Конспект урока "Русская философская мысль начала ХХ века" 10 класс


Урок обществознания в 10 профильном классе
Тема: Русская философская мысль начала ХХ века.
Цель: Создать у учащихся представление об истории русской философской мысли в
соотнесении с событиями истории России
Задачи:
- закрепить знания об основных этапах философии;
- сформировать представление об основных отечественных мыслителях ХХ века;
- Развить умение находить причинно-следственные связи в истории;
- Воспитать уважение к различным точкам зрения;
- Воспитать уважение к родной истории.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: Лекция с элементами беседы
Средства обучения: компьютер, проектор
Ход урока
Деятельность учителя:
Деятельность учащихся:
1. Орг.момент: проверка готовности к уроку,
присутствия
Учащиеся приветствуют учителя,
садятся на свои места
Опрос домашнего задания:
Учащиеся в качестве разминки выполняют задание учителя
вопросы на экране:
1) По какому принципу образованы ряды? Назовите
понятие, общее для каждого приведенного ниже ряда.
Анаксимен, Анаксимандр, Фалес, Платон, Аристотель….
А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн…
2) О ком речь? Он полагал, что для пользы и в интересах
государства политик должен сочетать в себе хитрость и
силу, быть одновременно и «лисой» и «львом». Он вправе не
хранить верность своему слову, прибегать к лукавству и
вероломству, словом, использовать все средства, которые
способны укрепить государство, в качестве высшей
ценности выступает государство, перед которым интересы
отдельной личности или какие бы то ни было другие
соображения должны отступить на второй план. Кого из
философов можно привести в пример противопоставления
данным взглядам? Как должны на Ваш взгляд соотносятся
такие понятия как политика и мораль?
3) Раскройте философский смысл спора западников и
славянофилов.
Учащиеся выполняют задание
Урок обществознания в 10 профильном классе
2. Объяснение нового материала:
Каковы были исторические условия формирования
философской мысли в России в начале ХХ века?
Какие вопросы в этих условиях волновали
общественность больше всего в начале ХХ века?
- Учащимся приводится высказывание:
Не надо несбыточных грез,
Не надо красивых утопий.
Мы снова решаем вопрос,
Кто мы в этой старой Европе?
В. Я. Брюсов
Проблема урока: Споры о цивилизационной
принадлежности России сегодня
Точка зрения №1.
Россия и сегодня должна быть отнесена к группе стран с
преобладанием традиционных ценностей.
Точка зрения №2.
Россия представляет собой вариант западной
(индустриальной) цивилизации «догоняющего» типа.
Ответы учащихся:
Феодальные отношения
оставались весьма прочными и
укоренены в жизни страны. Несмотря
на это, во второй половине 19 века в
экономике энергично стал пробивать
себе дорогу капитализм.
Почти весь этот период отмечен
войнами, которые вела Россия: война
Крымская, русско-иранская, три русско-
турецкие, русско-японская войны,
первая мировая война. Постоянные
восстания и народные выступления…
Вся мыслящая часть общества
была охвачена проблемами перспектив
его развития, все мечтали о переменах.
Всеобъемлемость наступающего
кризиса диктовала всеобъемлющего
философского анализа, ситуаций и
перспектив развития страны,
т.е. решение вопроса «По какому пути
развития идти России?»
Обращается внимание учащихся на
проблему урока и обращение к ней в
конце урока для ответа
Урок обществознания в 10 профильном классе
Учитель приводит исторический факт:
Философия России первой половины XX века -
историческая справка: 29 сентября 1922 года, из Петрограда
ушел первый «философский пароход». На немецком судне
«Обербургомистр Хакен» в пожизненную ссылку отправились
мыслители, которых по выражению Льва Троцкого «расстрелять
было не за что, а терпеть невозможно». Уход «философского
парохода» был катастрофой для России? Почему?
Учитель знакомит учащихся с основными
направлениями философской мысли ХХ века в России
Евразийство -доктрина начала 20-х гг. XX в.
утверждала: Россия есть Евразия, третий, срединный
материк, это особый исторический и этнографический мир.
Эпоха господства Запада должна смениться временем
лидерства Евразии.
Первая четверть прошлого столетия стала периодом
активной творческой деятельности целой плеяды
отечественных философов
Н. А. Бердяев (1874-1948 гг.), С. Н. Булгаков (1871-
1944 гг.), П. А. Флоренский (1882-1937 гг.), Г. Г. Шпет
(1879-1937 гг.)
Н. А. Бердяев как и его предшественник В. Соловьев,
исходил из промежуточного положения России между
Западом и Востоком. Россия стала ареной «столкновения и
противоборства восточных и западных элементов»
В качестве примеров приводится несколько фраз
Н.А. Бердяева. Над какими вопросами размышлял философ?
В советский период в социальной философии и
исторической науке утвердился в достаточно догматическом
виде марксистский формационный подход. В учебниках и
научных изданиях проводилась мысль о том, что наше
общество, как и другие страны и народы, движется по
определенным ступеням общественного прогресса, одна
Размышления учащихся по данному
факту:
Мы потеряли живую мысль:
экономистов, социологов,
представителей исторических
дисциплин, философов. Это создало
огромные провалы в различных сферах
знания, но главное стало причиной
разрыва в воспроизводстве культуры
мышления: и философского, и, чуть
позже, научного.
Задача учащихся – составить в тетради
план – этапы философской мысли ХХ
века
1. Евразийство
2. Н. А. Бердяев (1874-1948 гг.),
С. Н. Булгаков (1871-1944 гг.),
П. А. Флоренский (1882-
1937 гг.), Г. Г. Шпет (1879-
1937 гг.)
3. Формационный подход
4. Цивилизационный подход
(Сущность государства, судьба России,
гражданство, любовь, положение
женщины в обществе)
Урок обществознания в 10 профильном классе
формация сменяется другой — более развитой.
Дается понятие «цивилизационный подход».
(комплексное, системное использование методологических
средств познания, отображающих в своем единстве
многоаспектное видение государства и права их
происхождение, сущность, функции, сферы и пределы
воздействия на общество, социальную ценность.
Основанием цивилизационного подхода является понятие
цивилизации.)
Учащиеся возвращаются к проблеме урока:
Споры о цивилизационной принадлежности
России сегодня
Точка зрения №1.
Россия и сегодня должна быть отнесена к группе стран с
преобладанием традиционных ценностей.
Точка зрения №2.
Россия представляет собой вариант западной
(индустриальной) цивилизации «догоняющего» типа. Для
подбора аргументов в поддержку той или иной точки
зрения, учащиеся знакомятся с текстом параграфа с.44
Можно ли считать поэтов – философами?
Приводятся примеры размышлений поэтов
О Русь! В предвиденье высоком
Ты мыслью гордой занята;
Каким ты хочешь быть Востоком:
Востоком Ксеркса – иль Христа?
В. Соловьев
У нас чужая голова,
А убежденья сердца хрупки...
Мы – европейские слова
И азиатские поступки.
Н. Щербина
Учащиеся сравнивают два подхода –
формационный и цивилизационный,
указывая преимущества и недостатки
Учащиеся записывают материал в своих
тетрадях
Учащиеся высказывают свою точку
зрения в вопросе о цивилизационной
принадлежности России сегодня.
Ответы учащихся. Аргументация.
Урок обществознания в 10 профильном классе
3. Закрепление: С помощью полученных знаний на
уроках темы «Философия» подтвердите или
опровергните фразы
«Философия - не школьная наука, ее изучать слишком
рано...»
«Философия - это слишком сложно...»
«Философия бесполезна»
(Учиться мудрости никогда не поздно,
как и не рано... Опыт подсказывает, что
самые вдумчивые философы - дети. Еще
Аристотель написал, что философия
произошла от удивления... Так, Беркли
сделал свое основное открытие еще
студентом. Шеллинг становится
магистром философии в 17 лет. Гегель
читает, и не без успеха, свою
философию гимназистам Нюрнберга,
Ницше становится уважаемым
профессором в 24 года...)
(Философия не требует специальных
знаний. Конечно, это не значит, что они
не требуют труда. Бывают вещи,
трудные именно потому, что они
просты: их нельзя свести к чему-то
другому, более понятному, объяснить
через что-то иное. Знание делает
сложное простым, но что нам делать с
простым? Тут-то и начинается
философия.)
(Философия дает человеку целостный
взгляд на мир и на его собственное
место в нем. Она дает нам увидеть мир,
найти, где причины, где следствия,
разобраться в том, что Маркс назвал
обманчивой видимостью вещей.
Подсмеиваться над философами было
модно еще две с половиной тысячи лет
назад. Фалес Милетский решил раз и
навсегда доказать: если философы и не
наживают богатства, то только потому,
что не хотят этого. И доказал! Он
угадал с помощью метеорологических
наблюдений, что на следующий год
будет большой урожай оливок. Он
Урок обществознания в 10 профильном классе
занял денег, скупил по дешевке все
давильни для изготовления оливкового
масла в своей местности, а когда
урожай был собран, владельцам оливок
пришлось выкупать у философа эти
давильни. Так Фалес разбогател - но для
него дело было не в этом, он только
хотел доказать, что может разбогатеть:
не просто как некий Фалес, а как один
из философов.)
4. Рефлексия:
Каждому участнику предлагается продолжить одну их
фраз:
меня удивляет…
мне непонятно…
мне нравится…
я сегодня узнал…
мне не понравилось…
меня удивило…
я бы изменил…
хотелось бы узнать…
Учащиеся по очереди выполняют
задание
Домашнее задание:
1. Текст из статьи Н.А. Бердяева «Воля к жизни и
воля к культуре»
2. Параграф 4, вопросы с 45
3. «Мое философское правило жизни…» (можно
разделять точку зрения с кем-либо из философов любой
эпохи, либо свое правило…). Назвать и аргументировать
Приложение №1 (текст для домашнего выполнения)
Прочитайте текст. Это отрывок из статьи Н.А. Бердяева «Воля к жизни и воля к
культуре», в которой философ определяет свое отношение к культуре и цивилизации.
Дайте ответы на следующие вопросы:
1. В чем Н.А. Бердяев видит принципиальную противоположность между культурой и
цивилизацией?
Урок обществознания в 10 профильном классе
2. Какие исторические примеры приводит Н.А. Бердяев, чтобы показать отсутствие
параллелизма в развитии культуры и цивилизации?
3. Согласны ли Вы с выводами русского философа? При обосновании своей позиции
приведите собственные примеры из истории человечества том числе XX XXI вв.), которые
либо подтверждают, либо опровергают аргументы Н.А. Бердяева.
Во всякой культуре, после расцвета, усложнения и утончения, начинается иссякание творческих
сил, удаление и угашение духа, убыль духа. Меняется все направление культуры. Она
направляется к практическому осуществлению могущества, к практической организации жизни
в сторону все большего её расширения по поверхности земли. И эта, слишком напряженная
воля к «жизни» губит культуру, несет за собой смерть культуры. ... Когда в массах
человеческих слишком распространяется жадность к «жизни», тогда цель перестает полагаться
в высшей духовной культуре, которая всегда аристократична, всегда в качествах, а не в
количествах. Культура не может оставаться на высоте, она неизбежно должна спускаться
вниз, должна падать. Происходит социальная энтропия, рассеяние творческой энергии
культуры. Культура срывается и падает, она не может вечно развиваться потому, что не
осуществляет целей и задач, зародившихся в духе творцов её. …
Высший подъем и высшее цветение культуры мы видим в Германии конца XVIII и начала
XIX века, когда Германия стала прославленной страной «поэтов и философов». Трудно
встретить эпоху, в которой была бы осуществлена такая воля к гениальности. На протяжении
нескольких десятилетий мир увидел Лессинга и Гердера, Гёте и Шиллера. Существует как
бы противоположность между культурой и «жизнью». Цивилизация пытается осуществлять
«жизнь». Она создает могущественное германское государство, могущественный капитализм и
связанный с ним социализм; она осуществляет волю к мировому могуществу и мировой
организации. Но в этой могущественной Германии не будет уже Гёте, не будет великих
германских идеалистов, не будет великих романтиков, не будет великой философии и великого
искусства всё станет в ней техническим. В этом трагедия культуры и трагедия
цивилизации.
Цивилизация, в противоположность культуре, не символична, не иерархична, не
органична. Она реалистична, демократична, механична. В цивилизации коллективный
труд вытесняет индивидуальное творчество. Цивилизация обезличивает.
Россия была страной загадочной, непонятой еще в судьбе своей, страной, в которой таилась
страстная мечта о религиозном преображении жизни. Воля к культуре всегда у нас
захлестывалась волей к «жизни», и эта воля имела две направленности, которые нередко
смешивались,– направленность к социальному преображению жизни в цивилизации и
направленность к религиозному преображению жизни, к явлению ч