Место предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области декоративно-прикладного
искусства «Декоративно-прикладное творчество»: ПО
1
.03: УП
2
.01. Пленэр.
Учебные занятия на открытом воздухе (пленэр) неотъемлемая часть
учебного процесса, в котором применяются навыки, формируемые в рамках
различных учебных предметах: рисунок, живопись, композиция. Пленэр
является школой для дальнейшего развития данных навыков. Во время
занятий на природе учащиеся собирают материал для работы над
композицией, изучают особенности работы над пейзажем: законы линейной
и воздушной перспективы, плавности, совершенствуют технические приемы
работы с различными художественными материалами, продолжают
знакомство с лучшими работами художников-пейзажистов.
Программа «Пленэр» тесно связана с учебными программами по
композиции, рисунку, живописи.
В заданиях по пленэру используются композиционные правила (передача
движения, покоя, золотого сечения), приемы и средства композиции (ритм,
симметрия и ассиметрия, выделение композиционного центра, контраст,
открытость и замкнутость, целостность), а так же все виды рисунка: от
быстрого линейного наброска, кратковременных зарисовок до тонового
рисунка. В рисовании растительных и архитектурных мотивов применяются
1
Предметная область
2
Учебный предмет
знания и навыки построения объемных форм: куба, параллелепипеда, шара,
конуса, пирамиды.
При выполнении живописных этюдов используются знания основ
цветоведения, навыки работы с акварелью, умение грамотно находить
тоновые и цветовые отношения.
Сведения о затратах учебного времени
и графике промежуточной и итоговой аттестации на 5 лет
Вид учебной
работы,
аттестации,
учебной нагрузки
Всего
часов
1
2
3
4
5
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
IX
X
Аудиторные
занятия
(в часах)
13
15
13
15
13
15
13
15
112
Самостоятельные
занятия (в часах)
10
11
10
11
10
11
10
11
84
Максимальная
нагрузка
(в часах)
23
26
23
26
23
26
23
26
196
Вид
промежуточной
аттестации
З
З
З
З
Сведения о затратах учебного времени
и графике промежуточной и итоговой аттестации на 6 лет
З – творческий просмотр
Занятия пленэром могут проводиться рассредоточено в различные
периоды учебного года, а так же – одну неделю в июне месяце.
Самостоятельная работа проводится в счет резервного времени.
Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета: для детей, поступивших в
образовательное учреждение в первый класс в возрасте с десяти до
двенадцати лет – 4 года, со 2-3-4-5 классы - 28 часов в год, с дополнительным
годом обучения 5 лет, 2-3-4-5-6 классы - 28 часов в год Занятия проводятся
в соответствии с графиком образовательного процесса.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на 5 лет реализации учебного предмета:
Вид учебной
работы,
аттестации,
учебной нагрузки
Затраты учебного времени
График промежуточной аттестации
Всего
часов
Классы/ полугодия
2
3
4
5
6
III
IV
V
VI
VII
VIII
IX
X
XI
XII
Аудиторные
занятия
(в часах)
13
15
13
15
13
15
13
15
13
15
140
Самостоятельные
занятия (в часах)
10
11
10
11
10
11
10
11
10
11
105
Максимальная
нагрузка
(в часах)
23
26
23
26
23
26
23
26
23
26
245
Вид
промежуточной
аттестации
З
З
З
З
З
максимальной учебной нагрузки обучающихся 196 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки 112 часов;
самостоятельная работа (домашнее задание) 84 часа
с дополнительным годом обучения:
максимальной учебной нагрузки обучающихся 245 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки 140 часов;
самостоятельная работа (домашнее задание) 105 часа
Форма проведения учебных занятий
Занятия по учебному предмету «Пленэр» осуществляются в форме
мелкогрупповых практических занятий (численностью от 4 до10 человек) на
открытом воздухе. В случае плохой погоды уроки проводят в классе, где
учащиеся знакомятся с энтографическим материалом, делают зарисовки
бытовой утвари, наброски чучел птиц и животных.
Цель учебного предмета:
- художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие
творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы
художественно-исполнительских и теоретических знаний;
- воспитание любви и бережного отношения к родной природе;
-подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные
учреждения.
Задачи учебного предмета:
- приобретение знаний об особенностях пленэрного освещения.
- развитие навыков построения линейной и воздушной перспективы в
пейзаже с натуры.
- приобретение навыков работы над этюдами натуры растительных и
архитектурных мотивов), фигуры человека на пленэре.
- формирование умений находить необходимые выразительные методы
(графический или живописный подход в рисунке) в передаче натуры.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используют следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, рассказ, беседа);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический (зарисовки на природе);
-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание
художественных впечатлений).
Не завися от формы проведения занятия методы устного изложения
должны сопровождаться наглядным методом - показом иллюстраций,
репродукций, фотографий, таблиц и схем.
При возможности необходимо широко использовать технические
средства обучения – они расширяют возможности преподавателя.
Большую роль в овладении пленэром играют альбомы. В них отражается
работа обучающихся как в рамках занятий, так и вне занятий. Необходимо
развивать художественное восприятие, т.к. оно помогает развивать
воображение, творческие способности воспринимающего, его образное
мышление, заставляет переосмысливать личный жизненный опыт,
анализировать свои впечатления, приобретенные в процессе взаимодействия
с окружающей социальной и природной действительностью.
Предложенные методы работы в рамках препрофессиональной
образовательной программы являются наиболее продуктивными при
реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на
проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного
творчества.
Обоснование структуры программы учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебной программы;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактической единицы;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данным направлением, строится основной раздел
программы «Содержание учебной программы».
2.Содержание учебной программы
При рисовании с натуры в условиях пленэра учащимися осуществляется
активная исследовательская деятельность, изучается окружающий мир,
отрабатываются навыки работы с материалом, закладываются основы
профессионального ремесла.
Обучение происходит, главным образом, как решение задач по
композиции, рисунку и живописи. Вид учебной деятельности должен быть
разнообразным: обучение по наглядным образцам и практическая работа с
натуры, в которой половина времени отводится на графику, половина на
живопись. Техническое исполнение и формат работ обсуждаются с
преподавателем.
Темы в программе повторяются с постоянным усложнением целей и задач
на каждом году обучения.
Учащиеся второго года обучения по учебному предмету «Пленэр»
приобретают первоначальные навыки передачи солнечного освещения,
изменение локального цвета, учатся последовательно вести зарисовки и
этюды деревьев, неба, животных, птиц, фигуры человека, знакомятся с
линейной и воздушной перспективой, изучают произведения художников на
выставках, в музеях, по видеофильмам и учебной литературе в школьной
библиотеке.
Учащиеся третьего года обучения решают задачи на цветовые и
тональные отношения в пейзаже, развивают навыки передачи освещения,
плавности в глубоком пространстве, знакомятся с различными
художественными материалами при выполнении рисунков животных, птиц,
фигуры человека, архитектурных мотивов.
Учащиеся четвертого года обучения развивают навыки и умения в
выполнении пейзажей на состояние с решением различных композиционных
приемов, рисуют более сложные архитектурные фрагменты и сооружения в
линейной и воздушной перспективе, пишут натюрморты, используя широкий
спектр цветовых оттенков, совершенствуют технические прие5мы работы с
различными художественными материалами.
Учащиеся пятого года обучения решают более сложные задачи на
создание образа, грамотно применять сформированные навыки и умения по
учебным предметам: рисунок, живопись, композиция, применять различные
виды этюдов, набросков в работе над композиционными эскизами, навыки
передачи световоздушной перспективы, работы над жанровым эскизом с
подробной проработкой деталей.
3.Учебно-тематический план
Второй год обучения
Наименование темы
Общий объем времени
(в часах)
Вид
учебного
занятия
Максим.
Самост
.
работа
Аудитор
.
1.
Знакомство с предметом
7
3
4
Практическая
работа
2.
Кратковременные этюды
пейзажа на большие
отношения.
Зарисовка ствола дерева
7
3
4
Практическая
работа
3.
Наброски, зарисовки птиц,
этюды животных, фигуры
человека.
7
3
4
Практическая
работа
4.
Архитектурные мотивы
(малые архитектурные
формы)
7
3
4
Практическая
работа
5.
Натюрморт на пленэре
7
3
4
Практическая
работа
6.
Линейная перспектива
ограниченного пространства
7
3
4
Практическая
работа
7.
Световоздушная перспектива
7
3
4
Практическая
работа
Всего за год
49
21
28
Третий год обучения
Наименование темы
Общий объем времени
(в часах)
Вид
учебного
занятия
Максим
.
Самост.
работа
Аудито
р.
1.
Зарисовки первоплановых
элементов пейзажа. Этюд
деревьев.
7
3
4
Практическая
работа
2.
Кратковременные этюды
пейзажа на большие отношения
неба к земле.
7
3
4
Практическая
работа
3.
Архитектурные мотивы.
7
3
4
Практическая
работа
4.
Натюрморт на пленэре.
7
3
4
Практическая
работа
5.
Наброски, зарисовки и этюды
птиц, животных и человека.
7
3
4
Практическая
работа
6.
Линейная перспектива
глубокого пространства.
7
3
4
Практическая
работа
7.
Световоздушная перспектива
7
3
4
Практическая
работа
Всего за год
49
21
28
Четвертый год обучения
Наименование темы
Общий объем времени
(в часах)
Вид
учебного
занятия
Максим
.
Самост.
работа
Аудитор
.
1.
Зарисовки первоплановых
элементов пейзажа.
7
3
4
Практическая
работа
2.
Кратковременные этюды
пейзажа на большие
отношения
7
3
4
Практическая
работа
3.
Архитектурные мотивы.
7
3
4
Практическая
работа
4.
Натюрморт на пленэре.
7
3
4
Практическая
работа
5.
Наброски, зарисовки и этюды
птиц, животных и человека.
7
3
4
Практическая
работа
6.
Линейная перспектива
глубокого пространства.
7
3
4
Практическая
работа
7.
Световоздушная перспектива
7
3
4
Практическая
работа
Всего за год
49
21
28
Пятый год обучения
Наименование темы
Общий объем времени
(в часах)
Вид
учебного
занятия
Максим
.
Самост.
работа
Аудито
р.
1.
Зарисовки и этюды
фрагментов пейзажа с людьми.
7
3
4
Практическая
работа
2.
Длительные этюды и
зарисовки пейзажа.
7
3
4
Практическая
работа
3.
Архитектурные мотивы.
7
3
4
Практическая
работа
4.
Натюрморт на пленэре.
7
3
4
Практическая
работа
5.
Этюды и зарисовки фигуры
человека в пейзаже (на
стройке, в парке)
7
3
4
Практическая
работа
6.
Линейная и световоздушная
перспектива.
7
3
4
Практическая
работа
7.
Эскиз сюжетной композиции
по итогам пленэра.
7
3
4
Практическая
работа
Всего за год
49
21
28
Содержание тем. Годовые требования.
Второй год обучения
Тема 1. Знакомство с предметом «Пленэр». Ознакомление с основными
отличиями пленэрной практики от работы в помещении. Решение
организационных задач по месту и времени сбора, оснащению и основным
правилам работы.
Зарисовки и этюды первоплановых элементов пейзажа (розетка листьев
одуванчика, лопуха).
Самостоятельная работа. Чтение учебной литературы
Материал: карандаш, акварель.
Тема 2. Кратковременные этюды пейзажа на большие отношения.
Зарисовка ствола дерева. Передача тоновых и цветовых отношений неба к
земле. Знакомство с особенностями пленэрного освещения, теплохолодности,
рефлексов. Изменение локального цвета. Этюды пейзажей на отношение
«небо-земля» с высокой и низкой линией горизонта. Зарисовки стволов берез
(на светлом фоне неба и на темном фоне зелени).
Самостоятельная работа. Просмотр видеофильма
Материал: карандаш, акварель.
Тема 3. Наброски, зарисовки птиц, этюды животных, фигуры человека.
Передача особенностей пропорций, характерных поз, движений. Развитие
наблюдательности. Работа одним цветом с использованием силуэта.
Самостоятельная работа. Зарисовки и этюды домашних животных.
Материал: тушь, акварель.
Тема 4. Архитектурные мотивы (малые архитектурные формы).
Передача тональных отношений с четко выраженным контрастом. Работа
тенями. Этюд калитки с частью забора.
Самостоятельная работа. Посещение выставки.
Материал: карандаш, акварель, тушь, маркер.
Тема 5. Натюрморт на пленэре. Выразительная передача образа
растительного мотива. Умение находить гармоничные цветовые отношения.
Использование различных приемов работы карандашом и работы с
акварелью. Рисунок ветки дерева в банке, вазе. Этюд цветка в стакане.
Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки комнатных растений.
Материал: карандаш, акварель.
Тема 6. Линейная перспектива ограниченного пространства.
Знакомство с визуальным изменением размера предметов в пространстве на
примере школьного двора. Определение горизонта, изучение закономерности
визуальных сокращений пространственных планов. Зарисовка крыльца с
порожками. Этюд угла дома с окном, части крыши.
Самостоятельная работа. Просмотр иллюстраций.
Материал: Карандаш, акварель, гелевая ручка, маркер
Тема 7. Световоздушная перспектива. Определение правильных
цветотональных отношений пространственных планов. Изменение цвета
зелени под воздействием воздуха на свету и в тени. Этюд пейзажа с
постройкой на среднем плане. Зарисовка дома с пейзажем.
Самостоятельная работа. Кратковременные этюды и зарисовки домашнего
двора.
Материал: карандаш, акварель.
Третий год обучения
Тема 1. Зарисовки первоплановых элементов пейзажа. Этюд деревьев.
Образное восприятие природных форм. Рисование тенями: живописный
или графический подход к рисунку в зависимости от характера пластики
натуры. Зарисовки крупных камней, пней интересной формы. Этюд деревьев
(монохром).
Самостоятельная работа. Просмотр художественных журналов.
Материал: карандаш, акварель.
Тема 2. Кратковременные этюды пейзажа на большие отношения неба к
земле. Развитие пленэрного цветоощущения, передача общего тона и
тонально цветовых отношений в пейзаже. Выявление возможностей
акварельных красок в передаче различных состояния природы.
Использование различных приемов работы карандашом. Этюд на большие
отношения неба к земле при разном освещении. Зарисовки разных по форме
цветов и растений.
Самостоятельная работа. Этюд неба и земли из окна квартиры.
Материал: карандаш, акварель.
Тема 3. Архитектурные мотивы. Выявление характерных цветовых и
тоновых контрастов натуры и колористическая связь их с окружением.
Совершенствование навыков работы в технике, дальнейшее обогащение
живописной палитры. Этюд дома с деревьями и частью забора. Зарисовки
несложных архитектурных сооружений.
Самостоятельная работа. Просмотр учебной литературы.
Материал: карандаш, акварель, тушь.
Тема 4. Натюрморт на пленэре Определение правильных цветотональных
отношений. Развитие навыков в передаче пленэрного освещения, решения
тонально-цветовых отношений, градации теплохолодности. Два этюда
букетика цветов (на светлом и на темном фоне). Зарисовки корней деревьев с
нижней частью ствола.
Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки цветов в палисаднике, в
поле.
Материал: карандаш, акварель.
Тема 5. Наброски, зарисовки и этюды птиц, животных и человека.
Овладение приемами быстрого, линейного, линейно-цветового, линейно-
тонального изображения животных и птиц. выявление в набросках и этюдах
характерных движений. Грамотная компоновка нескольких изображений.
Самостоятельная работа. Копии этюдов и зарисовок животных и птиц из
журналов.
Материал: карандаш, акварель, маркер.
Тема 6. Линейная перспектива глубокого пространства. Практическое
знакомство с передачей перспективы на конкретном примере. Грамотная
передача тональных и цветовых отношений с учетом перспективы. Рисунок
дома с частью улицы, уходящей в глубину. Этюд части дома с окном или
крылечком и части улицы.
Самостоятельная работа. Просмотр учебного фильма.
Материал: карандаш, акварель.
Тема 7. Световоздушная перспектива. Объемно-пространственное
восприятие пейзажа. Красивое ритмическое расположение в листе пятен и
линий. Изменение цвета в пространстве. Этюд и зарисовка группы деревьев
на фоне дальнего пейзажа (два этюда- со светлыми и с темными стволами).
Самостоятельная работа. Этюд одного и того же пейзажного мотива в
разное время суток.
Материал: карандаш, акварель.
Четвертый год обучения
Тема 1. Зарисовки первоплановых элементов пейзажа. Интересное
композиционное решение. Использование различных приемов работы
акварелью и карандашом. Тропинки, аллеи, крутые склоны, деревья,
кустарники.
Самостоятельная работа. Просмотр учебной литературы.
Материал: карандаш, акварель, фломастер.
Тема 2. Кратковременные этюды пейзажа на большие отношения.
Целостность восприятия натуры и цельность ее изображения. Изучение
характера освещения. Этюды и зарисовки на различные состояния с разными
композиционными задачами.
Самостоятельная работа. Посещение выставки.
Материал: карандаш, акварель.
Тема 3. Архитектурные мотивы. Передача пропорций архитектурных
частей здания. Деталировка отдельных фрагментов. Выявление характерных
тоновых и цветовых контрастов. Рисунок и этюд фрагментов храма
(колокольни, барабанов с луковицами, оконных проемов и т.д.).
Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки местного храма.
Материал: карандаш, акварель, гелевая ручка.
Тема 4. Натюрморт на пленэре. Совершенствование навыков работы с
акварелью в условиях пленэрного освещения. Разнообразие рефлексов.
Умение находить гармоничные цветовые и тоновые решения. Зарисовки и
этюды букета цветов в вазе на солнце и в тени.
Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки различных цветов.
Материал: карандаш, акварель, гелевая ручка.
Тема 5. Наброски, зарисовки и этюды птиц, животных и человека.
Совершенствование навыков передачи характера движений и поз
домашних и диких животных. Пластика фигуры человека.
Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки своих близких и знакомых.
Материал: карандаш, акварель, гелевая ручка, фломастер.
Тема 6. Линейная перспектива глубокого пространства. Дальнейшее
изучение линейной и воздушной перспективы. Развитие навыков работы с
различными материалами. Рисунок лодок, катеров в различных ракурсах.
Этюды мостов на реке, причалов для лодок.
Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки транспорта.
Материал: карандаш, акварель, тушь.
Тема 7. Световоздушная перспектива. Передача плавности в пейзаже.
Цельность восприятия. Выявление композиционного центра. Этюды и
зарисовки холмистого и разнопланового пейзажа с постройками.
Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки характерных пейзажей по
памяти.
Материал: карандаш, акварель, тушь.
Пятый год обучения
Тема 1. Зарисовки и этюды фрагментов пейзажа с людьми.
Самостоятельный подход к выбору интересного сюжета. Использование
подходящих технических возможностей для создания определенного образа.
Кустарники и заросли на берегу реки. Крупные сучья деревьев с частью
ствола. Различные постройки.
Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки группы деревьев в парке.
Материал: карандаш, гелевая ручка, маркер, акварель.
Тема 2. Длительные этюды и зарисовки пейзажа. Решение
композиционного центра. Грамотное построение пространства. Плавность.
Закрепление навыков работы с различными художественными материалами.
Пейзаж сельских окраин.
Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки панорамных пейзажей.
Материал: карандаш, акварель, тушь.
Тема 3. Архитектурные мотивы. Выявление эстетических качеств
архитектурного мотива. Образное решение здания. Грамотная
последовательность в работе. Зарисовки и этюды пейзажных мотивов с
храмом и другими крупными сооружениями.
Самостоятельная работа. Этюды и наброски церквей.
Материал: карандаш, акварель, тушь, гелевая ручка.
Тема 4. Натюрморт на пленэре. Передача цветовых и тональных
отношений. Образное решение натюрморта. Передача материалов и фактуры
предметов. Рисование натюрморта из предметов дачного быта. Этюд
натюрморта из подобных предметов.
Самостоятельная работа. Тематический натюрморт по представлению.
Материал: карандаш, акварель, уголь, гелевая ручка, сангина.
Тема 5. Этюды и зарисовки фигуры человека в пейзаже (на стройке, в
парке).
Связь прикладной композиции. Поиск живописно-пластического
решения. Закрепление технических приемов работы с различными
материалами. Этюд сюжетов в зоопарке, в лесу.
Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки своих друзей или
автопортрет.
Материал: карандаш, акварель, маркер, фломастер, тушь.
Тема 6. Линейная и световоздушная перспектива. Творческий подход в
выборе приемов и средств композиции. Выразительность линейного рисунка.
Цельность колористического решения. Подробная детализация переднего
плана. Этюды и зарисовки натюрморта в пейзаже. Натюрморт походного
быта.
Самостоятельная работа. Посещение музеев.
Материал: карандаш, акварель, гелевая ручка.
Тема 7. Эскиз сюжетной композиции по итогам пленэра. Плавность в
пейзаже. Изменение цвета в зависимости от расстояния. Совершенствование
методов работы с акварелью и другими материалами. Зарисовки и этюды
озер, рек или озера со стеной леса или постройками на дальнем берегу.
Самостоятельная работа. Наброски и зарисовки подобных пейзажей по
памяти..
Материал: карандаш, акварель, тушь
4.Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения учебной программы «Пленэр», согласно ФГТ
3
,
является художественно-эстетическое развитие личности и приобретение
обучающихся следующих знаний, умений и навыков:
- знание закономерностей построения художественной формы и
особенностей ее восприятия и воплощения;
- знание способов передачи большого пространства, движущейся и
меняющейся натуры, законов перспективы, равновесия, плавности;
- умение передавать настроение, состояние в колористическом решении
пейзажа;
- умение применять сформированные навыки по учебным предметам:
рисунок, живопись, композиция;
- умение сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над
композиционными эскизами;
- навыки восприятия натуры в естественной природной среде;
- навыки передачи световоздушной перспективы, работы над жанровым
эскизом с подробной проработкой деталей;
- умение использовать полученные теоретические знания в
художественно-творческой деятельности.
Результатом обучения являются личностные качества, приобретение
которых в процессе обучения должна обеспечивать программа данного
учебного предмета, в том числе:
3
Федеральные государственные требования
- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих
восприятию в достаточном объеме учебной информации;
- умение планировать свою работу;
- осуществление самостоятельного контроля за своей учебной
деятельностью;
- умение давать объективную оценку своему труду, формированию
навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в
образовательном процессе;
- уважительное отношение к иному мнению и художественно-
эстетическим взглядам, понимание причин успеха/неуспеха собственной
деятельности;
- определение наиболее эффективных способов достижения результата.
5.Формы и методы контроля, система оценок
Программа предусматривает текущий контроль успеваемости и
промежуточную аттестацию.
Текущий контроль успеваемости подразумевает выставление оценок за
каждое задание («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»).
Промежуточная аттестация проводится в форме просмотров учебных
работ учащихся в конце пленэра с выставлением оценки. Просмотры
проводятся за счет аудиторного времени.
Критерии оценок
Оценка 5 («отлично») выполняет:
- грамотную компоновку в листе;
- точный и аккуратно выполненный подготовительный рисунок (при
работе с цветом);
- соблюдение правильной последовательности ведения работы;
- свободное владение линией, штрихом, тоном, передачей цвета;
- свободное владение передачей тональных и цветовых отношений с
учетом световоздушной среды;
- грамотная передача пропорций и объемов предметов в пространстве;
- грамотное использование особенностей применяемых материалов и
техник;
- цельность восприятия изображаемого, умение обобщать работу;
- самостоятельное выявление и устранение недочетов в работе.
Оценка 4 («хорошо») допускает:
- небольшие неточности в компоновке и подготовительном рисунке;
- неумение самостоятельно выявлять недочеты в работе, но
самостоятельно исправлять ошибки при указании на них;
- незначительные недочеты в тональном и цветовом решении;
- недостаточная моделировка объемной формы;
- незначительные ошибки в передаче пространственных планов.
Оценка 3 («удовлетворительно») делает:
- существенные ошибки, допущенные при компоновке;
- грубые нарушения пропорций, перспективы при выполнении рисунка;
- грубые ошибки в тональных отношениях;
- серьезные ошибки в колористическом и цветовом решении;
- небрежность, неаккуратность в работе, не умении довести работу до
завершенности;
- неумении самостоятельно выявлять и исправлять недочеты в работе.
6.Методическое обеспечение учебного процесса
В ходе планирования учебных задач обязательным моментом
является четкое определение целей задания. Педагог в словесной форме
объясняет детям, как достичь данной цели. Предлагается следующая
схема этапов выполнения заданий:
1. Анализ решения подобных тем и сюжетов в произведениях
художников-классиков и в работах учащихся з методического
фонда).
2. Выбор точки зрения.
3. Выбор формата изображения.
4. Определение пропорций, движения и характера
пространственных планов.
5. Проработка деталей композиционного центра.
6. Передача больших тоновых и цветовых отношений.
7. Обобщенная моделировка объемной формы, выявление градации
с учетом воздушной перспективы.
8. Подчинение всех частей изображения целому.
Преподаватель должен как можно чаще проводить «мастер-классы» для
учащихся. Для успешного изучения нового учебного материала, необходимо
в конце занятий проводить обсуждения успехов и неудач в группе.
Самостоятельная работа
Для полноценного усвоения программы предусмотрено введение
самостоятельной работы, на которую отводится 50% времени от аудиторных
занятий. К формам самостоятельной работы относятся: домашние задания
(сбор информации по теме, разработка эскизов); экскурсии, участие
обучающихся в творческих мероприятиях (районных, городских, областных
и межрегиональных).
Самостоятельная работа - это педагогическое средство организации и
управления самостоятельной деятельностью учащихся. С одной стороны -
это учебные задания, которые должен выполнить ученик, это объект его
деятельности. С другой стороны - это форма проявления соответствующей
деятельности мышления, памяти, творческого воображения при выполнении
учеником учебного задания, которое приводит ученика либо к получению
совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к расширению и
углублению сферы действий уже полученных знаний. И в том, и в другом
случае самостоятельная работа способствует развитию творческих
способностей, умственных сил ребенка и закреплению практических
навыков, знаний учащегося.
Использование различных видов самостоятельных работ помогает
преподавателю повысить уровень знаний, активизировать познавательную
активность, разнообразить работу с учащимися, как при изучении нового
материала, так и закреплении уже изученного.
7.Список рекомендуемой литературы и средств обучения
Для успешного результата в освоении программы по пленэру
необходимы следующие учебно-методические пособия:
Материальные: индивидуальные художественные принадлежности.
Наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, плакаты, фонд
работ учащихся, иллюстрации.
Демонстрационные: муляжи, чучела птиц, натюрмортный фонд.
Электронные образовательные ресурсы: сетевые образовательные ресурсы.
Аудиовизуальные: аудио- записи.
Методическая литература
1. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись.
Композиция.- М.,1981
2. Волков Н.Н. Цвет в живописи.- М.: Искусство, 1985
3. Кузин В.С. Наброски и зарисовки.- М.,1981
4. Маслов Н.Я. Пленэр.- М.: Просвещение, 1984
5. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок.- М.: Просвещение, 1973
6. Смирнов Г.Б. Унковский А.А. Пленэр. Практика по изобразительному
искусству- М.,1981
7. Тютюнова Ю.Н.Пленэр. Наброски, зарисовки, этюды.- М., Акад.
Проект, 2012
8. Барщ А.О. Наброски и зарисовки.- М.: Искусство, 1970
Учебная литература
1. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа.- М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС,
2000
2. Луковенко Б.А. Рисунок пером.- М.: Просвещение, 2000
3. Сокольникова Н.М. Основы рисунка.- Обнинск: Титул, 1998
4. Сокольникова Н.М. Основы композиции.- Обнинск: Титул, 1996