Презентация "Тамбовская епархия в конце XIX начала XX века"


Подписи к слайдам:
Тамбовская епархия в конце Х1Х – нач ХХ века 1.Территориально – административное устройство Тамбовской епархии 2. Тамбовские храмы 3.Тамбовские монастыри 4.Тамбовская духовная семинария. Социальная просветительская и благотворительная деятельность 5.Подвижники благочестия6.Религиозные организации и течения.

Тамбовская епархия в конце Х1Х – нач ХХ века 1.Территориально – административное устройство Тамбовской епархии 2. Тамбовские храмы. Храмы Первомайского района 3.Тамбовские монастыри 4.Тамбовская духовная семинария. Социальная просветительская и благотворительная деятельность 5.Подвижники благочестия 6.Религиозные организации и течения.

Храм Рождества Христова с.Старокленское Первомайского района

  • Храм Рождества Христова с.Старокленское Первомайского района

Никольская церковь в с. Лычное

Первомайского р-на Тамбовской области.

Вид на храм с западной стороны

Вид храма с восточной стороны

Строящаяся церковь Михаила Архангела

Строящаяся церковь Михаила Архангела

с. Новокленское Первомайского р-на Тамбовской области.

Священником села Знаменское (Новокленское) Раненбургского уезда с 1858 по 1884 гг состоял Герасим Николаевич Славин.

  • Священником села Знаменское (Новокленское) Раненбургского уезда с 1858 по 1884 гг состоял Герасим Николаевич Славин.

www.history-ryazan.ru

ПЕРВОМАЙСКИЙ РАЙОН Тамбовской области

ХРАМ в С.СТАРОСЕСЛАВИНО

С.Старосеславино Первомайского района Тамбовской области. Вид с запада

Покровская церковь в поселке Первомайский Тамбовской области.  

Церкви. В городах и селах губернии православных соборов и церквей 1191, при них священников 1321, дьяконов и псаломщиков 2314. Монастырей мужских 9 (монахов 194 и послушников 124), женских 12 (монахинь 717 и послушниц 1133). Старинные монастыри: Лебедянский, Троицкий, Санаксарский близ Темникова, Черниев в Шацком уезде, Саровская пустынь в Темниковском уезде, Вышенская пустынь в Шацком уезде, Казанско-Богородицкий и Вознесенский (женский) монастыри в Тамбове.

Никольская церковь в с. Лычное

Первомайского р-на Тамбовской области.(2-ая полов XIX)

Одеяния православного духовенства.

Церковь каменная, теплая,построена в 1871г. Престолов три: главный - св. Дмитрия Солунского(26 октября) и придельные - Рождества Пресвятой Богородицы (8 сентября) и св. Петра и Онуфрия (12 июня)

Храм Рождества Христова с.Старокленское Первомайского района

Церковь в честь иконы Божией Матери (Боголюбский собор г.Мичуринск)

Священномученик Иоанн (Троянский)

Епископ Иоанн (в миру Троянский Иван Ефимович), 1862 г.р.,

уроженец с. Новокленское Первомайского района Тамбовской области.

Окончил Тамбовскую Духовную семинарию и до революции служил в

Тамбовской епархии. В 1922 году перешел в обновленчество, но в 1925 году,

принес покаяние и был, принят в лоно Русской Православной Церкви. В 1925

году хиротонисан во епископа Акмолинского и Петропавловского, викария

Омской епархии. В 1930 году – епископ Бугурусланский, а затем епископ

Рыбинский. На период ареста, в 1937 году, был епископом Великолукской

епархии. Постановлением тройки УНКВД по Калининской области, от 31

августа 1937 года, приговорен по ст. 58-10 УК РСФСР к ВМН - расстрелу.

Приговор приведен в исполнение 4 сентября 1937 года. Реабилитирован

прокуратурой Тверской области 31 июля 1989 года. Канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в

2000 году.

АУФСБ по Тверской области Д.- 24198.

Золотов Василий Иванович, 1873 г.р., уроженец с. Новобогоявленское Первомайского района Тамбовской области. Окончил Духовное училище. На момент ареста, в 1930 году, служил священником в церкви с. Нижние Пески Уметского района. Постановлением тройки при ПП ОГПУ по ЦЧО от 17 марта 1930 года приговорен по ст. 58-10 УК РСФСР к 5 годам концентрационного лагеря. В 1937 году, продолжая служить священником в с.Нижние Пески, был вновь арестован и постановлением тройки УНКВД по Воронежской области от

5 сентября 1937 года приговорен по ст. 58-10 УК РСФСР к ВМН – расстрелу.

Приговор приведен в исполнение 11 октября 1937 года. Реабилитирован

прокуратурой Тамбовской области 3 апреля 1989 года.

Сообщение УФСБ ТО от 09.08.2004 №10/1-7369.

* Иван Ефимович ТРОЯНСКИЙ(Иоанн) – священномученик, священник, епископ, 1862 г.р., уроженец с.Новокленского. До революции служил в Тамбовской епархии. В 1922 г. Перешел в обновленчество, но в 1925 г. Принес покаяние и был принят в лоно Русской Православной церкви. На период ареста, в 1937 году, был епископом Великолукской епархии. Приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 4 сентября 1937 года. Реабилитирован 31 июля1989 года. В 2000 году канонизирован.

Игумнов Прокопий Герасимович, 1892 г.р., уроженец с.

Новобогоявленское Первомайского района Тамбовской области. На момент

ареста, в 1937 году, служил ктитором в церковном приходе по месту рождения.

Постановлением тройки УНКВД по Рязанской области от 10 декабря 1937 года

приговорен по ст. 58-10 УК РСФСР к 10 годам ИТЛ. Реабилитирован

прокуратурой Тамбовской области 24 марта 1989 года.

Сообщение УФСБ ТО от 09.08.2004 №10/1-7370.

Миронов Филимон Павлович, 1884 г.р., уроженец с. Ивановка

Рязанской области. На момент ареста, в 1937 году, служил священником в

церкви с. Ново-Богоявленское Первомайского района Тамбовской области.

Постановлением тройки УНКВД по Рязанской области от 31 декабря 1937 года приговорен по ст. 58-10 УК РСФСР к 10 годам ИТЛ. Реабилитирован

прокуратурой Тамбовской области 5 июля 1989 года.

Сообщение УФСБ ТО от 09.08.2004 №10/1-7370.

Новиков Александр Филиппович, 1891 г.р., уроженец с.

Старокленское Первомайского района Тамбовской области. На момент ареста, в 1937 году, служил священником в церкви с. Мезинец Староюрьевского района.

Постановлением тройки УНКВД по Воронежской области от 29 сентября 1937 года приговорен по ст. 58-10 УК РСФСР к ВМН – расстрелу. Приговор

приведен в исполнение 4 октября 1937 года. Реабилитирован прокуратурой

Тамбовской области 13 апреля 1989 года.

Сообщение УФСБ ТО от 31.08.2004 №10/1-8174.

Троянский Петр Ефимович, 1874 г.р., уроженец с. Новокленское

Первомайского района Тамбовской области. На период ареста, в 1937 году, был

священником в церкви с. Среднее Добринское Липецкой области.

Постановлением тройки УНКВД по Воронежской области от 25 декабря 1937

года приговорен по ст. 58-10 УК РСФСР к ВМН – расстрелу. Приговор

приведен в исполнение 3 января 1938 года. Реабилитирован прокуратурой

Липецкой области 10 апреля 1989 года.

ГАЛО Ф.Р. 2210. Оп.1. Д.- 22946.

«После реформ духовно-учебных заведений в 1867-1870 гг. при Тамбовской семинарии создана образцовая воскресная школа, где преподавали ученики старших классов. При основании Тамбовской семинарии в ней обучалось 29 человек, в 1799 г. - 592, а к началу 20 века более 600. Семинария была одним из крупнейших духовно-учебных заведений в стране. Обучение в семинарии было платным, однако существовала широкая возможность для выходцев из семей духовенства обучаться на казенный счет или получать стипендии, которых было несколько и учреждались они чаще всего разными благотворителями. При семинарии существовало общежитие, но часть семинаристов все же жила на квартирах в городе. С 1788 г. в семинарии стала формироваться фундаментальная библиотека. Здесь были представлены почти все богословские издания выходящие в Лейпциге, Париже, Кельне, Лондоне, Риме, Вене, Берлине, Петербурге и Москве.

4.Тамбовская духовная семинария. Социальная просветительская и благотворительная деятельность

Строительство здания началось в 1785 г. по проекту архитектора Усачева. Корпус с южной стороны основного здания был пристроен в начале XX века

Первоначально в семинарии читались курсы риторики, грамматики, философии и богословия. Особое значение придавалось изучению древних языков латинского, греческого и древнееврейского. Ученики обязаны были делать переводы цицироновых писем и богословских трудов Фомы Аквинского. В течении XIX века вводились все новые и новые предметы: гомилетика, сравнительное и нравственное богословие, история раскола и сектантства, церковная история, гражданская история, французский и немецкий язык, физика, психология, логика, алгебра, дидактика и педагогика, медицина, агрономия, история русской словесности, география и многие другие. Одно время в Тамбовской семинарии преподавался мордовский и татарский язык, а преподаватель Тюленев одним из первых перевел Евангелие на мордовский язык. К началу XX века курс обучения в семинарии длился шесть лет и состоял из шести классов по два отделения в каждом классе (1 и 2 разряда).

В Тамбовской духовной семинарии всегда был очень сильный педагогический состав. Здесь преподавали такие замечательные педагоги, как Н. Говоров (создатель одной из лучших русских грамматик), знаток раскола Н. Чиннов, логик и философ, первый составитель жизнеописания прп. Марфы прот. М. Сладкопевцев, основатель тамбовской школы пчеловодства С. Вадковский, словесник Н. Орлов, исследователь и знаток русского хорового искусства прот. В. Лебедев, один из первых серьезных исследователей иконографии архимандрит Христофор и многие другие.

Тамбовская Духовная семинария была средним учебным заведением, дававшим неплохое среднее специальное образование. Выпускники семинарии становились не только священниками, но и врачами, инженерами, учителями, ветеринарами, агрономами, учеными».

В 1886 г. Епархиальным советом были разработаны и правила для учреждения библиотек для церковно-приходских школ. Целью подобных библиотек было бесплатное снабжение книгами и учебными пособиями церковно-приходских школ.

Одним из наиболее крупных благотворительных мероприятий Тамбовского Епархиального училищного совета было открытие бесплатных столовых для учеников церковно-приходских школ и школ грамоты во время неурожая 1891–92 гг. К 1 марта 1892 г. в Тамбовской епархии было открыто 69 столовых на 2046 учащихся в тех приходах, которые особенно сильно пострадали от неурожая; советом было отпущено на них около 12000 р., а через месяц, к 1 апрелю, было открыто уже 127 столовых на 3814 учеников. Подобные столовые открывались также и при земских школах, устраивались частными лицами (например, В.И. Вернадский в 1891–92 гг. организовал на свои средства бесплатные столовые для крестьян Моршанского уезда).

Серафим Саровский (Прохор Исидорович Мошнин)

(1754 – 1833)

5.Подвижники благочестия

1776 г. – паломничество в Киев, Киево-Печерскую лавру

1778 г. – послушник в Саровском

монастыре в Тамбовской

губернии

1786 г. – принял монашество, посвящен в иеродьяконы.

Иеродьякон - монах в сане

дьякона.

1793 г. – рукоположен в

иеромонахи.

Иеромонах - монах-священник.

В 1794 г. стал жить в лесу, в келье.

1807 г. – отец Серафим принял обет молчания.

1810 г. – возвратился в монастырь, но ушел в затвор до 1825 года.

6.Религиозные организации и течения.

Количество сектантов и раскольников в Тамбовской епархии

Год

Общее кол-во населения

Раскольники и сектанты

Католики

Лютеране

Иудеи

Магометане

1855

1776674

17962

442

256

1862

1977647

6909

1594

190

215

15912

1901

3161116

19346

1741

772

1978

26055

1903

3259873

17901

1747

625

2183

25301

1910

3631329

19390

1451

847

3002

33957

Духоборы

  • Секта появилась в начале XVIII в. в Слободской Украине, затем распространилась и в Тамбовской губернии. Здесь руководителем секты стал житель с. Горелое Ларион Побирохин.

Молокане Первое упоминание об этой секте относится к 1765 г., по преданию основана она была в Тамбовской епархии Семеном Уклеиным. Сами себя называли «духовные христиане», название молокане за ними закрепилось потому, что они утверждали, что их учение «чистое словесное молоко».

Баптисты Секта появилась в епархии около 1880 г. и занесена была из Черноморья. Первые общины существовали в с. Воронцовка и Новотомниково Шацкого уезда.

Хлысты

  • В Тамбовской епархии впервые упоминаются в 1761 г., тогда их называли шелапутами, а хлыстами прозвали за то, что они во время своих собраний (радений), чтобы ввести себя в состояние особого экстаза хлестали себя хлыстами.

Скопцы

  • Секта появилась в конце XVIII в. Первый скопческий корабль в нашей епархии основан в 1769 г. крестьянином Кондратием Селивановым в с. Сосновка Моршанского уезда. Расцвет секты пришелся на первую половину XIX в.

Старообрядцы

  • На территории епархии противники реформы патриарха Никона появились еще в XVII в. Существовало два направления: беспоповцы и беглопоповцы.

Успенская старообрядческая церковь, г. Моршанск

Австрийцы

  • Со второй половины XIX в. от беглопоповцев отделяются австрийцы, которые имели свою высшую иерархию (так называемая Белокриницкая иерархия). Главный их пункт г. Моршанск.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: § 33, вопросы

www.history-ryazan.ru