Тестовые задания "Казачья форма одежды" 6 класс

Казачья форма одежды.
Тестовые задания.
1. Что оказало большое влияние на развитие форменного костюма кубанских казаков?
а) европейская мода
б) традиции запорожского казачества
в) культура кавказских горцев
г) замкнутый образ жизни
2. Что является составной частью казачьей "справы"?
а) форменная одежда
б) конь
в) оружие
г) всё вышеперечисленное
3. На что нашиваются газыри?
а) черкеска
б) бурка
в) бешмет
г) башлык
4. Какую ткань предпочитали для шитья бешмета?
а) шерсть
б) шёлк
в) лён
г) хлопок
5. Какие цвета характерны для кубанской казачьей формы?
а) черный и малиновый
б) синий и красный
в) черный и синий
г) зеленый и синий
Ключ к тестовой части: 1-в, 2-г, 3-а, 4-б, 5-а.
Вопросы с развернутыми ответами.
1. В 1860 году была утвержден исторически сложившийся на тот момент перечень
формы одежды кубанского казачьего войска. Поясните, что входило в этот перечень.
2. В ходе первой мировой войны некоторые элементы традиционной формы были
заменены. Приведите примеры и объясните, почему это было сделано.
3. Какие сведения о хозяине давал башлык?
4. Почему у казаков допускалось ношение серьги?
5. Какую роль играет папаха (кубанка) в обычаях и символике казаков?
Ключ к развернутым ответам:
1. Черноморские, а затем кубанские казаки во многом позаимствовали форму одежды
и отдельные детали обмундирования у живущих рядом кавказских горцев. Тем более,
что они оказались более удобны для несения пограничной службы, нежели костюм
запорожских казаков. С 1860 года специальным указом военного ведомства была
утверждена единая форма одежды Кубанского казачьего войска. Костюм кубанского
казака состоял из рубахи, бешмета, шаровар, мундира в виде чекменя или черкески,
заимствованного у горцев, башлыка и бурки.
2. Кровопролитные войны начала 20 века показали неудобство и непрактичность
традиционной казачьей формы на поле боя, но с ними мирились, пока казак нёс
сторожевую службу. Уже в 1915 году в ходе Первой мировой войны, которая остро
обнаружила эту проблему, казакам разрешили черкеску и бешмет заменить на
гимнастёрку пехотного образца, бурку - на шинель, а папаху заменить фуражкой.
Традиционная казачья форма была оставлена как парадная.
3. Серьги у казака означали его роль и место в роду. Например, единственный сын у
матери носил одну серьгу в левом ухе; последний в роду носил серьгу в правом ухе.
Две серьги означали единственного ребенка у родителей. Кроме того, при равнении
налево и направо казачий командир видел, кого следует беречь в бою.
4. Башлык представлял собой квадратный островерхий капюшон с длинными
лопастями, которыми укутывали в непогоду шею. Как правило, башлык располагался
на плечах казака, закрепляясь тонким шнурком за его шею. Он давал некоторые
сведения о хозяине: завязанный на груди башлык означал, что казак отслужил
срочную службу, перекрещен на груди - следует по делу, концы заброшены за спину
свободен, отдыхает.
5. У казака папаха или кубанка играла огромную роль в обычаях и символике.
Обычай нашивать на папахи и фуражки награды - бляшки с надписями, за что
награжден полк, еще больше увеличивал духовную ценность головного убора.
Папаха символизировала полноправную принадлежность к станичному обществу. На
кругу казаки находились в шапках, ими голосовали, перед избранным атаманом шапки
снимали, а он надевал. Снимал шапку и выступающий. Если есаул надевал шапку
задом наперед - значит, выступающий лишался слова. Снималась она лишь во время
молитвы, присяги, была вызовом на поединок, в казачьей хате красовалась на самом
видном месте. В доме вдовы лежала под иконой, что означало, что семья находится
под защитой бога.
Шапку кидали во двор, предупреждая, что придут свататься.
Сбитая с головы шапка, как и сорванный с женщины платок, считалась смертельным
оскорблением, за которым следовала кровавая расплата.
В шапки зашивали иконки и охранительные молитвы. За отворот клали особо ценные
бумаги и приказы.