Презентация "МНОГООБРАЗИЕ КУЛЬТУР"

Подписи к слайдам:
  • Познакомиться с теориями Шубарта,
  • Шпенглера, и Данилевского о
  • многообразии культур.
  • Познакомить учеников с определением «культура» и «цивилизация»;
  • Рассказать о философах и их теориях.
Определения культуры и цивилизации;
  • Определения культуры и цивилизации;
  • Теория культур Н. Я. Данилевского;
  • Теория культур О. Шпенглера;
  • Архетипы культуры В. Шубарта;
  • Что нужно запомнить;
  • Вывод;
  • Вопросы.
всё то, что создано руками и разумом человека, «вторая природа»;
  • всё то, что создано руками и разумом человека, «вторая природа»;
  • совокупный духовный опыт человечества.
  • ступень в развитии человечества вслед за дикостью и варварством;
  • своеобразие материальной, духовной и социальной жизни той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития.
  • ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (1822-1885) - русский философ, публицист, социолог и естествоиспытатель. В своей книге "Россия и Европа" (1869) выдвинул теорию обособленных "культурно-исторических типов" (цивилизаций).
  • Первая ступень
  • «Первичные», «подготовительные» цивилизации (вавилонская, египетская, индийская, китайская, иранская).
  • Не развито определенное качество человеческой деятельности: религия, культура, политика, экономика
  • Вторая ступень
  • Специализированные, «одноосновные» цивилизации:
  • Европейская–религиозная;
  • Эллинская-культурная;
  • Римская-политическая.
  • Развита одна из сторон общественной жизни
  • Третья
  • ступень
  • Составные, «двухосновные» цивилизации (например, германо-романская)
  • В них впитывается то, что ранее существовало на их месте (греч. и рим. политика и культура-основа германо-романской цивилизации)
  • Четвертая ступень
  • Славянская цивилизация
  • Объединяющая, гармонизирующая все цивилизации
  • О. Шпенглер (1880 - 1936) - немецкий философ, культуролог и историк.
  • Основные труды
  • «Закат Европы»
  • «Человек и техника»
  • «Годы решений»
  • «Умирая, культура становится цивилизацией»
  • По мнению Шпенглера, «культура – это организмы, а мировая история есть их коллективная биография.» Философ считал, что культуры рождаются, растут, и, выполнив свое предназначение, умирают.
  • Каждая культура проходит через стадии, аналогичные развитию живых организмов (человека, дерева, цветка). По мнению философа, каждая культура имеет свою душу. Когда же она выполнила свою задачу, она «вдруг застывает» и становится цивилизацией.
  • детство
  • юность
  • зрелость
  • старость
  • цивилизация
  • «Цивилизация – смерть культуры (по Шпенглеру), переход точки зрения на мир с «орлиной» на «лягушачью»»
  • Ницше
8 великих культур по Шпенглеру:
  • египетская
  • вавилонская
  • индийская
  • китайская
  • арабская
  • западная
  • греко-римская
  • мексиканская
  • Англичанин смотрит на мир как на фабрику, француз — как на салон, немец — как на казарму, русский — как на храм.
  • Англичанин жаждет добычи, француз — славы, немец — власти, русский — жертвы.
  • Англичанин ждет от ближнего выгоды, француз симпатии, немец хочет им командовать. И только русский не хочет ничего.
  • Вальтер Шубарт. “Европа и душа Востока”
  • «Англичанин ищет выгоды,
  • Француз блистает в салоне,
  • Немец командует в казарме.
  • Чего русский хочет?
  • Русский хочет всего. Всего сразу. Или ничего».
  • Вальтер Шубарт. “Европа и душа Востока”
В. Шубарт выделил четыре архетипа*
  • В. Шубарт выделил четыре архетипа*
  • человека:
  • *Архетип (от гр. arche – начало и typos -
  • образ) – прообраз, первичная форма, образец.
  • 1. Гармоничный человек. Он одушевлён внутренней гармонией. Мир достиг своей цели, его следует созерцать и любить ( гомеровские греки, китайцы эпохи Конфуция, христиане времен готики).
2. Героический человек. Он видит в мире хаос. Этот хаос он должен упорядочить. Миру ставятся цели, определяемые самим человеком. Так ощущали себя Древний Рим, романские и германские народы Нового времени.
  • 2. Героический человек. Он видит в мире хаос. Этот хаос он должен упорядочить. Миру ставятся цели, определяемые самим человеком. Так ощущали себя Древний Рим, романские и германские народы Нового времени.
3. Аскетический человек. Он воспринимает жизнь как заблуждение, пытается скрыться от него в мистике, покидает реальность без надежды и желания улучшить мир. Так чувствуют себя индусы.
  • 3. Аскетический человек. Он воспринимает жизнь как заблуждение, пытается скрыться от него в мистике, покидает реальность без надежды и желания улучшить мир. Так чувствуют себя индусы.
4. Мессианский человек. Он считает себя призванным создать на земле божественный порядок. Стремится создать гармонию, которую чувствует в себе. Так происходило с первыми христианами и большинством славян, в том числе с русскими.
  • 4. Мессианский человек. Он считает себя призванным создать на земле божественный порядок. Стремится создать гармонию, которую чувствует в себе. Так происходило с первыми христианами и большинством славян, в том числе с русскими.
  • Основные цивилизации начала XXI века
  • Иерархия мира по Н. Я. Данилевскому имеет четыре ступени:
  • 1 ступень - «подготовительные» цивилизации
  • 2 ступень - «одноосновные» цивилизации
  • 3 ступень - «двухосновные» цивилизации
  • 4 ступень - славянская цивилизация
  • Шпенглер считал, что культуры рождаются, растут, и, выполнив свое предназначение, умирают, т. е. становятся цивилизациями.
  • В. Шубарт выделил четыре архетипа человека:
  • Гармоничный человек
  • Героический человек
  • Аскетический человек
  • Мессианский человек
  • Типы культуры многообразны. Культуры разных стран отличаются друг от друга и по тайне своего происхождения, и по традициям, и по внутренним особенностям.
Что такое культура?
  • Что такое культура?
  • Что такое цивилизация?
  • Что общего находил Шпенглер в культуре и живых организмах?
  • Какую цивилизацию Данилевский считал объединяющей и гармонизирующей все цивилизации?
  • Что происходит с культурой, когда она выполняет свою функцию?
  • Поршина Алина
  • Полянская Иляна
  • Вяткина Мария
  • Александрова Анастасия
  • Под руководством Е.Р. Крицкой