Конспект урока "Типология обществ" 10 класс


Типологии обществ
В процессе развития социологического знания сложилось множество подходов к
классификации обществ. Классификации наиболее типических обществ основаны на выделении
их основных параметров. Самую первую типологию обществ предложили древнегреческие
мыслители Платон и Аристотель. Согласно их воззрениям все общества можно разделить по
формам государственного устройства на монархии, тирании, аристократии, олигархии,
демократии.
На сегодняшний день классификация обществ на основе господствующих в них политических
отношений не потеряла своей актуальности.
В современной социологии в рамках этого подхода выделяют тоталитарные (государство
определяет все основные направления социальной жизни), демократические (население может
влиять на государственные структуры) и авторитарные общества (сочетающих элементы
тоталитаризма и демократии).
В рамках марксизма основой для классификации обществ является способ производства
материальных благ. На этом основании выделяются шесть типов обществ:
1) первобытнообщинное общество, которое характеризуется примитивно-присваивающим
способом производства;
2) азиатское общество, отличающееся особым видом коллективной собственности на землю;
3) рабовладельческое общество, специфической чертой которого является собственность на
людей – рабов и продукты их труда;
4) феодальное общество, основанное на эксплуатации прикрепленных к земле крестьян;
5) буржуазное общество, в котором происходит переход к экономической зависимости
формально свободных работников наемного труда;
6) коммунистическое общество, которое возникает в результате установления равного
отношения всех к собственности на средства производства путем ликвидации
частнособственнических отношений.
Согласно другой типологии, которая сегодня занимает ведущее место в социологии, можно
выделить традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества. Традиционное
общество это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом
социокультурной регуляции, основанным на традициях.
Поведение индивидов в нем основывается исключительно на обычаях, нормах
традиционного поведения, устоявшихся социальных институтах (семья, община). Любые
социальные преобразования в таком обществе невозможны.
Особенностью такого типа общества является низкий уровень темпов производства. Для
современности характерно снижение количества традиционных обществ, однако они по-прежнему
сохраняются в Африке, центральной части Австралии, индейских резервациях.
Термин «индустриальное общество» впервые ввел
Анри Сен-Симон (1760–1825 гг.)
.
Свою дальнейшую разработку это понятие получило в работах
Р. Арона, У Ростоу, О.
Тоффлера
и др. исследователей.
В основе теории индустриального общества лежит идея о том, что в результате
промышленной революции происходит трансформация традиционного общества в
индустриальное. Для индустриального общества характерны следующие черты:
1) развитая и сложная система разделения труда и профессиональной специализации;
2) механизация и автоматизация производства и управления;
3) массовое производство товаров на широкий рынок;
4) высокая развитость средств коммуникации и транспорта;
5) рост урбанизации и социальной мобильности;
6) увеличение доходов на душу населения и качественные сдвиги в структуре потребления;
7) формирование гражданского общества.
В 60-е гг. XX в. в социологии формируется теория постиндустриального или
информационного общества. Эта теория разрабатывалась такими исследователями, как
Д. Белл,
А. Турен, Ю. Хабермас
.
Основой трансформации индустриального общества и превращения его в
постиндустриальное принято считать развитие вычислительной и информационной техники.
Основными чертами информационного общества являются:
1) глобальный характер информации, которая прорывает государственные границы и
организационные барьеры;
2) рост возможностей сбора, обработки, хранения, передачи информации, доступа к ней;
3) рост влияния информации на различные сферы деятельности;
4) расширение демократии, децентрализация общества.
В обществе существуют различные подходы к оценке феномена информационного общества.
Так,
Р. Ф. Абдеев
пишет, что следствием информационной революции и становлением
информационного общества становится развитие наукоемких производств с минимальным
использованием сырья и энергии. В информационном обществе жизнью правят интеллект,
знания, высокоорганизованный труд, нет безработицы и национальных проблем, народ доволен
жизнью.
Однако существуют и определенные опасения, связанные с наступлением эры
информационного общества. Негативной стороной постиндустриального общества является
опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ
к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и
обществом в целом. С другой стороны существует опасность формирования двухклассового
общества: тех, кто владеет информацией и тех, кто не будет иметь доступ к ней в силу различных
причин.
Еще одним распространенным подходом в современной социологии является
цивилизационный подход. В рамках этой концепции также существует классификация обществ.
В основе цивилизованного подхода лежит идея своеобразия пути, пройденного народами. В
рамках этой теории разными исследователями выделяются различные цивилизации, однако для
всех характерно выделение Египетской, Китайской, Вавилонской, Европейской, Российской,
Мусульманской, Греческой и других цивилизаций.
Любая цивилизация является уникальной. Уникальность каждой цивилизации
обуславливается не только материальной базой и способом производства, но и соответствующей
им культурой. Культура в данном случае определяется совокупностью определенного
мировоззрения, образом жизни населения и моралью народа.
Все это в совокупности составляет, по определению последователей данного подхода, дух
народа, обуславливающий определенное отношение к самому себе. Таким образом, можно
говорить, что в рамках цивилизационного подхода в качестве основания для классификации
обществ является складывающаяся в них культура.
Подводя итог, необходимо отметить, что существует множество подходов к классификации
обществ. При этом среди них не существует единственного общепризнанного. Это подчеркивает
актуальность рассмотрения данного вопроса.