Разработка урока "Старинные храмы Чёбаковской территории"

Разработка урока по краеведению
«Старинные храмы Чёбаковской территории»
Цель урока: «показать вклад Чёбаковской территории в культурное наследие
страны»
Задачи:
Рассказать о храмах существующих и существовавших на Чёбаковской земле;
Воспитать патриотические качества и привить любовь к своему краю;
Развить способности анализировать, группировать и обобщать полученные
знания.
Методы: рассказ учителя с элементами беседы
Материалы и оборудование: карта Ярославской области, экран, проектор,
компьютер, атлас Чёбаковской территории, атлас Ярославской области, учебник по
краеведению (авторы Морозов А.А., Коровин С.И.)
Ход урока
Урок начинается со вступления учителя:
Родина - это очень много, это и тропинка с бродом через ручей, и пространство в
1/6 всей земной карты, растущие города и малые, в 10 дворов деревеньки. Это имена
людей, названия рек и озёр, памятные даты истории и план на завтрашний день. Это ты
и я с нашим миром чувств, нашими радостями и заботами.
Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитаешь листьев и всё, что мы
делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его
повалил бы даже слабый ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни -
это то, чем мы были вчера, год, сто, тысячу лет назад.
Это наша история.
Учитель подводит ребят к теме урока
Учитель: Ребята, а какие памятники древности, расположенные на нашей
территории вы знаете?
Дети: Старинные барские усадьбы, разрушенные церкви?
Учитель: А сколько старинных храмов было на нашей территории?
Учитель: На нашей территории было 5 действующих храмов. А в каких деревнях
они находились вы знаете? (дети начинают перечислять)
Учитель: Вы уже догадались, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке
Дети: о старинных храмах нашей местности
Учитель: И так тема нашего сегодняшнего урока: «Старинные храмы Чёбаковской
территории»
Учитель: Так вот на сегодняшнем уроке я хочу вам рассказать о храмах нашей
местности, когда и кем они были построены, как правильно назывались, какие
святые и иконы были почитаемы в этих храмах.
Свой рассказ я начну с самой древней из церквей со Спасской Церкви.
Этот храм находится в деревне Николо-Заболотье. Храм каменный, пятиглавый, с
ярусной колокольней, построен в 1690 году (то есть ещё в XVII веке) на средства
прихожан. В храме было четыре престола (как в летней части храма, так и в зимней)
во имя Спаса Нерукотворного Образа; во имя преподобных Зосимы и Савватия
Соловецких (тех самых, которые основали знаменитый Соловецкий монастырь на
севере, в просторечии Соловки); во имя святителя Николая чудотворца,
архиепископа Мирликийского; во имя Рождества Христова. Особенно почиталась
часть святой ризы Господней и частицы святых мощей великомученицы Екатерины
и мученика Христофора. Церковь была закрыта в 1965-ом году. В 1998 году храм
передан Русской Православной Церкви (известно, что восстановить пока удалось
лишь зимнюю церковью).
На всю Ярославскую губернию, было не более 5 подобных сельских
приходских храмов, да ещё и каменных, да ещё и расписанных фресками. В XVII
веке каменное строительство было очень дорого, и позволить его могли лишь очень
состоятельные люди. Вывод – в конце семнадцатого века село Николо-Заболотье
принадлежало какому-то очень богатому владельцу (например, из древнего
боярского рода) или было очень крупным торговым или ремесленным центром,
жители которого могли позволить себе роскошь возвести каменный храм и
пригласить ярославских «знаменщиков» (то есть мастеров фресковой росписи).
Судя по внешнему виду церкви, храм да нашего времени дошёл не в
первоначальных формах архитектуры конца XVII века, а перестроенным. Историки
приблизительно датируют его перестройку первой половиной XIX века, к этому же
периоду относится и ярусная колокольня.
Ещё было сельцо Введенское-на-Печегде (термин «сельцо» обозначает
небольшое поселение с барской усадьбой, в котором была церковь, обычно
построенная на средства барской семьи; типичным примером «сельца» было
Марфино на берегу Печегды старожилы ещё помнят стоявший там каменный
двухэтажный барский дом с большой верандой и деревянную церковь с кладбищем).
Оно было расположено примерно в двух верстах вверх по течению реки Печегды от
дер. Михальцево. По переписи 1859 года в сельце было 7 дворов, в которых
насчитывалось «7 душ мужского полу и 8 женского». В начале XVIII века сельцо
принадлежало помещикам Марковым. В 1729 году на средства Г.Маркова там была
выстроена каменная Введенская церковь, которая называлась храм во имя введения
во храм Пресвятой Богородицы, не сохранившаяся до наших дней. В ней было два
престола во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы и во имя Иоанна
Предтечи, Пророка и Крестителя Господня. Последним священнослужителем этого
храма был отец Иероним, который с 1905 по 1917 год преподавал в Чёбаковской
церковно-приходской школе «Закон Божий».
Деревни Судилово нет на карте, так как раньше там располагалась военная
часть. А все, что связано с военными у нас засекречено. Но топографический крест
на карте все-таки есть. При въезде в деревню сразу бросаются в глаза руины
инфраструктуры бывшей военной части: гаражи, бункеры, остатки зданий. Картина
удручающая. А дальше стоят довольно добротные двухэтажные домики. Никаких
опознавательных знаков или надписей нет. Наследие военной секретности.
Церковь находиться практически в лесу, на могилах растут высокие деревья.
Называлась она Церковь Рождества Христова.
Храм каменный, одноглавый, с колокольней настоящее время разрушена),
построен в 1764 году на средства прихожан. В храме было два престола летней
части и в зимней) во имя Рождества Христова и во имя святителя Николая
чудотворца, архиепископа Мирликийского. Особенно почиталась в храме икона
Николая чудотворца.
В советское время в храме располагалась то ли мастерская, то ли какое-то
хранилище, поэтому внутреннее убранство изуродовано: некоторые стены снесены,
настенная роспись обколота. Но действо, в честь которого назван храм все-таки
осталось на западной стене храма: это чудеснейшей красоты фреска.
Следующий храм, о котором я вам хочу рассказать, находится в деревне
Алексейцево. Называется он Церковь Вознесенская.
Храм каменный, одноглавый, с ярусной колокольней, построен в 1805 году на
средства прихожан и майора Горохова. В храме было два престола летней части и
в зимней) – во имя Вознесения Господня и во имя иконы Божией Матери, именуемой
«Знамение». Особенно почиталась икона Николая чудотворца.
Стены храма были расписаны многочисленными яркими фресками с
изображением ангелов и святых. Пол в летней половине был выслан из чугунной
плитки, а в зимней был деревянный. Стекла в церкви были из цветной мозаики.
Освещалась церковь свечами. Они располагались на стенах, а в центре храма перед
парадными дверями висела большая люстра в форме шаров. Электричества в церкви
никогда не было.
Отапливалась она в зимнее время двумя печами. Печи были покрыты изразцовой
плиткой. Самым красивым местом в церкви был Иконостас. В летней половине
храма находился настил как бы имитируя второй этаж, на нем находились певчие.
Рядом с храмом располагалась колокольня. Церковь была закрыта в 1930-е годы. В
советское время в храме находился склад сельхозинвентаря.
О церкви расположенной в деревне Сумаково до нас дошло очень мало
информации и не смотря на то что она «моложе» остальных храмов, от нее осталось
только полуразрушенное здание самой церкви.
Храм назывался Троицкая Церковь
Храм каменный, одноглавый, с колокольней (в настоящее время разрушена),
построен в 1836 году на средства прихожан и благотворителей на месте утраченной
деревянной церкви, которая сгорела при пожаре. В храме было два престола
летней части и в зимней) во имя Святой Живоначальной Троицы и во имя
преподобного Авраамия, архимандрита Ростовского. Церковь была закрыта в 1930-е
годы. В советское время в храме находились склад, мельница.
Учитель: Таким образом, мы с вами проделали большое путешествие по нашему
маленькому уголку Чёбаковской земле. Познакомились с духовной культурой нашей
местности, узнали, что в окрестностях поселка Чёбаково существовало 5 храмов
давайте вспомним и перечислим их:
Дети: Николо-Заболотская «Спасская церковь» . Николо-Заболотье),
Введенская «храм во имя введения во храм Пресвятой Богородицы» (с.
Введенское-на-Печегде),
Судиловская «Церковь Рождества Христова» (д. Судилово),
Алексейцевская «Вознесенская» (д. Алексейцево),
Сумаковская «Троицкая церковь» (д. Сумаково).
Учитель: А какая из них самая древняя?
Дети: Самая древняя из них это «Спасская» Николо-Заболотская церковь,
построенная в 1690 году (то есть ещё в XVII веке), и это единственный храм,
который в настоящее время восстанавливают.