Методическая разработка занятия по актерскому мастерству "Сценическое внимание"


Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр музыкально-хореографического искусства «Эдельвейс»
Приморского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка занятия
по теме
«Сценическое внимание»
Автор: Педагог ГБОУ ДОД ЦИ «Эдельвейс»
Егорова Ольга Александровна
Санкт-Петербург
2012
2
Пояснительная записка.
Предмет «Основы мастерства актера» является важным для развития
ребенка. Он формирует не только творческие способности детей, но и
помогает им утвердиться как самостоятельной личности, раскрепоститься,
чувствовать себя уверенным в общении. Кроме того, актерское мастерство
вырабатывает такие качества у ребенка, как общительность, открытость,
ответственность, чувство причастности к общему делу.
Важным разделом в образовательной программе «Основы мастерства актера»
является – раздел «Сценическое внимание».
Внимание – сосредоточение на объекте. В жизни каждому человеку присуще
внимание (у кого-то более развитое, у кого-то – менее), но жизненное
внимание отличается от сценического. В жизни внимание – непроизвольно и
инстинктивно, и сосредотачивается на том объекте, который наиболее
значим в данный момент. При этом доминирует обычно зрительное,
слуховое, осязательное или мышечное внимание.
В каждый момент творчества также возникает непроизвольное внимание, но
уже не жизненное, а сценическое. Внимание на сцене – это синтез
зрительного, слухового, осязательного, мышечного внимания. Во время
действия на сцене – актер должен всесторонне быть внимателен.
Раздел «сценическое внимание» включает в себя упражнения и игры для
развития многоплоскостного внимания, зрительной, слуховой, осязательной,
мышечной памяти, собранности, способности быстро переключаться с
одного действия на другое или же концентрироваться на одном.
Целью данного раздела является создание условий для развития
сценического внимания у каждого ребенка, занимающегося в группе,
оказание помощи в раскрытии творческих способностей средствами
театральных тренингов и игр.
Задачи раздела «Сценическое внимание»:
Образовательные - формирование представления о различных видах
сценического внимания,
Развивающие – развитие многоплоскостного внимания и памяти, а также
стремления к саморазвитию,
Воспитательные - совершенствование творческой индивидуальности и
воспитание чувства причастности к общему делу, ответственности за свои
действия, уважения к творчеству каждого занимающегося в группе.
Раздел «Сценическое внимание» присутствует программе каждого года
обучения программы «Основы мастерства актера». Очень важно работать над
вниманием непрерывно.
3
На примере одного занятия рассмотрим механизм работы с детьми над
развитием сценического внимания.
Для реализации занятия необходимы следующие условия:
- количество детей от 10 до 15,
- разница в возрасте детей не должна превышать 3 года (например, от 8 до 11
лет, от 10 до 13 лет, от 12 до 15 лет),
- сцена или класс не менее 18 кв. м.
Основными формами и методами организации проведения занятия являются:
Формы организации детей:
- фронтальная,
- групповая,
Формы проведения занятия:
- практическое занятие – игра.
Продолжительность занятия – 45 минут.
План занятия:
1. Приветствие (1-2 минуты)
2. Разогрев - настройка инструмента (2-3 минуты)
3. Цикл упражнений «прислушайся» (8 -12 минут)
4. Цикл упражнений «присмотрись» (12 – 15 минут)
5. Цикл упражнений «почувствуй» (12 – 15 минут)
6. Игра на внимание (10 – 12 минут)
7. Прощание (1 – 2 минуты)
4
Занятие «Развитие сценического внимания»
Приветствие (1-2 минуты)
Учащиеся встают в творческий полукруг, расправляют плечи, руки спокойно
опущены вдоль туловища.
Педагог стоит лицом к учащимся.
Дружные аплодисменты – приветствуем друг друга, затем аплодируем
каждый сам себе – подбадриваем себя, аплодируем своему соседу слева,
аплодируем соседу справа, и вновь – дружными аплодисментами
приветствуем всех присутствующих в классе.
Разогрев – настройка инструмента (2 3 минуты).
У каждого человека, работающего в любой сфере деятельности, есть свой
инструмент. Так, например, у плотника – молоток, гвозди; у маляра – кисть,
валик; у пианиста – пианино, а у актера – единственный инструмент,
которым он должен владеть в совершенстве – это его тело!
Для того чтобы начать работать со своим инструментом, его надо разогреть.
Для этого похлопаем себя по рукам, ногам, туловищу, чтобы придать тонус
мышцам. Затем хорошенько разотрем те же части тела, затем бережно
погладим, чтобы успокоить. А теперь тоже самое проделаем с соседом слева:
похлопаем, разотрем, погладим; затем – с соседом справа.
Теперь инструмент актера готов к выполнению тренинга.
Цикл упражнений «Прислушайся»
Учащимся предлагается занять любое место в классе, принять удобное
положение тела, но, соблюдая обязательное условие – пространство класса
должно быть полностью заполнено (никаких скоплений нескольких человек
в одном месте или наоборот чересчур отдаление друг от друга).
Проделаем упражнение «Послушай себя» (2-3 минуты)
Педагог просит ребят закрыть глаза и мысленно сосредоточиться на своем
теле, что происходит в нем, дает по хлопку команду. Через минуту
упражнение останавливается хлопком. В течение одной минуты
воспитанники должны прислушаться к себе.
Затем начинается обсуждение, кто и что услышал (или может быть,
почувствовал)
Ответы учащихся могут быть следующими: «Хочется кушать», «Гудит
голова», «Стучит сердце» и тд.
Далее следует упражнение «Послушай друзей» (2-3 минуты)
Ребятам также предстоит по хлопку закрыть глаза, но задача меняется –
теперь им надо постараться услышать обстановку вокруг себя, что
происходит в данном помещении, вокруг остальных ребят.
5
После окончания (по хлопку) упражнения – также проходит обсуждение,
только теперь педагог просит ребят не повторяться в своих высказываниях.
Так например, ученики могут сказать, что слышали, как работает лампа
дневного освещения, кто-то шелохнулся, скрип двери и тд.
После проведем упражнение «Послушай мир вокруг» (2-3 минуты)
Принцип упражнения тот же – по хлопку ребята на минуту закрывают глаза,
по хлопку открывают. Но объектом подслушивания теперь является то, что
происходит за пределами класса (а можно, усложнить – за пределами
помещения!). после выполнения упражнения происходит обсуждение без
повторения уже сказанного кем-то из учащихся.
Чаще всего можно услышать от ребят: «Шум машины», «Топот ног»,
«Разговоры за дверью» и тд.
Усложняем задачу, постараемся услышать одновременно и то, что
происходит внутри нас, и то, что окружает нас, и то, что за пределами нашего
местонахождения. Для этого выполним упражнение «Вездеслух» (2-3
минуты).
Для этого – по хлопку ребята на минуту закрывают глаза и пытаются
поймать своим слухом тот момент, когда шумы могут совпасть. Но этого
может и не произойти.
Цикл упражнений «Присмотрись»
После упражнений на развитие слухового внимания перейдем к
упражнениям для развития зрительного внимания.
Для этого – педагог просит воспитанников встать и занять произвольные
позы, но с условием, чтобы позы отличались от поз своих товарищей. Также
ребята должны располагаться так, чтобы им было видно друг друга.
Упражнение «Точная копия» (4-5 минут) заключается в следующем:
ведущий, то есть педагог называет два имени: первое имя того, чью позу
надо повторить, второе – имя того, кто повторяет позу. Следом делается
хлопок, на который все меняют позы. После этого идет проверка точности
повторения позы. Затем называется следующая пара имен, также следует
хлопок и проверка. Со временем имена называются быстрее, то есть
сокращается время наблюдения за позой, которую требуется повторить.
«Цветная память» (4 – 5 минут)
Для следующего упражнения педагогу понадобится 5 карточек разных
цветов. В начале условимся: какой цвет что будет обозначать. Начать можно
с простых физических действий. Например:
Красный – прыгать,
Желтый – топать,
Синий – хлопать,
Зеленый – приседать,
6
Фиолетовый – ползти.
Затем ребятам дается задание непрерывно, хаотично двигаться по классу, не
взаимодействуя друг с другом, как только поднимается карточка того или
иного цвета – выполнять ранее обговоренное задание, при этом продолжая
двигаться.
Сначала педагог поднимает по одной карточке, меняя их, затем можно и
усложнить, поднимая одновременно несколько карточек. В итоге можно
показать все 5 карточек.
«Полоса препятствий» (4-5 минут)
для выполнения следующего упражнения учащимся необходимо встать в
змейку, затылок в затылок. Впередистоящий – ведущий. Задача ведущего –
вообразить перед собой препятствие и преодолеть его, задача следующих за
ведущим – увидеть препятствие и в точности повторить его на том же месте,
точно так же, как и ведущий. При правильном выполнении упражнения, при
точном воспроизведении движений ведущего, последний в колонне будет
действовать так же, как и первый.
За время выполнения упражнения можно сменить несколько ведущих. А
также дать задачу ведущему, где он преодолевает препятствия (например,
горы, джунгли, подземелье и пр.). От этого изменится характер движений,
они будут более конкретными.
Цикл упражнений «Почувствуй»
Для выполнения следующего упражнения «Хлопки» (4-5 минут) ребятам
снова следует занять все пространство класса.
Самый простой вариант выполнения упражнения, с которого всегда стоит
начинать – педагог хлопает, дети двигаются на хлопки. Можно условиться
так: один хлопок – один шаг. При этом, двигаясь по классу, важно соблюдать
следующее условие: занимать все пространство класса.
Несколько усложняя упражнение, можно предложить ребятам двигаться со
скоростью в 2 раза быстрее заданной хлопками, в 3 раза медленнее и д.
Хлопки прекращаются – все замирают. Далее педагог поручает вести
упражнение одному из учащихся, при этом сам ребенок тоже продолжает
выполнять упражнение. В последствие педагог меняет имена ведущих,
задачей ребят остается не только точно двигаться в заданной скорости, но
теперь и подхватить ту скорость, которая была задана предыдущим ведущим.
Упражнение можно усложнить еще – предложить ведущим самим передавать
эстафету, называя имя последователя. Важно отметить, что должна
присутствовать непрерывная линия хлопков, передающихся от одного
ведущего к другому.
После выполнения упражнения «Хлопки» - выполним упражнение «Фигуры»
(4-5 минут).
7
Для этого – ребятам предлагается на определенный счет (например, на 8)
выстроить из себя различные фигуры, при этом, не разговаривая друг с
другом, не трогая друг друга руками.
Начнем с простого – это может быть круг, квадрат, треугольник. Каждый раз
на построение дается только 8 секунд. Педагог вслух отсчитывает время, на
последней секунде – звучит хлопок, после этого фигура становится
неподвижной, даже если она не доделана.
Натренировавшись на простых фигурах, можно перейти к более сложным
комбинациям. Например, круг и квадрат, два треугольника и пр. Для этого,
конечно, группе придется разделиться, но сделать это надо также – на 8
счетов и, не прибегая к помощи слов.
Далее можно попробовать делать обобщенные фигуры, например, круг в
квадрате, треугольник в круге и тд.
Упражнение «Счет» (4 – 5 минут) вытекает из предыдущего упражнения.
Для этого надо попросить ребят выстроить круг на те же 8 счетов (можно и
меньше – на 5, на 3).
Затем педагог называет любое число от 1 до того, числа, которое равно
количеству детей, присутствующих на занятии ( например, 12 детей на
занятии, значит, педагог назвать может число от 1 до 12). Остаться в круге
должно именно то число детей, которое назвал педагог, остальные
приседают. Упражнение выполняется без договоренности ребят между
собой.
Усложняя задание – можно выстроить детей в линию, чтобы они не видели
друг друга или же в круге, но спиной в центр.
«Игра на внимание» (10-12 минут)
Большая часть урока прошла, ребятам немного хочется отдохнуть. Для этого
можно провести с ними игру. На внимание!
Например, это может быть игра – «Поход».
Ведущий – педагог предлагает присесть в полукруг и отправиться в поход.
Для этого с собой что-то нужно взять.
Педагог придумывает принцип, по которому будет отбирать ребят. Но его не
рассказывает. Делает первую подсказку. И игра началась. Задача ребят –
выяснить, какой же принцип загадал педагог и соответственно быть
принятым в поход.
Самый простой принцип – нужно взять с собой предмет, название которого
будет начинаться на ту же букву, что и его имя.
Например, имя педагога – Наталья, первая подсказка Педагог Наталья берет с
собой в поход носки. Принцип задан. Теперь ребятам нужно догадаться, что
же взять с собой, для этого нужно быть предельно внимательным.
8
Прощание
После игры – педагог просит встать ребят в первоначальный творческий
полукруг, выпрямить спину, улыбнуться друг другу и аплодисментами
поблагодарить себя за проведенный урок, поблагодарить друг друга и
попрощаться.
Материально-техническое обеспечение занятия:
Класс (сцена),
Карточки 5 цветов.
Использованная литература:
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой.- М.: 1987,
2. Актерский тренинг по системе Станиславского.- М.: 2008,
3. Гиппиус С.В. Актерский тренинг.- СПб.: 2006,
4. Кокорин А.К. Вам привет от Станиславского.- М.: 2007,
5. Станиславский К.С. Работа актера над собой.- М.: 2003.